consensus patrum
24 Июнь 2025, 02:49:22 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 15
  Печать  
Автор Тема: О принципе tantum-quantum  (Прочитано 160292 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #30 : 29 Апрель 2009, 01:20:56 »

если я правильно понял вопрос, то имеет место разница в понимании причастности естеству.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #31 : 29 Апрель 2009, 01:23:05 »

3. утверждается наличие во Христе общей чел.сущности,дабы и святые были причастны общей Божественной сущности.
вот относительно причастности общей Божественной сущности что-то не помню. чтобы Лурье где-то писал.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #32 : 29 Апрель 2009, 01:24:47 »

несут в себе совершенно одинаковый смысл или имеет место разница в понимании причастия естеству?

разница в выборе концептуального аппарата,языка.

можно то же самое выразить и паламитским языком,например:

святые причаствуются не только частичной,но и всецелой энергии Божества (в возможности) чрез Евхаристию,чрез Воплощённого.

но святые не причаствуются Самой сущности Троицы,ибо Она непричаствуема.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 113


« Ответ #33 : 29 Апрель 2009, 01:33:06 »

если я правильно понял вопрос, то имеет место разница в понимании причастности естеству.

несут в себе совершенно одинаковый смысл или имеет место разница в понимании причастия естеству?

разница в выборе концептуального аппарата,языка.

можно то же самое выразить и паламитским языком,например:

Дорогие, прошу простить, но - кто говорит верно?
Есть, все же, разница в понимании или вопрос лишь в разнице описательной (излагающей) составляющей?
Записан

Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #34 : 29 Апрель 2009, 01:44:30 »

если я правильно понял вопрос, то имеет место разница в понимании причастности естеству.

несут в себе совершенно одинаковый смысл или имеет место разница в понимании причастия естеству?

разница в выборе концептуального аппарата,языка.

можно то же самое выразить и паламитским языком,например:

Дорогие, прошу простить, но - кто говорит верно?
Есть, все же, разница в понимании или вопрос лишь в разнице описательной (излагающей) составляющей?

А Вы разве не в курсе, что понимание зачастую как раз и определяется языком? Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Дмитрий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 113


« Ответ #35 : 29 Апрель 2009, 01:50:48 »

Понимание должно быть надлежащим, соответствующим истине. Не зависимо от того или иного языка или (вообще) способа изложения, догма должна явить максимально правильное представление о себе.
Записан

Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #36 : 29 Апрель 2009, 01:56:06 »

Понимание должно быть надлежащим, соответствующим истине. Не зависимо от того или иного языка или (вообще) способа изложения, догма должна явить максимально правильное представление о себе.

По-моему, Вам уже все объяснили. Что вам непонятно, можете конкретно сказать?
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Дмитрий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 113


« Ответ #37 : 29 Апрель 2009, 02:05:19 »

Разница в определениях причастия божественной сущности - следствие различности понимания или лишь языка (изложения)?

Я имею ввиду разницу до-ареопагистко-паламитского и паламитского смыслов.
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2009, 02:12:11 от Клоун » Записан

Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #38 : 29 Апрель 2009, 02:20:43 »

Мы запутались, поскольку "причастность" относится и к сфере языка ("причастность" как слово), и к сфере реальности.  Я думаю, о реальности отцы говорили одной и той же. Интересно, что св. Григорий Нисский говорил, что Божественная сущность причаствуема для обоживаемых, но непричастна для всего сущего, а св. Григорий Палама в споре с Варлаамом именно это понимание называл мессалианским. Можно считать и так, что здесь разница в понимании "реальности" (т.е. учение отцов изменилось), а можно - что разница в употреблении "понятий".
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #39 : 29 Апрель 2009, 02:35:48 »

Разница в определениях причастия божественной сущности - следстве различности понимания или лишь языка (изложения)?

и того, и другого: Палама понимал участие в сущности как "обладание" сущностью, поэтому у него участвовать в сущности могут лишь ее обладатели - Отец, Сын и Святой Дух, тогда как обожение означает участие только в энергии (движении) сущности; Симеон Новый Богослов, Григорий Нисский и некоторые др. отцы понимали  соединение с Троицей и обожение как участие в сущности; по мне, так язык Паламы более ясен, чем язык того же Симеона НБ. поэтому я предпочитаю им пользоваться. Но и для тех, и для других отцов обоженные в любом случае не участвовали в сущности так, как участвуют в ней Отец, Сын и Святой Дух, Которые обладают сущностью как Своим достоянием: тогда как обоженные (даже если допустить выражение "участие в божественной сущности") не могут обладать божественной сущностью: в любом случае Бог даже для обоженных в одном аспекте остается совершенно сокровенным и трансцендентным, "ускользающим" от познания и восприятия, в другом аспекте - приобщает к полноте Своей божественной реальности, жизни и славы: лично мне кажется, что терминология Паламы более четко и последовательно нежели терминология любого другого отца до него выражает оба эти момента.

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #40 : 29 Апрель 2009, 02:39:28 »

Хотя, как правильно Дима заметил выше - "о реальности отцы говорили одной и той же"., Хотя говорили по разному, и по-разному могли употреблять понятия. У того же св. Григория Нисского, говорившего об участии святых в божественной сущности, есть множество выражений, указывающих на неприступную таинственность трансцендентной природы Бога, ее "ускользание" от познания.
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2009, 02:43:14 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Дмитрий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 113


« Ответ #41 : 29 Апрель 2009, 09:18:01 »


Спасибо!!
Записан

Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #42 : 29 Апрель 2009, 09:59:03 »

Я думаю, что на эту тему не безынтересно будет прочитать тем, - кто еще не читал, - доклад А. Г. Дунаева  «Православное учение о Евхаристии в контексте паламитских споров» на V Международной богословской конференции РПЦ МП «Православное учение о церковных таинствах». Москва, 13-16 ноября 2007 г.
http://theolcom.ru/doc/sacradoc/2_20_Dunaev.pdf
Записан
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #43 : 29 Апрель 2009, 10:04:05 »

Выражение о причастности Божественной сущности вполне себе точное. Оно допускалось не в определенных контекстах, а является нормативным для доареопагитского богословия (и опирается на 2 Пет. 1, 3-4). Просто в рамках этого дискурса "причастность" противопоставляется "обладанию" (люди могут причаствовать Божественной сущностью, но не обладать, а Ипостаси Троицы - обладают). В рамках же ареопагитско-паламитского дискурса причастность в нек. смысле тождественна с обладанием (про это пишет Палама в 150 главах), поэтому речь о причастности сущности здесь запрещена, и  то, что "по причастности" противопоставляется тому, что "по энергиям". Т.е. ни один язык не лучше другого, просто они разные.
У меня про это статья есть, где все это подробно разбирается.

Можно ли посмотреть Вашу статью?
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #44 : 29 Апрель 2009, 12:00:23 »

оставьте Ваш электронный адрес и я пришлю.
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 15
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!