consensus patrum
19 Март 2024, 12:34:55 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
Автор Тема: Подвиг юродства  (Прочитано 37408 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« : 24 Апрель 2009, 16:25:15 »

В чем смысл подвига юродства? Я до конца не могу понять.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #1 : 24 Апрель 2009, 18:45:40 »

Юродство - добровольное безумие, предание ума непрестанному Боговидению. Добровольное лишение себя всякого социального статуса, выход за рамки любых человеческих представлений. Маска безумия - за ней удобно скрыться от навязчивых страстных отношений, способ выйти из этой порочной цепочки. Какой с дурака спрос? Духовный здоровый расчет. Жертвуя полностью земным, получаешь взамен Небо в себе.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 30 Апрель 2009, 01:52:07 »

это одно из проявлений жизни во Христе.

как Христос многое усваивал относительно,так и святые не всё усваивают существенно.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Наталия
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 41



« Ответ #3 : 30 Апрель 2009, 08:38:19 »

А если это для многих людей становится соблазном? Меня тоже смущают некоторые истории из жизни святых блаженных. (А как же строгие слова Христа о том, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих?)
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #4 : 30 Апрель 2009, 18:39:43 »

Ларше в своей книге «Исцеление психических болезней» называет три причины юродства Христа ради:

1) смирение
2) отречение от этого мира
3) милосердие



«…Провоцируя презрение, унижение и дурное обращение, юродивый прежде всего ищет высшей степени смирения. … Архимандрит Софроний, знаток христианской восточной аскезы, указывает: «Цель «безумного» в том, чтобы стать посмешищем. Большинство не понимает этот путь, считает его извращением. Но ведь это наиболее верное средство к попранию тщеславия, а следовательно - и к истинной победе над миром» [Sophrony, archimandrite. Des fondements de l’ascese orthodoxe]. …

…Вспомним слова преподобного Исаака Сирина: «Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ибо иные добровольно навлекали на себя название блудных, не будучи таковыми; другие же терпели именование прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увенчана всякой чистотой и непорочностью. Иные же, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись в образе юродивых, быв растворены Божественною солию и непоколебимы в своей тишине…» [Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 58]»

(конец цитаты из Ж.-К. Ларше)


Вообще, прежде чем говорить что-то от себя, хотелось бы разобраться в феномене юродства со святоотеческой точки зрения с помощью Ларше, других авторов, а также с помощью участников форума.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #5 : 30 Апрель 2009, 19:19:04 »

Юродивый «…соглашается, чтобы его презирали, отвергали, считали ничтожеством. ..Преп. Макарий считает, что таковым должно быть нормальное состояние христиан, которые «уподобляются людям, которые носят на руках своих кровь свою…не думают о себе, что значат они что-нибудь, но ведут себя как униженные и отверженные всеми людьми». [Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы]

…Преп. Иоанн из Газы замечает: «Кто желает смирения, как говорит, и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения». А преп. Варсонофий указывает: «Совершенное же смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения и прочее, что пострадал Учитель наш Иисус» [Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни]

…Юродивые достигают таким образом смирения, которое закалилось в постоянных испытаниях и различных ситуациях, а такое смирение намного труднее стяжать и сохранить, чем смирение, созидаемое лишь внутри себя.

…Признаком избавления от тщеславия является отсутствие скорби при унижении на людях и отсутствие злопамятства на того, кто нас обидел, уничижил, оскорбил. Именно в таком состоянии и пребывают юродивые, по описаниям их агиографов.
Речь идет о крайней степени смирения: своими действиями юродивые ставят себя в ситуацию, когда их считают последними из последних, а таким образом они исполняют одну из классических монашеских заповедей: «Считай себя последним из всех людей».»

(конец цитаты из Ларше)


Уже очевидны, по-моему, некоторые выводы: юродивые - это люди в здравом уме, принимающие на себя особый подвиг. Видно, что их подвиг напрямую соотносится с Крестной жертвой Христа (они распинают своего плотского человека на кресте поношений, унижений и осмеяний).
Причем, видимо, этот подвиг ведет одним из кратчайших путей к стяжанию Неба, поскольку юродивые на своем пути стремятся к высочайшей степени смирения и смиренномудрия.
Не противоречит юродство и монашеской стезе. Может быть, юродство можно назвать одним из видов монашества, поскольку в нем мы наблюдаем тот же уход от мира, только уход особым путем, глубоко узнать который было бы весьма желанно.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #6 : 01 Май 2009, 00:01:10 »

Юродство - добровольное безумие, предание ума непрестанному Боговидению. Добровольное лишение себя всякого социального статуса, выход за рамки любых человеческих представлений. Маска безумия - за ней удобно скрыться от навязчивых страстных отношений, способ выйти из этой порочной цепочки. Какой с дурака спрос? Духовный здоровый расчет. Жертвуя полностью земным, получаешь взамен Небо в себе.

Максим, Вы, по-моему, очень точно схватили самую суть юродства - "отречение от мира, добровольное безумие - стяжание Неба". Но хочется разобраться подробнее.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #7 : 01 Май 2009, 13:57:33 »

Татьяна, большое спасибо за такой подробный ответ.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #8 : 01 Май 2009, 14:01:35 »

Кирилл, я еще не закончила   Улыбающийся. Меня тема юродства тоже волнует глубоко, и сейчас я пытаюсь читать он-лайн, так сказать, Ларше, потом можно будет привлечь другие источники. С тем, чтобы обсудить, если в этом возникнет необходимость.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 01 Май 2009, 14:03:09 »

Предлагаю еще почитать Ларше.

Он пишет:

«Явление юродства Христа ради настолько оригинально и интригующе, что стало объектом уже нескольких исследований, но нам кажется, что не всегда оно было правильно интерпретировано. В большинстве случаев оно остается неверно понятым: образ юродивого Христа ради отождествляется с похожими на него людьми, а отличительными чертами юродства считают те свойства, которые на самом деле присущи не только ему, но и другим формам аскезы».


Кого ошибочно могут принимать за юродивых Христа ради или ошибочно отождествлять с ними?



Во-первых, людей необразованных, некнижных и простых.

«О святых апостолах Петре и Иоанне в «Деяниях святых апостолов» сказано, что они были люди некнижные и простые (Деян., 4, 13), и многие отцы Церкви считали, что неученый может быть более духовным, чем получивший наилучшее образование. ….
Истинное ведение Бог дает Духом Святым тем, кто становится достоин его не благодаря интеллектуальным способностям, но благодаря чистоте и добродетели, приобретенным соблюдением заповедей. С этой точки зрения на подобное «незнание» может претендовать любой христианский подвижник, и оно не должно рассматриваться, как свойство юродивых…»



Во-вторых, за юродивых могут принимать «простецов».

Самым известным из «простецов» является прп. Павел Препростой, ученик прп. Антония.
«Речь идет о простоте, которая частично совпадает с нищетой духа из заповедей блаженств и которую в духовности христианского Востока рассматривают как добродетель. Она противопоставляется множественности помыслов (λογισμοι), которые являются препятствием к внутренней чистоте и нерассеянной молитве. Эта простота также противопоставляется любому виду самолюбия и, следовательно, прямо связана с другой добродетелью - монашеским послушанием. Простота является плодом аскетического подвига, который греческие отцы Церкви именуют «απλωσις» (опрощение) и который является одновременно самоотречением, очищением и внутренним единством. Если безумный ради Христа в этом смысле и простец, то простец вовсе не безумный: его поступки совершенно разумны и признаются таковыми».



В-третьих, Христа ради юродивые не имеют ничего общего с теми, кого в народе называют «дурачками» (слабоумными), а также их нельзя отождествлять с «невинными».

«Невинный» или «дурачок» - это, во-первых, человек, чьи умственные способности ограничены в силу инвалидности биологического происхождения или недостатка воспитания в раннем возрасте. В определении современной психиатрии это соответствует легкой или средней дебильности.
Во-вторых, «невинный» (типичный его представитель - «идиот» Достоевского) - это человек, который малознаком со светскими условностями и не знает все психологические сложности в общении с другими, а также интеллектуальные сложности при суждении о вещах. От этого происходит, с одной стороны, непосредственность, которая в воспитанном обществе выглядит как дурной тон вплоть до лицемерия, а также некоторая неловкость в его поведении и во взаимоотношениях с окружающими, которая представляет его в глупом и смешном свете. А с другой стороны, отсюда - дар интуиции, которая, восполняя ограниченность его умственных способностей, придает его суждениям особую проницательность и иногда позволяет ему делать удивительные предсказания.
Безумные Христа ради не могут быть отождествлены ни с тем, ни с другим типом «невинных».»
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #10 : 01 Май 2009, 14:09:46 »

Самое интересное, что юродивые в беседах с ними отдельных людей показывают себя совершенно нормальными и адекватными людьми, здравомыслящими и здраворассуждающими, например, св. Михаил Клопский, св. Андрей Константинопольский.

Т.е. если кратко сформулировать, что такое юродство, то это необычное, отличающееся поведение от поведения других людей, принятого в данном конкретном обществе с целью смирения самого себя.
« Последнее редактирование: 01 Май 2009, 14:12:26 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #11 : 01 Май 2009, 15:01:44 »

Самое интересное, что юродивые в беседах с ними отдельных людей показывают себя совершенно нормальными и адекватными людьми, здравомыслящими и здраворассуждающими, например, св. Михаил Клопский, св. Андрей Константинопольский.

Т.е. если кратко сформулировать, что такое юродство, то это необычное, отличающееся поведение от поведения других людей, принятого в данном конкретном обществе с целью смирения самого себя.


ага, именно так.

А в чем необычность? и зачем смирять себя именно таким странным в прямом смысле слова способом? наверное, есть какие-то цели у юродивых, отличные от целей, скажем, обычных монахов, чтобы именно на людях смирять себя?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 02 Май 2009, 12:19:24 »

мне кажется,подвиг юродства-это не путь к достижению святости,а способ спасти общество,встряхнуть его.

юродивый-это УЖЕ обоженный человек,который через практическую добродетель (добродетель не человеческую и не вписывающуюся в нормы "благочестия",т.к.юродивый запросто может и покакать в алтаре) потрясает социум,ведёт к покаянию или же карает.

т.е.юродивый-это родственник пророкам.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #13 : 02 Май 2009, 12:23:34 »

Хочется понять, кто же такие юродивые, каково состояние их интеллекта и психики.


«Юродивые не только в действительности не отмечены каким-либо нарушением интеллекта, но и обладают превосходной способностью симулировать свое состояние безумия, использовать его в зависимости от ситуации и тех духовных целей, которых они хотят достичь…»


«Жозе Гродидье де Матон замечает по поводу преподобного Симеона: «Более всего при чтении его Жития поражает то, с какой достоверностью святой выдерживает роль умалишенного: психиатр… легко распознает здесь характерные признаки мании. … Во всех его словах и жестах можно распознать маньяка: в бессвязных речах, в чрезмерной фамильярности, в любви к нелепым нарядам, в неряшливости, доходящей до эксгибиционизма, а особенно в резких изменениях настроения и в буйствах, выражаемых им тогда, когда его тревожат или противятся тому, что принимают за его капризы».  (цит по Ларше)



У юродивых нет никаких клинических нарушений интеллекта или психики, напротив, только интеллектуально и психически здоровый человек может понести симуляцию безумия, временную или даже постоянную в течение многих лет.

Проявляемые клинические признаки безумия, при том, что безумие является притворным, говорит, кроме силы их личности, также о нечеловеческой, я бы сказала, силе, которая помогает им поддерживать их пребывание в этом состоянии.


Ларше пишет: «казаться безумным - его выбор: он прилагает все усилия, чтобы его действительно принимали за безумного, но при этом владеет каждым своим поступком или словом и очень точно просчитывает их воздействие. … Настоящий умалишенный … не может быть безумным Христа ради в традиционном смысле.
На юродивого болезнь не наложена извне, он сам налагает ее на себя. Она соответствует избранному им самим состоянию, которое он может покинуть, как только того пожелает, и вновь взять на себя, если найдет нужным. Это состояние не ограничивает его, не нарушает его психического равновесия и не мешает его духовной жизни. Юродивый переживает раздвоение, подобное тому, которое переживает актер, входящий в роль, но остающийся самим собой».


Самый интересный вопрос - мотивация подобного состояния. Зачем здоровому человеку прикидываться умалишенным и вытворять Бог знает что?

Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #14 : 02 Май 2009, 12:32:07 »

юродивый-это УЖЕ обоженный человек

мне кажется, это слишком смелое заявление.


мне кажется,подвиг юродства-это не путь к достижению святости,а способ спасти общество,встряхнуть его.

юродивый-это УЖЕ обоженный человек,который через практическую добродетель (добродетель не человеческую и не вписывающуюся в нормы "благочестия",т.к.юродивый запросто может и покакать в алтаре)

такие действия направлены на то, чтобы обратить внимание на главное и указать на недопустимость возведения второстепенных вещей в ранг главных. Вот именно - "встряхнуть". 

Типа, смотрите и ужасайтесь! но, если у вас осталось хоть немного мозгов, то ужасайтесь не мне, а себе - в каком настоящем г. лежите вы сами!
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!