consensus patrum
05 Октябрь 2022, 05:39:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 11
  Печать  
Автор Тема: богословие и умное делание  (Прочитано 63285 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #90 : 22 Апрель 2009, 15:42:19 »

Кстати по аскетике ума. Выдержка из арх. Антония (Голынского-Михайловского):

"Дьявол нередко подходит с помыслами, которые кажутся добрыми, чтобы удобнее отвлечь от молитвы, которая ненавидима им превыше всего. Он дает способность рассуждать о вопросах богословия, открывает какие-то тайны, предлагает подобие высоких дарований или некую иную ложь. Ум, возмечтавший о дарованиях вместо вымаливания прощения, ум, пустившийся в богословие, забыв о недостоинстве своем, ум, увлекшийся в общение с духами вместо покаянного предстояния Богу, ум, принимающий откровения от духов или склонный к чему-либо в этом роде, – таковой ум оставил Бога и уклонился в помощники к сатане. Велико прельщение такого ума, и что хуже всего – он ни от кого не примет советов, оставаясь в своем помрачении."

Давайте с обсуждения этого начнем.
Мне это место нравится. Кто сможет без опытно прошедшего все стадии молитвы Иисусовой разобраться при приходе светлых богословских мыслей? С права они или слева? Может ее не принимать? Вот чтобы сразу отсечь поводы и дает он такой богомудрый совет, бегать такого рода вещей и дарований и богословских тоже.
Ведь речь тут идет не только о времени стояния на молитве (правиле), так как молитва подразумевается постоянной.
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2009, 16:00:29 от Арсений » Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #91 : 23 Апрель 2009, 10:13:28 »

Рассказывать не хочет, ушел к баптистам.
Ух, я бы этих баптистов! Сколько они уже людей загубили, обещая им свободу, будучи сами рабами тления!
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #92 : 23 Апрель 2009, 13:59:49 »

Так-же о чтении из арх. Антония (Голынского-Михайловского):

"В свободное от трудов и послушаний время или когда ум утомится от напряжения молитвенного, нужно читать душеполезные книги. Хорошо читать жития святых и подвижников благочестия, спасавшихся в последние времена, Святое Евангелие, Деяния и Послания святых Апостолов. Великих же книг, в которых говорится о жизни истинно созерцательной, касаться в это время не безобидно, лучше их до времени не читать."

Короче, читать "фастфуды" прийдется. Да, дела однако.
Записан
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #93 : 23 Апрель 2009, 14:05:47 »

Без познания своей никчемности, своей «нищеты», своей греховности, без осознания всего ужаса и страха остаться без Бога, без постоянного сокрушения и покаяния, и веры в милость и помощь Божию, без смирения и отдания себя в волю Божию, - невозможно ни истинное молитвенное делание, ни истинное богословие.
Гордым Бог противится, а благодать получают только кроткие и смиренные.
Кроткими и смиренными не рождаются, а становятся через общение и познание Бога в Церкви, в том числе и через постоянную молитву, в том числе и через постоянное изучение Писания и Предания Церкви.
Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #94 : 23 Апрель 2009, 14:20:45 »

Валентин, вот вы все правильно сказали, а я все про про свое однако продолжу.
Вот что  о чтении Паисий Афонский писал:
"Читай по возможности жития святых, в которых главное внимание уделяется покаянию, чтобы получить пользу.
Догматические книги не бери в руки, потому что они не для новоначальных. Однако и позже, если ты необразован, не читай их, потому что как от "Добротолюбия" человек необразованный может впасть в прелесть, поскольку понимает его по - другому, точно так же и догматические книги могут привести его к другой прелести. Из - за прелести от чтения "Добротолюбия" у него возникнет производимое лукавым успокоение вследствие ложного мнения о себе, что он немного ниже (как он думает по своему смирению!) святого Григория Синаита, а из - за безграмотного толкования догмата он будет считать себя святым Марком Эфесским, тогда как на самом деле будет диким зверем со страшным упрямством.
...Также для каждого монаха необходим святой Иоанн Лествичник (в подлиннике) [1], как и "Евергетинос" (или "Отечник"), "Лавсаик", "Луг Духовный", святой Ефрем, "Невидимая брань", "Добротолюбие" (если ты образован), кроме 4 - го тома, об умной молитве [2], потому что тут тебе нужно иметь опыт, чтобы понять его, и одного только образования тебе будет недостаточно (может помочь только опытный руководитель, который крайне необходим). Потому что существует опасность, как я уже сказал, спутать свои убогие слезы с многоценными слезами святых отцов и впасть в прелесть; тем более это опасно для чувствительных по характеру.
Та же самая опасность, и даже еще большая, подстерегает читающих святого Симеона Нового Богослова, потому что многие не только слезы, но и божественную любовь святого путают со своими эмоциями, а чистую любовь святого к своему старцу — со своей собственной, эмоциональной, а часто также и нездоровой, полной духовных токсинов, и с трудом это понимают.
Помимо того что я упомянул, впоследствии тебе очень поможет авва Исаак, потому что он помогает понять глубочайший смысл жизни и, если человек, верующий в Бога, имеет какой - то большой или маленький комплекс, помогает ему изгнать его. Даже непродолжительное чтение аввы Исаака изменяет душу своими многочисленными "витаминами".

Правда, что некоторые старцы не рекомендуют авву Исаака, чтобы послушники не ушли от них в пустыню... Однако авва Исаак не советует идти в университет ни ученикам начальной школы, ни тем, кто еще не закончил гимназию [3]. Поэтому старец должен помочь послушникам понять святого, чтобы они получили великую пользу от его богодухновенной книги.

Когда новоначальный обнаруживает такие симптомы (хочет уйти в пустыню), хотя не закончил еще даже духовной гимназии, это показывает, что у него пустая голова. Когда я говорю "пустая", то не имею в виду, что она совершенно пустая, потому что у него в пустой голове есть мысль о своем величии [4]. Поэтому ему нужна помощь, чтобы он увидел ее и выбросил из головы, для того чтобы к нему приблизился Бог и дал ему Свои божественные мысли, ибо одна единственная наша мысль о своем величии не позволяет приблизиться к нам всем божественным мыслям Бога. Однако что делает лукавый враг? Когда, подобно врачу, он обследует новоначального, чтобы найти его больное место, и стучит ему по голове, то, если услышит в пустой голове "тук - тук", делает ему в голову укол, впрыскивает в нее гордость и сводит его с ума. Тогда новоначальный сурово подвизается, однако лишь бьет воздух, а воздух бьет его [5]."
1. Книга преподобного Иоанна "Лествица" написана по - древнегречески. Старец Паисий предлагает греческому читателю пользоваться подлинным текстом этого творения, а не переводом его на новогреческий язык.– Ред. ^
2. Четвертому тому греческого "Добротолюбия" соответствует в русском переводе том пятый. — Ред. ^
3. В Греции среднее образование имеет три ступени: начальная школа (народная), гимназия и лицей. В университет имеет право поступать только тот, кто закончил лицей. Старец Паисий проводит параллель между этими ступенями образования и совершенствованием в духовной жизни. — Прим. пер. ^
4. Старец употребляет здесь идиоматическое выражение новогреческого языка "великая мысль о себе самом", имеющее значение "великое самомнение". — Ред. ^
5. Ср.: l Кор. 9, 26. — Ред. ^
Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #95 : 23 Апрель 2009, 15:09:29 »

    Надо еще посмотреть на эту тему. Дело в том Валентин, что эти советы и предостережения важны, они не даются просто так. Самомнение очень опасная вещь, как сказал об этом старец Паисий, во всяком случае для подвизающегося в молитве.
    Не умея истинного познания себя можно о себе возомнить все что угодно. Но наше поколение не из того теста сделано, что древние и усвоить все правильно и принять благодать, как это описано у древних для нас проблематично.
    Вот пример - храмы открыты, верующих много а святых нет - в старые добрые времена преуспевали за годы, сейчас и десятилетия проходят и горы православной литературы прочитано а толку ноль. Что об этом писали?
   Если начать с апостолов:
"Знай же, что в последние дни наступят тяжкие времена.  Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы, имеющие вид благочестия, его силы же отрекшиеся. Таковых удаляйся. К этим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины." Тим.2 гл.3
   То есть не имея правильного зрения своей души, своего падения можно возомнить о себе нечто. А увидев себя и свое падение человек приходит в состояние плача. Поэтому чтение высоких книг является причиной самомнения многих, которые сходу записываются в богословы и исихасты ничего собственно в этом не понимая и только зря бьют воздух, как говорит об этом Паисий.
   Причем воздух можно бить десятилетиями - самомнение великая подпитка, а потом так говорить - да я уже десятки лет Иисусовой молитвой занимаюсь (таких то отцов созерцателей, богословов изучаю) - в след восхищенные взгляды - "гуру, старец". А на самом деле ноль без палочки.
« Последнее редактирование: 23 Апрель 2009, 15:21:14 от Арсений » Записан
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #96 : 23 Апрель 2009, 15:46:29 »

Так я ж, вроде бы об этом и писал, только что.
Никто не будет отрицать, что только в полном сокрушении себя, покаянии и, ухватившись верою за Христа в Церкви Его можно двигаться к Логосу, познав логос человеческой природы.
А молитвенное делание и богословие – это одно из средств стяжания благодати в этом движении, наряду с другими.
Все средства важны, но для кого-то более важны и полезны – одни, а для кого-то – другие.
Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #97 : 23 Апрель 2009, 17:09:36 »

   Тут есть различие, - богословие, которым занимается христианин находящийся в миру, в ученой степени он в семинарии, академии или нет или тот кто подвизается в аскетическом подвиге и молитве - монашеским деланием.
   Вы писали правильно, но подходы разные. И искушения разные.
   В первом случае люди даже деньги за это получают (преподаватели например). Суета мирская опять же не даст ни себя как следует рассмотреть ни помолиться - куча впечатлений, рой помыслов, заботы разные. Да и отцы опять же плача о грехах у мирян и не ждут - у монахов то редкость.
   Во втором случае отречение от мира и аскеза ради молитвы, это становится основным делом и тут занятия богословием принципиально другая вещь. Вот я об этом и толкую - как подходить к этому вопросу при монашеском подвиге, даже может быть не в монастыре - монашество в миру, по духу.
  Вот вы пишете:
"А молитвенное делание и богословие – это одно из средств стяжания благодати в этом движении, наряду с другими. Все средства важны, но для кого-то более важны и полезны – одни, а для кого-то – другие."
  Вот и я пытаюсь найти про это, но конкретно откуда начинается полезность с какого этапа? Когда уже есть сокрушение? Какая уже степень молитвы должна быть - не словесная это уже ясно, с умной тоже вопрос, может умно-сердечная? Или умно-сердечная самодвижная? Или умно-сердечно чистая? Что об этом отцы говорят.
  Я начал с новоначальных, которым не благословляют отцы богословием заниматься.
  Давайте пойдем дальше и определим, кому что доктор прописал, вот я об чем. Просто хочется не в общем а более конкретно.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #98 : 23 Апрель 2009, 18:50:29 »

Так-же о чтении из арх. Антония (Голынского-Михайловского):

"В свободное от трудов и послушаний время или когда ум утомится от напряжения молитвенного, нужно читать душеполезные книги. Хорошо читать жития святых и подвижников благочестия, спасавшихся в последние времена, Святое Евангелие, Деяния и Послания святых Апостолов. Великих же книг, в которых говорится о жизни истинно созерцательной, касаться в это время не безобидно, лучше их до времени не читать."

Короче, читать "фастфуды" прийдется. Да, дела однако.

Мне интересно, на каком основании Вы предлагаете совет человека, пусть даже подвижника благочестия, но не являющегося отцом Церкви, ни даже прославленным святым, считать правилом для всех? Или я Вас неправильно понял?..

Еще просьба: у нас форум ориентирован на святоотеческую традицию, процветшую главным образом в Византии. Конечно, это неплохо, что Вы приводите советы и наставления новейших подвижников благочестия, но я бы все же попросил Вас не ограничиваться только ими, но показывать их связь со святоотеческой традицией  аскетического делания и богословской мысли.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #99 : 23 Апрель 2009, 19:37:21 »

  Мне интересно, на каком основании Вы предлагаете совет человека, пусть даже подвижника благочестия, но не являющегося отцом Церкви, ни даже прославленным святым, считать правилом для всех? Или я Вас неправильно понял?..
 
  Ну, то что арх. Антоний  (Голынский-Михайловский) почитается современными монахами, это в любом монастыре скажут, даже Азамат его выделил (да, кстати почему я с него и начал):
для меня пока только это и остаётся:
1. поглощение святых отцов,
2. и это: http://psylib.org.ua/books/antgo01/index.htm
  Хоть спорили мы тут с ним недавно, не по теме, но я его вполне уважаю, и не отвергаю его мнения в этом вопросе. До канонизации иногда сотни лет проходят, минимум сорок для преподобного - если не ошибаюсь.

Еще просьба: у нас форум ориентирован на святоотеческую традицию, процветшую главным образом в Византии. Конечно, это неплохо, что Вы приводите советы и наставления новейших подвижников благочестия, но я бы все же попросил Вас не ограничиваться только ими, но показывать их связь со святоотеческой традицией  аскетического делания и богословской мысли.
  Аскетика вещь не простая. Я уже писал, что состояние современного человека и византийского периода к примеру это разные вещи. Поэтому брать сразу напрямую то что относилось к человеку того периода и переносить на современного человека это очень неправильно. Об этом современные отцы и пишут. Впрочем высказывания святого Игнатия (Брянчанинова) уже наверное притча во языцех - об исчезновении делателей умной молитвы и старцев от оскудения современного христианского общества, его духа.
  А по поводу беспокойства о том, что нет ссылок на отцов византийского периода, - подождите, ведь я только начал. Тем более и знатоки должны подключиться, тема то непростая.
« Последнее редактирование: 23 Апрель 2009, 19:48:20 от Арсений » Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #100 : 23 Апрель 2009, 20:03:55 »

   Вот к примеру, как можно сравнить язычника Марка Аврелия, по его запискам "Наедине с собой" и состояние современного человека. Его высказывания о добре, о милостыне, забота о ближнем просто поражают. Проповедь Евангелия донесенная до сердца этого человека и вполне возможно это был бы еще один святой.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #101 : 23 Апрель 2009, 21:01:52 »

Арсений, против похожих воззрений существует специальная анафема))

"Говорящим, что эллинские мудрецы и первые из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических Соборов и от всех мужей в православии просиявших (как чуждые кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах преумножения), [что они] – и здесь и на будущем суде лучшие во многом, чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, – анафема" (5-я анафема против Иоанна Итала из Синодика православия)

Вообще же говоря, как представляется, общество было во все времена примерно одинаковым. И время Марка Аврелмя знаменито своим распутством, чего и сейчас хватает, и в Византии нравы были весьма поганые  - чтобы в этом убедиться достаточно почитать проповеди Иоанна Златоуста, житийные материалы или, например, византийские хроники.
Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #102 : 23 Апрель 2009, 23:26:51 »

  Ну насчет Марка Аврелия - это я так, особенное воспитание и прочее. Я его в Царствие Небесное не записываю. Тут как бы мы видим добрый человеческий материал до крещения. Пример привел еще по причине очень сильной религиозности язычников, из которой потом были они обращаемы в истинную веру.
  Сейчас из неверия, атеизма, оккультизма приходят очень слабые вообще в вере христиане. Язычники ведь за своих богов и убить могли и это считалось нормальным, сейчас, согласитесь, такого религиозного духа нет и в помине.
Записан
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #103 : 23 Апрель 2009, 23:28:42 »

    Вот действительно интересные вещи дает устав прп. Пахомия Великого, не буду пока приводить цитат - глава 16, "Внутренняя жизнь: созидание духа истиною" - изучение слова Божиего по книгам Святого писания и святых отцов.       
   Об умной молитве правда ничего нет. И наверное это обстоятельство стоит рассмотреть внимательнее.
« Последнее редактирование: 23 Апрель 2009, 23:31:34 от Арсений » Записан
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #104 : 24 Апрель 2009, 10:10:26 »

   В первом случае люди даже деньги за это получают (преподаватели например). Суета мирская опять же не даст ни себя как следует рассмотреть ни помолиться - куча впечатлений, рой помыслов, заботы разные. Да и отцы опять же плача о грехах у мирян и не ждут - у монахов то редкость.
   Во втором случае отречение от мира и аскеза ради молитвы, это становится основным делом и тут занятия богословием принципиально другая вещь. Вот я об этом и толкую - как подходить к этому вопросу при монашеском подвиге, даже может быть не в монастыре - монашество в миру, по духу.

Разными путями Господь приводит в Церковь.
И в Церкви у каждого свой путь в Царствие Небесное.
Тут всё ясно.
Вот мы с Вами уже призваны Господом и проходим каждый свое поприще и испытание годности в Теле Христовом.
Но Господь в Евангелии, и апостолы в посланиях, и святые отцы древней Церкви не определяли степени покаяния, веры, молитвенного подвига, смирения, послушания, добродетели, изучения Писания и Предания, частоты Причастия, и т.д. для, например, мирян, пресвитеров, монахов, богословов.
В глазах Господа, если нет познания своей греховности, а далее - страха Божия, а далее - сокрушения и «плача», а далее - покаяния и желания исправления, а далее - твердого уверования, что Спаситель не оставит,  а далее – смирения и отдания себя в волю Божию, а далее уже и самих  начатков любви к Богу и ближним, - так вот, если нет всего этого, то для Господа не имеют никакого значения – ни монашество, ни богословствование, ни архиерейство, ни добрые дела, как и апостол Павел говорит.
То есть начальный путь – это познание своей греховности, «духовной нищеты», покаяние и вера (уверенность) в Спасителя, который спасет от греха, смерти и лукавого.
Это познание, покаяние и вера подается нам всем Господом через скорби и искушения.
Святые отцы об этом пишут.
Записан
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 11
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!