consensus patrum

Общий раздел => Вопросы аскетики => Тема начата: Кирилл Кострыкин от 24 Апрель 2009, 16:25:15



Название: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 24 Апрель 2009, 16:25:15
В чем смысл подвига юродства? Я до конца не могу понять.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Максим Горланов от 24 Апрель 2009, 18:45:40
Юродство - добровольное безумие, предание ума непрестанному Боговидению. Добровольное лишение себя всякого социального статуса, выход за рамки любых человеческих представлений. Маска безумия - за ней удобно скрыться от навязчивых страстных отношений, способ выйти из этой порочной цепочки. Какой с дурака спрос? Духовный здоровый расчет. Жертвуя полностью земным, получаешь взамен Небо в себе.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 30 Апрель 2009, 01:52:07
это одно из проявлений жизни во Христе.

как Христос многое усваивал относительно,так и святые не всё усваивают существенно.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Наталия от 30 Апрель 2009, 08:38:19
А если это для многих людей становится соблазном? Меня тоже смущают некоторые истории из жизни святых блаженных. (А как же строгие слова Христа о том, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих?)


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 30 Апрель 2009, 18:39:43
Ларше в своей книге «Исцеление психических болезней» называет три причины юродства Христа ради:

1) смирение
2) отречение от этого мира
3) милосердие



«…Провоцируя презрение, унижение и дурное обращение, юродивый прежде всего ищет высшей степени смирения. … Архимандрит Софроний, знаток христианской восточной аскезы, указывает: «Цель «безумного» в том, чтобы стать посмешищем. Большинство не понимает этот путь, считает его извращением. Но ведь это наиболее верное средство к попранию тщеславия, а следовательно - и к истинной победе над миром» [Sophrony, archimandrite. Des fondements de l’ascese orthodoxe]. …

…Вспомним слова преподобного Исаака Сирина: «Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ибо иные добровольно навлекали на себя название блудных, не будучи таковыми; другие же терпели именование прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увенчана всякой чистотой и непорочностью. Иные же, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись в образе юродивых, быв растворены Божественною солию и непоколебимы в своей тишине…» [Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 58]»

(конец цитаты из Ж.-К. Ларше)


Вообще, прежде чем говорить что-то от себя, хотелось бы разобраться в феномене юродства со святоотеческой точки зрения с помощью Ларше, других авторов, а также с помощью участников форума.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 30 Апрель 2009, 19:19:04
Юродивый «…соглашается, чтобы его презирали, отвергали, считали ничтожеством. ..Преп. Макарий считает, что таковым должно быть нормальное состояние христиан, которые «уподобляются людям, которые носят на руках своих кровь свою…не думают о себе, что значат они что-нибудь, но ведут себя как униженные и отверженные всеми людьми». [Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы]

…Преп. Иоанн из Газы замечает: «Кто желает смирения, как говорит, и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения». А преп. Варсонофий указывает: «Совершенное же смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения и прочее, что пострадал Учитель наш Иисус» [Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни]

…Юродивые достигают таким образом смирения, которое закалилось в постоянных испытаниях и различных ситуациях, а такое смирение намного труднее стяжать и сохранить, чем смирение, созидаемое лишь внутри себя.

…Признаком избавления от тщеславия является отсутствие скорби при унижении на людях и отсутствие злопамятства на того, кто нас обидел, уничижил, оскорбил. Именно в таком состоянии и пребывают юродивые, по описаниям их агиографов.
Речь идет о крайней степени смирения: своими действиями юродивые ставят себя в ситуацию, когда их считают последними из последних, а таким образом они исполняют одну из классических монашеских заповедей: «Считай себя последним из всех людей».»

(конец цитаты из Ларше)


Уже очевидны, по-моему, некоторые выводы: юродивые - это люди в здравом уме, принимающие на себя особый подвиг. Видно, что их подвиг напрямую соотносится с Крестной жертвой Христа (они распинают своего плотского человека на кресте поношений, унижений и осмеяний).
Причем, видимо, этот подвиг ведет одним из кратчайших путей к стяжанию Неба, поскольку юродивые на своем пути стремятся к высочайшей степени смирения и смиренномудрия.
Не противоречит юродство и монашеской стезе. Может быть, юродство можно назвать одним из видов монашества, поскольку в нем мы наблюдаем тот же уход от мира, только уход особым путем, глубоко узнать который было бы весьма желанно.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 01 Май 2009, 00:01:10
Юродство - добровольное безумие, предание ума непрестанному Боговидению. Добровольное лишение себя всякого социального статуса, выход за рамки любых человеческих представлений. Маска безумия - за ней удобно скрыться от навязчивых страстных отношений, способ выйти из этой порочной цепочки. Какой с дурака спрос? Духовный здоровый расчет. Жертвуя полностью земным, получаешь взамен Небо в себе.

Максим, Вы, по-моему, очень точно схватили самую суть юродства - "отречение от мира, добровольное безумие - стяжание Неба". Но хочется разобраться подробнее.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 01 Май 2009, 13:57:33
Татьяна, большое спасибо за такой подробный ответ.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 01 Май 2009, 14:01:35
Кирилл, я еще не закончила   :). Меня тема юродства тоже волнует глубоко, и сейчас я пытаюсь читать он-лайн, так сказать, Ларше, потом можно будет привлечь другие источники. С тем, чтобы обсудить, если в этом возникнет необходимость.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 01 Май 2009, 14:03:09
Предлагаю еще почитать Ларше.

Он пишет:

«Явление юродства Христа ради настолько оригинально и интригующе, что стало объектом уже нескольких исследований, но нам кажется, что не всегда оно было правильно интерпретировано. В большинстве случаев оно остается неверно понятым: образ юродивого Христа ради отождествляется с похожими на него людьми, а отличительными чертами юродства считают те свойства, которые на самом деле присущи не только ему, но и другим формам аскезы».


Кого ошибочно могут принимать за юродивых Христа ради или ошибочно отождествлять с ними?



Во-первых, людей необразованных, некнижных и простых.

«О святых апостолах Петре и Иоанне в «Деяниях святых апостолов» сказано, что они были люди некнижные и простые (Деян., 4, 13), и многие отцы Церкви считали, что неученый может быть более духовным, чем получивший наилучшее образование. ….
Истинное ведение Бог дает Духом Святым тем, кто становится достоин его не благодаря интеллектуальным способностям, но благодаря чистоте и добродетели, приобретенным соблюдением заповедей. С этой точки зрения на подобное «незнание» может претендовать любой христианский подвижник, и оно не должно рассматриваться, как свойство юродивых…»



Во-вторых, за юродивых могут принимать «простецов».

Самым известным из «простецов» является прп. Павел Препростой, ученик прп. Антония.
«Речь идет о простоте, которая частично совпадает с нищетой духа из заповедей блаженств и которую в духовности христианского Востока рассматривают как добродетель. Она противопоставляется множественности помыслов (λογισμοι), которые являются препятствием к внутренней чистоте и нерассеянной молитве. Эта простота также противопоставляется любому виду самолюбия и, следовательно, прямо связана с другой добродетелью - монашеским послушанием. Простота является плодом аскетического подвига, который греческие отцы Церкви именуют «απλωσις» (опрощение) и который является одновременно самоотречением, очищением и внутренним единством. Если безумный ради Христа в этом смысле и простец, то простец вовсе не безумный: его поступки совершенно разумны и признаются таковыми».



В-третьих, Христа ради юродивые не имеют ничего общего с теми, кого в народе называют «дурачками» (слабоумными), а также их нельзя отождествлять с «невинными».

«Невинный» или «дурачок» - это, во-первых, человек, чьи умственные способности ограничены в силу инвалидности биологического происхождения или недостатка воспитания в раннем возрасте. В определении современной психиатрии это соответствует легкой или средней дебильности.
Во-вторых, «невинный» (типичный его представитель - «идиот» Достоевского) - это человек, который малознаком со светскими условностями и не знает все психологические сложности в общении с другими, а также интеллектуальные сложности при суждении о вещах. От этого происходит, с одной стороны, непосредственность, которая в воспитанном обществе выглядит как дурной тон вплоть до лицемерия, а также некоторая неловкость в его поведении и во взаимоотношениях с окружающими, которая представляет его в глупом и смешном свете. А с другой стороны, отсюда - дар интуиции, которая, восполняя ограниченность его умственных способностей, придает его суждениям особую проницательность и иногда позволяет ему делать удивительные предсказания.
Безумные Христа ради не могут быть отождествлены ни с тем, ни с другим типом «невинных».»


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 01 Май 2009, 14:09:46
Самое интересное, что юродивые в беседах с ними отдельных людей показывают себя совершенно нормальными и адекватными людьми, здравомыслящими и здраворассуждающими, например, св. Михаил Клопский, св. Андрей Константинопольский.

Т.е. если кратко сформулировать, что такое юродство, то это необычное, отличающееся поведение от поведения других людей, принятого в данном конкретном обществе с целью смирения самого себя.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 01 Май 2009, 15:01:44
Самое интересное, что юродивые в беседах с ними отдельных людей показывают себя совершенно нормальными и адекватными людьми, здравомыслящими и здраворассуждающими, например, св. Михаил Клопский, св. Андрей Константинопольский.

Т.е. если кратко сформулировать, что такое юродство, то это необычное, отличающееся поведение от поведения других людей, принятого в данном конкретном обществе с целью смирения самого себя.


ага, именно так.

А в чем необычность? и зачем смирять себя именно таким странным в прямом смысле слова способом? наверное, есть какие-то цели у юродивых, отличные от целей, скажем, обычных монахов, чтобы именно на людях смирять себя?


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 02 Май 2009, 12:19:24
мне кажется,подвиг юродства-это не путь к достижению святости,а способ спасти общество,встряхнуть его.

юродивый-это УЖЕ обоженный человек,который через практическую добродетель (добродетель не человеческую и не вписывающуюся в нормы "благочестия",т.к.юродивый запросто может и покакать в алтаре) потрясает социум,ведёт к покаянию или же карает.

т.е.юродивый-это родственник пророкам.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 02 Май 2009, 12:23:34
Хочется понять, кто же такие юродивые, каково состояние их интеллекта и психики.


«Юродивые не только в действительности не отмечены каким-либо нарушением интеллекта, но и обладают превосходной способностью симулировать свое состояние безумия, использовать его в зависимости от ситуации и тех духовных целей, которых они хотят достичь…»


«Жозе Гродидье де Матон замечает по поводу преподобного Симеона: «Более всего при чтении его Жития поражает то, с какой достоверностью святой выдерживает роль умалишенного: психиатр… легко распознает здесь характерные признаки мании. … Во всех его словах и жестах можно распознать маньяка: в бессвязных речах, в чрезмерной фамильярности, в любви к нелепым нарядам, в неряшливости, доходящей до эксгибиционизма, а особенно в резких изменениях настроения и в буйствах, выражаемых им тогда, когда его тревожат или противятся тому, что принимают за его капризы».  (цит по Ларше)



У юродивых нет никаких клинических нарушений интеллекта или психики, напротив, только интеллектуально и психически здоровый человек может понести симуляцию безумия, временную или даже постоянную в течение многих лет.

Проявляемые клинические признаки безумия, при том, что безумие является притворным, говорит, кроме силы их личности, также о нечеловеческой, я бы сказала, силе, которая помогает им поддерживать их пребывание в этом состоянии.


Ларше пишет: «казаться безумным - его выбор: он прилагает все усилия, чтобы его действительно принимали за безумного, но при этом владеет каждым своим поступком или словом и очень точно просчитывает их воздействие. … Настоящий умалишенный … не может быть безумным Христа ради в традиционном смысле.
На юродивого болезнь не наложена извне, он сам налагает ее на себя. Она соответствует избранному им самим состоянию, которое он может покинуть, как только того пожелает, и вновь взять на себя, если найдет нужным. Это состояние не ограничивает его, не нарушает его психического равновесия и не мешает его духовной жизни. Юродивый переживает раздвоение, подобное тому, которое переживает актер, входящий в роль, но остающийся самим собой».


Самый интересный вопрос - мотивация подобного состояния. Зачем здоровому человеку прикидываться умалишенным и вытворять Бог знает что?



Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 02 Май 2009, 12:32:07
юродивый-это УЖЕ обоженный человек

мне кажется, это слишком смелое заявление.


мне кажется,подвиг юродства-это не путь к достижению святости,а способ спасти общество,встряхнуть его.

юродивый-это УЖЕ обоженный человек,который через практическую добродетель (добродетель не человеческую и не вписывающуюся в нормы "благочестия",т.к.юродивый запросто может и покакать в алтаре)

такие действия направлены на то, чтобы обратить внимание на главное и указать на недопустимость возведения второстепенных вещей в ранг главных. Вот именно - "встряхнуть". 

Типа, смотрите и ужасайтесь! но, если у вас осталось хоть немного мозгов, то ужасайтесь не мне, а себе - в каком настоящем г. лежите вы сами!


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 02 Май 2009, 12:45:43
юродивый-это УЖЕ обоженный человек

мне кажется, это слишком смелое заявление.

но ведь такое возможно и даже нужно.

человек-то спасается (=обоживается) не после смерти,а до смерти.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 02 Май 2009, 12:52:18
юродивый-это УЖЕ обоженный человек

мне кажется, это слишком смелое заявление.

но ведь такое возможно и даже нужно.

человек-то спасается (=обоживается) не после смерти,а до смерти.

а спасение равно обожению?

ткните меня, плз, в какое-нибудь место, где об этом уже говорилось. на форуме, или в книжке какой-нить. (для нашей темы это офф, а обсуждать это я, например, не готова)


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 02 Май 2009, 12:53:53
ок.

по-моему,об этом говорили в теме о том,что Адам и до падения нуждался в спасении в разделе "Догматика".


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 02 Май 2009, 13:06:32
большие сомнения есть, что "юродивый - уже обоженный".

спасибо, я почитаю, если найду. Хотя есть сомнения, что спасение равно обожению.

Точнее, даже так: по-моему, спасение и обожение - вещи разные, дело за тем, в каком контексте употреблять эти термины.



Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 02 Май 2009, 13:11:58
можно будет специально открыть об этом тему в догматическом разделе.

интересно,что скажет народ )

это действительно особая и важная тема.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 02 Май 2009, 16:15:43
статья в тему  http://h-v-p.boom.ru/urodiv.htm. (Епископ Александр (Милеант). Юродство Христа ради)





Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 02 Май 2009, 16:16:21
Добровольное лишение себя разума - это, видимо, самый действенный способ борьбы с гордостью и тщеславием, которые всегда являются камнем преткновения даже для великих подвижников.

Поскольку сумасшедшие не принимаются обществом и являются "отверженными", так как лишены главного качества хомо сапиенс - разума, то лишение себя разума по доброй воле - кратчайший путь к преодолению уз мира сего.

Это освобождение от цепей мира происходит на глазах у всех, и это очень важно.

Юродивый в своем поведении зеркалит безумие, которым болен мир. Он - зеркало для мира, в которое смотреться противно, но надо.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Максим Горланов от 02 Май 2009, 19:52:13
Юродивый - это человек , получивший особенное откровение от Господа, обильную благодать. И юродство, видимо, это просто форма поведения, к которой вынуждает человек мир, вынуждает, а он не хочет не хочет идти на компромиссы. Быть только во Христе, отрицаться любого помысла, только тишина Боговедения.
А почему не уходили в пустыни... Не считали себя достойными видимо. Понять юродство почти не возможно, разве только самому немного объюродеть, хотя бы скептически отнестись к своим земным мудрованиям. Кто-то рассказывал как один юродивый гнался за другим с кочаном капусты, и выбежали на середину реки. Как это понять... Точнее почувствовать. Объяснить можно, но почувствовать...


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 03 Май 2009, 14:07:52
что касается юродивых, то я пока не нашла ни одного автора, кроме Ларше, столь же внятно, глубоко и продуманно пишущего на эту тему. Уж и не знаю, радоваться этому факту или огорчаться.

есть много разного, но в основном все описательно и много перепевов.

Может, кто чего подскажет?


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Евгений от 03 Май 2009, 14:33:50
Из научной литературы (со всеми ее достоинствами и недостатками): Иванов С.И. Византийское юродство. М., 1994


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Евгений от 03 Май 2009, 14:38:37
У Живова есть рецензия на эту книгу. О беседе Живова и Иванова на эту тему по TV: http://euhenio.livejournal.com/4573.html


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 03 Май 2009, 16:30:28
Благодарю, Евгений!

У Иванова С.А. (Аркадьевич) нашла еще "Блаженные похабы. Культурная история юродства", 2006. (в смысле, самой книги пока не нашла).
Не знаю, тот же Иванов или нет.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 03 Май 2009, 18:12:54
"Блаженные похабы" - это переработанное издание "Виз. юродства" Ивванова.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 03 Май 2009, 18:19:43
понятно, спасибо, Дима.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Г е о р г и й от 04 Май 2009, 08:05:42
Самый интересный вопрос - мотивация подобного состояния. Зачем здоровому человеку прикидываться умалишенным и вытворять Бог знает что?

Многие подвижники говорят, что юродство Христа ради, как и мученичество Христа ради – это особый христианский подвиг, который совершается только по Божиему призванию и помощи, без которых этот подвиг человеку не совершить.
Божий призыв к обличению «мудрости» мира сего безумностью для мира сего мы видим еще в Ветхом Завете.
Например, пророк Исаия пророчествовал о грядущем плене, ходя босым и нагим, а пророку Иезекиилю Бог повелел есть хлеб, приготовленный  на человеческом кале, предупреждая народ о предстоящей осаде Иерусалима, а пророку Осии Бог повелел вступить в брак с блудницей, что символизировало неверность Израиля Богу.
И всё это Бог делал через своих избранников, чтобы побудить народ Израильский к покаянию и обращению.
Я считаю, что и юродивые Нового Завета – это тоже особые избранники Божии для обличения пороков мира сего, и призыв к покаянию и обращению.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 04 Май 2009, 09:48:13
Отношение к юродивым есть, по-моему, один из главных признаков душевного здравия.

Гонящий юродивого подобен распинающему Христа. Причем в самом жгучем смысле.

Юродивые - посланники Неба, более чем другие святые. Невольно приходят на ум слова Азамата о том, что юродивые - уже обоженные. При всей сомнительности этого утверждения, заложенный в него посыл, кажется, весьма верен.

Человек может быть добропорядочным гражданином и даже весьма нравственным человеком, проявлять милосердие, ухаживать за больными и престарелыми, воспитывать хороших детей.

Но при всем при этом носить в себе такие тонны грязи, что они проявляются только при встрече с Небом на земле.

Здесь подходим к милосердию, которое Ларше назвал одной из причин юродства Христа ради.

Милосердие обычного человека и милосердие юродивого разнятся так же, как любовь слепая, плотская и любовь духовная.

Где же, где же сейчас, в наше время, юродивые Христа ради? Ведь сейчас не война и не голод, а самое что ни на есть сытое-довольное общество, издающее все большее и большее зловоние.
Не время, что ли…



Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 04 Май 2009, 10:15:15
т.е.юродивый-это родственник пророкам.



Многие подвижники говорят, что юродство Христа ради, как и мученичество Христа ради – это особый христианский подвиг, который совершается только по Божиему призванию и помощи, без которых этот подвиг человеку не совершить.
Божий призыв к обличению «мудрости» мира сего безумностью для мира сего мы видим еще в Ветхом Завете.
Например, пророк Исаия пророчествовал о грядущем плене, ходя босым и нагим, а пророку Иезекиилю Бог повелел есть хлеб, приготовленный  на человеческом кале, предупреждая народ о предстоящей осаде Иерусалима, а пророку Осии Бог повелел вступить в брак с блудницей, что символизировало неверность Израиля Богу.
И всё это Бог делал через своих избранников, чтобы побудить народ Израильский к покаянию и обращению.


Ларше тоже пишет о том, что пророков можно считать предшественниками юродивых.
В перечислении поступков ветхозаветных пророков Ж.-К. Ларше и Валентин весьма единодушны   :). 

Но есть и различия. В случае пророков речь идет о действиях единичных, не соответствующих общей симуляции безумия. Цель действий пророков - поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. В пророческом служении также отсутствует аскетический момент.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Г е о р г и й от 04 Май 2009, 10:19:45
Юродивые - посланники Неба, более чем другие святые. Невольно приходят на ум слова Азамата о том, что юродивые - уже обоженные. При всей сомнительности этого утверждения, заложенный в него посыл, кажется, весьма верен.

Если говорить о спасении как о состоянии человека во Христе для жизни вечной, а о обожении как о процессе или степени этого состояния, - то обожение юродивых достигает, мне кажется, очень высокой степени, которую возможно достичь не земле, стяжая благодать Божию.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Г е о р г и й от 04 Май 2009, 10:25:17
Но есть и различия. В случае пророков речь идет о действиях единичных, не соответствующих общей симуляции безумия. Цель действий пророков - поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. В пророческом служении также отсутствует аскетический момент.

Согласен.
Но хотелось подчеркнуть, именно, аспект особого призвания Божия пророков и новозаветных юродивых на подвиг оставления всего себя и всего своего для обращения людей.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Г е о р г и й от 04 Май 2009, 11:19:31
Где же, где же сейчас, в наше время, юродивые Христа ради? Ведь сейчас не война и не голод, а самое что ни на есть сытое-довольное общество, издающее все большее и большее зловоние.
Не время, что ли…

Я думаю, что юродивые Христа ради есть и сейчас.
Просто их, - в нашем мире, где наука и знание и внешнее благополучие поставлены для очень многих вместо Бога, - не видно, или их отожествляют с несчастными бомжами-пьяницами.
Но, они есть и по Божиему призванию делают свое дело в своей местности (их не показывают и не рекламируют) своим «безумными» поступками, обличая «мудрость» мира сего, заставляя людей остановиться и задуматься об истинном смысле жизни.
Вот и в теме о миссионерстве говорили об эффективности миссионерства, - я думаю, что юродство Христа ради сейчас – это самое эффективное миссионерство как шоковая терапия для людей, чтобы вывести, хотя бы некоторых из них, из зомбированного состояния и упоения «благолепием» мира сего с князем его.
Истинных юродивых Христа ради всегда было немного, и это специфика чисто православная, но было немало и лжеюродивых.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Г е о р г и й от 04 Май 2009, 11:44:21
Вот и в теме о миссионерстве говорили об эффективности миссионерства, - я думаю, что юродство Христа ради сейчас – это самое эффективное миссионерство как шоковая терапия для людей, чтобы вывести, хотя бы некоторых из них, из зомбированного состояния и упоения «благолепием» мира сего с князем его.

Вспомнил, что и в нашем городе был, я думаю, такой юродивый Христа ради.
Года два назад о нем была статья в газете, что его убили бомжи, среди которых он и жил.
Но от них он отличался тем, что никто никогда не видел его пьяным.
В остальном же выглядел как самый пропащий бомж.
Летом он часто в центре города рисовал разноцветными мелками на асфальте православные храмы, да так натурально и красиво, что люди специально ездили и ходили посмотреть на них, да и на него тоже. Дарили ему мелки, благодарили за его такое «дело».
Сам я его не видел, но «храмы» его на асфальте видел. Очень впечатляюще, заставляют задуматься.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Май 2009, 16:34:00
Вот и в теме о миссионерстве говорили об эффективности миссионерства, - я думаю, что юродство Христа ради сейчас – это самое эффективное миссионерство как шоковая терапия для людей, чтобы вывести, хотя бы некоторых из них, из зомбированного состояния и упоения «благолепием» мира сего с князем его.

Вспомнил, что и в нашем городе был, я думаю, такой юродивый Христа ради.
Года два назад о нем была статья в газете, что его убили бомжи, среди которых он и жил.
Но от них он отличался тем, что никто никогда не видел его пьяным.
В остальном же выглядел как самый пропащий бомж.
Летом он часто в центре города рисовал разноцветными мелками на асфальте православные храмы, да так натурально и красиво, что люди специально ездили и ходили посмотреть на них, да и на него тоже. Дарили ему мелки, благодарили за его такое «дело».
Сам я его не видел, но «храмы» его на асфальте видел. Очень впечатляюще, заставляют задуматься.

А я один раз сталкивался в метро с юродивой девушкой. Одета она была в старомодное синее бархатное длинное платье и широкополую шляпу, какие-то яркие украшения, в общем, выглядела крайне нелепо. Ехала в метро и кричала на весь вагон что-то о православии, что именно - было не разобрать. А потом вдруг, перед остановкой, сказала мне ни с того ни с сего: "Когда на работу устраиваться будешь? Может хватит уже на плечах у родителей сидеть?" - и вышла из вагона. И ведь я тогда как раз не работал и родители мне все время говорили о том, чтобы я устраивался на работу. Вот так бывает!


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 06 Май 2009, 17:03:49
мне кажется, что примеры, приведенные как Кириллом, так и Валентином, мало имеют отношения к истинному юродству. Больше похожи на людей с нарушенной психикой. Вот ей-богу, бейте меня ногами  ;).

Кричать на весь вагон о православии, да еще и неразборчиво - это глупость, а не юродство. А определить, что Вы - молодой человек  неработающий, это очень несложно, обладая некоторой интуицией. Не более того.

Мне кажется, очень и очень прав Ларше, мысли которого я приводила, что юродивый - абсолютно здоровый человек, поведением своим разворачивающий людское сознание от мира земного к горнему, переворачивающий загнившие системы ценностей.
И такими развлечениями, как рисовать на асфальте храмы, или кричать в метро, заниматься не будет.

Ведь в этих занятиях нет ни отречения от мира, ни абсолютно никакой аскетики.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Май 2009, 17:10:22
Татьяна, ну а почему бы и нет? Мне тогда после ее слов стало стыдно, и я пошел устраиваться на работу. И я воспринял этот случай именно как знак от Бога.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 06 Май 2009, 17:13:06
Татьяна, ну а почему бы и нет? Мне тогда после ее слов стало стыдно, и я пошел устраиваться на работу. И я воспринял этот случай именно как знак от Бога.

ну так знак от Бога - это одно, а истинное юродство - совсем другое. Не обязательно это должно совпадать.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Май 2009, 17:15:38
Хорошо, опишите пожалуйста облик и поведение истинного юродивого.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 06 Май 2009, 17:18:33
хорошо, постараюсь. для этого потребуется некоторое время, чтобы почитать кое-что, ну и, конечно, потребуется Ваша помощь.  :)


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Май 2009, 17:20:28
А я чем здесь могу помочь? :) Я тоже хочу научиться определять истинных юродивых!


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 06 Май 2009, 17:24:05
и я тоже хочу!

пока я делаю выводы на основании того, что прочитала сама (Ларше) и дала возможность прочитать другим (сообщения в этой теме).  :)

Вы можете помочь тем, что тоже будете делать выводы из прочитанного, а не рассуждать "от балды". В последнем случае ни к какому значимому результату, кроме ведения неторопливой около-православной беседы, прийти не удастся.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Май 2009, 17:27:26
Ларше - это конечно хорошо. Но вот что-то я не встречал каких-то святоотеческих осмыслений юродства...


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 06 Май 2009, 17:37:53
Ларше - это конечно хорошо. Но вот что-то я не встречал каких-то святоотеческих осмыслений юродства...

да, в этом затык, по-моему...
Я взяла Ларше, поскольку это православный богослов, работающий как раз со святоотеческим наследием.
Это один из "легких" путей осмыслить святоотеческое богословие в той или иной области - взять полноценный вторичный источник и начать с него.

вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов, когда писал про юродивых. Да такой цели совсем и нет.
Почему я и говорю про необходимость его чтения. Если найдутся еще столь же вдумчивые авторы - будет просто замечательно...


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 06 Май 2009, 17:52:58
вообще-то, чтобы узнать, каков бывает облик и поведение юродивого, достаточно взять их жития. Начать хотя бы с Андрея Юродивого.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Май 2009, 18:00:08
Юродивые воспринимаются обычно как какие-то грязные, вонючие, обросшие нечесаными волосами люди в лохмотьях, похожие на неандертальцев. Чаще всего в житиях они такими и предстают. А вот меня интересует вопрос: можно ли быть юродивым без грязи, лохмотий и вони?


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 07 Май 2009, 15:19:59
Житие Андрея Юродивого
http://old-rus.narod.ru/03-44.html

Что касается грязи и вони, то, внимательно почитав житие, можно понять, где истинная грязь, вонь и нечистоты. Об этом свидетельствует хотя бы этот отрывок:


"Праведник же увидел блудного беса, стоящего среди блудниц, внешне он был похож на эфиопа, губаст, на голове вместо волос конский навоз, смешанный с золой. А глаза его были словно лисьи; ветхое тряпье покрывало его плечи. И исходил от него такой зловонный запах нечистот, что, не выдержав этого тяжкого смрада, блаженный начал часто плеваться и закрыл одеждой свой нос.

     Видя, что Андрей гнушается блуда, разъярился блудный бес и завопил: «Люди меня лелеют, словно мед сладкий, на сердце своем, а этот глумится над всем миром, брезгуя мною, плюет на меня. Да сам ты благой ли цели ради стал юродивым, а не для того ли, чтобы таким образом уклониться от земных трудов?»

     Блаженный видел его наяву, блудницы же только голос беса слышали, но никого не видели. Сидя среди них, блаженный смеялся над зловонным и безобразным бесом. Увидев, что он смеется, они сказали: «Поглядите, как он со своим демоном смеется». А одна из них сказала: «У него хорошая одежда. Давайте возьмем ее и продадим, и у нас будет сегодня питье». Быстро поднявшись. они раздели его, оставив нагим, а одежду продали за сребреники и разделили, каждой досталось по два медяка."





Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 07 Май 2009, 15:43:36
Да, интересный отрывочек...Получается, что с точки зрения тех проституток блаженный был одет хорошо. Или им лишь казалось, что он был хорошо одет?


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 08 Май 2009, 00:53:59
вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов

+


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 08 Май 2009, 09:56:41
вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов

+
И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 08 Май 2009, 10:07:02
вряд ли нам удастся его переплюнуть, то есть найти что-то, чего он не знал у святых отцов

+
И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.

Конечно, Кирилл, абстрактно Вы правы. Но практически... попробуйте сами подъять и продумать, пропустить через себя хотя бы все, что уже подъял сам Ларше. А уже если в тексты отцов начать копать - там вообще океан мысли...  С практической точки зрения путь через вторичные источники оправдывает себя.

Кстати, собственное восприятие - вещь весьма шаткая и ненадежная. Необходимо быть "в теме", чтобы верно рассуждать о чем-либо. Самочиние не поощряется ни в духовной жизни, ни в интеллектуальных занятиях богословием.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 08 Май 2009, 10:41:04
Самочиние не поощряется ни в духовной жизни, ни в интеллектуальных занятиях богословием.
Ну, это понятно, это же не философия, где главным источником "откровения" является твоя собственная голова. :)
Да и в конце концов, читая творения отцов, ты уже понимаешь, что есть отцы, возведенные Церковью в ранг "вселенских учителей", значит, Церковь одобряет их мысли и их учение.
Я как-то раз читал творения святителя Григория Богослова, скажу честно: многое мне казалось странным и многое смущало. Например, многочисленные "античные" образы, используемые святителем. Но так как Церковь это одобряет, то я и согласуюсь с мнением Церкви, поскольку через Церковь говорит Сам Бог.
Для богослова вообще необходимо постоянно "смирять разум в послушание Христово". А послушание Христу может быть только через послушание Его Телу, т.е. Церкви.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: azamat от 08 Май 2009, 14:31:40
И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.

ну тогда становитесь патрологом и приступайте к работе,а мы сравним исследовательский уровень Ваш и Ларше.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 08 Май 2009, 15:57:12
И тем не менее, на мой взгляд, необходимо исследование самих первоисточников. Потому что, во-первых, собственное восприятие всегда есть собственное восприятие, и его ничто не может заменить, а во-вторых, открываются все новые и новые источники, отыскиваются древние, еще неизвестные рукописи, делаются новые переводы ранее неизвестных в России творений святых отцов на русский язык, с которыми тот или иной автор не имел возможности работать.

ну тогда становитесь патрологом и приступайте к работе,а мы сравним исследовательский уровень Ваш и Ларше.
I would like to be only a Christian... ;)


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 13 Май 2009, 10:08:59
А если это для многих людей становится соблазном? Меня тоже смущают некоторые истории из жизни святых блаженных. (А как же строгие слова Христа о том, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих?)

Христос явно говорил о том, чтобы не погубить ничью душу своими необдуманными поступками.
А чем поведение юродивых может соблазнять? не очень понятно, разъясните, пожалуйста.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 13 Май 2009, 13:12:47
А если это для многих людей становится соблазном? Меня тоже смущают некоторые истории из жизни святых блаженных. (А как же строгие слова Христа о том, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих?)

Христос явно говорил о том, чтобы не погубить ничью душу своими необдуманными поступками.
А чем поведение юродивых может соблазнять? не очень понятно, разъясните, пожалуйста.
Я когда-то давно читал житие одного блаженного (не помню уже кого именно), и там содержался такой эпизод: блаженный при большом стечении народа бросил камнем в икону Богородицы, которая была, по-моему, над входом в храм, икона разбилась, а под ней оказалось изображение сатаны. Вот этот эпизод меня тогда очень смутил.

Да и, если можно так выразиться, юродивые провоцируют людей на грешные поступки - ведь над ними начинают насмехаться, кидать в них камни, даже бить и т.д.
Я думаю, Наталия это имела ввиду.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 22 Май 2009, 18:45:07
Да, интересный отрывочек...Получается, что с точки зрения тех проституток блаженный был одет хорошо. Или им лишь казалось, что он был хорошо одет?

Кирилл, а что Вы понимаете под словами "хорошо одет"?
"хорошо одет" - значит имел одежду, прикрывающую тело (не лохмотья, допустим),
или это значит, что он был одет в одежду из хорошей ткани, или что-то еще.

Одежда, по-моему, имеет весьма относительный смысл, и мне трудно понять, что значит "быть хорошо одетым" в контексте юродства.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: Наталия от 23 Май 2009, 19:14:09
Татьяна, я имела в виду - шествовать по городу обнаженным, ходить в женские бани...

В описании жизни блаженного Андрея я читала и обоснование таких его поступков: все, вроде, понятно, соглашаешься... Но если представить себе это на практике: а как реагируют обычные люди? Но ведь поступки и правда отличаются от принятых норм "общественной нравственности"? Так как же? Они грешат,  обычные люди, что осуждают юродивого в таком случае? Или если бы они были более благочестивы, им бы открылось, кто он такой и стал бы понятен смысл его внешне безумных поступков? Мне всегда вот это непонятно.


Название: Re: Подвиг юродства
Отправлено: tatiana от 24 Май 2009, 21:09:53
я читала о том, что юродивые, заходя к блудницам, спасали их тем самым. Разными способами - то ли собственным целомудрием как-то отвращали их от блуда, то платили блудницам за пребывание с ними, как бы "забивали место", что ли, чтобы выиграть время. Ни о каком реальном сожительстве речи, конечно, и близко не шло. Именно под внешне неблаговидным общением с блудницами юродивые пытались вытащить их из грязи.

А как можно соотнести спасение души, погрязшей в грехах, и нормы "общественной нравственности"?... наверное, никак, это категории вообще несоотносимые.

Что касается реакции обычных людей - то, наверное, осуждение само по себе слишком часто присутствует в жизни. Совсем не надо далеко ходить, и приводить в пример осуждение обычными людьми юродивых. С тем же успехом осуждают кого угодно.

Это аксиома христианской жизни - все, что происходит с человеком дурного - происходит по его собственной вине. Если кто-то соблазняется поведением юродивого, это повод заглянуть внутрь себя и увидеть там грязь, которую грести-не разгрести...

Собственно, цель юродивого в этом случае достигнута - заставить человека оглянуться на себя и увидеть свои достойные великого сокрушения грехи...