consensus patrum
15 Ноябрь 2019, 14:31:08 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
Автор Тема: дело "Табак"  (Прочитано 22869 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« : 17 Март 2009, 23:19:27 »


У некоего человека есть духовник, насельник СТСЛ, архимандрит, монашеский стаж - 50 лет. Человек с ним общается, исповедуется, советуется по разным вопросам, но, не... причащается. Т.к. этот человек - курит табак, а именно - обычные сигареты. В связи с этой наклонностью, а вернее - зависимостью, духовник запрещает ему приступать к Таинству Евхаристии, т.к. по мнению уважаемого отче - это сродни греху самоубийства, т.е. некий "грех ко смерти", а апостол Павел пишет коринфянам "Потому многие из вас болеют и даже умирают, ибо приступают к сему Таинству без должного рассуждения", так вот, условие категоричное: бросай эту гадость и приступай к Причастию. Но стаж курения - более 15-ти лет, бросить сложно. И тем не менее, человек нашел силы, не курил более месяца, готовился к Причастию в Великий Четверг на страстной седмице, но Приобщиться не удалось, так как ввиду иного греха - был не допущен к Таинству. После этого некурение продолжалось более 5-ти месяцев и... срыв. Человек по прежнему стал курить и никакие предпринимаемые попытки бросить не увенчиваются успехом. Есть у человека мнение, что это серьезное устрожение в его адрес. Насколько ему думается, Евхаристия - это лекарство, посредством которого Бог исцеляет душу и тело человека "В Нем пребывая", по слову Христа: "Ядущий и пиющий во Мне пребывает, а Я в нем", отказ от Причастия в случае с прекращением курения, сродни ответу врача больному: сначала ты выздоравливай, а потом получишь лекарства. По-другому нельзя! Но ведь это катастрофа. И еще, бросая курить самостоятельно, не прибегая к помощи Бога посредством Приобщения - есть некое упование на себя, свои силы, но не помощь и милость Божью, и потому и сорвался человек после столь длительного периода некурения. Иоанн Лествичник писал: "Не ищи ласкателя в духовнике", с данным постулатом человек согласен и не ждет от духовника послабления в отношении к грехам и страстям, но в данном случае - не помогло бы Самое великое Таинство, специально оставленное нам Христом для спасения и очищения в борьбе с этой страстью? Есть у человека готовность к посту, молитве, исповеди и покаянию, епитимии, но столь жесткая категоричность ему не вполне ясна. Тем более, что смущает тот факт, что есть курящие дьяконы, а ведь они за каждым богослужением Приобщаются. Вот такая диллема! Какие будут мнения?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #1 : 18 Март 2009, 00:55:12 »

А этот батюшка - его духовный отец или просто духовник? Т.е. есть ли между ними очень близкие, доверительные отношения?
Кроме того, налицо чисто монашеская практика, ведь это у монахов принято очень долго не допускать до Причастия, если впал в какой-то грех. Но ведь духовное чадо, насколько я понимаю - мирянин. Значит, в его отношении такая практика не полезна. Помимо этого, курение, конечно, плохая привычка ( я например, терпеть не могу запах, который исходит от курильщиков), здесь и говорить нечего, которую нужно бросать, но это не повод отлучать человека от Христа (поскольку тот, кто не причащается, тем самым отлучается от Христа).
Если мы посмотрим жития святых, то окажется, что и некоторые святые курили или нюхали табак: например, святитель Николай Японский, страстотерпец царь Николай и некоторые другие.

Поэтому в отношении курильщиков нужно действовать не так жестко. Как говорил старец Иоанн Крестьянкин, "Господь пришел грешников спасать, и горе, если священник встанет на пути Его!".
Лично мне видится в этом случае типичный пример младостарчества. Причем возраст монаха и количество годов, проведенных им в монастыре, здесь не играют решающей роли. В святоотеческой литературе приводится немало примеров, когда старцы, проведшие многие годы в монастыре, все равно были далеки от истинной духовности (очень яркий пример - тот жестокий старец, который был наставником юноши Акакия ( в "Лествице"), который мучил, избивал и унижал своего ученика, считая это духовным воспитанием, и в конце концов добил Акакия в буквальном смысле слова). 

Я бы на месте этого человека стал бы ходить к другому духовнику (если это именно духовник, а не духовный отец). Вообще, хочется сказать, что у нас сейчас господствует какая-то странная и нездоровая мода на "духовных отцов", причем обязательно из монашествующих. Что, мол, нормальному православному христианину нужно обязательно иметь духовного отца-монаха, желательно, прозорливого старца. Все это очень опасно с духовной точки зрения, потому что балансирует на грани игр в духовность, и в действительности не представляет из себя абсолютно ничего поистине духовного.
« Последнее редактирование: 18 Март 2009, 01:04:05 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 18 Март 2009, 01:45:58 »

У некоего человека есть духовник, насельник СТСЛ, архимандрит, монашеский стаж - 50 лет. Человек с ним общается, исповедуется, советуется по разным вопросам, но, не... причащается.

когда прочёл название темы,думал,что очередное про Кирилла (которого именуют патриархом Табачным) пишут.

но всё проще,оказывается )

зачем,скажи мне,цепляться за архимандрита и вообще за кого-то?

это как в секте получается.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #3 : 18 Март 2009, 01:47:55 »

Есть у человека мнение, что это серьезное устрожение в его адрес. Насколько ему думается, Евхаристия - это лекарство, посредством которого Бог исцеляет душу и тело человека "В Нем пребывая", по слову Христа: "Ядущий и пиющий во Мне пребывает, а Я в нем", отказ от Причастия в случае с прекращением курения, сродни ответу врача больному: сначала ты выздоравливай, а потом получишь лекарства.

вполне традиционный святоотеческий взгляд.

и Кавасила пишет о Евхаристии как о лекарстве.

ведь именно в таинствах мы исцеляемся от укоризненных страстей, а не до них или вне их.
« Последнее редактирование: 18 Март 2009, 01:52:41 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 18 Март 2009, 01:51:26 »

Если мы посмотрим жития святых, то окажется, что и некоторые святые курили или нюхали табак: например, святитель Николай Японский, страстотерпец царь Николай и некоторые другие.

вроде и греческие архиереи преспокойно курят.

это же зависит от культуры.

пить вино тоже можно бескультурно.

по-моему,это оцеживание комара.

мы,на самом деле,гораздо больших верблюдов поглощаем.

вот где действительно самоубийство.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #5 : 18 Март 2009, 04:19:52 »

Согласен с Азаматом и Кириллом. По-моему, батя просто дурит. младостарчествует, такскаать Улыбающийся

вроде и греческие архиереи преспокойно курят.

да там практически все священство курящее, по логике таких вот наших попов "со стажем" - все идуть в ад. А мы, канэшна, все такие благочестивые-разблагочестивые, не такие,
 как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи... или как енти греки Смеющийся  ну-ну... Улыбающийся

Таким вот отцам надо сразу тыкать вот этой цитатой из свт. Феофана Затворника:

"Курение - дело бестолковое; нравственного тут на столько, на сколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим, и трудно разъяснить их некурящим. Крепко неприлично; но приличие и неприличие, тоже что люди, - изменяются. Потерпите дурную привычку; но в грех ее не возводите."


он же:

"Курить, или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее."

http://mirrors.rusbible.ru/pagez.ru/olb/feofan1/0369.php.html

http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1230.php

рекомендую почитать также вот это обсуждение на поповском форуме

http://www.deacon.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=591&hilit=%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
« Последнее редактирование: 18 Март 2009, 05:05:16 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #6 : 18 Март 2009, 09:23:53 »

Если духовное лицо взяло на себя ответственность перед Богом за состояние души человека, то ему надо душу свою положить за человека, вымаливая его у Бога.
Если своих молитв не хватает, то просить молиться своих собратьев.
Но так просто оставлять «своего» человека один на один со страстной привычкой к курению, автоматически лишая его причастия Жизни, на самом деле страшно ответственно, если осознаешь это.
Бывает и так, что «старцы», набирают себе многочисленную и в результате  непосильную ношу из «чад», вместо духовной пользы себе и чадам получают недоразумения и разочарование.
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #7 : 18 Март 2009, 11:37:43 »

А этот батюшка - его духовный отец или просто духовник? Т.е. есть ли между ними очень близкие, доверительные отношения?

Общение долгое, но с перерывами. Очень близких и очень доверительных отношений, нсколько я знаю, нет.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #8 : 18 Март 2009, 11:39:02 »


вполне традиционный святоотеческий взгляд.

и Кавасила пишет о Евхаристии как о лекарстве.

ведь именно в таинствах мы исцеляемся от укоризненных страстей, а не до них или вне их.

Вот и мне так же думается.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #9 : 18 Март 2009, 11:39:43 »

Согласен с Азаматом и Кириллом. По-моему, батя просто дурит. младостарчествует, такскаать Улыбающийся


А смысл?

Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #10 : 18 Март 2009, 11:52:25 »

Таким вот отцам надо сразу тыкать вот этой цитатой из свт. Феофана Затворника:


Дело в том, что у человека есть некий "критический материал" необоснованности такого жесткого к нему подхода. Но как поступить? Приехать, изложить аргументы? А если не возымеет действия? Или идти к другому, исповедаться и Причаститься, с внутренним осадком от осознания делания вопреки? Причем, почитав форум и свт. Феофана - можно придти к очень двояким выводам. Каждый может углядеть аргументы для подддержания именно своей позиции. Но хотел бы добавить, что насколько мне известно, человек мыслит в следущем ключе: Дня три до Причастия я переломаюсь без никотина, или на край - куплю "никоретте пластырь", а как Приобщусь, должно помочь, и уж конечно, как сказано на форуме, не выйдет из храма, после Причастия, и вальяжно закурит. Но лекарство есть лекарство!!! Это-то он и называет помощью от Бога в борьбе с этой страстью, пагубность каковой и сам прекрасно осознает.

Благодарю за ссылки!
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #11 : 18 Март 2009, 12:10:46 »

когда прочёл название темы, думал, что очередное про Кирилла (которого именуют патриархом Табачным) пишут.


Если бы про это, то я тему создал бы не в "Аскетике", а в "Современное состояние Православных Церквей".  Согласен?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #12 : 18 Март 2009, 12:51:08 »

А смысл?

Главное же вера, стремление и намерение человека исправиться и дух покаянный, и приложение всех своих человеческих сил к исправлению, а Господь, видя, что человек изо всех сил стремиться исправиться, обязательно поможет уповающему на Него; и в этой «синергии» обязательно будет достигнут положительный результат.
Курение – это греховная страстная привычка, так же как и многие другие наши укоризненные дурные привычки (страсти), как, например, гневливость, раздражительность, пустословие, сквернословие, осуждение, и т.д.
Трудно сказать, которая из них страшнее для человека; бывает человек курящий, но смиренный и тихий, а бывает и некурящий и непьющий и мясонеядящий, но гневливый и злобливый.
У каждого «свой крест», который надо нести, и на котором надо постоянно  распинать свои греховные страсти и привычки – своего «ветхого Адама»  ради Христа и с Его помощью.
А помощь Его во всей полноте возможна только в причастии Его Тела и Крови.
Поэтому, если тот духовник не допускает человека, который раскаивается в своем грехе – табакокурении к причастию, потому что человек еще не покончил с этим грехом, то духовник должен и себя не допускать к причастию, потому что и сам еще не бесстрастный, – если и не курит, то осуждает, если не осуждает, то раздражается, если не раздражается, то чревоугодничает, и т.д.

Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #13 : 18 Март 2009, 13:34:25 »

Согласен с Азаматом и Кириллом. По-моему, батя просто дурит. младостарчествует, такскаать Улыбающийся


А смысл?



Никакого.  У нас в Церкви вообще очень много бессмысленных вещей происходит. Я имею ввиду - "никакого объективного", потому что возможно, для этого отца есть некий субъективный смысл недопущения к причастию из-за курения. Но это, мне кажется, уже проблемы этого отца.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Наталия
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 41



« Ответ #14 : 18 Март 2009, 15:53:52 »

А для меня недавно стало открытием, что курящих допускают ко Святому Причастию. Брат сказал (который сам начал курить, к сожалению). Мне-то казалось, что это просто невозможная вещь... Грустный Вот какое у меня узкое сознание. Все еще.. Грустный Грустный
Записан
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!