consensus patrum
26 Июнь 2025, 00:53:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 11
  Печать  
Автор Тема: в каком смысле имя есть энергия  (Прочитано 96259 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #90 : 13 Сентябрь 2009, 15:25:51 »

Знание-бытие в Боге есть, а знания о знании - нет.

Вообще непонятно. Если есть знание логически вторичное по отношению к бытию, но не отличаемого от бытия, то почему нет знания о знании, логически вторичного по отношению к знанию, но не отличаемого от бытия и знания.

мне еще кажется, что когда говорится, что "знания о знании в Боге нет", имеется ввиду, что такое знание о знании с необходимостью предполагает знание о знании о знании и т.д., т.е. уход в дурную бесконечность, которой в Боге конечно нет.

Знание Бога о том, что Он - Троица, в Нем, конечно же, есть, но это не именование в собственном смысле.

Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #91 : 13 Сентябрь 2009, 16:08:46 »

2) мы можем знать, что мы знаем, что дважды два - четыре.

Ну, и предполагается, что Бог может быть лишен такого знания?
Навскидку, это очень странное предположение.
Это означало бы, что Бог Троица не знает, что Он Троица.

Он не знает это так, как знаем мы, то есть через рефлексию, Он знает Себя непосредственным знанием, не нуждающимся в специальном "движении понятия". По-моему это где-то у "Корпус Ареопагитикум" говорилось, только, кажется, не в отношении знания Богом Самого Себя, а в отношении знания Богом твари -что Его знание простое и непосредственное. а рефлексия предполагает сложность.


имхо, если понимать рефлексию как мысль направленную на мысль (самоосознание), то такая рефлексия в Боге есть. Бог вполне может и знать Сам о Себе, и думать Сам о Себе и т.п.

В Боге нет рефлексии в собственном смысле слова, как инобытия мысли по отношению к другой мысли, нет внешней рефлексии.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #92 : 13 Сентябрь 2009, 16:18:37 »

Но если Бог и мыслит о Себе, то не в понятиях (мышление о себе в понятиях уже есть следствие смотрения на себя извне, со стороны), но Его мышление о Себе как о Троице тождественно Его бытию в качестве Бога-Троицы, в Боге это одно и то же. Поэтому нет каких-то специальных имен, которые Бог дает Сам Себе.
Записан
olegvm
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 156


« Ответ #93 : 13 Сентябрь 2009, 16:24:24 »

В Боге нет рефлексии в собственном смысле слова, как инобытия мысли по отношению к другой мысли, нет внешней рефлексии.

С этим я тоже согласен
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #94 : 13 Сентябрь 2009, 16:24:56 »

Но если Бог и мыслит о Себе, то не в понятиях (мышление о себе в понятиях уже есть следствие смотрения на себя извне, со стороны), но Его мышление о Себе как о Троице тождественно Его бытию в качестве Бога-Троицы, в Боге это одно и то же. Поэтому нет каких-то специальных имен, которые Бог дает Сам Себе.

согласна.

Дима, а не мог бы ты раскрыть, что такое "понятие" в философском смысле?
Записан
olegvm
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 156


« Ответ #95 : 13 Сентябрь 2009, 16:26:17 »

Но если Бог и мыслит о Себе, то не в понятиях (мышление о себе в понятиях уже есть следствие смотрения на себя извне, со стороны), но Его мышление о Себе как о Троице тождественно Его бытию в качестве Бога-Троицы, в Боге это одно и то же. Поэтому нет каких-то специальных имен, которые Бог дает Сам Себе.

В Боге есть Божественные энергии, а слова, которые мы используем в нашем мышлении для обозначения этих энергий, являются образами этих энергий.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #96 : 13 Сентябрь 2009, 16:38:23 »

Мне кажется, в этой теме присутствует какой-то смешанный дискурс - то философский, то богословский. Из-за этого происходит временами полное непонимание участниками друг друга, а временами - видимость понимания, но при этом невнятность по смыслу.

Нет ясного и четкого дискурса.  Грустный
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #97 : 13 Сентябрь 2009, 17:04:26 »

Дима, а не мог бы ты раскрыть, что такое "понятие" в философском смысле?

Да я, собственно говоря, не имел в виду ничего специфического) Имел в виду то, в форме чего предметы предстают в уме (сознании) воспринимающего их. Это я и назвал "понятием".
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #98 : 13 Сентябрь 2009, 17:07:01 »

В Боге есть Божественные энергии, а слова, которые мы используем в нашем мышлении для обозначения этих энергий, являются образами этих энергий.

А с этим я согласен. Так вот я и говорю, что в собственном смысле понятия "обозначают" энергии, а можно говорить, что они "есть" энергии - в особом, специфическом и предельном смысле.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #99 : 13 Сентябрь 2009, 17:08:33 »

Мне кажется, в этой теме присутствует какой-то смешанный дискурс - то философский, то богословский. Из-за этого происходит временами полное непонимание участниками друг друга, а временами - видимость понимания, но при этом невнятность по смыслу.

ничего, это в чем-то и хорошо:) Становится видно, что любой академическо-богословский дискурс в конечном итоге упирается в философский.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #100 : 13 Сентябрь 2009, 18:20:50 »

мне еще кажется, что когда говорится, что "знания о знании в Боге нет", имеется ввиду, что такое знание о знании с необходимостью предполагает знание о знании о знании и т.д., т.е. уход в дурную бесконечность, которой в Боге конечно нет.

согласен.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
olegvm
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 156


« Ответ #101 : 13 Сентябрь 2009, 19:16:18 »

А с этим я согласен. Так вот я и говорю, что в собственном смысле понятия "обозначают" энергии, а можно говорить, что они "есть" энергии - в особом, специфическом и предельном смысле.

Согласен.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #102 : 04 Ноябрь 2009, 20:31:29 »

Свт.Серафим Угличский,запретивший в священнослужении м.Сергия Страгородского и ни во что ставивший весь его "Синод" и епископат,поминающий его.
"Послание ко всей Церкви":

"Весьма трогает и умиляет нас, что паствы, лишенные общения со своими Архипастырями и Пастырями, годами ждут их возвращения, дабы с ними, вернувшимися в их братские объятия, прославить Имя Божие, дивное во святых своих, и воссоздать славную Церковь Божию."

здесь под "Именем Божьим" он явно имеет ввиду нетварную энергию.

не тварный знак,не ипостась,не сущность, а именно нетварную энергию,т.е.благодать,дивную во святых.

http://www.eshatologia.org/component/content/article/285-poslanie-arhiepiskopa-serafima-samoylovicha.html
« Последнее редактирование: 04 Ноябрь 2009, 20:33:12 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #103 : 26 Ноябрь 2009, 03:19:43 »

Будем считать эту тему свалкой для всяких цитат, вдруг пригодится Улыбающийся
Наткнулся у св. Афанасия про имя:
"А как я прежде сказал, различные существуют знаменования, то выслушай пророка, возглашающего трубою, так сказать, прообразно; и затем, обращаясь к истине, уготовляй себя к знамению трубному. Ибо тот говорит: «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост» (ср. Иоиль 2:15)! Попечительна эта труба и всеусердно заповедует она, чтобы мы, когда постимся, святили пост, по реченному: не все из призывающих Бога святят имя Божие, но некоторые из таковых беcчествуют Его. Не Его, впрочем, – да не будет! – но свои собственные помышления касательно Его, ибо Он свят, и благоволение Его на святых" (Праздничные послания 1).
Записан
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #104 : 26 Ноябрь 2009, 23:43:33 »

"А как я прежде сказал, различные существуют знаменования, то выслушай пророка, возглашающего трубою, так сказать, прообразно; и затем, обращаясь к истине, уготовляй себя к знамению трубному. Ибо тот говорит: «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост» (ср. Иоиль 2:15)! Попечительна эта труба и всеусердно заповедует она, чтобы мы, когда постимся, святили пост, по реченному: не все из призывающих Бога святят имя Божие, но некоторые из таковых беcчествуют Его. Не Его, впрочем, – да не будет! – но свои собственные помышления касательно Его, ибо Он свят, и благоволение Его на святых" (Праздничные послания 1).

А вот и ссылка к цитате:  Подмигивающий
http://www.orthlib.ru/Athanasius/messag01.html
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 11
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!