consensus patrum
28 Март 2024, 16:41:07 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 6 7 [8] 9 10
  Печать  
Автор Тема: Возможно ли было обожение до пришествия Христа?  (Прочитано 77139 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #105 : 21 Май 2010, 16:37:26 »

А тропос изменяется сам по себе или через причастие Плоти и Крови, т.е. тропосу бытия человеческого естества во Христе?

Ответ на этот вопрос лежит в практике крещения матерями младенцев, находящихся в смертной опасности.

Матери этих своих младенцев крещают агиасмой с произнесением крещальной формулы - и младенцы становятся членами Церкви, за них сразу подают записки.

А если они все же умирают - их поминают как членов церкви.

Естественно, матери не могут младенцев причащать, значит крещение меняет тропос само по себе вне зависимости от Причастия (Евхаристии).
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 16:39:13 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #106 : 21 Май 2010, 16:57:41 »

Мне кажется, это уже перебор... Данное утверждение противоречит вопросоотв. к Фал. 6-му, где МИ четко утверждает. что есть рождение от воды и Духа в двух смыслах - в возможности, и в действительности. И если бы крещаемый сразу и всецело отдавал все свое произволение Богу, то тут же был и обожен (рождение в действительности), и не смог бы согрешать. у большинства крещеных, даже святых, такого не было, иначе святые бы просто не грешили, а она грешили. Поэтому большинство крещеных рождены "в возможности". Если же принять за аксиому утверждение, что "тот кто не обожен -тот и не крещен"  - то это значит принять, что Максим Исповедник не был прав, допуская рождение в возможности. ведь возможность можно реализовать. а можно не реализовать в зависимости от дальнейшего произволения того, кто рождается в возможности: "Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу." (там же)

 касаемо обожения в вопросоотв. 22-м у МИ есть любопытная фраза:

Стало быть, достигли нас концы веков, поскольку мы почти что уже получили через благодать во Христе дар превышевечных и превышеестественных благ."

то есть, фактически МИ говорит  - "Стало быть, достигли нас концы веков, поскольку мы почти что уже получили через благодать во Христе дар обожения" почти что - но не до конца. или даже  - еще не получили, хотя почти получили. вообще по вопросоответу 22-му выходит, что обожение в его окончательном смысле и осуществлении - это дело будущего века ("веков духа"), когда тварь полностью прекратит свою деятельность и будет только претерпевать деятельность Бога.

Андрей, я не ставлю знак равенства между крещением и обожением, и не считаю, что крещение непременно влечет за собой непреложность произволения. Просто за смертью для мiра ( крещением ) непременно должно следовать воскресение для Царствия Божьего ( евхаристия ), без второго нет первого - человек как был мертв, так и остается. Какое тогда это крещение? Я и имел ввиду действительность крещения, когда говорил о нем выше, потому что погружение в воду, которое не приведет к конечной цели - спасению, крещением не является. Именно поэтому у еретиков нет никаких таинств, потому что их эпиклеза не принимается. Для них как действовала, так и действует призывающая благодать ( крестились ли они формально или нет ), а не обоживающая.
Записан
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #107 : 21 Май 2010, 17:01:14 »

Естественно, матери не могут младенцев причащать, значит крещение меняет тропос само по себе вне зависимости от Причастия (Евхаристии).

Причащение может быть и не под видом хлеба и вина, а как на то будет воля Божия. Поэтому в крещении тропос сам по себе не меняется. Об этом Андрей написал выше.
Записан
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #108 : 21 Май 2010, 17:13:18 »

Поэтому в крещении тропос сам по себе не меняется.

А почему свт.Григорий Палама называет тогда это Таинство обоживающим?
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #109 : 21 Май 2010, 17:15:43 »

А почему свт.Григорий Палама называет тогда это Таинство обоживающим?

Потому что оно не существует в отрыве от евхаристии и ведет к обожению, которое свершается через вкушение истинных Плоти и Крови.
Записан
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #110 : 21 Май 2010, 17:17:30 »

Потому что оно не существует в отрыве от евхаристии и ведет к обожению, которое свершается через вкушение истинных Плоти и Крови.

Мне кажется, это не следует из текста свт.Григория Паламы.
Мне кажется, в нем [ниже] просто говорится, что крещение - это есть условие нашего вхождения в Новый завет. [по ссылке святитель еще пишет: "крещение ... есть познание Бога, и есть... наше обязательство перед Богом вести определенную жизнь"]

Мы облекаемся во Христа, [обоживаемся уже этим, независимо от Евхаристии] , совлекаемся первородного греха. Причастие же имеет совсем другое для нас следствие (оно уже никак не соотносит нас с первородным грехом).

А почему свт.Григорий Палама называет тогда это Таинство обоживающим?

Собственно вот почему:

Беседа, про­изнесен­ная на Святой Праздник Светов (Богоявление)
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/homilia=62
Цитировать
Возвышает­ся же и принятое Им наше есте­с­т­во к оному досто­ин­ству; есте­с­т­во, которое видим нераздель­но пребыва­ю­щим с Сыном Божиим, так чтобы и после Его Вочеловечения, были Три Поклоня­емые (Боже­с­т­венные) и озаря­ю­щие Ипостаси, в Которые мы веруем, а также крещаемся, в боже­с­т­венном крещении совлекаясь ветхого человека, облекаясь же во Христа, Нового Адама, Который наше повинное есте­с­т­во соделал новым в Себе, восприяв его от дев­с­т­вен­ных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его, и всех затем рожден­ных от Него в духе, освободил от оного прародитель­ского проклятия и осуждения.

Не понимаю я на самом деле другого, что вы вкладываете во фразу "тропос крещаемого меняется в крещении сам по себе"?

Что это происходит без действия Бога? Ну, нет, конечно, я так не считаю.
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 18:10:16 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #111 : 21 Май 2010, 17:22:42 »

Ну то есть, мы же, когда снова грешим, уже после крещения, ведь не подпадаем обратно первородному греху, и нас не перекрещивают перед исповедью.

Значит, действия Крещения и Евхаристии различны. Поэтому и говорить, что "Крещение не существует без Евхаристии" можно только в том смысле, что "если бы Евхаристии не было, то Христос не стал бы вводить и Крещение".
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 17:36:46 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #112 : 21 Май 2010, 17:31:08 »

Я и имел ввиду действительность крещения, когда говорил о нем выше, потому что погружение в воду, которое не приведет к конечной цели - спасению, крещением не является. Именно поэтому у еретиков нет никаких таинств, потому что их эпиклеза не принимается

Вот я со всем этим согласен, и даже согласен с рассуждениями Азамата в теме, куда вы ссылку дали про таинства еретиков.

Но это все имеет смысл, когда мы пытаемся выяснить, в каких смыслах у еретиков таинства "есть", а в каких их у них нет.

Здесь-то мы говорим уже о соотношении таинств в  Православной Церкви, более того, говорим о разных ситуациях, в которых оказывались спасающиеся люди: Лоно Авраамово, преложение Еноха, вознесение Илии, Христос воскресший, Воскресение Мертвых в конце времен... Поэтому тут уже совсем другой дискурс, и сливать дальше крещение и обожение нет смысла. Нужно наоборот, укрупнять масштаб, в смысле приближать, увеличивать картинку.


Теперь наоборот, крещение и обожение надо четко разделять, чтобы показать:

1) Каким образом обитатели Лона Авраамова оказались в аду (Сиф, пророки включая, например, Давида);
2) Каким образом крещеные не достигают обожения (их же примеров несть числа);
3) Каким образом не крещеные достигают обожения (Мелхиседек);
4) Чем отличается тело Еноха от воскресшего Христа и воскресших в конце времен праведников;
5*) Чем отличается тело Иоанна Крестителя и Богородицы от Тела Христа до Воскресения;

вот, как бы, вот так.

В беседе о еретиках вы рассуждали о родовом контексте: спасенные vs неспасенные, а здесь в теме уже идет речь о том, что спасенные бывают 7 видов - это видовой контекст.
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 17:42:07 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #113 : 21 Май 2010, 18:05:35 »

Причащение [т.е. Евхаристия? - В.С.] может быть и не под видом хлеба и вина, а как на то будет воля Божия.

Вот это я тоже не очень понимаю.

Свт.Григорий Палама
Беседа о том, что совершает­ся в чинопоследовании Таин­ства Крещения

http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/homilia=61

Цитировать
Вода имеет в себе очисти­тель­ное свойство, но не – в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не – скверны, про­исшедшие на основании греха; посему – чтобы даро­вать [воде] такие свойства в нее погружает­ся, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взима­ю­щий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находил­ся Сам Он и Дух Его, сообща­ю­щий Себя им неизречен­но и усваиваемый ими и исполня­ю­щий очисти­тель­ной и просвеща­ю­щей разумные существа благодатью

Скорее тут сказано не о том, что в Крещении совершается некоторым тайным образом, "под неким другим видом", Евхаристия, а о том, что Крещение есть как и Евхаристия некоторое причастие Божественной благодати.

Но Крещение имеет другое назначение, нежели Евхаристия, а именно [из этой же беседы]:

Цитировать
будучи порождением ветхого семени и наследником оного грехопадения и про­исшедшей, на основании сего, скверны, и я сам, [Иоанн Креститель] имею нужду получить от Тебя очищение, и Ты ли, Воплотив­шийся без семени от Святыя Девы, и как Бог – единый сущий безгрешный, приходишь, Владыко, ко мне? – Владыка же, повелевая рабу, – «Остави ныне», говорит ему. Прибавил же «ныне», потому что после Крещения Господня, в равной мере все оное место стало духовной купелью; и вместе с Иоанном объемлет и всех прочих, как от источника от Боже­с­т­венного оного Тела, излива­ю­щаяся на всех Божия благодать, объемлющая всех достойных и боже­с­т­венным образом просвеща­ю­щая и искупа­ю­щая от праотеческого проклятия.

Одно дело поедать в Евхаристии Тело и Кровь Христа, чтобы иметь жизнь, и другое дело, облекаться в Крещении во Христа, чтобы совлечься Ветхого Адама, первородного греха.
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 18:12:32 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #114 : 21 Май 2010, 18:18:07 »

Я уже не уверен, что Азамат найдет в этой куче мое сообщение,  Улыбающийся Улыбающийся но попробую еще ответить вот на что:

4) Христос единый от человек ... как никогда не причастный первородному греху, а потому в силу полного подобия первообраза самому себе, Он не может быть причастен старению, диафоре.

вот тут есть чуть-чуть разница: Вы считаете,что Христос не мог истлеть вовсе, а я считаю,что мог,но не попустил.

Есть, как я слышал, достаточно детальные споры на тему разлагалось или не разлагалось Тело Христа во Гробе.

Если, быть может, вы знаете кого-то из святых, кто развернуто ответил на этот вопрос, я с удовольствием приму его свидетельство для разрешения этого противоречия.

Мог ли Христос попустить по Своей воле разложение Его Тела в Гробу?

Если мог, то значит и стареть Он мог по Своей воле.

А если не мог попустить разложения Тела, значит для Него разложение и старение это что-то вроде греха - Он не мог согрешить/стареть/разлагаться по определению, т.к. Он Бог, и такого рода движения невозможны для Него.

К сожалению, я не знаю, где кто-либо из святых отвечал на этот вопрос.
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 18:19:52 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #115 : 21 Май 2010, 18:58:26 »

А вот в пользу того, что Лоно Авраамово находится в Раю и в ветхозаветный период тоже, нашел еще два интересных свидетельства:

Св.Иоанн Кронштадтский
Слово в неделю 22-ю по Пятидесятнице
http://www.hram.ru/index.php/library-propoved-42
Цитировать
Авраам представляет и другую причину богатому, почему Лазарю нельзя прийти к нему, бывшему богачу, и с малейшей отрадой - только каплей воды на пальце, - именно потому, что между заключенными в аду и между находящимися в раю утверждена пропасть вовеки непроходимая.

И апокриф против апокрифа:

Завещание Авраама
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Zav_Avraam.php

Цитировать
и тут же предстал Михаил архангел со множеством ангелов, и унес драгоценную душу [Авраама] на руках своих, обернутую в плащаницу богоявленную и умащенную миром богодухновенным и ароматами. ... драгоценную ... его душу упокоили ангелы и вознесли ее на небо, распевая трисвятую хвалу Богу, Владыке всего сущего, и представили ее для поклонения Богу и Отцу. И когда при великом славословии и восхвалении, бывшем пред Господом, поклонился Авраам, и пришел голос беспорочный Бога и Отца, так говорящий: "Вознесите ныне друга моего Авраама в рай, где пребывают шатры праведников Моих и где обители святых Моих Исаака и Иакова в лоне его, и нет там страдания, печали и стонов, но мир, веселье и жизнь бесконечная".
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #116 : 22 Май 2010, 04:32:57 »

Мне кажется, это не следует из текста свт.Григория Паламы.

Мне кажется, что вполне следует и подразумевается...

Мне кажется, в нем [ниже] просто говорится, что крещение - это есть условие нашего вхождения в Новый завет. [по ссылке святитель еще пишет: "крещение ... есть познание Бога, и есть... наше обязательство перед Богом вести определенную жизнь"]

Вот именно, что условие для вхождения в Новый Завет ( через причастие ). Крещение это предуготовление Царствия, и существует оно только лишь как подготовка к евхаристической трапезе, и как непременное ее условие.

Беседа, про­изнесен­ная на Святой Праздник Светов (Богоявление)
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/homilia=62
Возвышает­ся же и принятое Им наше есте­с­т­во к оному досто­ин­ству; есте­с­т­во, которое видим нераздель­но пребыва­ю­щим с Сыном Божиим, так чтобы и после Его Вочеловечения, были Три Поклоня­емые (Боже­с­т­венные) и озаря­ю­щие Ипостаси, в Которые мы веруем, а также крещаемся, в боже­с­т­венном крещении совлекаясь ветхого человека, облекаясь же во Христа, Нового Адама, Который наше повинное есте­с­т­во соделал новым в Себе, восприяв его от дев­с­т­вен­ных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его, и всех затем рожден­ных от Него в духе, освободил от оного прародитель­ского проклятия и осуждения.

Каким таким образом можно родиться от Нового Адама ( т.е. принять от Него новое преображенное естество ), не причащаясь Ему, а всего лишь крестившись? Вопрос разумеется к Вам, а не к свт. Григорию, т.к. я вообще проблем не вижу с этим отрывком, только с Вашим толкованием его.

Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное: И глагола ему: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна? он же у молча, Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом, Мнози бо суть звани, мало же избранных. Вшествие на брак бывает без различия; ибо все мы добрые и злые, призваны одною благодатию; но потом жизнь вошедших подлежит истязанию, и великому истязанию, если по вступлении в веру обрящемся оскверненными. Ужаснемся же, помышляя, что, если у кого нет жизни чистой, тому нисколько не пользует одна вера, и тот не только отвергается от брака, но и посылается в огнь. Кто же носит скверные одежды, как не тот, кто не облекся в утробы щедрот, благость, братолюбие? А много таких, которые, обольщаясь тщетною надеждою, думают получить царствие небесное и думая о себе много, причисляют себя к лику возлежащих. Производя суд над оным недостойным, Господь показывает во-первых то, что Он человеколюбив, а потом, что и мы никого не должны осуждать, ходя бы явно кто грешил, доколе согрешающий не обличится (судом). Слова Господа к слугам, или карающим ангелам: свяжите ему руки и ноги - научают, что мы можем действовать только в настоящем веке, а в будущем обязуются все деятельные силы души, и нельзя уже совершить что либо доброе в очищение грехов. Скрежет зубов означает бесполезное раскаяние на том свете. Мнози же суть звани потому, что Бог призывает всех; но мало избранных, ибо мало спасаемых и достойных избрания Божия. Призывание зависит от одного Бога, а быть избранным, зависит и от нас. Этим показывает Господь, что сия притча сказана была против иудеев, которые, хотя были призваны, но, как непослушные, не избраны.( блж. Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея )

Поэтому не всякий, кого крестили иереи той или иной церковной деноминации, непременно во Христа облекается, т.е. соединяется с Ним. В таком случае на недостойном начертывается лишь характир таинства, который никогда не будет обожен, т.к. обоживающей благодатью он наполняется лишь в евхаристии, которую вкушают лишь верные. А для прочих, названных в Евангелии злыми, формально крещенных, но фактически некрещенных, действует лишь призывающая благодать, а не обоживающая.

Ну то есть, мы же, когда снова грешим, уже после крещения, ведь не подпадаем обратно первородному греху, и нас не перекрещивают перед исповедью.

Когда мы грешим, мы отпадаем от Церкви и возвращаемся обратно лишь покаявшись и причастившись. А для избавления от первородного греха не достаточно бумаги с печатью Патриархии, свидетельствующей о крещении. Непадательного состояния ( избавления от первородного греха ) мы можем достигнуть через аскезу, покаяние в совершаемых нами грехах и причастие Святых Тайн, именно в такой христианской жизни и актуализируются те дары Святого Духа, которые подаются при крещении.

1) Каким образом обитатели Лона Авраамова оказались в аду (Сиф, пророки включая, например, Давида)

Я полагаю, что они не сидели в аду, как в некоем месте, и не ждали пока воплотится Христос, а были спасены тотчас, как умерли.

2) Каким образом крещеные не достигают обожения (их же примеров несть числа)

Кто именно? Не знаю таких...

3) Каким образом не крещеные достигают обожения (Мелхиседек)

С чего Вы взяли, что Мелхиседек некрещен? Даже если это нигде специально не оговаривается, то это не значит, что он был обожен будучи некрещенным.

4) Чем отличается тело Еноха от воскресшего Христа и воскресших в конце времен праведников

Ничем.

"Если, — говорит он, — мертвые не восстают, то не восстал и Христос, если же Христос не восстал, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера наша". Пусть предстанут и семь отроков Ефесских, которые, как показывает исследование о них, восстали много лет спустя после смерти. И кто же не знает, что еще раньше этого, восхищение Илии в огне и преложение Еноха на небо являются символом воскресения. Все они пребывают до дня воскресения со своими нетленными телами. Так это свыше и от начала предначертано. ( свт. Марк Эфесский, О воскресении )

5*) Чем отличается тело Иоанна Крестителя и Богородицы от Тела Христа до Воскресения

Тело Богородицы ничем не отличается от Тела Христова, потому что Она причастна Ему с Благовещения ( как минимум ). Иоанн же, думаю, разделил участь ветхозаветных пророков, умер и, сойдя во ад, тут же был спасен.
« Последнее редактирование: 22 Май 2010, 15:21:01 от bar-ieremias » Записан
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #117 : 22 Май 2010, 04:43:35 »

И апокриф против апокрифа:

Завещание Авраама

Вы не выделили еще вот это:

и тут же предстал Михаил архангел со множеством ангелов, и унес драгоценную душу [Авраама] на руках своих, обернутую в плащаницу богоявленную и умащенную миром богодухновенным и ароматами. ... драгоценную ... его душу упокоили ангелы и вознесли ее на небо, распевая трисвятую хвалу Богу, Владыке всего сущего, и представили ее для поклонения Богу и Отцу. И когда при великом славословии и восхвалении, бывшем пред Господом, поклонился Авраам, и пришел голос беспорочный Бога и Отца, так говорящий: "Вознесите ныне друга моего Авраама в рай, где пребывают шатры праведников Моих и где обители святых Моих Исаака и Иакова в лоне его, и нет там страдания, печали и стонов, но мир, веселье и жизнь бесконечная".

В раннем иудео-христианском символизме одеяния благоухающие мирром, помазание сияющим елеем, облачение в огненные или сияющие светом одежды и т.п. - все это служило символом обожения. Также как и поставление пред ликом Божьим ( символ священства, как следствие причастия Христу-Первосвященнику ).
Записан
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #118 : 22 Май 2010, 14:35:08 »

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. Эта речь стоит в связи с предыдущей. Поскольку выше Господь учил хорошо управлять богатством, то справедливо присовокупляет и сию притчу, которая примером случившегося с богачом указывает на ту же самую мысль. Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что им предлежит в будущем, так и злостраждущих научить, что они будут благополучны за то, что переносят здесь. Богача в притчу Господь взял без имени, поскольку он недостоин и именоваться пред Богом, как и чрез Пророка сказано: "не помяну имен их устами моими" (Пс. 15, 4). А о нищем упоминает по имени, ибо имена праведных записываются в книге жизни. Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь о нем упомянул, взяв его в притчу как явного и известного. - Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. "Пиршествовал блистательно", сказано, и не то, чтоб ныне - да, а завтра - нет, но "каждый день", и не то, чтобы умеренно, но "блистательно", то есть роскошно и расточительно. А Лазарь был нищий и больной, и притом "в струпьях", как сказано. Ибо можно болеть и, однако ж, не быть в ранах, а от сих увеличивается зло. И повержен был он у ворот богатого. Новая скорбь видеть, что другие с избытком наслаждаются, а он томится голодом. Ибо он желал насытиться не роскошными яствами, но крошками от них такими, которыми питались псы. Никто не заботился и об излечении Лазаря: ибо псы облизывали раны его, так как никто не отгонял их. Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести - сопровождения и несения Ангелами. "Умер и богач, и похоронили его". Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места. Словами "похоронили его" Господь намекнул на то, что душа его получила в удел преисподнее и мрачное место.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Как Адама, изгнав из рая, Господь поселил перед раем (Быт. 3, 24), чтобы страдание, повторяющееся при постоянном виде рая, давало Адаму яснее чувствовать лишение блаженства, так и сего богача осудил пред лицом Лазаря, чтобы видя, в каком состоянии находится теперь Лазарь, богатый чувствовал, чего он лишился чрез бесчеловечие. Почему же богатый увидел Лазаря не у другого кого из праведных, но на лоне Авраама? Поскольку Авраам был гостеприимен, а богатого нужно было обличить в нелюбви к гостеприимству, поэтому богатый и видит Лазаря с Авраамом. Сей и мимо проходящих приглашал в дом свой, а тот презирал и лежащего внутри дома. Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму? Может быть, он стыдился, а может быть, думал, что Лазарь помнит его зло, и по своим делам заключал и о Лазаре. Если я (мог он думать), наслаждаясь таким счастьем, презирал его, угнетаемого таким несчастьем, и не уделял ему даже крошек, то тем более он, презренный мной, вспомнит зло и не согласится оказать мне милость. Поэтому-то он обращается со своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Что же Авраам? Он не сказал богачу: бесчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе? теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но как? "Чадо"! Смотри на сострадательную и святую душу. Мудрец какой-то говорит: смиренную душу не возмущай. Поэтому и Авраам говорит: "чадо", давая чрез сие знать ему, что именовать его так милостиво даже теперь в его власти, но и только, а что более сего он ничего не властен сделать для него. Что могу, то уделю тебе, то есть голос сострадания. Но чтобы перейти отсюда туда, это не в нашей воле, ибо все заключено. "Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое". Почему Авраам не сказал богачу: ты приял, но получил? Слово "получить обратно" мы обыкновенно употребляем о тех, кои получают то, чем им должны были. Чему же мы научаемся? Тому, что хотя некоторые осквернили себя злодеяниями, хотя дошли до крайней степени злобы, но когда-нибудь сделали же они одно или два добрых дела. Поэтому и богач имел какие-нибудь добрые дела, и так как он в благоденствии здешней жизни получил воздаяние, то и говорится, что он получил доброе" свое. "А Лазарь - злое". Может быть, и он совершил одно или два злых дела и в скорби, которую здесь претерпел, получил за них должное воздаяние. Поэтому он утешается, а ты страждешь. "Пропасть" означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Ибо как произволения их были различны, так и обители их имеют большую разность, когда каждый получает воздаяние соответственно произволению и жизни. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет все во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген. - Что такое "ад"? Одни говорят, что ад есть подземное мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом. - "Лоном Авраамовым" называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения. - Обрати внимание и на то, что в день тот обидчик увидит, в какой славе будет обиженный им, а сей в свою очередь увидит, в каком осуждении будет обидчик, подобно как здесь богатый увидел Лазаря, а сей - опять богатого. ( блж. Феофилакт, Толкование на Евангелие от Луки )
Записан
bar-ieremias
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 284



« Ответ #119 : 23 Май 2010, 00:53:18 »

Апофеоз Моисея
Записан
Страниц: 1 ... 6 7 [8] 9 10
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!