consensus patrum
28 Март 2024, 16:22:00 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 7 8 [9] 10 11
  Печать  
Автор Тема: богословие и умное делание  (Прочитано 70774 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #120 : 27 Апрель 2009, 14:47:49 »

Господа, давайте сосредотачиваться не на расклеивании  ярлыков, а на разборе взглядов, фактов и утверждений. Администратор 
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #121 : 27 Апрель 2009, 20:23:24 »

Цитировать
Азамат, вы уж простите, но по-вашему получается, что практически все богословы, жившие или живущие на Западе - еретики!

Из современных богословов могу назвать преп. Иустина Поповича, очень хорошо знавший святых Отцов и очень светлый по духу человек.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #122 : 27 Апрель 2009, 20:54:04 »

Из современных богословов могу назвать преп. Иустина Поповича, очень хорошо знавший святых Отцов и очень светлый по духу человек.

да,на то он и канонизирован,хотя в мариологии и допускал несвятоотеческую мысль о некоторой реализации закона греха в Богородице.

Софроний Сахаров-умеренный имяборец и плохой богослов.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #123 : 30 Апрель 2009, 00:40:33 »

   Григорий Палама совершенно ясно пишет о том, что надо оставлять многочтение ради односложной молитвы (и потом далее описывает плоды этой молитвы), которые несомненно превосходят любые плоды многочтения:

(3-я часть ТРИАДЫ I О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе)
2. По-моему, этим же, брат, постоянно пользуются люди, о которых ты рассказываешь. Действительно, оставлять многочтение и посвящать себя односложной молитве до приобретения способности непрестанно держать ее в уме, хотя бы тело и было занято чем-то другим, начинающим упражняться в исихии советуют и святой Диадох, и великий молитвенник Филимон, и многоопытный в Божиих делах Нил, и Иоанн Лествичник, и многие из ныне живущих отцов [4] , — но только они советуют оставлять его не потому что оно бесполезно или негодно: добавив "негодно", клеветники представили негодными добрые заповеди.


    Также слово первое, в котором Григорий Палама рассматривает опасность только умственных рассуждений и соответственно, как опасно не зная истины опытно попасться на уловки лукавого:
1. Поистине не только пороки льнут к добродетелям, но и нечестивые рассуждения оказываются так близки к благочестивым, что от малейшего добавления или изъятия легко превращаются одно в другое и смысл слов изменяется на обратный; оттого любое лжеучение носит личину истины для людей неспособных заметить это небольшое изъятие или прибавление. Здесь — хитрая уловка лукавого с его великим искусством обмана. Ведь ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, — за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины.


   Какой порядок правильный? - Сначала умное просвещение (опытное познание истины), потом знание и превосходство первого над вторым:
5. ... Даже из уже сказанного мы без всякого труда докажем любому, кто еще не убежден, что существует умное просвещение, видимое чистыми сердцами, совершенно отличное от знания и являющееся его источником.
7.  ...Что, наконец, вместе с Василием Великим говорит многославный Нил? "Столп истины, Василий Каппадокийский пишет, что человеческое знание достигается трудами и упражнением, а знание, идущее от Божией благодати, — праведностью и умилением; и первое знание могут приобрести даже люди, погруженные в страсти, тогда как второе доступно только бесстрастным, которые во время молитвы видят, как их озаряет собственное сияние их ума"
9. Как огонь, прикрытый непрозрачным веществом, нагреть его может, а просветить нет, так и ум, когда на нем лежит глухое покрывало злых страстей, может произвести знание, но никак не свет.
...Чистые сердцем видят Бога, согласно неложной заповеди блаженств, данной от Господа, Который, будучи светом, по слову богомудрого Иоанна, сына грома (1 Ин. 1, 5), вселяется в нас и являет Сам Себя любящим Его и возлюбленным Им, как обещал (Ин. 14, 21, 23).
10. Так очистившиеся любовью к Богу видят Его теперь, а в Царстве Божием они его видят "лицом к лицу" (1 Кор. 13, 12). Люди, которые, не испытав Бога и не видев Его, никак не верят, что Его можно созерцать как некий пресветлый свет, и думают, что Он доступен только рассудочному умозрению, подобны слепым, которые, ощущая только солнечное тепло, не верят зрячим, что солнце еще и сияет.

   И т.д. Ну, я думаю с этим никто не будет спорить.

    Далее о "прочном знании", которое достигается в исихии деланием ума (методы исихии):
45. А зная от великого Дионисия и славного Максима, что нашему уму дана с одной стороны сила мышления, благодаря которой он рассматривает умопостигаемые вещи, а с другой — превосходящее природу мысли единение, благодаря которому ум сочетается с запредельным [109] , он и ищет это высшее из всего в нас, единственное совершенное, цельное и не раздробленное бытие; как бы образ образов (ειδος των ειδων), оно очерчивает и собирает воедино свивающееся и развевающееся — совершенно подобно ползучим животным — движение нашей мысли, на чем стоит всякое прочное знание... Но достигнув этого свойственного ему самому действия — а это есть обращение к самому себе и соблюдение себя — и превзойдя в нем самого себя, ум может и с Богом сочетаться.

    Вот место где Григорий Палама говорит превосходстве богословия исихии и молитвы:
46. Поэтому кто стремится в любви к соединению с Богом, тот избегает всякой зависимой жизни, избирает монашеское и одинокое жительство и, удалившись от всякой привязанности, старается без суеты и заботы пребывать в неприступном святилище исихии. Там он, как только возможно избавив душу от всяких вещественных оков, связывает свой ум с непрестанной молитвой к Богу, а вернув через нее себя целиком самому себе, находит новый и таинственный путь к небесам, как бы неосязаемый мрак посвятительного таинственного молчания, и неотрывно прилепляясь к нему умом, с невыразимым наслаждением в простейшем, всесовершенном и сладостном покое и поистине в исихии, то есть безмолвии, взлетает выше всего сотворенного [110] . Весь исступив так из самого себя и весь принадлежа Богу, он видит Божью славу и созерцает Божий свет, совершенно недоступный чувственному восприятию как таковому, — благодатный и святой дар незапятнанных душ и умов, без которого ум, хоть он обладает умным чувством, не смог бы видеть Бога и соединяться с тем, что выше его, как телесный глаз ничего не видел бы без чувственного света.

     Важное примечание
[4.] Односложная, или единомысленная (μονολογιστος) молитва, которую иногда неточно называют "монологической" или "однословной", заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов. Обычно такая молитва творилась вместе с Иисусовой молитвой, произносимой частично или полностью, но могла совершаться и без слов единым порывом сердца. Иоанн Лествичник говорит, что односложная молитва нередко способна собирать ум, рассеявшийся в подробном молитвословии, и что она кладет начало всякому настоящему молитвенному деланию (Лествица 28: PG 88, 1132 B-D; ср. Лествица 9, 15 и 27: PG 88, 841, 889 D и 1116 CD). Исихии Синаит писал, что единомысленная молитва истребляет и сжигает бесовский обман (О воздержании и добродетели, 2, 72: PG 93, 1536 В; ср. также его сочинение "О посте" во 2-м томе греческого "Добротолюбия"). В одном сочинении, которое приписывается Максиму Исповеднику, блуждание мыслью приравнивается к стоянию перед закрытой завесой: внутрь святилища проникает лишь тот, кто успешно совершит единомысленную молитву (Главы иные, 102: PG 90, 1424 А). У Диадоха Фотикийского об односложной молитве говорится в его Главах (Главы 59: Diadochus Photicensis, Capitula, ed. des Places, Paris, 1955, p. 119 — в дальнейшем эта книга будет обозначаться у нас только именем издателя: des Places с указанием страницы), у Нила Анкирского — в Письмах (Письмо 3, 238: PG 79, 493 D). Об авве Филимоне см. греческое "Добротолюбие", т. 2 (Диалог об авве Филимоне).
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #124 : 01 Май 2009, 14:06:11 »

Софроний Сахаров-умеренный имяборец и плохой богослов.
Конечно, в отличие от некоторых...
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #125 : 02 Май 2009, 12:26:25 »

Софроний Сахаров-умеренный имяборец и плохой богослов.
Конечно, в отличие от некоторых...

у Андрея была рецензия на его ложное исповедание апофатического Мрака.

а в книге Илариона Алфеева об имяславии процитированы еретические слова Софрония об имени Божьем.

Вы просто всё это не читали и не изучали.

Вы видите старца,который пишет благоглупостный бред и стереотипно делаете вывод о его святости,вместо того,чтобы,убрав от себя образ старца,изучить само его богословие.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #126 : 02 Май 2009, 22:15:27 »

Вы просто всё это не читали и не изучали.
Вот в том то все и оно - прочитать и изучить. Это все туфта, если вы не в состоянии этот прожить. Прочитать может любой грамотный, т.е. освоивший 8 классов щколы, изучить  - освоивший еще 2 класса, прожить - это уже 10-20 лет подвигов на Афоне.
  Заблуждение - если думаете это можно понять даже не прожив в своей жизни и 5-7-х лет в монастыре. Поэтому отец Софроний не популярен среди богословов и черезвычайно почитаем практиками. Которым, кстати, черезвычайно неинтересно общаться с академическими богословами.
« Последнее редактирование: 02 Май 2009, 22:26:59 от Арсений » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #127 : 02 Май 2009, 22:48:38 »

Вы просто всё это не читали и не изучали.
Вот в том то все и оно - прочитать и изучить. Это все туфта, если вы не в состоянии этот прожить. Прочитать может любой грамотный, т.е. освоивший 8 классов щколы, изучить  - освоивший еще 2 класса, прожить - это уже 10-20 лет подвигов на Афоне.
  Заблуждение - если думаете это можно понять даже не прожив в своей жизни и 5-7-х лет в монастыре. Поэтому отец Софроний не популярен среди богословов и черезвычайно почитаем практиками. Которым, кстати, черезвычайно неинтересно общаться с академическими богословами.

это и есть ересь Софрония: разделение ортодоксии от ортопраксии.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #128 : 02 Май 2009, 22:51:34 »

ещё раз на этом форуме допустите пренебрежение богословием,якобы,в пользу аскетике,будете забанены.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #129 : 02 Май 2009, 22:58:05 »

Вы просто всё это не читали и не изучали.
Вот в том то все и оно - прочитать и изучить. Это все туфта, если вы не в состоянии этот прожить. Прочитать может любой грамотный, т.е. освоивший 8 классов щколы, изучить  - освоивший еще 2 класса, прожить - это уже 10-20 лет подвигов на Афоне.
  Заблуждение - если думаете это можно понять даже не прожив в своей жизни и 5-7-х лет в монастыре. Поэтому отец Софроний не популярен среди богословов и черезвычайно почитаем практиками. Которым, кстати, черезвычайно неинтересно общаться с академическими богословами.

Уважаемый Арсений, я очень Вас попрошу - перестаньте кидать пальцы, извиняюсь за резкость; Вы так пишете, что можно подумать - Вы 20 подвизались на Афоне.  Не думаю, что настоящий духовно опытный подвижник будет с презрением относиться к теоретическому книжному знанию, даже если он 20 лет провел в подвигах на Афоне, а если так относится - то, скорее всего, он либо невежа и простец, которого научили такому отношению другие невежи и простецы, либо в прелести.

 Относительно отца Софрония: я, конечно, ничего не могу сказать по поводу его духовной опытности и результатов молитвенной практики, пусть об этом судят и рядят другие духовно опытные подвижники, к которым я себя не отношу никаким боком: вполне возможно, что это был великий подвижник, стяжавший Святого Духа. Но даже святые могли ошибаться в богословских вопросах, если не верите - читайте здесь http://www.pagez.ru/lsn/vi/610.php  Если ж он не был святым - тем более. Поэтому давайте не будем кидать пальцы по поводу своей "духовности" и "молитвенности", так как такое кидание пальцев, равно как и презрительное отношение к теоретическому  "книжному знанию", если оно возводится в принцип, более смахивает на ересь мессалианства, нежели походит на отношение к этим предметам святых подвижников. В общем  - советую Вам прекратить проповедовать обскурантизм и вообще - выказывать свое снисходительное отношение к теоретическому знанию и "теоретикам" (если, конечно, Вы хотите продолжать участвовать в форуме)
« Последнее редактирование: 03 Май 2009, 00:05:14 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #130 : 04 Май 2009, 16:58:27 »

Я все-таки хочу подать свой слабый голос в защиту Арсения. Мне кажется, что Арсений отнюдь не выступает против теоретического богословского знания, но хочет, чтобы теория увязывалась с практикой, поскольку одним только необлагодатствованным умом постичь тайны Божии невозможно, но даже и опасно.
У каждого из нас есть свой духовный опыт, нет такого православного христианина, который не имел бы вообще никакого духовного опыта. Но все же святые отцы, творения которых мы читаем и изучаем, сами были величайшими практиками. Заметьте, теоретики богословия в Византии и странах византийского ареала были, как правило, светскими людьми, они преподавали в светских учебных заведениях, например в Магнаврской высшей школе в Константинополе. Иоанн Дамаскин, например, был таким светскими богословом, прежде чем принял монашество ("Три защитительных слова против порицающих святые иконы он написал еще до своего монашества"). Среди этих светских богословов было немало выдающихся людей, но кто о них помнит и знает сейчас? Имена их давно забыты и канули в лету. Отцов-подвижников, богословов-практиков помнят все, кому дорога Церковь и ее учение.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #131 : 04 Май 2009, 22:56:37 »

   Григорий Палама совершенно ясно пишет о том, что надо оставлять многочтение ради односложной молитвы (и потом далее описывает плоды этой молитвы), которые несомненно превосходят любые плоды многочтения:

(3-я часть ТРИАДЫ I О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе)
2. По-моему, этим же, брат, постоянно пользуются люди, о которых ты рассказываешь. Действительно, оставлять многочтение и посвящать себя односложной молитве до приобретения способности непрестанно держать ее в уме, хотя бы тело и было занято чем-то другим, начинающим упражняться в исихии советуют и святой Диадох, и великий молитвенник Филимон, и многоопытный в Божиих делах Нил, и Иоанн Лествичник, и многие из ныне живущих отцов [4] , — но только они советуют оставлять его не потому что оно бесполезно или негодно: добавив "негодно", клеветники представили негодными добрые заповеди.

   А Григорий Палама тоже еретик? По вашему выходит что так.
   Вопрос знаний - это нормальное явление в жизни человеческой, тем более богословских знаний. Это как космический корабль запустить на орбиту и посмотреть оттуда, как оно там, и рассказать другим. Или телескоп мощный построить. Полететь может один или посмотреть в телескоп, а знания пригодятся всем, чтобы в земной жизни лучше управляться, это понятно.
   Поэтому Евангелию заповедано быть проповедано во всем мире. Но, дорогие мои, если вы открываете на своем форуме раздел аскетики, то зачем затыкать рот, когда вам говорят реальные вещи про эту самую аскетику. Если вам не нравится то, что все великие богословы были великими аскетами это одно дело. Если вам не нравится то, что многие великие аскеты не были великими богословами, причем вторых, судя по житиям прославленных канонизированных святых было на порядок больше, это другое дело. Причем во втором случае Церковь по вашему оказывается неправа? Так что ли? То есть великий святой должен быть книжным богословом?
  Если вы можете это обосновать - тогда баньте ради Бога, тогда все безвестное монашество простецов не имеет никакой цены у Бога. Тогда все труды отцов необученных грамоте ничего не стоят.
  Но вот что говорит нелюбимый некоторыми отец Софроний, отвечая на вопрос брата:
"Вопрос: У многих Отцов греческих, например у Максима Исповедника, есть очень изощренные понятия и развита техника логическая... Делали они это для защиты христианского учения от внешней мысли, или это нужно внутренне, для спасения?
 Отец Софроний: Это и нужда и для всякого христианина.
 - Но старец Силуан обходится без этих понятий.
 Отец Софроний: О нет, он говорит о том же, но в других терминах. У Силуана тот же путь, что и у Максима Исповедника. Но Максим Исповедник, когда его били и резали язык, говорил: "Может быть, Господь простит мне грехи мои". Видите, как он принял страдание? Выражаем мы различно, но все-таки жизнь единая. И то, о чем говорит Силуан, нисколько не ниже того, что говорит Максим Исповедник: это та же высшая сфера...
  Исторически есть необходимость в богословских школах, но для жизни в Боге вечном это необязательно. Силуан не получил никакого образования. Однако Бог нашел путь сообщить ему свою жизнь, ибо состояние, которое дано было жить самому Силуану, было состояние самого Христа."
  Старец Силуан уже ныне канонизированный святой преподобный, почитаемый и в Греции на Афоне и у нас. Вы с этим спорить не будете. Так вот вопрос, если Господь явился ему, не имеющему никакого богословского образования, - это что, ошибка Бога? Так же Он являлся и многим святым - Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и прочим, -  и они не были книжными богословами.
  То есть, вы Азамат и прочие, кто с вами правы, а Бог не прав?
  Ответьте на этот вопрос пожалуйста или забаньте, что тоже будет являться ответом (только уже не богословским).
  Путь этих святых, не имевших богословского образования был еретическим?
« Последнее редактирование: 04 Май 2009, 23:01:15 от Арсений » Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #132 : 04 Май 2009, 23:20:19 »

  Путь умного делания, это путь лицом к Лицу, а не путь книжной образованности, это путь жить без греха и даже не просто жить без греха, а война - война против плоти, мира и дьявола.
  Богословие никто не отвергает и никто из святых ничего против его не имеет, но это путь другой, если это без аскетики, интеллектуально. Если вы приведете примеры как богословское интеллектуальное знание освящало человека и избавляло от страстей, то это было бы чем то новым, чего раньше в Церкви небыло. Примеров наоборот достаточно. Примеров людей, которые видели христиан - древних монахов, и шли за ними, например в пустыню, и не умея даже читать и писать (раньше это была проблема) восходили на вершины святости. Причем, самое интересное, Паисий Святогорец вспоминал, что раньше простецы мало знали но много делали и становились святыми, сейчас наоборот - много знают, но мало делают и прозябают в страстях - говорил он это про тот Афон который застал в молодые годы и сейчас.
  Вот вы мне Азамат скажите, я прошу ваш богословский совет, что мне делать сейчас, чтобы неукорно стать потом перед Богом на страшном суде, вот я прожил день и у меня есть час времени, на что его мне потратить - на изучение богословской книги или на молитву с покаянием? Как по вашему правильно поступить если в сегодняшний день у меня один только этот час и есть? И если я чувствую, что этот день, как и прочие дни моей жизни прошел не так, нет ничего, чем бы я мог похвалиться, кроме немощи и греха.
« Последнее редактирование: 04 Май 2009, 23:31:23 от Арсений » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #133 : 04 Май 2009, 23:48:29 »

Арсений,

интернет не предназначен и не ведет ко спасению, к которому Вы так стремитесь. Средствами интернета можно лишь прояснить спорные, неясные, сложные моменты в православном богословии, и полезности этого ни один великий святой подвижник отрицать не стал бы. Все приведенные Вами цитаты лишь подтверждают это.

Если Вы считаете себя способным стяжать великую благодать у Бога путем односложной молитвы, без чтения и рассуждения - пожалуйста, кто Вам может помешать?
Только аккуратным нужно быть очень, и не мешало бы предварительно чего-нибудь прочесть  Улыбающийся, чтобы мгновенно не впасть в прелесть, а лучше иметь духовного наставника.

Пожалуйста, идите тем путем, к которому чувствуете силы.
Но и нам, грешным, не препятствуйте хоть немного пройти по пути познания Истины тем путем, который нам доступен.


Записан
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #134 : 05 Май 2009, 09:05:50 »

  Богословие никто не отвергает и никто из святых ничего против его не имеет, но это путь другой, если это без аскетики, интеллектуально.

Вы, одновременно правы и неправы.
Правы, - потому что правильно смотрите на проблему, говоря: «…это путь другой, если это без аскетики».
Неправы, - потому что спорите, хотя с этим никто и не спорит, говоря, что аскетика без богословия тоже невозможна.
Так, где же «лошадь», а где же «телега»? Что является «лошадью» - богословие или аскетика? Ясно, что одно без другого быть не может, но что стоит спереди, а что сзади?
Я думаю, что сам вопрос поставлен неверно.
Потому, что богословие и аскетика – это «телеги».
А что же стоит спереди, что является «тягловой» силой?
Конечно же, благодать Божия!
Ведь, смотрите, мы видим, что аскетикой не хуже (а то и получше) христиан могут заниматься и буддистские монахи, и индусы-йоги.
Или, например, научным богословием очень неплохо могут заниматься и протестанты, и сектанты, а то и вообще неверующие.
Значит, возможно, ведь, «богословствовать» и «воздерживаться» от всего мирского и без истинного общения с Богом – без благодати Божией, без пребывания в Теле Христовом – Церкви Его.
Я уже как-то в этой теме пытался обратить Ваше внимание на следующие слова:
В глазах Господа, если нет познания своей греховности, а далее - страха Божия, а далее - сокрушения и «плача», а далее - покаяния и желания исправления, а далее - твердого уверования, что Спаситель не оставит,  а далее – смирения и отдания себя в волю Божию, а далее уже и самих  начатков любви к Богу и ближним, - так вот, если нет всего этого, то для Господа не имеют никакого значения – ни монашество, ни богословствование, ни архиерейство, ни добрые дела, как и апостол Павел говорит.
То есть начальный путь – это познание своей греховности, «духовной нищеты», покаяние и вера (уверенность) в Спасителя, который спасет от греха, смерти и лукавого.
Это познание, покаяние и вера подается нам всем Господом через скорби и искушения.
Святые отцы об этом пишут.
Писание и Предание Церкви говорят нам, что благодать Божия подается нам только при полном сокрушении и смирении нашем и предании себя в волю Божию.
Кто этого состояния достигает, - или хотя бы начинает идти к нему, - тот уже является истинным аскетом и истинным богословом, потому что его аскетика и богословие, - пусть еще и примитивные, - но уже движимые и управляемые благодатию Божией.
Рассмотрим пример распятого разбойника, который первым попал в рай.
Ясно, что этот человек – не точно грешник, а самый отъявленный грешник, - никогда не знал, да и не хотел знать, что такое «аскетика» и «богословие» (в ветхозаветном понимании).
Но мы видим, что сердце этого разбойника в отличие от его «напарника», находясь рядом с Господом, в считанные часы сокрушилось и смирилось, обратилось и покаялось перед Господом.
И как следствие этого произволения разбойника Господь тут же благодатию Божиею подает разбойнику и истинную веру, и терпение, и силу предания себя в волю Божию, и истинное исповедание, и покой, и уверенность - что и является истинной аскетикой и истинным богословием.
И всё это подается сокрушившемуся и смирившемуся отъявленному грешнику тут же, когда как «великие» самоправедные «аскеты» и «богословы» не достигают этого и за всю жизнь.
Да и разбежавшиеся ученики Господа, еще немало времени сомневались, а апостол Фома так и до последнего не верил, что Иисус может воскреснуть, а значит и привести в рай уповающих на Него.
Записан
Страниц: 1 ... 7 8 [9] 10 11
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!