azamat
|
|
« Ответ #15 : 28 Апрель 2009, 22:00:15 » |
|
В Евхаристии поэтому мы приобщаемся не к божественной сущности непосредственно, а к движению сущности само собой. и Логос приобщился движению человеческой сущности,т.е. чел.природе в её движении,не будучи Сам чел.ипостасью в причинном смысле. симметрия в тантум-кантум получается,т.к. Сын не прибавил в своём воплощении к роду человеческому ещё одну тварную ипостась, ни святые в обожении (в причастии движению сущности Троицы) не прибавляют к Троице огромное количество лиц.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #16 : 28 Апрель 2009, 22:21:54 » |
|
Вообще говоря, отцы до Ареопагита и МИ сплошь и рядом говорили именно о причастности Божественной сущности непосредственно; этот язык утратил актуальность только после Ареопагита, и то некоторые все равно продолжали им пользоваться (СНБ и другие), так что нет ничего плохого, чтобы говорить так.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #17 : 29 Апрель 2009, 00:22:53 » |
|
Верно ли я понимаю, что "говорить так" тождественно - "понимать так"? И, если понимаю верно, все таки - чему же причастны обоженные - божественной сущности или ее движению? И, учитывая предыдущее сообщение Ioannа22 - чему приобщился Спаситель - тварной сущности всецело (включая ее движение) или лишь движению?
|
|
|
Записан
|
Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #18 : 29 Апрель 2009, 00:24:17 » |
|
Вообще говоря, отцы до Ареопагита и МИ сплошь и рядом говорили именно о причастности Божественной сущности непосредственно; этот язык утратил актуальность только после Ареопагита, и то некоторые все равно продолжали им пользоваться (СНБ и другие), так что нет ничего плохого, чтобы говорить так.
Мне кажется, из того обстоятельства, что до Ареопагита, Максима и Паламы свв. отцы в определенных контекстах допускали выражения о причастности сущности еще не следует. что после Ареопагита, Максима, а тем более после Паламы - следует сохранять это словоупотребление. Это все равно, что отвергнуть в триадологии никейскую и каппадокийскую терминологию как нормативную и начать пользоваться всеми теми неточными выражениями, которые допускали Иустин, Ориген и др. до-никейские авторы.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #19 : 29 Апрель 2009, 00:33:44 » |
|
и Логос приобщился движению человеческой сущности,т.е. чел.природе в её движении,не будучи Сам чел.ипостасью в причинном смысле.
Нет, Азамат, Вы не правы. Нигде святые отцы не говорят, что Логос приобщился человеческой природе только в ее движении. Давайте не будем выдумывать.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #20 : 29 Апрель 2009, 00:41:36 » |
|
И, учитывая предыдущее сообщение Ioannа22 - чему приобщился Спаситель - тварной сущности всецело (включая ее движение) или лишь движению? приобщился тварной сущности в её движении или всецелой энергии тварной сущности,что то же самое. мера приобщения Логоса чел.природе равна возможной мере обожения святых. в этом и суть тантум-кантум. в "Истории византийской философии" Лурье намеренно уделяют целые главы о различении ипостаси от ипостасной идиомы, чтобы причастие даже ипостасной идиоме (сыновства от Отца и почивании Духа в Сыне) не приводило к мысли об отождетвлении тварных ипостасей святых с нетварной ипостасью Христа. как Логос причаствовался всему человеческому,включая чел.ипостасные идиомы, так и святые могут причаствоваться всему Божественному,включая ипостасные идиомы Сына. преграда сохраняется в том,что ипостаси не превращаются друг в друга и не сливаются даже при общих идиомах.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #21 : 29 Апрель 2009, 00:43:11 » |
|
Выражение о причастности Божественной сущности вполне себе точное. Оно допускалось не в определенных контекстах, а является нормативным для доареопагитского богословия (и опирается на 2 Пет. 1, 3-4). Просто в рамках этого дискурса "причастность" противопоставляется "обладанию" (люди могут причаствовать Божественной сущностью, но не обладать, а Ипостаси Троицы - обладают). В рамках же ареопагитско-паламитского дискурса причастность в нек. смысле тождественна с обладанием (про это пишет Палама в 150 главах), поэтому речь о причастности сущности здесь запрещена, и то, что "по причастности" противопоставляется тому, что "по энергиям". Т.е. ни один язык не лучше другого, просто они разные. У меня про это статья есть, где все это подробно разбирается.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #22 : 29 Апрель 2009, 00:53:19 » |
|
Верно ли я понимаю, что "говорить так" тождественно - "понимать так"? И, если понимаю верно, все таки - чему же причастны обоженные - божественной сущности или ее движению?
Если следовать четкой схеме Паламы, "непричаствуемая сущность- причаствуемая энергия", которая была догматически закреплена на т.н. "паламитских" соборах 14в. - то обоженные причастны божественной энергии и непричастны божественной сущности. Отцы до Паламы допускали более свободные и неточные формулировки,так как этот момент не встал еще остро на богословскую повестку дня. С другой стороны, даже в границах паламитского дискурса энергия (движение) нераздельна с сущностью как со своим источником и являет ее, хотя и различается. поэтому в определенном контексте можно допустить выражение " причастие сущности в ее энергии", или "причастие сущности в движении", но при этом надо понимать, что это причастие для обоженных не будет непосредственным, а только в аспекте участия во "всецелой энергии", или движении, божественной сущности, так как через всецелое божественное светоизлияние (энергию) обоженные созерцают "пресветлый мрак", "Сокровенность" Бога, трансцендентного и неприступного Бога, но не могут в Него войти: непосредственное участие в какой-то сущности означает обладание этой сущностью, а божественной сущностью в точном смысле слова обладают только три божественные ипостаси - Отец, Сын и Святой Дух.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #23 : 29 Апрель 2009, 00:54:58 » |
|
Выражение о причастности Божественной сущности вполне себе точное. Оно допускалось не в определенных контекстах, а является нормативным для доареопагитского богословия (и опирается на 2 Пет. 1, 3-4). Просто в рамках этого дискурса "причастность" противопоставляется "обладанию" (люди могут причаствовать Божественной сущностью, но не обладать, а Ипостаси Троицы - обладают). В рамках же ареопагитско-паламитского дискурса причастность в нек. смысле тождественна с обладанием (про это пишет Палама в 150 главах), поэтому речь о причастности сущности здесь запрещена, и то, что "по причастности" противопоставляется тому, что "по энергиям". Т.е. ни один язык не лучше другого, просто они разные. У меня про это статья есть, где все это подробно разбирается.
Дима, спасибо за уточнение. С учетом этого уточнения, конечно, можно говорить о причастии сущности.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #24 : 29 Апрель 2009, 00:59:11 » |
|
В том то и дело, что в паламитском смысле причастие есть обладание, а в до-ареопагистко-паламитском причастие не есть обладание. Последний смысл более близок к библейскому словоупотреблению ("...станем причастниками Божественного естества"), первый - более далек от него. Но говорить, что какой-то лучше, как мне кажется, - неправильно, оба хороши и прочно закреплены в традиции, ведь главное не язык, а передаваемый смысл.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #25 : 29 Апрель 2009, 01:00:13 » |
|
тому, что "по энергиям". Т.е. ни один язык не лучше другого, просто они разные. вот это очень точно. язык,который применяется тем же Лурье в ИВФ в контексте обожения,не может опровергаться анафемой против антипаламитов,т.к.там используется другой язык и опровергается знание Божества через действие тварного ума (ересь Евномия,мессалиан).
|
|
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2009, 01:02:33 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #26 : 29 Апрель 2009, 01:05:47 » |
|
Конечно, если не отождествлять "участие" в сущности и "обладание" сущности, то можно вполне говорить о причастии сущности. Здесь я согласен, что Палама под "участием" понимал "обладание"
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #27 : 29 Апрель 2009, 01:05:56 » |
|
тому, что "по энергиям". Т.е. ни один язык не лучше другого, просто они разные. вот это очень точно. язык,который применяется тем же Лурье в ИВФ в контексте обожения,не может опровергаться анафемой против антипаламитов,т.к.там используется другой язык и опровергается знание Божества через действие тварного ума (ересь Евномия,мессалиан). а какой язык применяется Лурье?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #28 : 29 Апрель 2009, 01:15:32 » |
|
Проясняется. Но, все же - определения "причастие божественному естеству" в до-ареопагистко-паламитском смысле (причастие не есть обладание) и "причастие движению божественной сущности" - несут в себе совершенно одинаковый смысл или имеет место разница в понимании причастия естеству?
|
|
|
Записан
|
Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #29 : 29 Апрель 2009, 01:20:22 » |
|
тот самый,что приводит к симметрии воплощение/обожение,когда
1. ипостась Иисуса трактуется только как нетварная (в причинном смысле), а ипостаси святых-только как тварные,несмотря на то,что Дамаскин,подразумевая усвоительный смысл,пишет в ТИПВ о том,что ипостась Логоса стала сложной,а значит ещё и тварной.
т.е.логически это делается для того,чтобы в обожении не стиралась эта преграда между нетварной ипостасью Христа и тварными ипостасями святых.
2. чётко различается ипостась от ипостасной идиомы,чтобы говорить о причастии идиоме Сына без отождествления с Сыном.
как Иисус обладал чел.ипостасными идиомами,так и святые причаствуются ипостасной идиоме Сына в Троице.
3. утверждается наличие во Христе общей чел.сущности,дабы и святые были причастны общей Божественной сущности.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|