azamat
|
|
« : 09 Сентябрь 2010, 01:52:54 » |
|
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #1 : 09 Сентябрь 2010, 05:00:01 » |
|
Мне кажется, тут ВВ имеет ввиду порядок во времени, т.е. по икономии, так как ясно, что вне икономии он отрицал порядок в Троице (напр., в том месте, где говорит: ""Мы не ведем счет переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря : один, два, три, или первый, второй, третий, ибо "Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога")
насчет "достоинства" - это чисто полемическое уступание, которое сводится к такой мысли: " ну, допустим, что Сын по достоинству второй, а Святой Дух - по достоинству третий, но из этого не следует Их разность по естеству". Просто в тот момент для ВВ важно было доказать именно отсутствие разности в естестве, поэтому он и применяет такой полемический прием.
Хотя, может быть, и прав Дима, говоря, что тогда икономический и внутритроический дискурсы не вполне еще были разведены. Но это, по моему, в меньшей степени; в большей - именно специфически полемическая ситуация.
|
|
« Последнее редактирование: 09 Сентябрь 2010, 05:55:27 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #2 : 09 Сентябрь 2010, 06:15:48 » |
|
Мне кажется, тут ВВ имеет ввиду порядок во времени, т.е. по икономии, так как ясно, что вне икономии он отрицал порядок в Троице (напр., в том месте, где говорит: ""Мы не ведем счет переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря : один, два, три, или первый, второй, третий, ибо "Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога") Не соглашусь. Я специально перечитал Василия Великого. Он говорит,что не первый,не второй,не третий только в смысле сложения. А вот сам порядок,по которому Сын поставляется именно на второе место,а Дух - не третье, Василий Великий очень ревносто отстаивает во многих местах и во мноих своих сочинениях. Уже неоднократно с этим сталкивался. Он четко настаивает на том,что порядок внутри Троицы неизменный,именно такой,как передал Господь в чине крещения. Отец как бы передает Свою природу через Сына Духу. Т.е.Сын выступает как обязательный посредник в происхождении Духа. Дух связывается с Отцом через Сына. насчет "достоинства" - это чисто полемическое уступание, которое сводится к такой мысли: " ну, допустим, что Сын по достоинству второй, а Святой Дух - по достоинству третий, но из этого не следует Их разность по естеству". Просто в тот момент для ВВ важно было доказать именно отсутствие разности в естестве, поэтому он и применяет такой полемический прием. Согласен. Так Олегу сказали,что правильнее перевести не "по достоинству",а по должности. Я так понимаю,что по роли,по функции в деле Дух третий. А фразу,что Дух "уступает Сыну" я вообще не нашел у Василия Великого. Где Олег ее взял,непонятно. Хотя, может быть, и прав Дима, говоря, что тогда икономический и внутритроический дискурсы не вполне еще были разведены. Думаю,что не прав. Я привел цитату из Василия Великого,где он очень ясно различает два плана: внутритроичный и домостроительный.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #3 : 09 Сентябрь 2010, 06:35:04 » |
|
Не соглашусь. Я специально перечитал Василия Великого. Он говорит,что не первый,не второй,не третий только в смысле сложения. А вот сам порядок,по которому Сын поставляется именно на второе место,а Дух - не третье, Василий Великий очень ревносто отстаивает во многих местах и во мноих своих сочинениях. Уже неоднократно с этим сталкивался. Он четко настаивает на том,что порядок внутри Троицы неизменный,именно такой,как передал Господь в чине крещения. Отец как бы передает Свою природу через Сына Духу. Т.е.Сын выступает как обязательный посредник в происхождении Духа. Дух связывается с Отцом через Сына.
ага, интересно... может бы, это обусловлено тем, что Василий вышел из среды омиусиан? но, конечно, если так, то этот дискурс не может быть нормативным: он противоречит мысли тех отцов, которые говорили о том, что Святой Дух в той же мере происходит через Сына, как и Сам Сын - через Духа.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #4 : 09 Сентябрь 2010, 15:53:50 » |
|
ага, интересно... может бы, это обусловлено тем, что Василий вышел из среды омиусиан? но, конечно, если так, то этот дискурс не может быть нормативным: он противоречит мысли тех отцов, которые говорили о том, что Святой Дух в той же мере происходит через Сына, как и Сам Сын - через Духа. Вот и меня это зацепило своим противоречием консенсусу отцов. Даже когда свт.Василий профитировал апостола,где тот говорит о Духе,потом о Сыне,а потом только об Отце, свт.Василия тут же говорит,что апостол не имел мысли изменить внутренний порядок,но на первое место поставил Духа в аскетическом смысле,т.к.мы в Духе только познаем Сына,а на втором месте - Сына,т.к.только через Сына достигаем Отца. В своем сочинении Амфилохию о порядке он говорит неоднократно. Но особенно ярко об этом он пишет в своих Догматических письмах.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #5 : 11 Сентябрь 2010, 11:01:19 » |
|
своим противоречием консенсусу отцов. ?? вот Палама, Письмо к Акиндину: " В самом деле, и "Отец более Сына" (Ин. 14, 28) в отношения причины и что касается человечества Сына. Так и по Великому Василию и божественному Кириллу, Дух подчинен Сыну по порядку и по достоинству, соответствующему этому порядку, так как через Сына подается (19). Но Он не вторичен по природе, как первый начал безумствовать Евномий, а равен, потому что как Сын — Господь, так и Дух — Господь, но Оба Они — Один Бог, в едином Божестве, простом и равном Себе. Также и в том, что касается сущности, силы, действия, воли и всего такового, превосходство по порядку, причинности и тому подобному, не противоречит единству Божества, ибо всё это — нетварно. Всё это есть единое Божество Трех покланяемых Лиц: сущность, воля, сила, действие и тому подобное, не потому, что всё это — одно и вовсе неотлично одно от другого, и не потому, что всё это — только сущность, как безумствует Варлаам, но потому, что всё это единично и неотделимо созерцается в Отце, Сыне и Святом Духе. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=847
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Мутин
Новичок
Offline
Сообщений: 38
|
|
« Ответ #6 : 29 Сентябрь 2010, 17:05:40 » |
|
Вот и меня это зацепило своим противоречием консенсусу отцов. Даже когда свт.Василий профитировал апостола,где тот говорит о Духе,потом о Сыне,а потом только об Отце, свт.Василия тут же говорит,что апостол не имел мысли изменить внутренний порядок,но на первое место поставил Духа в аскетическом смысле,т.к.мы в Духе только познаем Сына,а на втором месте - Сына,т.к.только через Сына достигаем Отца.
В своем сочинении Амфилохию о порядке он говорит неоднократно. Но особенно ярко об этом он пишет в своих Догматических письмах.
Так ведь фактически то же говорит и Златоуст в "Слове о змие": "Почему он (т.е. ап. Павел - В.М.) начинает не с Отца? Почему не говорит сначала о Нем, потом о Сыне, а за Ним о Святом Духе? Ты, Павел, нарушаешь порядок? Изменяешь последовательность? Если Спаситель предал: во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19), то ты ли нарушаешь устав богословия? Но да не будет, чтобы мы когда-нибудь подумали так о Павле. Этот святой и дивный проповедник в совершенстве знал, что, если он упомянет и сначала о Духе, он сохранит невредимым богословие, не уничижит неслиянное естество, не разделит нераздельного достоинства. Он упоминает сначала о Духе, дабы показать, что написание Духа последним не делает Его последним и стоящим в конце". Разве у отцов Церкви есть другие мнения о порядке Лиц?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #7 : 30 Сентябрь 2010, 19:15:00 » |
|
??
вот Палама, Письмо к Акиндину:... У Паламы,конечно,смягчено. Ведь Палама толкует фразу ВВ именно в икономическом смысле (Дух третий,потому что подается нам через Сына). А у ВВ более сильно говорится. ВВ говорит о том,что порядок не может быть изменен.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #8 : 30 Сентябрь 2010, 19:23:57 » |
|
"...Он упоминает сначала о Духе, дабы показать, что написание Духа последним не делает Его последним и стоящим в конце". Ну так Златоуст как раз не говорит ничего в пользу филиокве. Наоборот,указывает на то,что написание Духа третьим по порядку не делает Его и в вечном бытии третьим по порядку. Разве у отцов Церкви есть другие мнения о порядке Лиц? Конечно,нет. Я просто хотел подчеркнуть более сильные нотки,которые есть у ВВ. Именно он говорит о порядке чуть ближе к онтологическому смыслу,чем другие отцы,почему меня это и удивило. Но,вероятно,это его уступка Евномию. Ведь он пишет ему,что готов уступить в том,что Дух третий и что порядок следует сохранять таким,каким он нам дан. Но это именно в контексте разговора с Евномием. Конечно,ВВ не приходилось говорить в рамках другого дискурса: антилатинского. Думаю,что если читать ВВ в контексте спора с Евномием,то становится понятным в каком смысле ВВ говорил о порядке. Так что напрасно латиняне приводят его слова (с этим мне приходилось сталкиваться) в поддержку своей триадологической ереси.
|
|
« Последнее редактирование: 30 Сентябрь 2010, 19:26:09 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Владимир Мутин
Новичок
Offline
Сообщений: 38
|
|
« Ответ #9 : 05 Октябрь 2010, 08:52:12 » |
|
Ну так Златоуст как раз не говорит ничего в пользу филиокве. Наоборот,указывает на то,что написание Духа третьим по порядку не делает Его и в вечном бытии третьим по порядку. Не делает третьим по порядку в смысле "подчисления" Духа о котором говорили еретики. Иными словами, порядок Лиц не умаляет сущности, так я понимаю. А сам порядок у Златоуста, как кажется, онтологический, как и у Василия Великого, что следует из утверждения о его неизменности. Конечно,нет. Я просто хотел подчеркнуть более сильные нотки,которые есть у ВВ. Именно он говорит о порядке чуть ближе к онтологическому смыслу,чем другие отцы,почему меня это и удивило. Не ближе, по-моему, а прямо утверждает онтологический характер порядка.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #10 : 05 Октябрь 2010, 11:09:37 » |
|
Иными словами, порядок Лиц не умаляет сущности, так я понимаю. Умаляет в том случае,когда Дух оказывается на третьем месте после Того,Кто Сам является производным от Отца. И хотя прямо католиками не утверждается тварность Духа,но косвенно это именно умаление Духа на уровень твари,т.к.Сын может производить только тварное. А сам порядок у Златоуста, как кажется, онтологический, как и у Василия Великого, что следует из утверждения о его неизменности. Из чего Вы так решили? Ведь он прямо пишет о том,что "написание Духа последним не делает Его последним и стоящим в конце". Ни Златоуст,ни Василий Великий,ни другие отцы,не утверждали того,что происхождение,если оно совершенное и ипостасное,может быть вообще ЧЕРЕЗ кого-то. Всякое совершенное происхождение не может быть ЧЕРЕЗ. Оно всегда только ОТ,но не ЧЕРЕЗ. На это указывает и свт.Григорий Кипрский. Если ипостась Духа - это совершенный Бог,то ни о каком посредническом происхождении (ЧЕРЕЗ Сына) и речи быть не может. Это ересь,умаляющая Духа ниже Сына (Сын в причинном смысле "ниже" Отца),в то время как в Троице Дух равен Сыну и стоит сразу после Своего Изводителя,от Которого Дух непосредственно исходит и к Которому Дух непосредственно (без посредства Сына) примыкает. Не ближе, по-моему, а прямо утверждает онтологический характер порядка. Все же ВВ неизменность порядка объясняет не тем,что Дух происходит от Отца через Сына (это уже приписывание ему латинского дискурса),а крещальной формулой,т.е.икономией,домостроительством Бога по отношению к людям,к их спасению. Везде,где он пишет о порядке,он имеет ввиду порядок крещальной формулы,т.е.икономический порядок. Дпустимо ли менять местами домостроительные дела Божьи? Конечно,нет. Ведь мы не ставим воскресение перед распятием,а распятие перед воплощением. Здесь есть неизменный порядок: воплощение-распятие-воскресение. Так и в деле послания Сына и Духа порядок остается неизменным,т.к.не Дух послан апостолам перед Сыном,а прежде открыт Сын,а потом только Дух.
|
|
« Последнее редактирование: 05 Октябрь 2010, 11:15:23 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Владимир Мутин
Новичок
Offline
Сообщений: 38
|
|
« Ответ #11 : 05 Октябрь 2010, 15:13:01 » |
|
Все же ВВ неизменность порядка объясняет не тем,что Дух происходит от Отца через Сына (это уже приписывание ему латинского дискурса),а крещальной формулой,т.е.икономией, домостроительством Бога по отношению к людям,к их спасению.
Если конкретизировать, то Василий Великий пишет следующее: "Но и порядок бывает или какой-нибудь естественный, или придуманный...и Евномий, утаив первое, упомянул о втором роде порядка, и говорит, что Богу не должно приписывать порядка, так как "порядок позднее установителя порядка". Т.е. Вы считаете, что естественный = икономический?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #12 : 05 Октябрь 2010, 22:19:21 » |
|
Т.е. Вы считаете, что естественный = икономический? Нет. Но я и не считаю,что "естественный" -- это непременно бытийный. Николай Мефонский,например,писал латинянам,что брат естественнен и собственнен брату,но отсюда не делается вывод,что один брат производит другого брата. Дух получает сущность непосредственно от Изводителя. Сын в этом происхождении Духа от Отца не является участником ни "активным" (как Отец),ни "пассивным" (как посредник). Сущность движется от Изводителя прямо к Духу. И это изведение сопровождается параллельным рождением Сына.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #13 : 11 Октябрь 2010, 21:26:02 » |
|
Т.е. Вы считаете, что естественный = икономический? Нет. Но я и не считаю,что "естественный" -- это непременно бытийный. Николай Мефонский,например,писал латинянам,что брат естественнен и собственнен брату,но отсюда не делается вывод,что один брат производит другого брата. Дух получает сущность непосредственно от Изводителя. Сын в этом происхождении Духа от Отца не является участником ни "активным" (как Отец),ни "пассивным" (как посредник). Сущность движется от Изводителя прямо к Духу. И это изведение сопровождается параллельным рождением Сына. + 100 превечное воссиявание Святого Духа от Отца через Сына (или, в другой терминологии - почивание Святого Духа в Сыне) - тоже естественно. Но оно отличается как от естественного происхождения Духа непосредственно от Отца как от единственной причины, так и от икономического ниспосылания Святого Духа через Сына в истории.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Владимир Мутин
Новичок
Offline
Сообщений: 38
|
|
« Ответ #14 : 30 Июнь 2014, 12:33:32 » |
|
ага, интересно... может бы, это обусловлено тем, что Василий вышел из среды омиусиан? но, конечно, если так, то этот дискурс не может быть нормативным: он противоречит мысли тех отцов, которые говорили о том, что Святой Дух в той же мере происходит через Сына, как и Сам Сын - через Духа.
Кто же из отцов такое говорил? Напротив, к примеру, св. Максим Исповедник пишет о том, что нельзя именовать Сына Христом Духа, и объясняет, почему, приводя следующую аналогию: ум есть причина слова и через посредство (διὰ μἐσου) слова - духа. Да никому из отцов первого тысячелетия и в голову не приходило учить чему-либо иному.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|