Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #3 : 12 Июль 2010, 03:56:26 » |
|
Все-таки у Паламы есть еще одно место, которое вполне эксплицитно согласовывает его терминологию с терминологией Гр. Кипрского:
... Если же по причине бывшего впоследствии схождения {Его} к нам, и притом ради противостояния отчуждающим Духа от Сына, кто-либо и сказал, что Он - от Обоих или что Он от Сына воссиявает, или что-либо подобное, то {он сказал это} в том смысле, что Он и в Сыне существует, и является для него Своим и нисколько не чуждым (Второе слово об исхождении Святого Духа, 76)
здесь в общем-то Палама вполне прямо отождествляется "воссияние" и "почивание", однако неохотно, при том, что терминология "почивания" остается для него приоритетной и постоянной, тогда как терминология "воссияния" (на мой взгляд) допускается им как случайная и второстепенная, чуть ли не терпимая по икономии. Он даже как-то не очень и любит прибегать к этому термину, больше говоря о "явлении", чем о "воссиянии", причем о явлении практически всегда в смысле ниспосылания во времени.
Однако, хотя "явление" у него и отождествляется с "ниспосыланием", обусловлено оно, тем не менее, "почиванием" которое и превечно, и обнаруживается в явлении во времени (которое отлично от самого почивания), это и видно по приведенной выше цитате, по начальным словам - "Если же по причине бывшего впоследствии схождения {Его} к нам..."
или вот еще:
Впрочем, то, что Дух исходит от Отца и в Сыне почивает, и богословами написано, и во Иордане явлено при крещении Спасителя, и мы исповедуем, что это так, не из сущих заключая о Том,Что превыше сущих, но из неизреченно совершающегося гпучаясь тому. что превыше разумения. Где же твои "через Сына" и "от Сына" применительно к существованию Святого Духа. если исходящий от Отца Святой дух явно приходит к Сыну и называется богословами "почивающим в Сыне", как дословно говорит священный Дамаскин и Григорий Богослов, показывая то же самое, объявляет Христа - как Божьего Сына "хранителем" божественного Духа ? И божественный Кирилл в "Сокровищах" заключает, что Дух естественно существует в Сыне от Отца, и говорит, что "от Отца сущностно и природно проникает в Сына Дух, которым, помазывая, Сын все освящает". Итак, естественно и присно существуя от Отца в Сыне, от Сына Дух Святой приходит к достойным и является когда и как подобает.
(т. ж., 71)
последнее предложение ясно указывает как на связь, так и на различие между превечным почиванием Духа в Сыне и Его временным явлением нам.
так же см. "Второе Слово", 73, 77, "Первое Слово", 29
|