До сего момента исходила из тезиса об успении (пассивном состоянии, в подобии сна) души в преддверии Суда. Кстати, так можно мыслить - это в русле св. отцов?
Выскажу своё ИМХО и наблюдения.
Я заметил в дискуссиях на разных форумах определенную закономерность. Состоит она в том, что участники, которые отвергают активность души после смерти, как правило отвергают и мытарства.
И не просто отвергают а иногда отвергают как бы сказать... с негодованием что ли... Всякие эпитеты типа "сказка придуманная двести лет назад"," бредни", "чушь" и т.д. Вместе с тем, как хорошо известно, касательно мытарств (пусть и не в значении "мытарства преподобной Феодоры", а как встречи с бесами после смерти)имеется почти полный Consensus Patrum. Десятки Отцов писали об этом: Святитель Кирилл Александрийский, Святитель Иоанн Златоуст,Симеон Столпник,Святитель Иоанн Милостивый( патриарх Александрийский),Преподобный Иоанн Лествичник,Преподобный Исаия Отшельник,Святой Иоанн Карпафийский,Святой Исихий( пресвитер Иерусалимский),Преподобный Никодим Святогорец,Святитель Игнатий (Брянчанинов),Святитель Феофан Затворник, Святитель Иоанн (Максимович), святой Антоний Великий, Святой великомученик Евстратий,Святой Нифонт,Преподобный Симеон Христа ради юродивый ,Затворник Задонский Георгий,Авраамий Смоленский и д.р. Почему так, пока я понять не смог, просто отмечаю факт. Также в полемике с ними мне показалось, что они воспринимают душу после смерти, как... как вообще не существующую реально. Создаётся впечатление, что они именно это имеют в виду, но бояться явно проговорить в слух, что душа после смерти существует чуть ли ни как идея в уме Бога, как некая память о нас. Т.е. души по большому счёту в бытии нет, есть только "идея души" или иначе "дух", которую созерцал Творец от вечности, обосновывается это словами Писания "7И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его". Отсюда ясно по их логики почему после смерти покаяния нет, причина тому тривиальна - потому что души вообще нет... Вообще, как мне представляется, заявление о полном отсутствии активности души после смерти, действительно эквивалентно тому, что души нет, а есть только идея души. Ибо не меняются только идеи, реальные же предметы, в силу того, что взаимодействуют с чем-то, обязательно подлежат перемене, либо по необходимости либо по произволу. Существовать - значит меняться, преобрести абсолютный покой, значит исчезнуть из бытия и стать идеей в уме Творца. Т.е. как мне представляется "существовать" - это значит обладать энергией, следовательно движением. Но пока все это не очень ясно... Если мы признаём что душа после смерти вообще существует, то мы (как мне кажется) немедленно признаём и то, что она обладает энергией, следовательно движением и изменением. Если так, то невозможность покаяния мы должны объяснять не тем, что души после смерти нет, а с учетом того, что Бог никому не мстит и не так казать "подлавливает" человека, насмехаясь над ним, что "вот мол... хади сюда милок...допрыгался..." (кажется так поступают бесы а не Бог), то должны объяснять это чем-то иным. Я (для себя)объясняю необратимость души после смерти той же причиной, по которой вообще пришёл Христос. Я понимаю так: имеется только один и единственный источник всякого блага - Бог. Никто иной, творить всецелого добра не может сам собою. Бог создал человека в "сцепке" человека и Бога. Т.е. Бог пребывал внутрь человека, в его корень, в его сердце, в его "я" своими энергиями, чем и доставлял человеку освящение, преображение естества, благость, истину и иное. Когда человек согрешил, он отогнал Святого Духа из корня своего существа, и остался одиноким в глубинах своего "я". Оказавшись вне благодати, человек, к сожалению, вернуться сам собою уже не мог в прежднее состояние.Вот почему: Благодать Божия имеется всегда к человеку, но воспринять эту благодать, человеку из необлагодатственного состояния -невозможно. Ведь если человек уже разорвал "сцепку" себя и Бога, то он оторвался от единого и единственного источника всякого блага и истины. Если считать, что тех сил, которые имеются в нём достаточно, чтобы и без Бога явить достаточную степень совершенства, для того, чтобы можно было так предочистить себя, чтобы туда вновь мог войти Бог, то тогда нужно считать, что источник блага, содержится в самом человеке и без Бога т.е. что прав оказался сатана когда сказал "будете как Боги ведающие добро и зло". Т.е. человек, в отсутствии благодати, фактически находясь в помраченном состоянии, сам бы себе отпускал грехи, исправлял бы душу,предочишал, и освящал её, и возводил бы себя до степени совершенства приличной одному только Богу в отсутствии содействия ему настоящего Бога, чем и был бы источником блага. Но это немыслимо, ибо только один источник блага - Бог. Итак, имеется такая ситуация: либо человек пребывает в благодати Божией, которая проникает внутрь его естества, в его источник, в его сердце, в его "я", и через этот источник освящает все своё естество (если источник свят то все свято), но тогда и восстанавливать нечего. Либо, человек не имеет в корне своего естества благодати, и уже опираясь только на то, что имеет, не может явить своим собственный усилием достаточной степени совершенства, святости и чистоты, для воссоединения с Богом, ибо нужно тогда считать, что человек тогда абсолютен по природе, ибо абсолютен и Бог, но тогда имеются два абсолюта, что немыслимо. Иными словами, либо лечить нечего, либо кранты. Упав однажды, мы уже не могли бы восстановиться никогда. Я пологаю, что расчёт дьявола был именно на это - разорвать сцепку человека и Бога, и тем обратить человека в состояние вечной смерти. Но дьявол не учел одной вещи - он не учел, что хотя человек лишившись в корне свего естества Бога уже не может подняться на соответсвующую высоту, но высота может опуститься до человека. Т.е. что возможна такая ситуация, что не какой-то человек своими усилиями, из необлагодатственного состояния постепенно возрастая, достигает нужной степени совершенства, и воссоединяется с Богом. А Бог - из святого состояния, которое Ему присуще по природе, вбирает в себя человеческое естество, чем и восстанавливает как бы с "обратного конца" сцепку Бога и человека. И вот счастливый день, в человеческом роде является дева, которая удостоилась стать матерью Бога. Как засвидетельствовали Соборы, во Христе две природы слились божеская и человеческая:
1. Не слитно
2. не изменно
3. не раздельно
4. не разлучно
Т.е. явился онтологический факт во Христе, и вернулась "сцепка" человека с Богом, которая была утрачена Адамом. Таким образом, человеческая природа во Христе стала иметь правильный образ бытия, какой она имела и до падения. С той только разницей, что состояние Христа было непадательным, ибо Христос - Абсолют, а Абсолют не может упасть никогда, по этой причине, все приобщившиеся Христу, ставшие клетками Его Тела,уже также не могут пасть, поскольку во Христе действует Божия Воля, которая Абсолютно Свята, человеческая же соподчинена Божией, и как я понимаю, она одна, на все клетки Тела. Т.е. наша личная человеческая воля, как бы замешается человеческой волей Христа, соподчиненой Божественной воли Христа. От того, действующая в нас человеческая воля Христа, преобразует нашу природу, чем и являет лично для нас то, что называется "Царствие Божием".
Когда человек умирает, то если он не провел, так сказать "замещение" своей воли на волю Христа, не обновил её во Христе, то он остаётся с тем что имел, а именно со своей волей. Но опираясь на свою волю, на своё состояние, он не может явить в себе Царствия Небесного, и таким образом, пребывает неосвященным или иначе в аду. Дар Христа его не касается. Ад вечен потому, что Слово Бога, не входит в корень естества человека, а потому человек не меняется, при всех попытках, при всех метаниях что -либо изменить, поскольку не является самостоятельным источником блага по природе. Потому он мечется после смерти, плачет, но не меняется. Молитвы же Церкви есть то Слово, которое даруется человеку даже в состоянии ада. Ведь как известно не хлебом одним будет жить человек, а всяким Словом, исходящим к нему из уст Божиих. Вот человек имея это Слово, может принять Его внутрь себя, и тем измениться, изменить свою участь.
Никаких же "безусловных" действий молитв Церкви над умершим, по всей видимости не бывает.
P.s.
Я ни на что не претендую в своем посте, и может быть вообще все не так.