consensus patrum
28 Май 2020, 15:13:29 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О связи терминологий Григория Кипрского и Паламы  (Прочитано 3118 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« : 25 Июнь 2010, 10:25:08 »

Известно мнение хгр-а о том, что учение Григория Кипрского о "превечном воссиянии" Святого Духа "через" Сына повлияло на паламитское богословие, высказанное им в примечаниях к мейендорфовской книге о Паламе (кажется, это мнение воспроизвел и Беневич в "Антологии"). Однако в антифилиоквитских трактатах Паламы я не нашел этой терминологии. Палама явно предпочитает говорить о "воссиянии" и "явлении" Святого Духа как о происходящем в плане икономии во времени. Превечное отношение Святого Духа к Сыну Палама предпочитает выражать в терминологии "почивания" ("пребывания") в (на) Сыне - а не в терминологии воссияния. Особенно ясно это видно из этого текста:

А {понятие} "от Сына" если и найдется {выраженным} где-либо и какими-либо словами, то в смысле, что Дух естественно почивает в Нем превечно и присно, как в возмывшем в Себе от Отца сообразно невыразимому и вневременному оному рождению всецелого Духа, сущего от одной с ним сущности, хотя и по Отеческой ипостаси (Второе слово об исхождении Святого Духа, 74)

во всех прочих местах о "явлении" Духа Палама предпочитает говорить в плане  "ниспослания" в икономии

спрашивается - так в чем собственно конкретно проявилось влияние Григория Кипрского на богословие Паламы? Я что-то пока не могу этого уловить Улыбающийся



« Последнее редактирование: 25 Июнь 2010, 12:04:17 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #1 : 25 Июнь 2010, 12:21:02 »

я в этой теме специально не копался, но в принципе влияние не обязательно может выражаться в плане заимствования терминологии, может же и в плане заимствования идей..
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #2 : 12 Июль 2010, 03:17:36 »

я в этой теме специально не копался, но в принципе влияние не обязательно может выражаться в плане заимствования терминологии, может же и в плане заимствования идей..

преемственность идей, конечно, есть. центральная идея, общая у того и у другого - это признание присутствия некоего превечного отношения Святого Духа к Сыну, которое было бы отлично как от тропоса происхождения (от Отца), так и от ниспосылания и явления Святого Духа в плане икономии, занимая между ними середину; другое дело, что терминологически это превечное отношение Духа к Сыну выражается по разному - у Григория Кипрского в терминологии "превечного воссияния через Сына", у Паламы - в терминологии "превечного почивания в Сыне".








« Последнее редактирование: 12 Июль 2010, 04:13:17 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #3 : 12 Июль 2010, 03:56:26 »

Все-таки у Паламы есть еще одно место, которое вполне эксплицитно согласовывает его терминологию с терминологией Гр. Кипрского:

... Если же по причине бывшего впоследствии схождения {Его} к нам, и притом ради противостояния отчуждающим Духа от Сына, кто-либо и сказал, что Он -  от Обоих или что Он от Сына воссиявает,  или что-либо подобное, то {он сказал это} в том смысле, что Он и в Сыне существует, и является для него Своим и нисколько не чуждым
(Второе слово об исхождении Святого Духа, 76)

здесь в общем-то Палама вполне прямо отождествляется "воссияние" и "почивание", однако неохотно,  при том, что терминология "почивания" остается для него приоритетной и постоянной, тогда как терминология "воссияния" (на мой взгляд) допускается им как случайная и второстепенная, чуть ли не терпимая по икономии. Он даже как-то не очень и любит прибегать к этому термину, больше говоря о "явлении", чем о "воссиянии", причем о явлении практически всегда в смысле ниспосылания во времени.

Однако, хотя "явление" у него и отождествляется с "ниспосыланием", обусловлено оно, тем не менее, "почиванием" которое и превечно, и обнаруживается в явлении во времени (которое отлично от самого почивания), это и видно по приведенной выше цитате, по начальным словам - "Если же по причине бывшего впоследствии схождения {Его} к нам..."

или вот еще:

Впрочем, то, что Дух исходит от Отца и в Сыне почивает, и богословами написано, и во Иордане явлено при крещении Спасителя, и мы исповедуем, что это так, не из сущих заключая о Том,Что превыше сущих, но из неизреченно совершающегося гпучаясь тому. что превыше разумения. Где же твои "через Сына" и "от Сына" применительно к существованию Святого Духа. если исходящий от Отца Святой дух явно приходит к Сыну и называется богословами "почивающим в Сыне", как дословно говорит священный Дамаскин и Григорий Богослов, показывая то же самое, объявляет Христа - как Божьего Сына "хранителем" божественного Духа ? И божественный Кирилл в "Сокровищах" заключает, что Дух естественно существует в Сыне от Отца, и говорит, что "от Отца сущностно и природно проникает в Сына Дух, которым, помазывая, Сын все освящает". Итак, естественно и присно существуя от Отца в Сыне, от Сына Дух Святой приходит к достойным и является когда и как подобает.

(т. ж., 71)

последнее предложение ясно указывает как на связь, так и на различие между превечным почиванием Духа в Сыне и Его временным явлением нам.

так же см. "Второе Слово", 73,  77, "Первое Слово", 29


« Последнее редактирование: 12 Июль 2010, 04:23:52 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #4 : 12 Июль 2010, 04:15:05 »

вот мой комент 1-го Слова, 29 из другой темы

Всем здравствуйте!  Улыбающийся

У меня есть вопрос, даже два вопроса, связанных между собой. Так пока получается, что в процессе изучения православного богословия у меня гораздо больше вопросов, чем положительного знания. Итак...

Можно ли сказать, что ЛИЧНЫЕ отношения между Сыном и Св. Духом - это отношения ПОЧИВАНИЯ Св. Духа в Сыне?

Ежели так, то чем отличается почивание Духа в Сыне от взаимного пребывания Ипостасей друг в друге, каждая в каждой?

вот что пишет Григорий Палама в "Первом слове об исхождении Святого Духа":

"...это от Отца выступление Духа, о котором мы сказали, называется и благоволением Отца и Сына - как совершаемое всячески из человеколюбия, - и посланием, и схождением, и всегда во времени происходит, и к кому-то другому, и по {разным} причинам, дабы освятить и научить. и напомнить, и непокорных обличить; {и все такое совершает} одно это движение и выступление Духа."

здесь Палама прямым текстом говорит, явление и выступление от Отца "через" Сына происходит во времени в домостроительном аспекте. Но вот как он дальше интересно пишет:

Есть же и {сущее} беспричинно и совершенно абсолютно и превыше благоволения и человеколюбия, как не по воле, но по одной лишь природе сущее от Отца предвечное и сверхъестественнейшее Духа исхождение, движение и выступление. Спросить же подобает нас, имеет ли и согласно этому неизреченному и недомыслимому движению исходящий от Отца Дух, "где почить" благолепно? Спрашивая же, обретаем Отца Единородного Бога, благоволившего научить и открыть сие прежде всего Иоанну, Господнему Предтече и Крестителю, как {сам он} говорит: и аз не видех Его, но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже  узриши Духа сходяща и пребывающа не Нем, Той есть крестяй Духом Святым. Посему и свидетельствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубе с небесе, и пребысть на Нем."

То есть, Палама здесь различает явление и послание Духа от Отца "через Сына", которое происходит в аспекте домостроительства, от "почивания Духа в Сыне", которое он связывает с предвечным исходением и движением Духа от Отца. Но немного ниже он приводя цитаты из отцов (Дамакскина, Кирилла Александрийского, Григория Двоеслова и Ареопагита) о "почивании", замечает:

" Поэтому и Христос как истинный Сын Божий называется и является раздаятелем Божественного Духа."

То есть, по мысли Паламы, икономийное явление Духа через Сына обусловлено Его превечным почиванием в Сыне.

интересна так же цитата из Ареопагита, приводимая тут же Паламой:

"Ибо смотря таким образом, сможем почтить Источник живота, созерцая Его в Себя Самого изливающегося и в Себе Самом останавливающемся" (Послание 9, 1)



http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=674.msg10486#msg10486
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!