Евгений
|
|
« Ответ #15 : 19 Июль 2017, 14:58:46 » |
|
Согласно иг. Варсонофию (Верёвкину), который написал свою работу под заглавием УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ПО «ДОБРОТОЛЮБИЮ», им выявляются 5 степеней молитвенного делания, выглядит эта схема примерно так:
А нет ли ссылки на эту работу, или, может быть, можно воспроизвести здесь ее значимые отрывки? как лучше отнестись к терминологии отцов, которые называют порою одни этапы разными формулировками или же, как я предложил выше, взять лишь суть этапов, использовав (в каком-то смысле) "свою" терминологию?
Я думаю так и так нужно поступать. То есть обращать внимание (прежде всего) на смысл, на описание отдельных этапов. Но и о названии не забывать, так как оно зачастую верно выражает смысл (хотя иногда и не выражает).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #16 : 19 Июль 2017, 15:38:27 » |
|
теперь нам надо (чтобы быть ближе к теме разговора) вырулить к схеме, которая (в общих чертах) встречается далее у русскоязычных авторов: деятельная-умная-сердечная-(некий высший этап молитвы-единения).
Есть еще этап "самодвижной", который включается в эту схему по-разному. В качестве примера подобных схем у русских отцов, из того, что я нашел, самую раннюю я вижу у прп. Паисия Величковского в "Кринах сельных" http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1118: "От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная". Далее он упоминает и о самодвижной молитве. Этап "обожения" не упоминается. В "Цветнике" свщ. Дорофея я такого деления не нахожу, хотя у Паисия многое заимствовано из "Цветника". Вероятно, Паисий принес эту схему с Афона
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ИгорьФил
Новичок
Offline
Сообщений: 6
|
|
« Ответ #17 : 19 Июль 2017, 17:01:58 » |
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #18 : 19 Июль 2017, 20:31:40 » |
|
Согласно иг. Варсонофию (Верёвкину), который написал свою работу под заглавием УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ПО «ДОБРОТОЛЮБИЮ», им выявляются 5 степеней молитвенного делания, выглядит эта схема примерно так:
Первая степень молитвы — молитва устами
-Этот этап характеризуется борьбой с помыслами во время молитвы.
Вторая степень Молитва сердечная
-Первый признак второй степени молитвы — участие внимания и ума.
-Второй признак — участие сердца
-Смирение, радость, благоговение — дары второй степени молитвы.
Третья степень Молитва благодатная, или духовная.
-Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце;
-Духовная молитва — плод пламенной сердечной молитвы
Четвёртая степень Молитва Иисусова, или умная молитва
-Цель постоянного творения молитвы Иисусовой — стяжание дара благодатной непрестанной молитвы
Пятая степень Благодатная непрестанная молитва, которую редко кто достигает.
Просмотрел ссылку. Имхо, у автора нет речи о пяти этапах молитвы (может, я просмотрел не внимательно). Речь о трех этапах: устная-сердечная-духовная. Вполне стандартная схема. Молитва Иисусова рассматривается отдельно как "художественный" способ молитвы, с использованием технических приемов, а не как отдельный этап. То же самое можно сказать о "благодатной непрестанной молитве"
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #19 : 19 Июль 2017, 22:10:13 » |
|
теперь нам надо (чтобы быть ближе к теме разговора) вырулить к схеме, которая (в общих чертах) встречается далее у русскоязычных авторов: деятельная-умная-сердечная-(некий высший этап молитвы-единения).
Есть еще этап "самодвижной", который включается в эту схему по-разному. В качестве примера подобных схем у русских отцов, из того, что я нашел, самую раннюю я вижу у прп. Паисия Величковского в "Кринах сельных" http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1118: "От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная". Далее он упоминает и о самодвижной молитве. Этап "обожения" не упоминается. В "Цветнике" свщ. Дорофея я такого деления не нахожу, хотя у Паисия многое заимствовано из "Цветника". Вероятно, Паисий принес эту схему с Афона "Крины сельные" не принадлежат перу прп. Паисия: это компиляция XVII в., составленная русским книжником Диомидом Серковым на основе "Цветника" и "Старчества". Так что Афон здесь ни при чем...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ИгорьФил
Новичок
Offline
Сообщений: 6
|
|
« Ответ #20 : 19 Июль 2017, 22:14:45 » |
|
Предлагаю разобрать каждый отдельный этап этой схемы: 1-я деятельная 2-я трудовая 3-я непрестанная самодвижная 4-я умно-зрительная 5-я созерцательная 6-я духовная 7-я умно-сердечная 8-я восхитительная вот в каком ключе: Кто-нибудь может посоветовать что из писаний отцов на каждый отдельный из этих этапов? Например, кто из отцов заострял многое внимание именно на 1-2 пунктах? Может быть, свт. Игнатий Брянчанинов?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #21 : 19 Июль 2017, 22:46:57 » |
|
"Крины сельные" не принадлежат перу прп. Паисия: это компиляция XVII в., составленная русским книжником Диомидом Серковым на основе "Цветника" и "Старчества". Так что Афон здесь ни при чем...
Вот здесь http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=krtKnbiBylo%3D&tabid=86 утверждается, что и не Серков был составителем "Крины сельные", а все-таки Дорофей был составителем и "Цветника", и "Крины сельные". Откуда эта схема тогда была взята непонятно: "От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная". Вариант с Афоном, наверно, тоже не исключен, так как какие-то связи с ним существовали всегда, хотя и были затруднены. Одно понятно, что прп. Паисий, в свете новых данных, действительно, не имел к этому никакого отношения
|
|
« Последнее редактирование: 19 Июль 2017, 23:18:15 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #22 : 19 Июль 2017, 23:17:31 » |
|
Предлагаю разобрать каждый отдельный этап этой схемы: 1-я деятельная 2-я трудовая 3-я непрестанная самодвижная 4-я умно-зрительная 5-я созерцательная 6-я духовная 7-я умно-сердечная 8-я восхитительная вот в каком ключе: Кто-нибудь может посоветовать что из писаний отцов на каждый отдельный из этих этапов? Например, кто из отцов заострял многое внимание именно на 1-2 пунктах? Может быть, свт. Игнатий Брянчанинов?
Мы к этому постепенно и подходим. Сначала обсуждаем, каковы вообще бывают схемы, а потом (будем, я надеюсь, обсуждать) содержание каждого из этапов. В обратном порядке обсуждать, наверно, это будет не правильно
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #23 : 19 Июль 2017, 23:25:19 » |
|
"Крины сельные" не принадлежат перу прп. Паисия: это компиляция XVII в., составленная русским книжником Диомидом Серковым на основе "Цветника" и "Старчества". Так что Афон здесь ни при чем...
Вот здесь http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=krtKnbiBylo%3D&tabid=86 утверждается, что и не Серков был составителем "Крины сельные", а все-таки Дорофей был составителем и "Цветника", и "Крины сельные". Откуда эта схема тогда была взята непонятно: "От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная". Вариант с Афоном, наверно, тоже не исключен, так как какие-то связи с ним существовали всегда, хотя и были затруднены. Одно понятно, что прп. Паисий, в свете новых данных, действительно, не имел к этому никакого отношения Не важно, Серков или не Серков. Важно, что это чисто (велико)русский "продукт". Связи с Афоном в семнадцатом столетии, конечно, были, но в основном иного характера и скорее оттуда к нам, чем от нас туда. Поэтому в самом деле "афонский след" я бы всерьез рассматривать не стал. Ну и прп. Паисий не имеет к этому отношения, как Вы верно заметили.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #24 : 20 Июль 2017, 00:32:10 » |
|
Не важно, Серков или не Серков. Важно, что это чисто (велико)русский "продукт". Связи с Афоном в семнадцатом столетии, конечно, были, но в основном иного характера и скорее оттуда к нам, чем от нас туда. Поэтому в самом деле "афонский след" я бы всерьез рассматривать не стал. Ну и прп. Паисий не имеет к этому отношения, как Вы верно заметили.
Тут уж я не уверен, что (велико)русичи вот так взяли и заново переоткрыли схему Евагрия или что-то на нее похожее (и вряд ли здесь ссылки на онтологическую одинаковость опыта работают). Преемственность (русской аскетики от византийской) должна была, так или иначе, состояться. Если не в семнадцатом столетии, то гораздо раньше
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #25 : 20 Июль 2017, 00:37:06 » |
|
Не важно, Серков или не Серков. Важно, что это чисто (велико)русский "продукт". Связи с Афоном в семнадцатом столетии, конечно, были, но в основном иного характера и скорее оттуда к нам, чем от нас туда. Поэтому в самом деле "афонский след" я бы всерьез рассматривать не стал. Ну и прп. Паисий не имеет к этому отношения, как Вы верно заметили.
Тут уж я не уверен, что (велико)русичи вот так взяли и заново переоткрыли схему Евагрия или что-то на нее похожее (и вряд ли здесь ссылки на онтологическую одинаковость опыта работают). Преемственность (русской аскетики от византийской) должна была, так или иначе, состояться. Если не в семнадцатом столетии, то гораздо раньше Вот про "гораздо раньше" и имеет смысл говорить. С учетом номенклатуры авторов, которых знали наши предки. Нила Синайского, под именем которого распространялись сочинения осужденного Евагрия, они знали.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #26 : 20 Июль 2017, 00:45:24 » |
|
Если почитаь комментарии схим. Леона (Воскресенского) к его этапам, то все становится ясно.
Чрез умно-сердечную художественную трудовую молитву человек до- стигает совершенного единения с Господом, благоразумно восходя по степе- ням молитвы, начиная снизу вверх, как по лестнице. 1-я, деятельная — общеупотребительная, состоящая из чтения положен- ных церковных молитв или молитвы художественной Иисусовой (если тебя нет на службе, то повторяешь означенную молитву за службу необходимое количество раз); 2-я, трудовая — которая должна совершаться со вни- манием и трезвением; 3-я, непрестанная — самодвижная, от принуждения непрестанно трез- виться она прививается; 4-я, умозрительная — бывает от великого безмолвия и мира и глубокой трезвенности; 5-я, созерцательная молитва — бывает, когда ум достигнет места сердеч- ного, где, возненавидев злые помыслы, будет разбивать их о камень, т. е. Хри- ста Иисуса, и ум будет восходить на созерцание тварей, в радости сердца сво- его познает и Бога, тогда открывается и любовь ко всему окружающему его; 6-я, духовная молитва — творится сама собой в сердце, и человек при- ходит в великое удивление от восторга и радости и слез умиления, сердечное чувство горит — ум входит в духовный мир; 7-я, умно-сердечная — исступление, когда человек будет субботствовать, от помыслов и мечтаний суетных; 8-я, восхитительная — которой сподобляются из рода один раз.
Итак, 1 - это так называемое у отцов псалмопение в рассеянии ума (иначе обычное молитвенное правило и церковные службы) 2 - это преход к умному деланию - внимательное произношение Иисусовой молитвы 3 - обретение навыка в Иисусовой молитве и частое ее повторение, которое постепенно приводит к самодвижности ума, когда ум непроизвольно творит ее часто в течение всего дня, но когда ум отвлекается на дела или разговоры, то молитва прекращается. А когда ум возвращается к молитве, то она снова творится легко и самодвижно. Непрестанность и самодвижность здесь сродни автоматичности от навыка, а не от благодатной самодвижности сердечной молитвы. 4 - это бывает во время уединенной молитвы в ночное или утреннее время, когда обретается глубокое внимание к словам молитвы и ум испытывает начатки состояния единовидности, а молитвенник ощущает мирность и умиление. Отличительной особенностью этого этапа явяляется благодатное преображение молитвы от трудовой к молитве творимой легко без принуждения ко вниманию. 5 -переход к сердечной молитве сопровождается вкушением любви Христовой ко всему миру и далее ум вступает в сферу естественного созерцания в тропосе пространства-времени. При этом сохраняются чувственные ощущения, но ум переходит к единовидным движениям и различает возникающие помыслы, ведет с ними брань, отсекает визуальные образы и обучается благодатным движениям Духа в молитве. 6 - сердечная молитва развивается и переходит к благодатной самодвижной молитве, творимой Духом в тропосе вечности. Помыслы исчезают. Созерцание переходит к чистой молитве втрого вида по Максиму, когда ум отрешается от всего чувственного и переходит в состояние так называемого созерцания логосов сущих. 7- это уже не молитва по Исааку и Максиму, а вознесение к единению (обожению) по благодати.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #27 : 20 Июль 2017, 00:54:22 » |
|
1-5 этапы - это этапы молитвы при деятельном образе жизни, творимой в течение дня, а также вечером и утром перед началом трудового дня в общежительной среде. Следующие этапы - это состояния молитвы при уединении в ночное или раннее утреннее время. Ради этого уходят в отшельничество и переходят к созерцательному образу жизни. Но по горячности веры вкушение этих состояний может даваться и при сочетании деятельной жизни с уединенной молитвой по ночам.
|
|
« Последнее редактирование: 20 Июль 2017, 00:58:07 от Neovitos »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #28 : 20 Июль 2017, 01:18:05 » |
|
Вот про "гораздо раньше" и имеет смысл говорить. С учетом номенклатуры авторов, которых знали наши предки. Нила Синайского, под именем которого распространялись сочинения осужденного Евагрия, они знали.
Согласен, но понятие "сердечная молитва", насколько я знаю, не знакомо Евагрию (и его нет у Нила Синайского). Значит, эта схема -- синтез Евагрия и Макария (у которого мистика сердца и развита). Кто-то же был должен этот синтез произвести (вряд ли это сделал Серков или Дорофей). В такой форме, чтобы это стало доступным русским исихастам. Нил Синайский, похоже, здесь не подходит. Хотя этот вопрос, конечно, требует внимательного изучения
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #29 : 20 Июль 2017, 01:23:02 » |
|
1-5 этапы - это этапы молитвы при деятельном образе жизни, творимой в течение дня, а также вечером и утром перед началом трудового дня в общежительной среде. Следующие этапы - это состояния молитвы при уединении в ночное или раннее утреннее время. Ради этого уходят в отшельничество и переходят к созерцательному образу жизни. Но по горячности веры вкушение этих состояний может даваться и при сочетании деятельной жизни с уединенной молитвой по ночам.
Гипотеза интересная, надо ее обдумать. Она относится к собственному опыту автора схемы, который мы будем еще обсуждать. Но сначала хорошо бы еще установить какую-то преемственность этого опыта и названия стадий с предыдущими отцами, ведь она, наверняка, была
|
|
« Последнее редактирование: 20 Июль 2017, 01:25:17 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
|