Ларше тоже считал, что следует понимать не как "сам мометнт сотворения", а как очень небольшой промежуток.
У меня почему-то есть ощущение, что Максим Исповедник по крайней мере в некоторых гранях - все-таки прав - и не было ни одной секунды в бытии, когда Адам был бы не павшим. Наверное имеет место Ваше предположение о разных видах времени. Попробую пояснить почему я также склоняюсь к этой точке зрения:
Св. Григорий Палама, в своем письме к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина, пишет:
"12. Итак очевидно,
что благодать эта нетварна. И это
настолько очевидно, что и то, что совершено ею, т. е. каждое из существ, получивших божественную благодать и обоженных,
называется безначальным, вечным, бесконечным, и, что то же, соответственно ей, нетварным. Ибо опять
согласно божественному Максиму, "логос вечного благобытия сообщается достойным по благодати, нося с собою Бога, по природе превышающего всякое начало и конец
и сообщающего по благодати безначальность и бесконечность тем, кто по природе имеют начало и конец" (Аb Tit. Hom. 6, 5 (РG 62, 696).
Поэтому и великий Павел,
не живя больше жизнью временною, но жизнью вселившагося в него Слова, божественной вечной,
стал по благодати безначальным и бесконечным (Гал. 2, 20);
и Мелхиседек,
не имея ни начала дней своих, ни конца жизни (Быт 14, 18; Евр. 7, 3) не по своей тварной природе, по которой он начал и окончил бытие, а по благодати божественной и нетварной, всегда превышающей всякую природу и время, идущей от вечно сущего Бога.
Итак, Павел был тварен только до тех пор, пока он жил жизнью, происшедшей из небытия, по определению Божию, а когда он стал жить не этой жизнью, а той, которая приходит со вселением Божиим, то он стал нетварным по благодати, как и Мелхиседек и всякий, кто стяжал, чтобы в нём жило и действовало только Божие Слово.Это же говорит и Великий Василий: "То, что движимо Духом Святым, стало движением вечным, живым, святым; со вселением в него Духа, человек получил достоинство пророка, апостола, ангела,
Бога, будучи раньше землей и пеплом" (Capit. quinqu. centen. IV, 54 (РG 90, 1329), V, 13 (1353 В); Ad Thalass. 61, shol. (645 A, 645 В, С).
И кроме того: "через Духа Святого приобщение к благодати Христовой, помазание, чтобы стать чадом света, причастие вечной славы" (Adv. Eunom. 5 (РG 29, 769 В,св. Василию приписано по ошибке).
А божественный Григорий Нисский говорит: "человек выходит из своей природы: смертный становится бессмертным, тленный становится нетленным, временный становится вечным
и человек становится весь Богом, ибо удостоенный стать сыном Божиим, он будет полностью иметь в себе достоинство Отца" (De Spiritu Sancto, 15 (РG 32, 132 В)."
Итак, как видим из приведенных отрывков Отцов явствует:человек может быть безначальным и бесконечным через благодать Божию. Это ставит нас перед серьёзным вопросом о том, что в действительности имело место в те дни "первотрагедии"?
Время -это способ бытия твари, как о том пишет преподобный Иоанн Дамаскин, но из приведённых ссылок -вроде бы явствует, что человек через Благодать,
может быть и нетварным, и притом безначальным. Посему "первый момент" времени - это уже свидетельство того, что человек оторвался от пуповины вечности,от Благодати Божией, и перестал быть безначальным. Он стал чистой тварью, так сказать "тварью в самом себе", хотя ранее он через благодать он был - нетварным.
Кроме того, сейчас не помню где, но вроде у Василия Великого встречал, нечто подобное следующему выражению: "как начало пути ещё не есть путь, так и начало времени ещё не есть время" - что вроде как (наверное) вносит косвенный вклад в подтверждение этой мысли.
С другой стороны не понятно, как человек мог не меняться. Ведь он же не был в неком застывшем состоянии. Очевидно, какие-то события порисходили, а значит было и время. Как же оттенить, так сказать "выскребсти" этот момент времени? В чем Адам вечен и безначален, и в чем он начален и временен?