consensus patrum
24 Июнь 2025, 07:44:10 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7
  Печать  
Автор Тема: Миссионерство  (Прочитано 62277 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #45 : 02 Май 2009, 22:00:41 »

Совершенно согласен с Таней.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #46 : 02 Май 2009, 22:57:14 »

по этому поводу есть высказывание вымышленного Костантина в книге "Беседы о догм.богословии" Беневича,Шуфрина.


Азамат, спасибо за цитату.

Все же Вы меня не окончательно убедили, касательно сути именно этого нашего разговора о миссионерстве.

В книге идет речь о фразе "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Здесь, действительно, маленькая буква была бы ни к чему, как это прекрасно показали авторы. В этом изречении идет жесткая увязка первой части фразы со второй частью, и авторские аргументы никаких сомнений не оставляют именно в таком словоупотреблении.

Мы же ведем речь о листовках, где фраза выдернута из контекста и направлена в секулярную среду.

Две фразы
"Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом"

и  "Вы хотите стать Богом?"  - между ними есть режущий слух диссонанс.

Слишком разные области употребления у них.

Надо брать поправку на секулярное сознание, по-моему. Иначе выходит очень похоже на древний змиев соблазн: "Вы хотите стать Богом? съешьте яблочко прочитайте листовочку, не пожалеете" Улыбающийся


Вообще же, насколько мне известно, обоженных человеков называют богами по благодати, в отличие от Бога по сущности.

И мерещится мне, что наши точки зрения как бы дополняют друг друга. Речь лишь о контексте.

Кроме того, вряд ли мы (то есть за себя, конечно, говорю) пойдем так же самоотверженно, как Кирилл, раздавать листовки, поэтому и спорить, наверное, не о чем.

да,согласен с Вами,Татьяна.

всё верно.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #47 : 04 Май 2009, 18:17:17 »

Азамат, что касается фразы "хотите стать богом?" - люди точно поймут неправильно. Есть такие моменты в Христианстве, в которые не следует посвящать непосвященных, т.к. они не готовы еще. В доникейскую эпоху таким моментом было учение о Троичности Бога. Раннехристианские апологеты никогда не говорили о Троичности Бога язычникам.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #48 : 04 Май 2009, 21:27:27 »

Татьяна, кстати, в том чтобы раздавать листовки, ничего самоотверженного нет, как нет и ничего особенного. Вот, скажем, подходить к людям на улице, общаться с ними, как это делают иеговисты - вот это далеко не каждому под силу и не каждый сможет успешно справиться с этой задачей. Да и наверное, так поступать и не следует. По моим наблюдениям, агрессивная, навязчивая  проповедь вызывает только отторжение у людей.
Да и вообще такой метод проповеди давно зарекомендовал себя именно как сектантский.
Поэтому надо искать другие методы и способы, как донести до людей Благую весть.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #49 : 04 Май 2009, 22:21:22 »

Азамат, что касается фразы "хотите стать богом?" - люди точно поймут неправильно. Есть такие моменты в Христианстве, в которые не следует посвящать непосвященных, т.к. они не готовы еще. В доникейскую эпоху таким моментом было учение о Троичности Бога. Раннехристианские апологеты никогда не говорили о Троичности Бога язычникам.

Вообще, насчет "поймут неправильно" - не знаю, не уверена. Смотря кому нести проповедь. Могу сказать за себя, что в сознательной жизни до некоего момента я в основном находилась в среде, которую можно назвать исключительно секулярной. Ни сектантов, ни протестантов, ни одной живой души, в общем...   Подмигивающий
И вот про эту среду я могу сказать определенно: в ней есть много мыслящих людей, у которых религиозная составляющая как бы забита, условиями жизни, воспитания, еще не знаю чем. Так вот, они сами доходят до идей, подобных этой: "я - бог".
Конечно, видя эту фразу, легко обвинить человека в самообожествлении. Но так делать было бы глупо, поскольку только Бог видит сердце человека.
Им-то, может быть, и помог бы такой вид проповеди.


Татьяна, кстати, в том чтобы раздавать листовки, ничего самоотверженного нет, как нет и ничего особенного. Вот, скажем, подходить к людям на улице, общаться с ними, как это делают иеговисты - вот это далеко не каждому под силу и не каждый сможет успешно справиться с этой задачей. Да и наверное, так поступать и не следует. По моим наблюдениям, агрессивная, навязчивая  проповедь вызывает только отторжение у людей.
Да и вообще такой метод проповеди давно зарекомендовал себя именно как сектантский.
Поэтому надо искать другие методы и способы, как донести до людей Благую весть.

не, подходить на улицах точно не нужно. Это действительно сектантский способ. Все-таки в Церковь приводит Бог, и вызвать отторжение вместо интереса у людей, может быть, уже недалеко отстоящих от Церкви - это я бы даже грехом назвала.

В скобках замечу, что иеговисты не такие уж агрессивные. Хитрые они. Подходят, мило улыбаются, и заводят разговор издалека. Меня последний раз пытались завербовать совсем недавно, с маленьким ребенком на руках. И разговор начали, опираясь на мои материнские чувства. [дальше идет непереводимая игра слов].   Злой

В лес их, такие способы проповеди...
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #50 : 05 Май 2009, 09:27:25 »


Вообще, насчет "поймут неправильно" - не знаю, не уверена. Смотря кому нести проповедь. Могу сказать за себя, что в сознательной жизни до некоего момента я в основном находилась в среде, которую можно назвать исключительно секулярной. Ни сектантов, ни протестантов, ни одной живой души, в общем...   Подмигивающий
И вот про эту среду я могу сказать определенно: в ней есть много мыслящих людей, у которых религиозная составляющая как бы забита, условиями жизни, воспитания, еще не знаю чем. Так вот, они сами доходят до идей, подобных этой: "я - бог".
Конечно, видя эту фразу, легко обвинить человека в самообожествлении. Но так делать было бы глупо, поскольку только Бог видит сердце человека.
Им-то, может быть, и помог бы такой вид проповеди.

Согласен. Я тоже вырос в точно такой же секулярной, но при этом мыслящей и интеллигентской среде. Родители мои о вере имели и имеют пока, к сожалению (нет пророка в своем отечестве!) очень смутные представления, но относились и относятся к ней с уважением, изредка ходят в храм, изредка читают Библию. И меня воспитывали главным образом в секулярных традициях (хотя, мама мне подарила "Детскую Библию" и научила креститься и молиться). Поэтому людей из такой среды я знаю достаточно хорошо. К ним нужен особый, интеллектуальный подход, поскольку в такой среде - культ разума, образования и интеллекта. Чем лучше ты образован, чем больше ты знаешь иностранных языков, чем больше ты начитан - тем легче найти подход к таким людям, потому что есть общие темы для бесед. Кроме того, я абсолютно согласен с мнением Андрея Кураева о том, что в современной РПЦ люди либо с минимумом образования, либо с максимумом. Для интеллектуалов путь в Церковь открыт и свободен, сложность и интеллектуальность богословия, литургики, символики, вообще всей церковной архитектоники - это для них вполне доступно.

не, подходить на улицах точно не нужно. Это действительно сектантский способ. Все-таки в Церковь приводит Бог, и вызвать отторжение вместо интереса у людей, может быть, уже недалеко отстоящих от Церкви - это я бы даже грехом назвала.

В скобках замечу, что иеговисты не такие уж агрессивные. Хитрые они. Подходят, мило улыбаются, и заводят разговор издалека. Меня последний раз пытались завербовать совсем недавно, с маленьким ребенком на руках. И разговор начали, опираясь на мои материнские чувства. [дальше идет непереводимая игра слов].   Злой

В лес их, такие способы проповеди...
Да, сначала они милые и любезные. Но потом, когда видят, что переубедить человека не получается, то они становятся злыми и агрессивными. Я сейчас редко с ними говорю на улицах - либо времени нет, либо просто желания (с ними очень неинтересно разговаривать, у них всегда одни и те же аргументы, которые легко опровергаются,  и главное - ну ни одной СВОЕЙ мысли...), если подходят - творю крестное знамение и говорю: "Я православный христианин" - сразу отходят.
А раньше разговаривал часто. И вот где-нибудь после часового разговора любопытно видеть, как милые, добрые женщины превращаются в злобных фурий и начинают истерически выкрикивать: "Выйдите, выйдите из вавилонской блудницы, из вашей Церкви!", либо разочарованно:" Пойдем отсюда, у него Библия неправильная, на самом деле там все не так, как он говорит".
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #51 : 05 Май 2009, 10:15:14 »


Да, сначала они милые и любезные. Но потом, когда видят, что переубедить человека не получается, то они становятся злыми и агрессивными.

 И вот где-нибудь после часового разговора любопытно видеть, как милые, добрые женщины превращаются в злобных фурий и начинают истерически выкрикивать: "Выйдите, выйдите из вавилонской блудницы, из вашей Церкви!", либо разочарованно:" Пойдем отсюда, у него Библия неправильная, на самом деле там все не так, как он говорит".

я знаю одного человека, технаря, который насквозь знает Библию, при этом сам неверующий. И когда к нему на улице подкатывают иеговисты, он охотно вступает с ними в разговор. На их цитаты у него находится десять цитат в ответ, так что в конце концов им ничего не остается, как уносить ноги. А он им: стойте, мы же еще не договорили... Прикольно, говорит, наблюдать, как они драпают.
Факт сам по себе занимательный.


Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #52 : 05 Май 2009, 10:15:47 »

А проповедь, вообще-то, основная должна быть жизнью своей. Ведь мы никогда не узнаем, что происходит в сердце и уме другого человека, что бы он ни говорил. И какое влияние на него оказывают наши поступки и слова. Очень может случиться так, что молчание может быть лучше всякой словесной проповеди.

Есть такие слова: кто не ответит брату своему на слово, сказанное в сердцах, тот положит душу свою за него. В видимой реальности что происходит - один с другим побранился, ну и разошлись. А в сердце-то уже Царство Небесное близко, причем - у обоих, и у того, кто бранил и не получил отпора, и у того, кого бранили.
Это лучшая проповедь, безусловно.

Со всеми другими видами проповеди надо быть очень осторожным, потому что зачастую ими мы лишь собираем себе гнев на судный день, а не приводим людей ко Христу.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #53 : 05 Май 2009, 10:44:28 »

А проповедь, вообще-то, основная должна быть жизнью своей. Ведь мы никогда не узнаем, что происходит в сердце и уме другого человека, что бы он ни говорил. И какое влияние на него оказывают наши поступки и слова. Очень может случиться так, что молчание может быть лучше всякой словесной проповеди.

Есть такие слова: кто не ответит брату своему на слово, сказанное в сердцах, тот положит душу свою за него. В видимой реальности что происходит - один с другим побранился, ну и разошлись. А в сердце-то уже Царство Небесное близко, причем - у обоих, и у того, кто бранил и не получил отпора, и у того, кого бранили.
Это лучшая проповедь, безусловно.

Со всеми другими видами проповеди надо быть очень осторожным, потому что зачастую ими мы лишь собираем себе гнев на судный день, а не приводим людей ко Христу.

Ну, здесь тоже все не так просто. Проповедь жизнью - это хорошо, конечно, даже прекрасно. И наверное, это самый трудный вид проповеди. Но все же, дела делами, а слово словом: "как веровать в Того, о Ком не слышали?". Помимо дел, должна быть словесная проповедь.
У кого-то из святых отцов приводится следующая история. Один человек стойко пребывал в ереси и никак не хотел выйти из заблуждения. Православные христиане долго пытались наставить его на истину, но не добивались успеха, и тогда ему явился Ангел и сказал: “Послушай православных, они говорят истину”. Тот спросил у Ангела: “Почему же раньше не было небесного явления, которое отвело бы меня от погибельного пути?” На что Ангел ответил: “Человек должен быть научаем от человека”.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #54 : 05 Май 2009, 10:53:50 »

Со всеми другими видами проповеди надо быть очень осторожным, потому что зачастую ими мы лишь собираем себе гнев на судный день, а не приводим людей ко Христу.

Это происходит в том случае, если мы чрезмерно надеемся на самих себя, на свой разум, свои способности. А надо больше молиться. Надо как бы предавать человека в волю Божию. Для нас мирян, в отличие от священников, единственный канонически разрешенный словесный вид проповеди - это личное общение с человеком наедине. И тут мы можем применять все средства - и молитву, и слово, и, разумеется, помощь - помочь человеку в чем-то, в чем он нуждается. И это последнее -  самое тяжелое, знаю по своему опыту. Но надо, чтобы все это сочеталось вместе, тогда результат будет. И главное - больше молиться за этого конкретного человека.

Правило №33 6 Вселенского собора:
"никому да не будет позволено с амвона возглашать Божественныя словеса народу, по чину сопричтенных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением, и получит благословение от своего пастыря согласно с правилами. Если же кто усмотрен будет творящим вопреки предписанному: да будет отлучен."

Правило №64:
"Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, Если и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах; не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти. Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковнаго."

Следовательно, для нас, мирян, остается только проповедь конкретным лицам.

« Последнее редактирование: 05 Май 2009, 11:15:17 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #55 : 05 Май 2009, 11:15:55 »

“Человек должен быть научаем от человека”.


понятно, да. Что у нас есть, чтобы отдать, вот в чем вопрос. Все, все у нас не наше, Вы же помните эти слова у апостола Павла - "вы не свои...". То есть даже мы сами себе не принадлежим. Опасность в том, что представляем из себя мы сами, и представляем ли мы тех, в ком живет дух Божий, чтобы проповедь наша была не в суд.

Я к чему все веду: храмы ли мы Духа Святого, или помойка, извините (простите за резкость). Проповедь в первом и во втором случаях, одними и теми же словами, весьма разное действие оказывает.
То есть на души-то людей действие оказывают отнюдь не слова, и присутствие Духа Святого.

А если мы своим пламенным, но неочищенным сердцем будем проповедовать, и приобретем весь мир, а душе своей повредим, будет ли польза от этого?
Поэтому я не очень-то "за" те виды проповеди, которые построены в разговорном духе (вроде листовок). Хотя некий смысл в этом есть, конечно. Главное, блюсти границы, которые нельзя переходить.

Не нужно отвечать на незаданные вопросы.
Если человек сам к Вам обращается, "испытывает" Вас и Вашу веру - тогда да, нужны и разговоры, и молитвы, и помощь.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #56 : 05 Май 2009, 11:27:48 »


Поэтому я не очень-то "за" те виды проповеди, которые построены в разговорном духе (вроде листовок). Хотя некий смысл в этом есть, конечно. Главное, блюсти границы, которые нельзя переходить.

Не нужно отвечать на незаданные вопросы.
Если человек сам к Вам обращается, "испытывает" Вас и Вашу веру - тогда да, нужны и разговоры, и молитвы, и помощь.

Границы блюсти надо. Я не случайно выше привел правила 6 Вселенского собора. Нельзя восхищать пастырское достоинство и именно учить людей, ставить себя в положение учителя в отношениях "учитель - ученик". И ключом к правильной проповеди мирян являются слова апостола Петра: "будьте готовы всякому, требущему у вас отчета  в вашем уповании, дать ответ С КРОТОСТЬЮ И БЛАГОГОВЕНИЕМ". То есть, осознавать свою личную немощь, говорить смиренно и кротко, благоговея перед Словом Божиим. Еще другой вариант, который я постоянно практикую - дарить человеку духовные книги, чтобы были в доме. Даже если он сейчас их не прочитает, то возможно будет время, когда он их откроет.
При раздаче листовок надо делать акцент не на то, что ты учитель и учишь всех, как жить, а что ты просто хочешь помочь человеку познать Христа, подтолкнуть его хоть как-то к познанию Его.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #57 : 05 Май 2009, 11:55:45 »

дарить человеку духовные книги, чтобы были в доме. Даже если он сейчас их не прочитает, то возможно будет время, когда он их откроет.

да, вот это действительно очень нужно и полезно. Здесь вообще, по-моему, никакого соблазна и неправды нет.

Хотя я, когда дарила, а потом видела Святое Евангелие стоящим рядом с книжками про заговоры и магию, была слегка обескуражена.
Записан
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #58 : 05 Май 2009, 11:58:13 »

Да, согласен, что мирянину в отличии рукоположенных служителей Божиих Господь не подает особые силы для проповеди Слова.
Поэтому и определения Собора Духом Святым предостерегают дерзающих на участии в том, в чем не призван, и особенно, если еще сам не освободился от рабства страстей.
Однако и верные миряне призваны всею своею жизнью показывать пример жизни во Христе всем неверующим и маловерующим, как и апостол Петр говорит:

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11,12).

Вот она «проповедь» верного мирянина – «…провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».
А мы, зачастую, беремся проповедовать и учить дальних, сами еще на глазах ближних постоянно падаем, валяясь во грехах своих.
Господь не может потерпеть никакого лицемерия.
И если он и терпит проповедующих, но согрешающих служителей Слова, то только ради их особого призвания на проповедь Слова.
Мне кажется, лучшими «проповедниками дела» среди мирян всегда были (а сейчас бы и особенно) – это миряне-юродивые ради Христа.
Я думаю, что как раз они-то, как миряне, и призваны Господом своими «безумными» поступками во Христе приводит как через «шоковую терапию» людей ко Христу.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #59 : 05 Май 2009, 13:02:00 »

2 Валентин:
Но есть кстати мнение на счет проповеди мирян митрополита Антония (Храповицкого) (не знаю, как вы к нему относитесь, но мнение интересное):
"Въ 46-мъ номере „Церковнаго Вестника"  достопочтенный професоръ Н. Барсовъ, по поводу печатаемыхъ поученій Кіевскихъ профессоровъ во время пассій, объявляетъ храмовую проповедъ мірянъ незаконною, распростирая на нее во всей силе 64-е правило б-го вселенскаго собора, согласно которому мірянинъ, дерзнувшій учить въ церкви, отлучается на 40 дней. Известные въ исторіи случаи допущенія мірянъ къ церковному учительству авторъ признаетъ исключеніями, дозволенными Церковью въ виду благодатныхъ даровъ, ниспосланныхъ мірскимъ проповедникамъ.

...
 Въ жизни государственной для измененія практики требуется сперва юридическое постановленіе: но жизнь церковная, нося сама въ себе святость духа Божія, ей присущаго, идетъ впереди юрисдикціи, которая только констатируетъ жизнь. Вотъ почему и канонъ о непроповеданіи мірянъ допускалъ исключенія въ техъ случаяхъ, когда Церковь нуждалась въ ихъ проповеди. Съ точки зренія автора, следовало Оригена, Ефрема Сирина и др. прежде рукоположить во іерея, а потомъ лишь допустить къ учительству. Такъ и случилось бы, если бы нашъ канонъ имелъ принципіальный характеръ, а не дисциплинарный, выражалъ бы собою существо нашей веры, а не временное распоряженіе пастырской власти.

Но действительно ли современная церковная жизнь предъявляетъ нужду въ учительстве мірянъ? Думается, что предъявляетъ, и въ высшей степени настойчиво. Теперь, когда христіанское общество разделилось по своему быту на духовныхъ, всемъ существомъ принадлежащихъ целямъ Церкви,—и мірянъ, къ сожаленію, считающихъ себя прежде всего членами другихъ обществъ (государства, сословія и пр.), а къ Церкви относящихъ себя лишь отчасти („храмовое благочестіе"); теперь, во время упадка нашего церковнаго самосознанія, явились новыя условія: 1) по отношенію къ самому содержанію проповедей, и поэтому 2) къ лицамъ правоспособнымъ быть проповедниками.

Н. Ив. Барсовъ утверждаетъ, что храмовая проповедь есть функція благодатной жизни Церкви; но ведь въ последней участвуютъ и міряне? — функція пастырямъ врученнаго руководства христіанской совести: можетъ быть такъ точнее выразилась бы мысль автора. — Действительно, пока „у верующихъ было одно сердце и одна душа", то содержаніе про-поведи могло быть прямо направлено въ ихъ совесть, которая доверчиво и послушно шла за нею (однажды довольно было сказать пастырю: «братіе, будемте плакать», — чтобы достигнуть желаемаго). Теперь отношеніе пастырей къ пасомымъ иное: проповедь по духу своему становится или огласительною, или миссіонерскою (по крайней мере и та и другая нужны для современной Церкви). Не дай Богъ, если она делается плодомъ одной только научной компетентности, но въ современномъ своемъ положеніи она, думается, позволительна для всехъ, посвящающихъ себя на всецелое служеніе Богу, для всехъ зилотовъ Церкви, хотя бы и до ихъ рукоположенія. Для последнихъ право проповеданія существенно необходимо, чтобы они могли утверждаться въ пастырскомъ призваніи, необходимо точно такъ же, какъ для учащагося музыке смычокъ и скрипка. Объ этомъ нами писано несколько статей въ „Русскомъ Деле" (№ 40—42) 22), да, конечно, и приводимыя авторомъ распоряженія церковной власти нашей имели въ виду не столько пользу слушателей, сколько пользу учительства для самихъ проповедующихъ кандидатовъ священства. Мы съ величайшимъ сочувствіемъ относимся къ осужденію авторомъ проповеди, какъ плода уч-ности — только, но думаемъ, что допускаемые къ проповеди міряне должны иметь, кроме учености, и превосходящее благочестіе и ревность о доме Божіемъ, нерукотворенномъ: иначе— какъ было бы можно допускать ихъ къ принятію священства? разве для этого достаточна ученость, а все прочее—благодать восполнитъ сама собою? Запрещеніе VІ-го вселенскаго собора имело бы силу надъ духовными студентами лишь въ томъ случае, если бы и въ то время священники выбирались бы исключительно изъ людей, приготовлявшихся къ принятію священнаго сана более десяти летъ въ духовныхъ школахъ. Итакъ, намъ думается, что статья достоуважаемаго профессора относится не столько къ запрещенію студенческихъ церковныхъ проповедей, сколько къ тому, чтобы оне составлялиеь съ христіанскимъ одушевленіемъ, а не изъ данныхъ внешняго познанія и холоднаго разсудка."
http://klikovo.ru/db/msg/4801
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!