Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #60 : 21 Декабрь 2010, 15:40:18 » |
|
Вот и Плама путался, например заявлял, что «Сверхсущее не вид сущего» (Триады, II, 3, 33) а потом писал о Божественный сущности как ни в чем не бывало. Не знаю как для Вас, а для меня подобная непоследовательность и отсутствие интеллектуальной ясности в терминологии в свое время сделали тот же томизм куда более привлекательной альтернатиивой (опять же это было давно, II-й курс, средневековая философия, эх...  ) то же самое есть у Каппадокийцев (у того же Григория Богослова). путаницы я в этом не вижу, как и оч. многие Отцы, Палама использовал разные филос. дискурсы.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #61 : 21 Декабрь 2010, 15:42:48 » |
|
Если бы Вы еще удосужились пояснить, что означаете «реальным различием»  мы с Вами разные люди, хотя обладаем одной природой - из-за реального различения. я и мои слова - не одно и то же, хотя я связан со своими словами гораздо теснее, чем например с Вашими. Это тоже следствие реального различения меня и моих энергий.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #62 : 21 Декабрь 2010, 15:43:53 » |
|
путаницы я в этом не вижу, как и оч. многие Отцы, Палама использовал разные филос. дискурсы
В одном месте говорим что Бог не подпадает под категорию сущности, в другом ее используем. Вам не кажется, что это школьная ошибка, нарушение закона формальной логики об исключении третьего?
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #63 : 21 Декабрь 2010, 15:45:09 » |
|
мы с Вами разные люди, хотя обладаем одной природой - из-за реального различения. я и мои слова - не одно и то же, хотя я связан со своими словами гораздо теснее, чем например с Вашими. Это тоже следствие реального различения меня и моих энергий
Только вот в нематериальных вещах это не работает, их сущность это и есть активность. В Боге нет возможности «не быть» или «быть другим» Его сущность не отделима от актуальности (грубо говоря в Нем нет хайдеггеровской онтологической дифференциации)
|
|
« Последнее редактирование: 21 Декабрь 2010, 15:49:25 от Павел Недашковский »
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #64 : 21 Декабрь 2010, 15:51:17 » |
|
В одном месте говорим что Бог не подпадает под категорию сущности, в другом ее используем. Вам не кажется, что это школьная ошибка, нарушение закона формальной логики об исключении третьего?
не кажется. потому что поясняется, в каком смысле Бог выше сущности, и в каком обладает сущностью (цитата из Паламы, которую Вы привели, нерелевантна, т.к. там про это речь не идет). так это "ошибка" свойственна для всего платонизирующего святоотеч. богословия после Никеи - при чем тут Палама?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #65 : 21 Декабрь 2010, 15:52:52 » |
|
Только вот в нематериальных вещах это не работает, их сущность это и есть активность. В Боге нет возможности «не быть» или «быть другим» Его сущность не отделима от актуальности (грубо говоря в Нем нет хайдеггеровской онтологической дифференциации)
я уже отвечал - это по Аристотелю, но, напр., не по Плотину. Почему все обязаны следовать Аристотелю, когда, к тому же, есть и много других филос. позиций по этому поводу?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #66 : 21 Декабрь 2010, 15:56:25 » |
|
так это "ошибка" свойственна для всего платонизирующего святоотеч. богословия после Никеи - при чем тут Палама?
В Никее как раз воспользовались аристотелевской сущностью, говоря о Христе как ομοουσιος Богу
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #67 : 21 Декабрь 2010, 15:57:46 » |
|
я уже отвечал - это по Аристотелю, но, напр., не по Плотину
Я уже отвечал прямой цитатой Плотина, что в Едином нет различия энергии и сущности
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #68 : 21 Декабрь 2010, 16:00:18 » |
|
В Никее как раз воспользовались аристотелевской сущностью, говоря о Христе как ομοουσιος Богу
ничего подобного. В новоникее (не в Никее!) был использован один элемент аристотелевского дискурса (сущность - общее), но откинуты другие важнейшие элементы (напр., сущность = "что есть", т.е. является познаваемой, и др.). Использование платонического дискурса в богословии тогда было в полный рост.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #69 : 21 Декабрь 2010, 16:01:06 » |
|
Я уже отвечал прямой цитатой Плотина, что в Едином нет различия энергии и сущности
Ваша цитата не в тему, т.к. ошибочно думать, что для Плотина Бог это только Единое.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #70 : 21 Декабрь 2010, 16:18:12 » |
|
Ваша цитата не в тему, т.к. ошибочно думать, что для Плотина Бог это только Единое
Ну так убедите меня что Плотин противоречил здесь Аристотелю и говоря о Божественном допускал различие актуальности и потенции с сущностью
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #71 : 21 Декабрь 2010, 16:20:24 » |
|
я не буду Вас убеждать, почитайте научную литературу по этому поводу, скажем, известную книжку Бредшоу. Про это уйма написано.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #72 : 21 Декабрь 2010, 16:24:59 » |
|
я не буду Вас убеждать, почитайте научную литературу по этому поводу, скажем, известную книжку Бредшоу. Про это уйма написано
Я читал больше, чем Вы думаете. Тем не менее я принципиально не согласен с Вашими взглядами на Максима и каппадокийцев к примеру, а в отношении Плотин vs Палама разделяю взгляд Бибихина
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #73 : 21 Декабрь 2010, 16:31:05 » |
|
взгляд Бибихина разделять невозможно, т.к. он сравнивает с паламитским дискурсом плотиновское Единое, а нужно Мировой Ум. Т.е. взгляд его не имеет смысла.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Недашковский
|
 |
« Ответ #74 : 21 Декабрь 2010, 16:31:30 » |
|
то же самое есть у Каппадокийцев (у того же Григория Богослова)
Ничего подобного, Григорий не допускает такого винегрета
|
|
|
Записан
|
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
|
|
|
|