consensus patrum
29 Ноябрь 2020, 04:08:05 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: О параллелях между именем Божьим и иконой.  (Прочитано 19207 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 27 Февраль 2009, 17:20:34 »

Икона имеет в себе три уровня:

1. божество,которое почивает по энергии в характире Христа и в характирах обоженных ипостасей.

Поклонение должно быть абсолютным,служебным.

2. сам обоженный тварный характир Иисуса и святых.

Поклонение должно быть относительным,почитательным.

3. вещество образа (иконы): доска,краски,стекло,камень,ткань...

По св.Феодору Студиту,вещество иконы недостойно поклонения.
Иначе это будет идолопоклонством.

-----------------------------------------------------------------------------
Имя Божье имеет в себе три уровня:

1. божество,которое открывает Себя по энергии,по "благоэнергетическим богоименованиям" (по Ареопагиту и Дамаскину).

Поклонение нетварной энергии должно быть абсолютным,служебным.
Именем Божьим обоживаются или осуждаются,совершаются Таинства,освящаются иконы,храмы.

2. тварные слова имён Божьих на разных языках мира,человеческие значения,тварные смыслы имён Божьих,которые обоженны,если относятся к Богу,например: "Бог есть огнь".
(Само по себе слово "огонь" тварно,но использовано Богом для обозначения одного из Своих свойств.)

Имена святых также обоженны благодаря их причастию имени Божьему.

Поклонение тварному значению должно быть относительным,почитательным.

3. имязвучание (фонема),имяначертание (морфема), которые сами по себе недостойны поклонения.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:44:07 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 27 Февраль 2009, 17:29:06 »

тут нужно сделать уточнение.

я говорю сейчас в другой перспективе,как бы расчленяя Божество от обоженного и от вещества самого по себе.

но в другой перспективе,когда речь идёт о поклонении ипостаси,
по отношению ко Христу мы исповедуем единое поклонение: служебное,
а по отношению к святым: почитательное.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:44:33 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 27 Февраль 2009, 17:32:38 »

Мне кажется, что можно сказать проще: в иконе есть и духовное, и душевное и материальное.

Духовное - это та благодать Святого Духа, которая на иконе пребывает и через нее действует.
Душевное - сам образ, предназначенный для воздействия на наше зрение и возбуждающий в нас определенные чувства.
Материальное - доска и краски.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:44:46 от Ioann22 » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #3 : 27 Февраль 2009, 17:38:52 »

если считать нематериальный характир как нечто "душевное",то,наверное,можно и так классифицировать.

обоженные характиры заключены в нашем уме (мы их можем представлять), но они не являются чисто субъективными.

т.е.здесь надо держаться умеренного реализма,чтобы не впасть ни в номинализм,ни в крайний реализм.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:44:57 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #4 : 27 Февраль 2009, 17:45:34 »

Некоторые отцы, например, святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, считали иконы необходимыми лишь для неграмотных.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:45:09 от Ioann22 » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #5 : 27 Февраль 2009, 17:46:43 »

Цитировать
тут нужно сделать уточнение.

я говорю сейчас в другой перспективе,как бы расчленяя Божество от обоженного и от вещества самого по себе.

но в другой перспективе,когда речь идёт о поклонении ипостаси,
по отношению ко Христу мы исповедуем единое поклонение: служебное,
а по отношению к святым: почитательное.

Это очень важное уточнение.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:45:21 от Ioann22 » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #6 : 27 Февраль 2009, 17:48:03 »

Некоторые отцы, например, святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, считали иконы необходимыми лишь для неграмотных.

И как это Ваше замечание связано с темой обсуждения, я что-то не понимаю?
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:45:32 от Ioann22 » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #7 : 27 Февраль 2009, 17:56:59 »

Некоторые отцы, например, святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, считали иконы необходимыми лишь для неграмотных.

И как это Ваше замечание связано с темой обсуждения, я что-то не понимаю?

Самым прямым образом. Тема называется "О параллелях между именем Божьим и иконой". Следовательно, икона есть нечто параллельное/взаимозаменяемое имени Божию. Таким образом, тот, кто ведает имя Божие, т.е. достиг определенной степени обожения, уже не имеет нужды в материальном образе как в том, что помогает настроиться на молитву. Но, с моей точки зрения, он все же имеет нужду в образе для постоянного напоминания себе о Боговоплощении. Вот поэтому мне и непонятно мнение свят. Григория.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:45:42 от Ioann22 » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 27 Февраль 2009, 18:21:33 »

о том,как связаны или,наоборот,не должны быть связаны икона с молитвой может написать Евгений.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:45:52 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #9 : 27 Февраль 2009, 20:12:10 »

Правильно, мне кажется, все написано в заглавном сообщении темы.

В качестве уточнения я бы добавил в "Икона имеет в себе три уровня: 1. божество,которое почивает по энергии в характире Христа и в характирах обоженных ипостасей" следующее:

в характир входит (и даже составляет основу освящения) также и имя Ипостаси. То есть в характир входят все неотделимые  неизменяемые идиомы Ипостаси (отделимые, разумеется, не входят, как например, изменяемые от возраста и состояния черты облика Иисуса). Соответственно, и под именем Ипостаси имеется ввиду его неизменяемая форма (идея в смысле умеренного реализма), а не различные его формы, зависящие от языка и средства выражения (устного и письменного)

Соответственно в "Имя Божье имеет в себе три уровня: 1. божество,которое открывает Себя по энергии,по "благоэнергетическим богоименованиям" (по Ареопагиту и Дамаскину)" можно было бы добавить:

имя Ипостаси (в указанном выше смысле), оно составляет основу характира и основу освящения иконы и Имени Божиего (понимаемого здесь уже в совокупности со своими акцидентальными признаками, то есть вариантами произношения и написания).

То есть, может быть правильнее написать так, что служебного поклонения удостаивается в обоих случаях Ипостась (божество + неотделимые ипостасные идиомы)
Относительного поклонения удостаивается икона и Имя Божие, в которых Ипостась присутствует через характир
Дерево и краски, а также буквы и звуки сами по себе не достойны поклонения

Заметим, что указанное выше понимание заставляет предположить, что и характир, и имя Божие как идеи реально существуют -- в смысле умеренного реализма. Иконопочитание, как оно развито у отцов-иконопочитателей периода второго иконоборчества, не оставляет и в данном случае никаких шансов номинализму. Из номинализма может следовать лишь та или иная версия (умеренного) иконоборчества.

Кроме того, присутствие полноты Божества в имени Божием понимаемом как (тварная) идея имеет прямое соотнесение с аскетическим принципом "заключения ума в слова молитвы". А именно, это самое "заключение ума" при молитве является умосозерцанием этой идеи, и через это умосозерцание -- соединением с Божеством.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2009, 20:46:01 от Ioann22 » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #10 : 28 Февраль 2009, 20:14:30 »

как решается проблема,поставленная католиками,будто "соединение с Божеством через умосозерцание идеи при молитве" делает не нужным Евхаристию?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #11 : 02 Март 2009, 10:11:57 »

Да это бред полнейший! Мы же люди, а не бесплотные духи. Поэтому нам нужно материальное вместе с духовным.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 14 Август 2009, 14:51:21 »

тема объединена с диалогом об имени Божьем и иконе, выделенным отсюда http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=373.165



А имяборчество - это то самое иконоборчество со всеми вытекающими.

не совсем. всё-таки по Булатовичу,Имя Божье больше,выше иконы. и здесь до сих пор большой вопрос: а так ли это?
« Последнее редактирование: 15 Август 2009, 12:45:48 от tatiana » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #13 : 14 Август 2009, 14:52:25 »

А имяборчество - это то самое иконоборчество со всеми вытекающими.

не совсем. всё-таки по Булатовичу,Имя Божье больше,выше иконы. и здесь до сих пор большой вопрос: а так ли это?

Икона - это сам Первообраз. Икона - Бог по благодати.
« Последнее редактирование: 14 Август 2009, 14:54:04 от Romeo » Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #14 : 14 Август 2009, 14:56:32 »

А имяборчество - это то самое иконоборчество со всеми вытекающими.

не совсем. всё-таки по Булатовичу,Имя Божье больше,выше иконы. и здесь до сих пор большой вопрос: а так ли это?

Икона - это сам Первообраз. Икона - Бог по благодати.

а по Булатовичу Имя-это не "Бог по благодати",а Сам Бог,сама Благодать,сама энергия.

Богом по энергии мы называем обоженную (или освящённую) тварь.

ещё никто не доходил вроде до такого безумия,чтобы икону называть самой нетварной энергией.
« Последнее редактирование: 14 Август 2009, 14:58:58 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!