ДарЪя
|
|
« Ответ #85 : 20 Сентябрь 2009, 17:41:40 » |
|
Музыкальный декаданс
...Дойдя до современности, автор спрашивает: "Грех ли играть на гитаре?" Мы естественно отвечаем: "Конечно, нет!" Ни на гитаре, ни на скрипке, ни на флейте. И нам кажется излишним доказательство негреховности инструментов примерами использования некоторых из них в ветхозаветном богослужении, досуге монахов и отдельных святых (маленькое замечание: органы используют католические церковные хоры). Но говорится всё это о. Сергием лишь для того, чтобы задать вопрос: "А на электрогитаре - грех играть или не грех?". В действительности, вопрос ставится шире: "Грех ли играть рок-музыку?". О. Сергий смотрит в суть, ему трудно отказать в последовательности. Если играть не грех, то почему грех – слушать (и наоборот)? Если играть - грех, то дальнейшее обсуждение темы бессмысленно. Ответить здесь непросто, но всё-таки необходимо.
Выясним для начала, что такое рок-музыка. Это - музыкальное направление, имеющее свои определённые рамки и довольно чёткую идеологию. В плане музыки, прежде всего, ритм, а именно барабан, и гитары: соло (ведущая) гитара и бас-гитара. Соло-гитара - инструмент, наверняка, знакомый каждому; его сольные вставки нередко используются в композициях, мало имеющих отношения к року. Порой игра на нём буквально разрезает слух. Бас-гитара отвечает за шумы, некие звуковые пульсации. Она и есть тот грохот, который раздаётся из наушников "металлистов" в общественном транспорте. С этим органично сочетается "вокал", представляющий в лучшем случае пение в состоянии раздражения, гнева, на грани истерики, в худшем - злобное рычание, дикий необузданный крик, безумные вопли. Тяжёлый, грубый звук порождает соответствующую интонацию исполнения, содержащую скрытую, либо открытую форму агрессии, передаёт негативные эмоции и низменные чувства.
Наиболее это ощущается во время просмотра видеоклипов. В зрительных образах, которые внушает рок-музыка, в той или иной мере присутствуют мотивы насилия. Типичным сюжетом видеоклипов данного направления служат убийство, самоубийство, разрушение, погромы, разврат. Девушка, исполняющая вроде бы лирические вещи, в одном из клипов скейтбордом выбивает лобовое стекло автомобиля. Если разговор о любви, то, как правило, представлены ссоры, разлуки. Атмосфера в клипах мрачная, давящая, озлоблённая, вплоть до психических патологий. Немало видеороликов - особенно из среды тяжелых и экстремальных ответвлений рока - запрещено публично показывать из-за изощрённо-жестокого, порнографического или оккультно-сатанистского содержания. Не случайно именно рок-музыка используется в фильмах и видеоиграх экстремального и брутального характера, так как жёсткое ритмичное звучание как нельзя лучше подходит под кровавые сражения, перестрелки, взрывы и горящие здания. Замените здесь рок, скажем, на произведение Баха и вы сразу почувствуете несоответствие, верните его на место – картина смерти и разложения вновь обретёт цельность. Всё это показывает тот спектр чувств, которые способна передавать и передаёт рок-музыка. Уместно будет привести высказывания архимандрита Рафаила (Карелина) по данной теме: "Что представляют собой звуки рок-музыки, о чем повествуют они людям, о ком идет рассказ, заключенный в дикой какофонии? – О демоне, которого Христос назвал “древним убийцей”. Рок музыка - это музыка смерти, разрушений, взрывов, горящих зданий, летящих на землю осколок, разрываемых на части человеческих тел; это картина диавольского апокалипсиса, это то – что хотел бы сделать Диавол с миром, если была бы дана ему власть. Что еще содержится в звуках рок-музыки? - Циничный секс, само дыхание мерзкой страсти, извращенный психизм, который хочет подавить дух и убить его, как вакханки - Орфея. В рок-музыке зафиксированы переживания всех видов разврата и, поэтому, концерты рока часто оканчиваются психическими эпидемиями, которые охватывают всю аудиторию, это те же вакханалии древних язычников, только в более уродливом виде".
Об этом свидетельствуют и сами рок-музыканты. Вот слова ныне покойного лидера группы "Гражданская оборона" Егора Летова: "В моем понимании рок - это движение античеловеческое, антигуманистическое, некая форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы". Рок по духу разрушителен, откровенно демоничен. Старец Паисий Святогорец называл его сатанинской музыкой. Недаром рок-музыка является атрибутом сатанистов. Она отражает их агрессивно-депрессивное, оккультное мироощущение.
Для о. Сергия рок в эстетическом плане не ущербное, а вполне полноценное явление. Доказывая это, он утверждает: "Сейчас стали постоянными концерты известнейших высокопрофессиональных рок-групп… вместе с симфоническими оркестрами… Эта интеграция сама по себе говорит о многом. Рок-музыка органично сочетается с классической музыкой, а также с чисто народной, например, индийской". Скажу, так же "органично" с инструментальной музыкой сочетаются хип-хоп, R’n’B, техно, попса. Исполнители расходуют огромные средства на приглашение симфонических оркестров с целью записи или выступлений. Дело здесь в коммерческом интересе, а не в особых достоинствах какого-либо жанра.
...Однако это не всё. Рок-музыка имеет ритуально-языческое происхождение. Дабы выяснить, сохранилась ли преемственность в духовном плане, предлагаю сравнить рок с учениями и практиками современных оккультных движений. Объектом для сравнения выберем культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), организация которого действует и по смерти основателя. Гуру, чья известность выпала на вторую половину XX столетия, разработал собственное учение и прилагающиеся к нему практики, действующие в контексте оккультного движения "Нью-эйдж". Сопоставим "практическую" сторону рока - концерты, с медитациями, разработанными Раджнишем (информация берётся из книги "Сектоведение Тоталитарные секты" Александра Дворкина). "1-я стадия: 10 минут глубокого, быстрого дыхания через нос (в сопровождении ударов барабана. – А.Т.). Пусть ваше тело будет настолько расслабленным, насколько возможно… Если тело хочет двигаться во время этого дыхания, позвольте ему… 2-я стадия: 10 минут катарсиса, полного содействия любой энергии, которую породило дыхание… Не подавляйте ничего. Если вам хочется плакать – плачьте, если хочется танцевать – танцуйте. Смейтесь, кричите, вопите, прыгайте, дергайтесь: все, что вам хочется делать, - делайте!" Начался рок-концерт. Толпа "завелась", и контролировать себя уже не в силах, вытворяет всё, что взбредёт на ум, расслабившись заранее (выпив пива, например). Помню, однажды попал на живое рок-выступление в парке. Вокруг стоял невыразимый шум - к сцене подойти решительно невозможно, и присутствовало ощущение, как теряешь над телом контроль, чувствуя, что оно вот-вот ринется в пляс. "3-я стадия: 10 минут выкрикивания "Ху-ху-ху". Поднимите руки над головой и подпрыгивайте вверх-вниз, продолжая выкрикивать: "Ху-ху-ху". Прыгая, твёрдо приземляйтесь на ступни ног, чтобы звук глубоко проник в половой центр. Истощите себя совершенно". Разгар рок-концерта. Скачет, "отрывается" аудитория. Рокеры повторяют за солистом слова песни, служащие для них почти гимном, пытаясь переорать гитарные рифы. Руки поднимаются вверх, пальцы сжимаются в "викториях" и "козах", жестах, взятых из язычества, которые внесены в мир рок-н-ролла приверженцами оккультизма. Интуитивно осознавая, кто вдохновляет сие веселье (дьявол), пришедшие воздают ему честь, употребляя подобную жестикуляцию. "4-я стадия: 10 минут полной остановки, застывшего пребывания в той позе, в какой вы есть. Дыханием энергия была пробуждена, очищена катарсисом и поднята суфийской мантрой "Ху". И теперь позвольте ей действовать глубоко внутри вас. Энергия – значит движение. Если вы больше не выбрасываете её вовне, она начинает работать внутри. 5-ая стадия: от 10 до 15 минут танца, празднования, благодарения за глубокое блаженство, которое вы испытали". Массовый психоз – обычное окончание рок-концерта… "Кроме "динамической медитации", Раджниш ввёл также разработанную им "медитацию кундалини", во время которой сектанты сильно тряслись, с целью "разогнать зажимы тела", и плясали, "чтобы проявилась вновь обретённая струящаяся жизненность". Чем не типичные рок-танцы? Как мы видим, здесь больше сходств, чем различий. И главное – суть одна. В обоих случаях участники желают получить сомнительные в нравственном и духовном отношении удовольствия. Для раджнишистов "медитация -состояние "не-ума"… чистого сознания без содержания", метод активации "бессознательного".
Для рокеров рок-концерт – возможность удовлетворить страсти, совершенно дикие желания, предаться дионисийству (хотя не обязательно посещать рок-концерт, можно просто послушать рок-музыку, пережив подобные состояния только в меньшей мере). Отсюда первое и второе – две разновидности языческих вакханалий в настоящем времени. Неудивительно, что они одинаковы по последствиям. "Случалось, что сеансы медитаций в раджнишевских ашрамах заканчивались драками и поножовщиной. Многие потеряли здоровье, испытав на себе "терапию" Раджниша". Куда более плачевных примеров, связанных с рок-концертами, больше чем предостаточно. Что касается идейной похожести, то учение гуру, сочетающее непрестанный протест, гедонизм и человекобожие, вообще тождественно философии рок-музыки. Слова Раджниша: "Мы делаем революцию… Я жгу старые писания, крушу традиции…"; "Я основатель единственной религии, другие религии - обман", - готовые строки рок-песни. Подытожив вышесказанное, ответим на вопрос "Грех ли играть рок-музыку?". Итак, мы выяснили, что рок – разрушающий душу и тело, демонизирующий, обращённый к низменным порывам музыкальный феномен, снабжённый бунтарской идеологией, корнями уходящий в язычество и до сего дня сохраняющий с ним мистическую связь. Греховен ли он? Разумеется! И никакой речи о его прослушивании, не говоря уже об исполнении, быть не может. В брошюре "Со временная культура: сатанизм или богоискательство?" предлагается идеализированное несогласованное с реальностью определение. "Возникло даже понимание термина "рок-культура" - любое серьезное, ищущее, глубокое, некоммерческое искусство". Стержнем рок-культуры является рок-музыка, следовательно, любым искусством (живописью, скульптурой, прочим) она считаться не может. Рок - искусство некоммерческое? Это вам повторит любой рокер, однако в действительности всё обстоит иначе. Чисто коммерческих рок-групп пруд пруди, а тем, кто пытается внести что-нибудь своё, нередко приходится идти на уступки продюсерам и звукозаписывающим компаниям. Уже тот факт, что рок-музыканты фабрикуют видеоклипы, выпускают разнообразную продукцию со своими изображениями и логотипами, снимаются в рекламе, участвуют в телешоу, весьма убедительно говорит о приоритете финансовой стороны деятельности над остальными. По поводу оставшихся достоинств рассуждать не станем: "искательство" затронем потом; насчёт глубины и серьёзности замечу, что музыка, пригодная больше для безумной пляски (это в лучшем случае), нежели для лирических раздумий, ни серьезной, ни глубокой называться не может. Из рока особенно выделяется так называемый русский рок, предстоя в ореоле славы: "Он родился как протест против советской бездуховности и пошлости советского искусства". Рок появился на Западе как протест против традиционных устоев и ценностей (особенно, моральных) тогдашнего общества. Попав в Советский Союз, музыкальный бунт адаптировался к условиям тирании, так что хвастаться тут особо нечем. Да и агрессивный мятеж, переходящий в прямые призывы к революции, совсем не в Христианском духе. С критической литературой разделываются одним махом. Вот как дискредитируются западные источники: "появившиеся в последнее время брошюры о рок-музыке повторяют, в основном, одни и те же обвинения, выдвинутые западными исследователями, которые, не надо об этом забывать, являются еретиками. А у еретиков извращенный взгляд на все. Как и везде, они и здесь ничем не брезгуют ради доказательства своих взглядов: прибегают к своим излюбленным приемам - подтасовкам и клевете". Православные материалы о. Сергий тоже не жалует, основаны они в какой-то мере на еретических работах. Вообще, судя по категориям, на которые автор разбивает своих оппонентов-единоверцев, никто, кроме него самого и его сторонников, сколько-нибудь реальных представлений о рок-музыке иметь не может. Объясняя наброски инославных исследователей на рок, о. Сергий представляет чуть ли не богоугодным делом движение, способствовавшее вспышкам суицида, наркомании, распространению разврата, крушению у молодёжи авторитета родителей, учителей, традиционных социальных институтов. "Неприятие рок-музыки так называемыми "христианскими" западными исследователями на самом деле отражает только конфликт поколений... Причины этого конфликта в том, что молодежь, в силу присущей ей категоричности, не приемлет рационалистические идеи западного прагматического общества, в том числе, в духовной области (далее нарушается логическая связь. – А.Т.), а в конечном итоге - не приемлет ересь, ее мораль и мировоззрение". Кое в чём мы всё-таки с автором согласимся. "Рок-музыканты - вовсе не примитивные и ограниченные люди, как считают некоторые". Я знаю ребят, играющих в рок-ансамблях. Они действительно такие же люди как и все остальные, однако, с прискорбием вынужден констатировать, увлечение рок-музыкой характеризует их не лучшим образом. Приходилось наблюдать, как прослушивание рок-песен меняло их поведение в неадекватную сторону; не говоря об отпечатках на личности, остающихся после соприкосновения с демонической сущностью рока, присваивающего себе статус одной из жизненных доминант. Могу сказать нечто подобное и о себе самом. Таким людям необходима помощь, поддержка в тяжёлой борьбе с губительной страстью, а не компромисс. Они выразят благодарность, высвободившись от рок-плена, почувствовав облегчение и осознав с ужасом, какая метаморфоза им угрожала.
|