consensus patrum
29 Март 2024, 00:42:10 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4] 5
  Печать  
Автор Тема: Подвиг юродства  (Прочитано 37481 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #45 : 06 Май 2009, 17:37:53 »

Ларше - это конечно хорошо. Но вот что-то я не встречал каких-то святоотеческих осмыслений юродства...

да, в этом затык, по-моему...
Я взяла Ларше, поскольку это православный богослов, работающий как раз со святоотеческим наследием.
Это один из "легких" путей осмыслить святоотеческое богословие в той или иной области - взять полноценный вторичный источник и начать с него.

вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов, когда писал про юродивых. Да такой цели совсем и нет.
Почему я и говорю про необходимость его чтения. Если найдутся еще столь же вдумчивые авторы - будет просто замечательно...
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #46 : 06 Май 2009, 17:52:58 »

вообще-то, чтобы узнать, каков бывает облик и поведение юродивого, достаточно взять их жития. Начать хотя бы с Андрея Юродивого.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #47 : 06 Май 2009, 18:00:08 »

Юродивые воспринимаются обычно как какие-то грязные, вонючие, обросшие нечесаными волосами люди в лохмотьях, похожие на неандертальцев. Чаще всего в житиях они такими и предстают. А вот меня интересует вопрос: можно ли быть юродивым без грязи, лохмотий и вони?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #48 : 07 Май 2009, 15:19:59 »

Житие Андрея Юродивого
http://old-rus.narod.ru/03-44.html

Что касается грязи и вони, то, внимательно почитав житие, можно понять, где истинная грязь, вонь и нечистоты. Об этом свидетельствует хотя бы этот отрывок:


"Праведник же увидел блудного беса, стоящего среди блудниц, внешне он был похож на эфиопа, губаст, на голове вместо волос конский навоз, смешанный с золой. А глаза его были словно лисьи; ветхое тряпье покрывало его плечи. И исходил от него такой зловонный запах нечистот, что, не выдержав этого тяжкого смрада, блаженный начал часто плеваться и закрыл одеждой свой нос.

     Видя, что Андрей гнушается блуда, разъярился блудный бес и завопил: «Люди меня лелеют, словно мед сладкий, на сердце своем, а этот глумится над всем миром, брезгуя мною, плюет на меня. Да сам ты благой ли цели ради стал юродивым, а не для того ли, чтобы таким образом уклониться от земных трудов?»

     Блаженный видел его наяву, блудницы же только голос беса слышали, но никого не видели. Сидя среди них, блаженный смеялся над зловонным и безобразным бесом. Увидев, что он смеется, они сказали: «Поглядите, как он со своим демоном смеется». А одна из них сказала: «У него хорошая одежда. Давайте возьмем ее и продадим, и у нас будет сегодня питье». Быстро поднявшись. они раздели его, оставив нагим, а одежду продали за сребреники и разделили, каждой досталось по два медяка."



Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #49 : 07 Май 2009, 15:43:36 »

Да, интересный отрывочек...Получается, что с точки зрения тех проституток блаженный был одет хорошо. Или им лишь казалось, что он был хорошо одет?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #50 : 08 Май 2009, 00:53:59 »

вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов

+
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #51 : 08 Май 2009, 09:56:41 »

вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов

+
И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #52 : 08 Май 2009, 10:07:02 »

вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов

+
И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.

Конечно, Кирилл, абстрактно Вы правы. Но практически... попробуйте сами подъять и продумать, пропустить через себя хотя бы все, что уже подъял сам Ларше. А уже если в тексты отцов начать копать - там вообще океан мысли...  С практической точки зрения путь через вторичные источники оправдывает себя.

Кстати, собственное восприятие - вещь весьма шаткая и ненадежная. Необходимо быть "в теме", чтобы верно рассуждать о чем-либо. Самочиние не поощряется ни в духовной жизни, ни в интеллектуальных занятиях богословием.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #53 : 08 Май 2009, 10:41:04 »

Самочиние не поощряется ни в духовной жизни, ни в интеллектуальных занятиях богословием.
Ну, это понятно, это же не философия, где главным источником "откровения" является твоя собственная голова. Улыбающийся
Да и в конце концов, читая творения отцов, ты уже понимаешь, что есть отцы, возведенные Церковью в ранг "вселенских учителей", значит, Церковь одобряет их мысли и их учение.
Я как-то раз читал творения святителя Григория Богослова, скажу честно: многое мне казалось странным и многое смущало. Например, многочисленные "античные" образы, используемые святителем. Но так как Церковь это одобряет, то я и согласуюсь с мнением Церкви, поскольку через Церковь говорит Сам Бог.
Для богослова вообще необходимо постоянно "смирять разум в послушание Христово". А послушание Христу может быть только через послушание Его Телу, т.е. Церкви.
« Последнее редактирование: 08 Май 2009, 10:43:01 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #54 : 08 Май 2009, 14:31:40 »

И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.

ну тогда становитесь патрологом и приступайте к работе,а мы сравним исследовательский уровень Ваш и Ларше.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #55 : 08 Май 2009, 15:57:12 »

И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.

ну тогда становитесь патрологом и приступайте к работе,а мы сравним исследовательский уровень Ваш и Ларше.
I would like to be only a Christian... Подмигивающий
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #56 : 13 Май 2009, 10:08:59 »

А если это для многих людей становится соблазном? Меня тоже смущают некоторые истории из жизни святых блаженных. (А как же строгие слова Христа о том, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих?)

Христос явно говорил о том, чтобы не погубить ничью душу своими необдуманными поступками.
А чем поведение юродивых может соблазнять? не очень понятно, разъясните, пожалуйста.
« Последнее редактирование: 13 Май 2009, 10:11:53 от tatiana » Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #57 : 13 Май 2009, 13:12:47 »

А если это для многих людей становится соблазном? Меня тоже смущают некоторые истории из жизни святых блаженных. (А как же строгие слова Христа о том, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих?)

Христос явно говорил о том, чтобы не погубить ничью душу своими необдуманными поступками.
А чем поведение юродивых может соблазнять? не очень понятно, разъясните, пожалуйста.
Я когда-то давно читал житие одного блаженного (не помню уже кого именно), и там содержался такой эпизод: блаженный при большом стечении народа бросил камнем в икону Богородицы, которая была, по-моему, над входом в храм, икона разбилась, а под ней оказалось изображение сатаны. Вот этот эпизод меня тогда очень смутил.

Да и, если можно так выразиться, юродивые провоцируют людей на грешные поступки - ведь над ними начинают насмехаться, кидать в них камни, даже бить и т.д.
Я думаю, Наталия это имела ввиду.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #58 : 22 Май 2009, 18:45:07 »

Да, интересный отрывочек...Получается, что с точки зрения тех проституток блаженный был одет хорошо. Или им лишь казалось, что он был хорошо одет?

Кирилл, а что Вы понимаете под словами "хорошо одет"?
"хорошо одет" - значит имел одежду, прикрывающую тело (не лохмотья, допустим),
или это значит, что он был одет в одежду из хорошей ткани, или что-то еще.

Одежда, по-моему, имеет весьма относительный смысл, и мне трудно понять, что значит "быть хорошо одетым" в контексте юродства.
Записан
Наталия
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 41



« Ответ #59 : 23 Май 2009, 19:14:09 »

Татьяна, я имела в виду - шествовать по городу обнаженным, ходить в женские бани...

В описании жизни блаженного Андрея я читала и обоснование таких его поступков: все, вроде, понятно, соглашаешься... Но если представить себе это на практике: а как реагируют обычные люди? Но ведь поступки и правда отличаются от принятых норм "общественной нравственности"? Так как же? Они грешат,  обычные люди, что осуждают юродивого в таком случае? Или если бы они были более благочестивы, им бы открылось, кто он такой и стал бы понятен смысл его внешне безумных поступков? Мне всегда вот это непонятно.
« Последнее редактирование: 23 Май 2009, 19:16:16 от Наталия » Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!