consensus patrum
29 Март 2024, 18:59:44 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
Автор Тема: Об имени Божьем и молитве  (Прочитано 33165 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Юрий Юнгеров
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


WWW
« : 17 Сентябрь 2009, 13:11:09 »

выделено отсюда http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=450.75





А кто именно из Отцов и в каком контексте высказывался таким образом?

Исаак Сирин: "Было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого".

"Заметь, что имя "Бог" показывает не сущность и не то, что Такое Бог, но некое благодеяние по отношению к нам; и что наименования для Бога мы создаем из даров Божиих, которым оказываемся сопричастны" - тут вообще Максим Исповедник говорит, что наименования для Бога создаем мы, т.е. люди.

Свт. Григорий Нисский
"Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоения понятия о Сущем, т.е. о Боге".

Святой Иустин Философ:
«Бога нельзя назвать никаким собственным именем. Ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и многообразии, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе имя, будучи только один»

« Последнее редактирование: 19 Сентябрь 2009, 11:50:38 от tatiana » Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #1 : 17 Сентябрь 2009, 13:20:30 »

Ну да, Булатович о том же и говорил, когда вел речь о тварной буквенной оболочке имени Божия.
Понятие "имя" он использовал, кроме этого, для обозначения функции той или иной энергии. Такой смысл понятия "имя" также встречается у отцов.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #2 : 17 Сентябрь 2009, 13:24:55 »

Что же подразумевал Булатович под Именем? Или все же путался?

он различал буквенную оболочку и "идею", или содержание имени. Но что он понимал под "идеей", не вполне понятно. То есть непонятно, различал ли он значение имени ( как тварное понятие), и само имя как божественную энергию. На первый взгляд, у него нет различия между ними, но возможно, это из-за общей нечеткости его терминологии.
« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2009, 13:29:49 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Юрий Юнгеров
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


WWW
« Ответ #3 : 17 Сентябрь 2009, 13:31:34 »

Ну да, Булатович о том же и говорил, когда вел речь о тварной буквенной оболочке имени Божия.
Понятие "имя" он использовал, кроме этого, для обозначения функции той или иной энергии. Такой смысл понятия "имя" также встречается у отцов.

Жаль, сейчас нет под руками трудов Булатовича, приходится цитатами вырывать:

"Всякое мысленное представление именуемого свойства Божия есть Имя Божие", "созерцание имени Его и есть Сам Бог", "Сознательное именование Бога и есть сам Бог", "Всякая идея о Боге есть Сам Бог", "Богом же называем самую идею о Боге". Можете пояснить, что здесь подразумевается? вот у меня есть идея о Боге - она и есть Сам Бог?
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #4 : 17 Сентябрь 2009, 13:33:08 »

вот у меня есть идея о Боге - она и есть Сам Бог?
да, именно так, только - в молитве.
Записан
Юрий Юнгеров
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


WWW
« Ответ #5 : 17 Сентябрь 2009, 13:34:46 »

он различал буквенную оболочку и "идею", или содержание имени. Но что он понимал под "идеей", не вполне понятно. То есть непонятно, различал ли он значение имени ( как тварное понятие), и само имя как божественную энергию. На первый взгляд, у него нет различия между ними, но возможно, это из-за общей нечеткости его терминологии.

У меня после его Апологии сложилось как раз впечатление, что именно наименование (значение, содержание - внутренее) и является "Самим Богом". А про то, что отцы часто Именем Божиим называли энергию Божию - никто ведь и не спорит. Но в случае имяславцев особенно почему-то заостряли внимание на имени Иисус, что наводит на определенные подозрения.
Записан
Юрий Юнгеров
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


WWW
« Ответ #6 : 17 Сентябрь 2009, 13:36:43 »

вот у меня есть идея о Боге - она и есть Сам Бог?
да, именно так, только - в молитве.

а в молитве невнимательной?
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #7 : 17 Сентябрь 2009, 13:58:45 »

Но в случае имяславцев особенно почему-то заостряли внимание на имени Иисус, что наводит на определенные подозрения.

а почему именно заострение внимания на имени "Иисус" наводит на определенные подозрения?
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #8 : 17 Сентябрь 2009, 14:02:06 »

Но в случае имяславцев особенно почему-то заостряли внимание на имени Иисус, что наводит на определенные подозрения.
Да, можно заподозрить, что имяславцы в отличие от их оппонентов практиковали Иисусову молитву  Улыбающийся
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #9 : 17 Сентябрь 2009, 14:07:34 »


А кто именно из Отцов и в каком контексте высказывался таким образом?

Исаак Сирин: "Было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого".

"Заметь, что имя "Бог" показывает не сущность и не то, что Такое Бог, но некое благодеяние по отношению к нам; и что наименования для Бога мы создаем из даров Божиих, которым оказываемся сопричастны" - тут вообще Максим Исповедник говорит, что наименования для Бога создаем мы, т.е. люди.

Свт. Григорий Нисский
"Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоения понятия о Сущем, т.е. о Боге".

Святой Иустин Философ:
«Бога нельзя назвать никаким собственным именем. Ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и многообразии, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе имя, будучи только один»



Вопрос мой был еще и про контекст.

Он Вам известен для каждой из приведенных цитат?

То что С. Троицкий этого контекста не знал и им не интересовался, я, можно сказать, уверен.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #10 : 17 Сентябрь 2009, 14:15:48 »

а в молитве невнимательной?
в зависимости от степени невнимательности) Ну в общем, никакие слова сами по себе, вне контекста настоящей молитвы, конечно, Богом не являются.  
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #11 : 17 Сентябрь 2009, 14:28:07 »

а в молитве невнимательной?
в зависимости от степени невнимательности) Ну в общем, никакие слова сами по себе, вне контекста настоящей молитвы, конечно, Богом не являются.  

Дмитрий, мне такая жесткая зависимость от молитвы представляется все же очень спорной.
Записан
Юрий Юнгеров
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


WWW
« Ответ #12 : 17 Сентябрь 2009, 14:31:59 »

а почему именно заострение внимания на имени "Иисус" наводит на определенные подозрения?

п.ч. получается, что речь уже идет не о понятиях энергий, а именно наименований, а сами по себе наименования тварны.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #13 : 17 Сентябрь 2009, 14:33:09 »

Дмитрий, мне такая жесткая зависимость от молитвы представляется все же очень спорной.
А почему?
Записан
Юрий Юнгеров
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


WWW
« Ответ #14 : 17 Сентябрь 2009, 14:35:02 »


Вопрос мой был еще и про контекст.

Он Вам известен для каждой из приведенных цитат?

То что С. Троицкий этого контекста не знал и им не интересовался, я, можно сказать, уверен.

Простите, но если написано, что имя как наименование тварно, то тут никакой контекст не позволит ничего другого измыслить. Если для Вас это неочевидно, то вряд ли мы сможет договориться до общего знаменателя.
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!