Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #75 : 15 Март 2012, 13:26:26 » |
|
Несториане здесь совершенно не при чём. Все древние восточные христиане: православные, армяне, копты, яковиты, эфиопы отрицают латинскую ересь филиокве
1. Первые кто отрицали участие Сына в исхождении Духа были несториане 2. Про армян читайте, они не отвергают Filioque "Спор этот между христианами подняли римляне, ибо Папа Римский Иннокентий IV] написал великому армянскому католикосу владыке Константину, восседавшему в то время в крепости Ромейской (так как там находился престол святого Григора со времени Григора и Нерсеса — двух святых братьев, происходивших из династии Аршакидов, мужей ученых и ревностно служивших Божьей вере), дескать: «Как вы исповедуете всесвятого Духа ожьего, исходящим и появившимся только от Отца или от Отца и Сына? Поскольку римляне так исповедуют: "от Отца и Сына"». То же самое они написали и армянскому царю Хетуму и потребовали ответа. И те собрали в городе Сисе, что в Киликии, мудрецов своей страны из армян, греков, сирийцев и иных христианских народов, которых только нашли. Греки сказали: «только от Отца», а некоторые из сирийцев — иначе. Участники собора — армяне написали в Восточные области — в Великую Армению ученому вардапету Ванакану (ибо в то время он был весьма известен), и вардапету Вардану, и Иовсепу, и другим, чтоб узнать, что они скажут, и тогда только ответить римлянам.И те, разобравшись в Священном писании, творениях апостолов и пророков и святых учителей Церкви, очистивших Церковь от раскольников, увидели, что оба толкования используются по надобности и что исповедание римлян верно, а все Священное писание полно подобными толкованиями" Киракос Гандзакеци 2.1 Давным-давно на Кураве когда обсуждали различие Никейского и именуемого Никео-Коснатнтинопольским символами то член ААЦ не полемизировал с Filioque, оно вписывается как латинское продолжение Никейского дискурса актуальное для Рима и не аакутальное для ААЦ
|
|
« Последнее редактирование: 15 Март 2012, 13:30:29 от Павел Недашковский »
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
student
Пользователь

Offline
Сообщений: 84
|
 |
« Ответ #76 : 15 Март 2012, 13:31:25 » |
|
IohannesВот, кстати, еще одна цитата, вполне способная быть истолкованной в староникейском духе. ТИПВ 3.15 "Но должно знать, что одно – действование, и другое – то, что способно действовать, и иное – то, что произведено действованием, и еще иное – действующий. Действование есть деятельное и самостоятельное движение естества. А то, что способно к действованию, есть самое естество, из коего действование происходит;"
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #77 : 15 Март 2012, 13:34:32 » |
|
есть самое естество, из коего действование происходит
Ну да, действие из природы, поэтому в монофелизме/эенергизме видели крипто-монофизитство Теперь скажите, при чем здесь Filioque/МоноПатризм?
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
student
Пользователь

Offline
Сообщений: 84
|
 |
« Ответ #78 : 15 Март 2012, 13:40:16 » |
|
Павел Недашковский
Термин "динамическая сущность" - неудобный, на мой взгляд. Что значит ее динамика?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #79 : 15 Март 2012, 13:57:45 » |
|
Термин "динамическая сущность" - неудобный, на мой взгляд. Что значит ее динамика?
Пост-каппадокийцы говорят о статике, просто констатируя факт "Отец, Сын и Дух - обладают сущностью" Латиняне следуя Никее говорят о динамике: - Отец Один обладает Божественной сущностью непосредственно - Отцом Его делает отношение к Сыну - Происхождение Сына это сообщение сущности от Отца- Дух не "Брат Сына" (так было бы, если бы Он происходил только от Отца) и не "Отец" (так было бы, если бы Он обладал сущностью Сам по Себе "из Себя")
|
|
« Последнее редактирование: 15 Март 2012, 14:03:35 от Павел Недашковский »
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Romeo
|
 |
« Ответ #80 : 15 Март 2012, 14:05:31 » |
|
Про онтологическое, а не эпистемологическое, различие сущности и энергий до Паламы тоже негде не почитать
Имплицитно это восходит к Григорию Богослову (доникейцев я в расчёт не беру) Чем Вам Лев Великий не подходит? Григорий Двоеслов? Боэций? Фульгенций Руспийский? Исидор Севильский? Авитус Венский? Толедский, Британский, Фриульский соборы? Первые 2 очень даже подходят, на остальных мне ссылки других неизвестны.
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Iohannes
|
 |
« Ответ #81 : 15 Март 2012, 14:28:58 » |
|
On the Trinity (Hilary of Poitiers):
"29. Concerning the Holy Spirit I ought not to be silent, and yet I have no need to speak; still, for the sake of those who are in ignorance, I cannot refrain. There is no need to speak, because we are bound to confess Him, proceeding, as He does, from Father and Son".
|
|
|
Записан
|
"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
|
|
|
Romeo
|
 |
« Ответ #82 : 15 Март 2012, 14:31:56 » |
|
чтобы и Сын мыслился как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына одно и то же. Почему тогда сам Дух не мыслиться " как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына" И ДУХА " одно и то же" ??
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Romeo
|
 |
« Ответ #83 : 15 Март 2012, 14:34:18 » |
|
Дух не "Брат Сына" (так было бы, если бы Он происходил только от Отца) Может я тупой, но ещё с Вашего разговора на forum-slovo с Адреем и Ларисой я никак не могу понять: из чего это следует?..
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Iohannes
|
 |
« Ответ #84 : 15 Март 2012, 14:34:39 » |
|
чтобы и Сын мыслился как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына одно и то же. Почему тогда сам Дух не мыслиться " как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына" И ДУХА " одно и то же" ?? потому что под существом подразумевается не вид (то общее, что усматриваем в трех индивидах), а передаваемый субстрат.
|
|
|
Записан
|
"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
|
|
|
student
Пользователь

Offline
Сообщений: 84
|
 |
« Ответ #85 : 15 Март 2012, 14:37:07 » |
|
Павел НедашковскийЛатиняне следуя Никее говорят о динамике: С этим я не спорю. Я бы даже сказал, что для грубого каппадокийского уха здесь слышатся субординационализм и индуизм (если Вы читали проплотиновские выкладки Сидаша, то понимаете, о чем я). На мой взгляд, староникейская терминология обязательно должна соотноситься с каппадокийской - или хотя бы не оппонировать ей (даже если такое оппонирование - неявное). Можно ли сказать, что Адам по отношению ко всем человеческим индивидам обладал своей сущностью непосредственно?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Romeo
|
 |
« Ответ #86 : 15 Март 2012, 14:48:04 » |
|
чтобы и Сын мыслился как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына одно и то же. Почему тогда сам Дух не мыслиться " как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына" И ДУХА " одно и то же" ?? потому что под существом подразумевается не вид (то общее, что усматриваем в трех индивидах), а передаваемый субстрат. Т.е. в данном случае (с такой смысловой нагрузкой на термин "существо") получается, что " существо Отца и Сына одно и то же", но отлично от существа Духа?..
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Iohannes
|
 |
« Ответ #87 : 15 Март 2012, 14:49:22 » |
|
Дух не "Брат Сына" (так было бы, если бы Он происходил только от Отца) Может я тупой, но ещё с Вашего разговора на forum-slovo с Адреем и Ларисой я никак не могу понять: из чего это следует?.. Все дело в отцовстве Отца. Отец означает Рождающий. Отец не является Отцом-Себя, а является Отцом кого-то Иного, Того, Кто примыкает непосредственно к Отцу. Поэтому если к Рождающему прямо примкнуть Духа (в непосредственную связь), то это будет означать, что Рождающий рождает Духа. Дух в таком случае превратится в Сына. Сын перестанет быть Единородным, так как образуется брат. Поэтому Духа нужно отставлять от Отца, чтобы после Рождающего всегда шел Рождаемый. Тогда Дух не превратится во второго рождаемого, в брата Сына. Дух исходит не только от Рождающего, а от Рождающего_и_Рождаемого.
|
|
|
Записан
|
"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
|
|
|
Iohannes
|
 |
« Ответ #88 : 15 Март 2012, 15:00:32 » |
|
чтобы и Сын мыслился как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына одно и то же. Почему тогда сам Дух не мыслиться " как изводящий Духа, ибо существо Отца и Сына" И ДУХА " одно и то же" ?? потому что под существом подразумевается не вид (то общее, что усматриваем в трех индивидах), а передаваемый субстрат. Т.е. в данном случае (с такой смысловой нагрузкой на термин "существо") получается, что " существо Отца и Сына одно и то же", но отлично от существа Духа?.. Логическая цепочка такая: Субстрат Рождающего передается Рождаемому. А субстрат Рождающего и Рождаемого передается Исходящему. То есть, образуется движение субстрата из Рождающего -- чрез Рождаемого -- к Исходящему.
|
|
|
Записан
|
"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
|
|
|
Romeo
|
 |
« Ответ #89 : 15 Март 2012, 15:19:46 » |
|
Поэтому если к Рождающему прямо примкнуть Духа (в непосредственную связь), то это будет означать, что Рождающий рождает Духа. Дух в таком случае превратится в Сына. Сын перестанет быть Единородным, так как образуется брат. Отец - это Отец Сына, а не Духа, так как: а) не Духа Он рождает; б) Духа Он не рождает. Да, Дух прямо примыкается к Рождающему СЫНА. Но в другом отношении Он "примыкается". Потом как раз я не вижу никакой логической связи между указуемой вами посылкой и следствием. Но более того, не только Отцы, но и в Библии часто Дух и Слово находятся в одинаковом отношении к Отцу: они названы руками и силами Отца.
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
|