consensus patrum
28 Март 2024, 20:32:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 7
  Печать  
Автор Тема: Экклисиология  (Прочитано 49835 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 12 Апрель 2009, 20:20:07 »

читая добротные анализы отца fr_hamlet в ЖЖ,хочу выложить здесь его классификацию четырёх экклисиологий:

http://fr-hamlet.livejournal.com/40853.html
------------------------------------------------------------------------------------------------------
а) «формально-канонический подход», находившийся под влиянием латинского богословия, и использовавшийся, например, архиеп. Никодимом (Милашем). «Если подходить к делу формально, то вопрос о признании Церковью таинств будет выглядеть как вменение небывшего как бывшее, то есть, мыслиться в правовых категориях “законного” и “незаконного”, либо магического ex opere operate, либо в категориях формы и содержания - “наполнения пустой формы благодатью”. Этот подход грешит формализмом и рационализацией тайны Божественного снисхождения».

б) учение о том, что «границы Церкви не ограничиваются каноническими границами Православной Церкви». Этого взгляда, в разных его вариациях, придерживались, например, прот. П. Я. Светлов, протопр. Николай Афанасьев, прот. Сергий Булгаков, проф. А. В. Карташев.  «Ясно, что наиболее слабой стороной этих мнений является их слабая согласованность с учением о единстве благодатной жизни Церкви».

в) экклезиология св. Киприана Карфагенского, т.е. «икономический подход» или «строгий церковный взгляд», рассматривающий все чиноприёмы как чистую икономию, а все отпадшие от Церкви сообщества как равно лишённые любых Таинств. «В русской богословской мысли икономический подход к проблеме чиноприема был представлен А. С. Хомяковым, митрополитом Антонием (Храповицким) и архиепископом Иларионом (Троицким)». Недостаток этого взгляда видится авторам доклада в том, что его носители «в сущности жертвуют догматом о неповторяемости крещения. … Если за каноническими границами Церкви сразу же начинается безблагодатная пустота, и схизматики вообще и крещены не были, тем более необходима в действиях и суждениях Церкви совершенная ясность, строгость, настойчивость. Можно ли допустить, в самом деле, что Церковь принимает тех или иных раскольников, и даже еретиков, в свой состав не через крещение только для того, чтобы облегчить им их решительный шаг? Во всяком случае, это было бы скорее потворство человеческой слабости, самолюбию и маловерию, и потворство тем более опасное, что оно создает всю видимость церковного признания схизматических таинств или священнодействий значимыми. Если бы действительно Церковь была уверена до конца, что в расколах и ересях крещение не совершается, с какою бы целью воссоединяла она схизматиков без крещения?»

А далее в Приложении к докладу говорится: «Четвертый вариант экклезиологического разрешения проблемы отношения Церкви к еретическим и схизматическим сообществам, преодолевающий недостатки трех ранее приведенных подходов, был разработан в трудах Патриарха Сергия и протоиерея Георгия Флоровского». Признаётся, что эта позиция, основанная на 1-м правиле свт. Василия Великого и трудах блж. Августина, «богословски, святоотечески и исторически наиболее обоснована», и на её основании «Русская Православная Церковь и строит свое отношение к инославию». Т.е. именно этот взгляд нашёл отражение в тексте «Основных принципов», и именно он даёт ключ к исконному пониманию пунктов 1.14-17.

Суть данного «четвёртого» подхода в том, что «в основе распределения инославных обществ по трем чинам лежит степень отчужденности их от Церкви, зависящая в свою очередь от степени искажения ими церковного учения и порядка. Совершенно отчуждившихся Церковь считает не-христианами и при приеме перекрещивает. С отчуждившимися же не совсем Церковь сохраняет какую-то связь, имеет “как бы некоторое правило общения” (1-е правило Св. Василия Великого), признавая действительными некоторые из их таинств». Приведём пространную цитату:

«Благодать действует, но не спасает вне соборности… Схизматическое крещение приносит приемлющему его не оправдание, а осуждение, ибо еретики и раскольники не имеют любви. … Действительность таинств, совершаемых у схизматиков, означает … непрерванность связей с Церковью. В таинствах раскольников действует Церковь: «Одних чад Церковь рождает сама, от своего чрева, а других она рождает от чрева служанки» (блж. Августин) — и именно потому значимо схизматическое крещение, что совершает его Церковь.

В этом своеобразный парадокс раскольнического бытия: раскол остается соединенным с Церковью в благодати таинств, но это обращается в осуждение, раз иссякает любовь и соборная взаимность. … Таинства схизматиков значимы, то есть подлинно суть таинства. Но эти таинства недейственны в силу самого раскола или отделения. … В спасении две стороны: объективное действие благодати и субъективный подвиг или верность. В расколах еще дышит Дух Святой и освящающий. Но в упорстве и немощи схизмы исцеление не исполняется.

Как же продолжается действие Духа за канонической оградой Церкви? Как значимы таинства вне общения? Похищенные таинства, таинства в руках похитителей. Однако любовь Божия перекрывает и превозмогает нелюбовь человеческую. И в самих расколах (и даже у еретиков) Церковь продолжает творить свое спасающее и освящающее действие. В схизмах продолжает действовать Церковь. “Значимость” таинств у схизматиков есть таинственный залог их возвращения в кафолическую полноту и единство».

Если обобщить всё сказанное относительно «четвёртого варианта», то получим следующее:

а) Церковь едина и единственна, все отпадшие от Неё сообщества пребывают за Её границами;

б) еретики и схизматики, не принадлежа к Церкви и находясь вне Неё, могут, однако, сохранять с Ней некую благодатную связь;

в) точнее, это Она сохраняет с ними связь, не полностью отсекая их от Себя;

г) наличие или отсутствие, а также крепость этой связи зависит от степени отпадения того или иного сообщества от «церковной полноты»;

д) степень эта определяется глубиной повреждения в них церковного учения и порядка;

е) отпадшие сообщества, сохраняющие с Церковью «некое правило общения», соединены с Нею именно благодатью Таинств;

ё) т.е. подлинные (значимые, действительные) Таинства могут совершаться и вне Церкви, за Её границами;

ж) совершает их там Сама же Церковь, вынося их за Свои пределы, позволяя им быть «похищенными»;

з) в одних отпадших сообществах сохраняется только Крещение, в других – и Миропомазание, и священство, а в третьих, возможно, даже Евхаристия, - в зависимости от степени их «церковной неполноты»;

и) именно на этом основана практика приёма в Церковь из ересей и расколов не только через Таинство Крещения;

й) но такие Таинства, совершаемые Церковью в схизматических и еретических сообществах, не оказывают спасительного действия на схизматиков и еретиков; они действительны, но недейственны;

к) пребывание в схизме и ереси делает человека субъективно невосприимчивым к действию спасительной благодати Таинств;

л) фактически, благодать Таинств исполняет в отпадших от Церкви сообществах не исцеляющую и освящающую, а призывающую роль, служа «таинственным залогом их возвращения в кафолическую полноту и единство».

Это и есть полное раскрытие смысла, заложенного в пункты 1.14-17 «Основных принципов». Именно здесь мы и видим объяснения и «той или иной мере отпадения от Полноты церковной», и «некоему неполному общению» с Церковью, и тому, что «церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению», и тому, что «Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии», и пр.

В завершении Приложения к докладу митр. Филарета делается примечательная оговорка: «Впрочем, стоит также отметить, что очень многое значимо и в рассуждениях «икономистов» или «представителей строгого церковного взгляда» ... Их позиция в отношении инославия … пронизана мотивом сострадательной любви, мотивом возвращения отпавших от единства с Церковью собратьев. Именно здесь, в деле воссоединения инославия с Церковью, в полной мере и получает свое обоснование принцип церковной икономии».

Видимо, именно в этом, и ни в каком ином, ключе следует понимать и проповедь Местоблюстителя, а ныне Патриарха, Кирилла, произнесённой им на Сретение 2009 г. в московском Сретенском монастыре, в которой он «солидаризировался» (с) с экклезиологией св. Илариона (Троицкого) – яркого представителя «икономического подхода». Т.е. для носителей «четвёртой экклезиологии»  «строгий церковный взгляд» всё же остаётся ценен своим пафосом утверждения единства и единственности Церкви и горячим радением о возвращении схизматиков и еретиков в Её спасительное лоно.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 12 Апрель 2009, 21:01:36 »

некий pavellspb написал:

О. Никанор! С вашей точки зрения, нижеприведенные слова свт. Феофана Затворника свидетельствуют о том, что он придерживался "четвертого варианта"?

"Каналы легких - это Божественные Таинства Святой Церкви и другие освятительные ее действия... Так дышит Христова Церковь или все повсюду христиане. Но не все человечество причастие животворящих действий сего Божественного дыхания. Причина сему та, что в одной части человечества повреждены органы дыхания, другая - большая - не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Где повреждены сии учреждения (т. е. Таинства), там дыхание Божественным Духом не полно и, следовательно, не имеет полного действия. Так у папистов все Таинства повреждены и искажены многие спасительные священнодействия. Папство - легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле, и в форме. Они походят на тех, у коих сгнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще поврежденнее наши раскольники, молокане, хлыстовцы и проч. Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь".

о.Никанор:

"Видимо, да. Но надо бы это рассмотреть в контескте всех высказываний св. Феофана на эту тему.
Свт. Филарет Московский писал ещё более "экуменично". Это характерная черта академического богословия и богословов-академистов того времени. Экуменизм-то в ХХ веке не с неба свалился. Почва-то веками созревала."
« Последнее редактирование: 12 Апрель 2009, 21:07:33 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 12 Апрель 2009, 21:06:59 »

для пользы,думаю,привести известную анафему ереси экуменизма, произнесённую РПЦЗ в 1983 г. :

«Нападающым на Церковь Христову и учащым, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретики или способствуют им или защищают их новую ересь икуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти — анафема».

анафематизмы РПЦЗ являются общими и для РПЦ МП после их объединения.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #3 : 13 Апрель 2009, 00:37:12 »

Для меня было неожиданно, что знаменитые постановления Синода МП 1968 (?) г. о возможности причащения католиков у православных восходят к соответствующим постановлениям РПЦ 19 в. Я даже спросил у одной авторитетной в канонических и не только вопросах персоны, типа, как же так, неужто ересь восторжествовала уже в 19 в. ? Персона считает, что считать так не позволяет лишь непризнание теории выключателя.

Вообще, я не считаю, что экуменизм нуждается в каком-то специальном анафематствовании), поскольку итак понятно, что это "ересь ересей".
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #4 : 13 Апрель 2009, 00:44:22 »

Вообще, я не считаю, что экуменизм нуждается в каком-то специальном анафематствовании), поскольку итак понятно, что это "ересь ересей".

Кстати,  да.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 13 Апрель 2009, 01:11:14 »

надеюсь,анафематизм РПЦЗ 1983 г. против экклисиологической ереси экуменизма будет как-нибудь дополнен и утверждён предстоящим Всеправославным Собором.

не наивно ли надеяться?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #6 : 13 Апрель 2009, 01:59:52 »

ха-ха. Чтобы участники собора анафематствовали сами себя? С какой стати?
Адназначна, что не имеется совершенно никаких предпосылок для этого. И наоборот, имеются предпосылки к дальнейшему развитию экуменических контактов.
« Последнее редактирование: 13 Апрель 2009, 02:28:01 от Дмитрий Бирюков » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #7 : 13 Апрель 2009, 06:27:43 »

если это будет так после предстоящего Собора,то я сваливаю.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 113


« Ответ #8 : 13 Апрель 2009, 09:07:35 »

А куда, если не секрет?
Записан

Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #9 : 13 Апрель 2009, 10:28:12 »

Свалить-то можно, но действительно, куда?
Писание и св.отцы говорят, что к концу времен охладеет вера и любовь среди всех, а не то, что в какой-то идеальной «юрисдикции» сохраниться полнота веры и любви.
Истинная вера и любовь, я думаю, будет сохраняться не в отдельных идеальных «правильных юрисдикциях», а в отдельных верных людях Христовых, которые будут причащаться благодати Божией таким образом, которым научит их Господь.
Например, я думаю, что до конца сохраняться верные, которые одной молитвой Иисусовой как благодатным средством заменят себе все Таинства церковные, а причастие Тела и Крови Господь может верным преподать и из «клюва ворона».
Это, конечно, благочестивое преувеличение, но, если исходить из слов Господа, что врата ада Церковь не одолеют, а Церковь - это полнота веры и любви верных в Духе Святом, которую от имени Церкви исповедал ап. Петр, то можно предполагать, что верные Христовы, как Церковь Христова,  сохранят полноту веры и любви до самого Господнего пришествия.
Они и будут Церковью и для них Господом будет сохранена полнота Церковных Христовых Таинств.
Каким образом? Это уже отдельный вопрос.

Валентин, слова "вера" и "любовь" пишутся по правилам русского языка с маленькой буквы, я исправил, Андрей Б.
« Последнее редактирование: 13 Апрель 2009, 15:33:20 от валентин » Записан
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #10 : 13 Апрель 2009, 15:17:25 »

А куда, если не секрет?

+ 5!

Но с другой стороны, подобный вопрос задавали преп. МИ:

" – Какой ты церкви: Византийской, или Римской, Антиохийской, Александрийской, или Иерусалимской. Ибо все эти церкви с подчиненными им областями находятся в единении. Посему, если и ты принадлежишь к кафолической церкви, то немедленно вступи в общение с нами, – если только не желаешь подвергнуться тяжкому изгнанию и испытать то, чего не ожидаешь."
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #11 : 13 Апрель 2009, 15:36:28 »

Валентин, слова "вера" и "любовь" пишутся по правилам русского языка с маленькой буквы, я исправил, Андрей Б.

Принимаю, и исправил все остальное.
Хотел как бы показать, что истинная вера и истинная любовь только от Бога и Им сохраняется их полнота.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #12 : 13 Апрель 2009, 16:03:56 »

А зачем куда-то сваливать? Таинства будут действительны даже в том случае, если их будут совершать недостойные священнослужители. А то ведь можно уйти под землю как пензенские сектанты - и что дальше? Страшный суд не наступил, хотя его так ожидали...
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #13 : 13 Апрель 2009, 21:16:20 »

Следует все же различать недостойных священнослужителей и еретиков, это разные вещи. В последнем случае о таинствах идти речь не может.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #14 : 13 Апрель 2009, 23:48:12 »

Следует все же различать недостойных священнослужителей и еретиков, это разные вещи. В последнем случае о таинствах идти речь не может.

да,если экуменическая ересь не будет соборно чётко отвергнута,далее там мне делать нечего.

зачем мне причащаться хлебом и вином?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1] 2 3 ... 7
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!