consensus patrum
17 Апрель 2024, 02:41:38 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
Автор Тема: Об "акциденциях хлеба и вина"  (Прочитано 45969 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #60 : 15 Сентябрь 2012, 21:30:45 »

А теперь расскажите нам о том, чем сущность хлеба и вина отличается от сущности других материальных предметов (в том числе и продуктов питания). Очень интересно послушать рассуждения на эту тему?

Сущность любой тварной вещи непостижима человеку. Об этом говорил ещё свт. Василий Великий в полемике с Евномием.
Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #61 : 15 Сентябрь 2012, 22:12:19 »

А теперь расскажите нам о том, чем сущность хлеба и вина отличается от сущности других материальных предметов (в том числе и продуктов питания). Очень интересно послушать рассуждения на эту тему?

Сущность любой тварной вещи непостижима человеку. Об этом говорил ещё свт. Василий Великий в полемике с Евномием.


А св.Григорий Нисский говорит, что весь наш тварный мир - единосущен.
Как вы можете говорить о различных сущностях (неодушевленных предметов, например) когда не знаете, что это такое? Как можно говорить о том, о чем не имеешь ни малейшего понятия?
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Агафангел
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 2


« Ответ #62 : 23 Ноябрь 2012, 10:03:16 »

Сущность любой тварной вещи непостижима человеку. Об этом говорил ещё свт. Василий Великий в полемике с Евномием.
А св.Григорий Нисский говорит, что весь наш тварный мир - единосущен.
Как вы можете говорить о различных сущностях (неодушевленных предметов, например) когда не знаете, что это такое? Как можно говорить о том, о чем не имеешь ни малейшего понятия?
Ну, что же такое Вы говорите? Из того факта, что сущность любой тварной вещи непостижима, никак не следует, что сущности не разнятся между собою по свойствам, качествам и разностям.

“То, что Петра, Павла, Варнаву называем тремя человеками, не как три лица; лица не означаются именем, показывающим общую сущность, да и самая, так называемая, частная, или особая, сущность - не одно и то же с лицом. Посему-то называем тремя человеками имеющих одну сущность, означаемую именем: человек.
...о человеке говорим: такое-то живое существо, намереваясь отличить его, положим так, от коня, потому что имя: живое существо у них общее, разнятся же они даром слова и бессловесием. Различается же нечто от чего-либо, или как сущность, или как ипостась, или по сущности, или по ипостаси. Различаются, как сущности, человек от коня, а по ипостаси, Павел от Петра, по сущности же и по ипостаси, например ипостась человека от ипостаси коня. Но с раскрытием понятия о том, что разнится просто по сущности, и что по ипостаси, а не по сущности, явно будет понятие и о различаемом по сущности. Ибо что вещи, разнящиеся по сущности, называются двумя или тремя сущностями, и разнящиеся по ипостаси также именуются двумя и тремя ипостасями, сие признается и ими и нами”
(свт. Григорий Нисский О устроении человека)
Опровергая Евномия, свт. Григорий признает, что все разновидные твари различны по сущности, но указывает только на единство Божественной сущности, против чего выступал Евномий.
“Если разность имен, означающих свойства, показывает разности предметов, то необходимо допустить, что и разностью имен, означающих сущности, также указывается разность сущностей. И каждый найдет, что это так относительно всего - сущностей, действий, цветов, очертаний и других качеств; так огонь и воду - различные сущности - мы означаем разными названиями, равно как и воздух и землю…
…и я не противоречу, что не имеющие между собою ничего общего имена указывают на различие естеств. Но только одного не увидел острый и проницательный смыслом, что здесь и Отец - Бог, и Сын - Бог, праведный и нетленный, и что все богословские имена равно изрекаются и об Отце, и о Сыне, так что, если разность наименований означает различие естеств, то общность имен, конечно, будет указывать на общность сущности”
(Опровержение Евномия 7,3).
Одним из аргументов свт. Григория является то, что Божественная сущность проста и нетварна, поэтому едина, а все вещественные сущности различны и сложны.

Иоанн Дамаскин в Философских главах лишь следует каппадокийцам.
«(По-гречески) субстанция называется ousia — от einai, существовать.
Природа есть не что иное, как субстанция; ибо от субстанции вещь имеет такую способность, т.е. способность движения и покоя, и субстанция есть причина определенного движения и покоя.
[Греческое название природы] fusis происходит от pefukenai — родиться.
Святые отцы самому низшему виду прилагают название и субстанции
(усия), и природы (физис), и формы (морфе), утверждая, что субстанция, природа, форма - самый низший вид (эйдос) одно и то же. Поэтому индивиды, подчиненные одному и тому же самому низшему виду, у них называются единосущными, имеющими одну природу, один вид, один род и одну форму. Различными же по сущности, природе, виду, роду и форме, они называют самые низшие виды. В самом деле, невозможно, чтобы один вид в отношении другого вида, одна природа в отношении другой природы, или субстанции, не были различны и по сущности, и по природе, и по форме (прп. Иоанн Дамаскин Философские главы, 39-41).

“Единосущное есть то, что неизменно существует относительно той же самой сущности и действия; например, человек — относительно [сущности] человека, Ангел — [сущности] Ангела, животное — [сущности] животного, пламя — [сущности] пламени: [все они] суть единая сущность в различных ипостасях. Единосущным называется то, что стяжало подобную сущность и силу» (прп. Анастасий Синаит Путеводитель).
Записан
Агафангел
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 2


« Ответ #63 : 23 Ноябрь 2012, 10:11:54 »

А теперь расскажите нам о том, чем сущность хлеба и вина отличается от сущности других материальных предметов (в том числе и продуктов питания). Очень интересно послушать рассуждения на эту тему?
Хлеб есть растительная сущность - пшеница, вино есть другая растительная сущность - это сок винограда (забродивший - это его акциденция). Но мы питаемся не только растительной пищей, но и животной (если Вы не вегетарианец), что относится не только к другому виду, но и роду.
И, уж, конечно, к разным родам относятся тело и хлеб, кровь и вино.
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!