tatiana
|
|
« : 19 Июль 2009, 02:30:17 » |
|
Старообрядцы и никониане в эпоху Никона ничем не отличались, на мой взгляд, кроме того, что никониане представляли собой "официальную" церковь, а старообрядцы - "гонимую".
При этом гонимыми старообрядцы были, насколько я понимаю, не за веру, а за нежелание принимать поспешные, непродуманные обрядовые исправления патриарха Никона, проводимые в жизнь инквизиторскими методами.
Есть ли какие-то вероучительные расхождения у православных со старообрядцами? Вообще присутствует ли как-то во всей этой истории вероучительный, догматический аспект, или все дело лишь в "человеческом факторе"?
С экклезиологической точки зрения, является ли старообрядческое движение расколом?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #1 : 19 Июль 2009, 03:33:18 » |
|
там надо смотреть конкретно по их бесчисленным согласиям.
чьё-то отмежевание может и было поначалу нормальным (согласно 15 правилу Двукратного Собора),особенно когда никониане сдуру анафематствовали старые чины.
а потом преемство у них как-то захирело или раздробилось.
их добивали.
чьё-то согласие выродилось в ересь.
в любом случае, латинствующий Симеон Полоцкий (главный виновник Собора 1666-1667г.) был никонианами же впоследствии осуждён.
следовательно, уже можно было идти вновь к никонианам, забив на то,что обряды там обновлённые.
ересью,конечно,явилось то,что многие оказались идолопоклонниками,обоготворив букву,чин,начертания.
ну а главной причиной всей этой головной боли был,конечно,тотальный обскурантизм.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #2 : 19 Июль 2009, 12:28:49 » |
|
сами старообрядцы говорят, что верность преданию, в частности, в отношение внешних вещей - это тоже имеет прямое отношение к догматике. Вообще можно попробовать сюда заманить хороших старообрядцев из жж и попробовать у них поспрашивать.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #3 : 19 Июль 2009, 12:34:32 » |
|
сами старообрядцы говорят, что верность преданию, в частности, в отношение внешних вещей - это тоже имеет прямое отношение к догматике.
Да, я тоже от знакомых старообрядцев слышал, что перстосложение, например, имеет непосредственное отношение к догматике. и, кажется, ношение бороды - тоже... вспомнил -точно, мне знакомый старовер говорил о "ереси брадобрития"
|
|
« Последнее редактирование: 19 Июль 2009, 12:40:23 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #4 : 19 Июль 2009, 12:40:54 » |
|
я имею в виду не столько конкретные внешние вещи, сколько сам подход, методологию)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #5 : 19 Июль 2009, 12:47:21 » |
|
со старобрядческого сайта старопоморов- федосеевцев: "Выписки из священного писания и предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении." http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.htmlхотя я как-то не верю, что в наше время эти взгляды исповедуются во всех старообрядческих согласиях или всеми старообрядцами всерьез
|
|
« Последнее редактирование: 21 Июль 2009, 07:35:13 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #6 : 19 Июль 2009, 23:02:14 » |
|
ой,а я как-то не люблю общаццо с ними,ессчессна.
нудные какие-то и замороченные на том,на чём не надо бы...
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #7 : 19 Июль 2009, 23:08:06 » |
|
в ЖЖ есть очень симпатичные по человечески и не только старообрядцы (в т.ч. патрологи)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #8 : 20 Июль 2009, 21:12:05 » |
|
Приходилось в Контакте общаться со старообрядцами - вполне нормальные, адекватные люди, даже очень продвинутые, в отличие от некоторых православнутых.
Что касается различия в догматике, то Кураев писал, что у протопопа Аввакума были еретические взгляды о Троице, что-то типа монархианства, плюс еще то, что помимо Трех Лиц Аввакум добавлял еще и четвертое - выделяя Христа-Агнца в отдельную ипостась...Я, к сожалению, точно процитировать не могу, но что-то в таком духе... Я думаю, что эти взгляды Аввакума шли от того самого обскурантизма, которым он так гордился. Например, он рекомендовал для решения вопроса о Троице обратиться к бабе-поселянке, как к некоему оракулу: что она скажет, то и есть истина. То есть, налицо сотворение кумира из простоты и необразованности и поклонение этим качествам. Этому кумиру была принесена в жертву и жизнь самого Аввакума и многих его последователей...
С одним старообрядцем мы беседовали о баптизме - баптистские идеи были ему близки. Он сказал, что старообрядцы всерьез верят, что те обряды и та внешняя форма богослужения, которая у них есть, были уже во времена апостолов...
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #9 : 20 Июль 2009, 21:29:42 » |
|
Очень метко написала о старообрядчестве мать Мария /Скобцова/, скорее всего, имеются ввиду беспоповцы. "Не подлежит сомнению чрезвычайно слабый творческий и богословский уровень московского благочестия. Москва усвоила очень многое от Византии, но как-то прошла мимо ее творческой напряженности. Москва перековала в неподвижную форму, в культ буквы, в культ традиции, в повторяющийся ритмический жест все буйное и антиномическое кипение византийского гения. Москва не только сумела подморозить византийское наследие, она и библейское наследие засушила, окостенила, вынула из него облагодатствованную и живую душу. По слову древнего пророка, она стала громоздить “заповедь на заповедь, правило на правило”.
Пышный разлив византийской риторики она восприняла как некую неподвижную меру вещей, ввела ее в свой обязательный обиход, ритуализировала всякий порыв, облекла в формы закона всякую религиозную лирику. Максимальным выражением этого косного, пышного, неподвижного, охранительного духа было, конечно, старообрядчество. И в этом смысле оно имеет за собой огромные заслуги: оно нам сохранило иконы древнего письма, оно сохранило древнейшие напевы, оно вообще охраняло от потока жизни какой-то раз навсегда зафиксированный момент в развитии благочестия. Но наряду с этим оно так смешало иерархию ценностей христианской жизни, что шло на муку и на смерть не только за двуперстное крестное знаменье, но за право писать имя “Иисус” как “Исус”. Тут вопрос не только в простой неграмотности, тут вопрос о чем-то гораздо более серьезном, что в последующий период разрослось со всей очевидностью. Тут речь о вере в особую магию не только слова, имени, но даже каждой буквы, из которой это имя состоит. И как очевидна страшная кара, постигшая такое старообрядческое отношение к Христовой истине.
Войдите в старообрядческую молельню. В ней собрано все, чем они дорожили в течение всей своей истории, — в ней иконы старинного письма, которым нет цены, в ней древние книги, в ней особое уставное пение по крюкам — все, за что они боролись и шли на мученичество, — нет только одного — великолепный иконостас, сплошь уставленный иконами в тяжелых кованых ризах, ничего не сохраняет, ничего не бережет. За ним глухая стена, он к этой стене прислонен, нет алтаря, нет престола и жертвенника, потому что нет таинства. Все сбережено, кроме живой души Церкви, кроме ее таинственной Богочеловеческой жизни, — осталась одна прекрасная форма. Над этим явлением стоит задуматься. Тут люди получили кару в самой своей победе, в самом достижении своей цели. Раз извратив Христову правду, они остались с мертвой ее оболочкой. Над этим стоит задуматься всякий раз, когда на нашем пути возникает соблазн предать дух форме, любовь — уставу. Нас подкарауливает в этом соблазне та же опасность остаться с формой и с уставом и утерять дух и любовь. И очень вероятно, что символ безалтарной Церкви зачастую осуществляется в человеческих душах."
|
|
« Последнее редактирование: 20 Июль 2009, 21:33:13 от Кирилл Кострыкин »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #10 : 20 Июль 2009, 22:33:02 » |
|
для Церкви (святых отцов) формы,через которые она выражает содержание,символы,в которых присутствует благодать,всегда были тоже важны,как и догматика.
например,такое отношение к церковной форме мы видим на примере Трульского Собора (5-6 Вселенского).
там была избрана более лучшая форма для выражения содержания: аллегорические образы Христа заменены реалистическими.
после такого определения писать Христа в виде Агнца было уже нежелательно. (хотя,конечно,анафеме за такое никто и не подпадёт).
отсюда видим,как важна для Церкви форма.
другое дело,что старообрядцы,если бы они существовали в те времена,сожгли бы себя за то,что вместо Агнца стали вдруг изображать Мужа,а изображать Агнца стало нежелательно.
замена изображения Христа похлеще тех придирок,которые направлены со стороны старообрядцев на новые чины.
|
|
« Последнее редактирование: 21 Июль 2009, 06:31:51 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #11 : 20 Июль 2009, 23:37:06 » |
|
Азамат, но ведь и до Трулльского собора Христос изображался как человек - еще в катакомбах есть изображения Христа в виде человека. Это произошло отнюдь не вдруг, и скорее всего, определение Собора лишь окончательно утвердило полную замену символических образов Христа реалистическими. Поэтому это и не вызвало такой бурной реакции. Кроме того, постановления Трулльского собора не имеют вселенского значения, Римская Церковь /тогда еще Православная/ на них просто забила. Если бы Патриарх Никон проводил реформы постепенно, и притом не принуждал всех переходить на новые обряды, а сделал бы этот переход добровольным - не возникло бы такой реакции. Нужно еще учитывать специфику самого 17 века, свойственную этой эпохе резкость и непримиримость, и нрав самого Никона, не терпевшего ни малейшего неповиновения. Мы смотрим на все это с точки зрения людей 21 века, но тогда-то был 17-й. .. Вообще-то говоря, реформы надо было начинать с просвещения священников. Если малороссийские священники были хорошо, хотя и схоластически, образованы /к этому их понуждало близкое соседство с католиками, надо было знать, что отвечать в диспутах/, то великороссийские священники были жутко как темны и непросвещенны... Если даже проповеди начали произносить на службах только со времен Никона - до этого просто читали творения древних отцов - реликтом этой практики осталось у нас чтение на Пасху слова Иоанна Златоуста.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #12 : 20 Июль 2009, 23:44:57 » |
|
согласен со всем,что Вы написали.
а насчёт чтения св.отцов вместо современной проповеди,я бы поддержал древнюю практику.
или так: прочитать св.отцов и прокомментировать отрывок,т.е.донести сложный язык отцов до народа.
или уж если и читать свою проповедь,то процитировать св.отцов в поддержку своих слов.
вот такую проповедь я бы любил.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
bar-ieremias
|
|
« Ответ #13 : 21 Июль 2009, 05:12:12 » |
|
Если даже проповеди начали произносить на службах только со времен Никона - до этого просто читали творения древних отцов - реликтом этой практики осталось у нас чтение на Пасху слова Иоанна Златоуста.
Соглашусь с Азаматом. Иногда самодеятельные проповеди с мелочным содержанием, посвященные суете, так ухо режут, что ждешь когда же наконец батюшка закончит "речь толкать". "Огласительное слово" на Пасхальной литургии мой любимый момент)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #14 : 21 Июль 2009, 06:23:43 » |
|
Приходилось в Контакте общаться со старообрядцами - вполне нормальные, адекватные люди, даже очень продвинутые, в отличие от некоторых православнутых.
у меня в реале есть знакомые старообрядцы (из РПСЦ) - вполне адекватные люди, совсем не производят впечатления благочестием по голове стукнутых, как многие из наших. ой,а я как-то не люблю общаццо с ними,ессчессна.
нудные какие-то и замороченные на том,на чём не надо бы...
Это потому что Вы, наверное, с ними в реале не общались. Те с кем я общался - ни капельки не нудные, и даже в чем-то очень креативные
|
|
« Последнее редактирование: 21 Июль 2009, 06:39:11 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
|