consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:26:37 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 6
  Печать  
Автор Тема: Степени молитвенного восхождения в традиции афонских отцов  (Прочитано 6618 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #15 : 19 Июль 2017, 14:58:46 »

Согласно иг. Варсонофию (Верёвкину), который написал свою работу под заглавием УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ПО «ДОБРОТОЛЮБИЮ», им выявляются 5 степеней молитвенного делания, выглядит эта схема примерно так:

А нет ли ссылки на эту работу, или, может быть, можно воспроизвести здесь ее значимые отрывки?

как лучше отнестись к терминологии отцов, которые называют порою одни этапы разными формулировками или же, как я предложил выше, взять лишь суть этапов, использовав (в каком-то смысле) "свою" терминологию?

Я думаю так и так нужно поступать. То есть обращать внимание (прежде всего) на смысл, на описание отдельных этапов. Но и о названии не забывать, так как оно зачастую верно выражает смысл (хотя иногда и не выражает).
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #16 : 19 Июль 2017, 15:38:27 »

теперь нам надо (чтобы быть ближе к теме разговора) вырулить к схеме, которая (в общих чертах) встречается далее у русскоязычных авторов: деятельная-умная-сердечная-(некий высший этап молитвы-единения).

Есть еще этап "самодвижной", который включается в эту схему по-разному.

 В качестве примера подобных схем у русских отцов, из того, что я нашел, самую раннюю я вижу у прп. Паисия Величковского  в "Кринах сельных" http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1118:

"От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная".

Далее он упоминает и о самодвижной молитве. Этап "обожения" не упоминается. В "Цветнике" свщ. Дорофея я такого деления не нахожу, хотя у Паисия многое заимствовано из "Цветника". Вероятно, Паисий принес эту схему с Афона
Записан
ИгорьФил
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 6


« Ответ #17 : 19 Июль 2017, 17:01:58 »

Ссылка на работу иг. Варсонофия:
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Verevkin/uchenie-o-molitve-po-dobrotoljubiju/
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #18 : 19 Июль 2017, 20:31:40 »

Согласно иг. Варсонофию (Верёвкину), который написал свою работу под заглавием УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ПО «ДОБРОТОЛЮБИЮ», им выявляются 5 степеней молитвенного делания, выглядит эта схема примерно так:

Первая степень молитвы — молитва устами
-Этот этап характеризуется борьбой с помыслами во время молитвы.

Вторая степень
Молитва сердечная 
-Первый признак второй степени молитвы — участие внимания и ума.
-Второй признак — участие сердца
-Смирение, радость, благоговение — дары второй степени молитвы.

Третья степень
Молитва благодатная, или духовная.
-Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце;
-Духовная молитва — плод пламенной сердечной молитвы

Четвёртая степень
Молитва Иисусова, или умная молитва 
-Цель постоянного творения молитвы Иисусовой — стяжание дара благодатной непрестанной молитвы

Пятая степень
Благодатная непрестанная молитва, которую редко кто достигает.


Просмотрел ссылку. Имхо, у автора нет речи о пяти этапах молитвы (может, я просмотрел не внимательно). Речь о трех этапах: устная-сердечная-духовная. Вполне стандартная схема.

Молитва Иисусова рассматривается отдельно как "художественный" способ молитвы, с использованием технических приемов, а не как отдельный этап. То же самое можно сказать о "благодатной непрестанной молитве"
Записан
Олегъ
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #19 : 19 Июль 2017, 22:10:13 »

теперь нам надо (чтобы быть ближе к теме разговора) вырулить к схеме, которая (в общих чертах) встречается далее у русскоязычных авторов: деятельная-умная-сердечная-(некий высший этап молитвы-единения).

Есть еще этап "самодвижной", который включается в эту схему по-разному.

 В качестве примера подобных схем у русских отцов, из того, что я нашел, самую раннюю я вижу у прп. Паисия Величковского  в "Кринах сельных" http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1118:

"От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная".

Далее он упоминает и о самодвижной молитве. Этап "обожения" не упоминается. В "Цветнике" свщ. Дорофея я такого деления не нахожу, хотя у Паисия многое заимствовано из "Цветника". Вероятно, Паисий принес эту схему с Афона

"Крины сельные" не принадлежат перу прп. Паисия: это компиляция XVII в., составленная русским книжником Диомидом Серковым на основе "Цветника" и "Старчества". Так что Афон здесь ни при чем...

Записан
ИгорьФил
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 6


« Ответ #20 : 19 Июль 2017, 22:14:45 »

Предлагаю разобрать каждый отдельный этап этой схемы:
1-я деятельная
2-я трудовая
3-я непрестанная самодвижная
4-я умно-зрительная
5-я созерцательная
6-я духовная
7-я умно-сердечная
8-я восхитительная
вот в каком ключе:
Кто-нибудь может посоветовать что из писаний отцов на каждый отдельный из этих этапов?
Например, кто из отцов заострял многое внимание именно на 1-2 пунктах?
Может быть, свт. Игнатий Брянчанинов?
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #21 : 19 Июль 2017, 22:46:57 »

"Крины сельные" не принадлежат перу прп. Паисия: это компиляция XVII в., составленная русским книжником Диомидом Серковым на основе "Цветника" и "Старчества". Так что Афон здесь ни при чем...

Вот здесь http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=krtKnbiBylo%3D&tabid=86 утверждается, что и не Серков был составителем "Крины  сельные", а все-таки Дорофей был составителем и "Цветника", и "Крины сельные". Откуда эта схема тогда была взята непонятно:


Цитировать
"От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная".


Вариант с Афоном, наверно, тоже не исключен, так как какие-то связи  с ним существовали всегда, хотя и были затруднены. Одно понятно, что прп. Паисий, в свете новых данных, действительно, не имел к этому никакого отношения
« Последнее редактирование: 19 Июль 2017, 23:18:15 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #22 : 19 Июль 2017, 23:17:31 »

Предлагаю разобрать каждый отдельный этап этой схемы:
1-я деятельная
2-я трудовая
3-я непрестанная самодвижная
4-я умно-зрительная
5-я созерцательная
6-я духовная
7-я умно-сердечная
8-я восхитительная
вот в каком ключе:
Кто-нибудь может посоветовать что из писаний отцов на каждый отдельный из этих этапов?
Например, кто из отцов заострял многое внимание именно на 1-2 пунктах?
Может быть, свт. Игнатий Брянчанинов?

Мы к этому постепенно и подходим. Сначала обсуждаем, каковы вообще бывают схемы, а потом (будем, я надеюсь, обсуждать) содержание каждого из этапов. В обратном порядке обсуждать, наверно, это будет не правильно
Записан
Олегъ
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #23 : 19 Июль 2017, 23:25:19 »

"Крины сельные" не принадлежат перу прп. Паисия: это компиляция XVII в., составленная русским книжником Диомидом Серковым на основе "Цветника" и "Старчества". Так что Афон здесь ни при чем...

Вот здесь http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=krtKnbiBylo%3D&tabid=86 утверждается, что и не Серков был составителем "Крины  сельные", а все-таки Дорофей был составителем и "Цветника", и "Крины сельные". Откуда эта схема тогда была взята непонятно:


Цитировать
"От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой - сердечная".


Вариант с Афоном, наверно, тоже не исключен, так как какие-то связи  с ним существовали всегда, хотя и были затруднены. Одно понятно, что прп. Паисий, в свете новых данных, действительно, не имел к этому никакого отношения

Не важно, Серков или не Серков. Важно, что это чисто (велико)русский "продукт".
Связи с Афоном в семнадцатом столетии, конечно, были, но в основном иного характера и скорее оттуда к нам, чем от нас туда. Поэтому в самом деле "афонский след" я бы всерьез рассматривать не стал. Ну и прп. Паисий не имеет к этому отношения, как Вы верно заметили.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #24 : 20 Июль 2017, 00:32:10 »

Не важно, Серков или не Серков. Важно, что это чисто (велико)русский "продукт".
Связи с Афоном в семнадцатом столетии, конечно, были, но в основном иного характера и скорее оттуда к нам, чем от нас туда. Поэтому в самом деле "афонский след" я бы всерьез рассматривать не стал. Ну и прп. Паисий не имеет к этому отношения, как Вы верно заметили.

Тут уж я не уверен, что (велико)русичи вот так взяли и заново переоткрыли схему Евагрия или что-то на нее похожее (и вряд ли здесь ссылки на онтологическую одинаковость опыта работают). Преемственность (русской аскетики от византийской) должна была, так или иначе, состояться. Если не в семнадцатом столетии, то гораздо раньше
Записан
Олегъ
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #25 : 20 Июль 2017, 00:37:06 »

Не важно, Серков или не Серков. Важно, что это чисто (велико)русский "продукт".
Связи с Афоном в семнадцатом столетии, конечно, были, но в основном иного характера и скорее оттуда к нам, чем от нас туда. Поэтому в самом деле "афонский след" я бы всерьез рассматривать не стал. Ну и прп. Паисий не имеет к этому отношения, как Вы верно заметили.


Тут уж я не уверен, что (велико)русичи вот так взяли и заново переоткрыли схему Евагрия или что-то на нее похожее (и вряд ли здесь ссылки на онтологическую одинаковость опыта работают). Преемственность (русской аскетики от византийской) должна была, так или иначе, состояться. Если не в семнадцатом столетии, то гораздо раньше

Вот про "гораздо раньше" и имеет смысл говорить. С учетом номенклатуры авторов, которых знали наши предки. Нила Синайского, под именем которого распространялись сочинения осужденного Евагрия, они знали.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #26 : 20 Июль 2017, 00:45:24 »

Если почитаь комментарии схим. Леона (Воскресенского) к его этапам, то все становится ясно.

Чрез умно-сердечную художественную трудовую молитву человек до-
стигает совершенного единения с Господом, благоразумно восходя по степе-
ням молитвы, начиная снизу вверх, как по лестнице.
1-я, деятельная — общеупотребительная, состоящая из чтения положен-
ных церковных молитв или молитвы художественной Иисусовой (если тебя
нет на службе, то повторяешь означенную молитву за службу необходимое
количество раз);
2-я, трудовая — которая должна совершаться со вни-
манием и трезвением;
3-я, непрестанная — самодвижная, от принуждения непрестанно трез-
виться она прививается;
4-я, умозрительная — бывает от великого безмолвия и мира и глубокой
трезвенности;
5-я, созерцательная молитва — бывает, когда ум достигнет места сердеч-
ного, где, возненавидев злые помыслы, будет разбивать их о камень, т. е. Хри-
ста Иисуса, и ум будет восходить на созерцание тварей, в радости сердца сво-
его познает и Бога, тогда открывается и любовь ко всему окружающему его;
6-я, духовная молитва — творится сама собой в сердце, и человек при-
ходит в великое удивление от восторга и радости и слез умиления, сердечное
чувство горит — ум входит в духовный мир;
7-я, умно-сердечная — исступление, когда человек будет субботствовать,
от помыслов и мечтаний суетных;
8-я, восхитительная — которой сподобляются из рода один раз.


Итак,
1 - это так называемое у отцов псалмопение в рассеянии ума (иначе обычное молитвенное правило и церковные службы)
2 - это преход к умному деланию - внимательное произношение Иисусовой молитвы
3 - обретение навыка в Иисусовой молитве и частое ее повторение, которое постепенно приводит к самодвижности ума, когда ум непроизвольно творит ее часто  в течение всего дня, но  когда ум отвлекается на дела или разговоры, то молитва прекращается. А когда ум возвращается к молитве, то она снова творится легко и самодвижно. Непрестанность и самодвижность здесь сродни автоматичности от навыка, а не от благодатной самодвижности сердечной молитвы.
4 - это бывает во время уединенной молитвы в ночное или утреннее время, когда обретается глубокое внимание к словам молитвы и ум испытывает начатки состояния единовидности, а молитвенник ощущает мирность и умиление.  Отличительной особенностью этого этапа явяляется благодатное преображение молитвы от трудовой к молитве творимой легко без принуждения ко вниманию.
5 -переход к сердечной молитве сопровождается вкушением любви Христовой ко всему миру и далее ум вступает в сферу естественного созерцания в тропосе пространства-времени. При этом сохраняются чувственные ощущения, но ум переходит к единовидным движениям и различает возникающие помыслы, ведет с ними брань, отсекает визуальные образы и обучается благодатным движениям Духа в молитве.
6 - сердечная молитва развивается и переходит к благодатной самодвижной молитве, творимой Духом в тропосе вечности. Помыслы исчезают. Созерцание переходит к чистой молитве втрого вида по Максиму, когда ум отрешается от всего чувственного и переходит в состояние так называемого созерцания логосов сущих.
7- это уже не молитва по Исааку и Максиму, а вознесение к единению (обожению) по благодати.   
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #27 : 20 Июль 2017, 00:54:22 »

1-5 этапы - это этапы молитвы при деятельном образе жизни, творимой в течение дня, а также вечером и утром перед началом трудового дня в общежительной среде.
Следующие этапы - это состояния молитвы при уединении в ночное или раннее утреннее время. Ради этого уходят в отшельничество и переходят к созерцательному образу жизни. Но по горячности веры вкушение этих состояний может даваться и при сочетании деятельной жизни с уединенной молитвой по ночам.
« Последнее редактирование: 20 Июль 2017, 00:58:07 от Neovitos » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #28 : 20 Июль 2017, 01:18:05 »

Вот про "гораздо раньше" и имеет смысл говорить. С учетом номенклатуры авторов, которых знали наши предки. Нила Синайского, под именем которого распространялись сочинения осужденного Евагрия, они знали.

Согласен, но понятие "сердечная молитва", насколько я знаю, не знакомо Евагрию (и его нет у Нила Синайского). Значит, эта схема -- синтез Евагрия и Макария (у которого мистика сердца и развита). Кто-то же был должен этот синтез произвести (вряд ли это сделал Серков или Дорофей). В такой форме, чтобы это стало доступным русским исихастам. Нил Синайский, похоже, здесь не подходит. Хотя этот вопрос, конечно, требует внимательного изучения
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #29 : 20 Июль 2017, 01:23:02 »

1-5 этапы - это этапы молитвы при деятельном образе жизни, творимой в течение дня, а также вечером и утром перед началом трудового дня в общежительной среде.
Следующие этапы - это состояния молитвы при уединении в ночное или раннее утреннее время. Ради этого уходят в отшельничество и переходят к созерцательному образу жизни. Но по горячности веры вкушение этих состояний может даваться и при сочетании деятельной жизни с уединенной молитвой по ночам.

Гипотеза интересная, надо ее обдумать. Она относится к собственному опыту автора схемы, который мы будем еще обсуждать. Но сначала хорошо бы еще установить какую-то преемственность этого опыта и названия стадий с предыдущими отцами, ведь она, наверняка, была
« Последнее редактирование: 20 Июль 2017, 01:25:17 от Евгений » Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 6
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!