И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
Вопросы:
1. Определение "
живая" в данном контексте - это
существенное свойство, или
тропос существования?
Я не знаю, что такое «тропос» и «существенное свойство».
Здесь речь идет на мой взгляд о том, что возникли скоты и растения, не как замыслы о скотах и растениях, но как самые вещи существующие сами по себе. Самое главное свойство – это самостоятельность. Но это свойство – подлежит тщательному уточнению, ибо нужно каким-то образом оттенить именно момент связанный с некой самобытностью твари. Мысль о предмете и сам предмет – нечто разное. Предмет он существует как бы вне ума… т.е. самостоятельно и… как говорил Аристотель – подвижно…
Можно ли качество "жизнь, живое" отнести к области Божественного логоса (замысла, сути) об этом роде тварей?
Думаю можно.
А растения - они живые? Вот есть обиходное разделение природы на живую/неживую.
Растительность отнесена к живому. Но по Писанию про сотворение живого сказано лишь на этапе животных.
2. Чем жизнь принципиально отличается от не-жизни? (чем живое существование отличается от растительного)?
3. "Смертность", как особое качество тварного - когда это появляется? Это логос, или искажение логоса?
Помогите разрулить смысл.
Я тут написал одному богослову известному письмо, чтобы он помог мне разобраться с тем, чем отличается свобода, от свободы воли ,свободы выбора, свободы совести, свободы слова, свободы х…
Люди постоянно говорят какую-то чепуху про свободу. Они подменяют слово «свобода» другим понятием «свобода чего-то там». Но свобода «чего-то там» – это не есть свобода. Вот мне кажется, существует иерархия свобод. Если не изменяет память, преподобный Максим исповедник насчитывал 18 смыслов различных «воль». Как воля связана со свободой, и одно ли это и тоже – вопрос открытый (для меня). Так вот: если удастся создать «классификацию свобод», то тогда станет ясным, что есть живое, что неживое. К живому можно отнести хоть что-то, что обладает той или иной свободой, и к неживому – все остальное. Мне например кажется, что животные частично свободны…
Не так как люди, но какая-то степень свободы у них есть.
Например олень может бежать по правой стороне а может и по левой…
К живому можно будет подойти и как к тому, что «имеет душу живую». Но тогда нужно будет разобраться с вопросом о посмертном существовании душ животных. На этот счет ясного учения Церкви я никогда не встречал.