consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:28:19 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: Помыслы, последствия помыслов и борьба с помыслами  (Прочитано 7824 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #30 : 24 Февраль 2016, 02:14:30 »

Вы затронули очень важную и малоизвестную тему "противоречия помыслам", контекст которой обычно остается за кадром. Попробую вкратце описать ситуацию, как я ее вижу.

AlexanderS, у вас хорошее видение этой темы. Спасибо за подробное изложение вашего опыта.

« Последнее редактирование: 24 Февраль 2016, 02:18:53 от Neovitos » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #31 : 24 Февраль 2016, 02:47:56 »

AlexanderS, вы верно отмечаете, что "метод противоречия" становится возможным использовать лишь, если подвижник различает демонский помысел на стадии прилога или сочетания., т.е. на этапах сердечной молитвы. А на ранних этапах молитвы отцы советуют не противоречить любым обнаруженным помыслам,  но сразу отворачиваться от них и внимать словам молитвы с усиленным вниманием. Усилению внимания помогает Крестное знамение, совершаемое в сочетании со словами молитвы. Бесы боятся силы Креста, если он творится с верой в его силу и силу имени Христа. Если же помыслы, образы, мелькания или дергания мышц не утихают, то помогает также временное переключение на молитву "Да воскреснет Бог" с Крестным Знамением, творимым с гневом против бесов. На этапе сердечной самодвижной  молитвы возможно творение одновременно нескольких молитв без отвлечения от Иисусовой молитвы. И тогда также помогает метод параллельного обращения к Силе Креста, не прибегая к противоречию, которое может отвлечь от молитвы.
Записан
AlexanderS
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 15


« Ответ #32 : 25 Февраль 2016, 00:40:04 »

AlexanderS, вы верно отмечаете, что "метод противоречия" становится возможным использовать лишь, если подвижник различает демонский помысел на стадии прилога или сочетания., т.е. на этапах сердечной молитвы. А на ранних этапах молитвы отцы советуют не противоречить любым обнаруженным помыслам,  но сразу отворачиваться от них и внимать словам молитвы с усиленным вниманием. Усилению внимания помогает Крестное знамение, совершаемое в сочетании со словами молитвы. Бесы боятся силы Креста, если он творится с верой в его силу и силу имени Христа. Если же помыслы, образы, мелькания или дергания мышц не утихают, то помогает также временное переключение на молитву "Да воскреснет Бог" с Крестным Знамением, творимым с гневом против бесов. На этапе сердечной самодвижной  молитвы возможно творение одновременно нескольких молитв без отвлечения от Иисусовой молитвы. И тогда также помогает метод параллельного обращения к Силе Креста, не прибегая к противоречию, которое может отвлечь от молитвы.


Neovitos, спасибо большое за дополнение. В публичном месте, правда, не всегда удобно осенять себя Крестным Знамением. Возможно, имеет смысл обратиться к совету одного из сирийских отцов, который, правда, по другому поводу (более серьезных браней) советовал совершать Крестное Знамение умно внутри того места (в том числе внутри сердца), где ощущается приражение.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #33 : 26 Февраль 2016, 14:29:03 »

Т.е. противоречие не свойственно новоначальным, поскольку блудный помысел (как и любой иной) они фиксируют в себе уже на поздних стадиях его развития, а потому сам метод неприменим. Остается только очень трудная борьба с ним посредством молитвы. Другими словами, с осторожностью этот метод можно начинать применять при переходе от умной (молитва произносится в груди как описывает прп. Никифор Исихаст и автор сочинения "Трезвенное созерцание") к умно-сердечной молитве и далее на ряде этапов умно-сердечной молитвы. Продвинувшийся далее в умно-сердечной молитве, по словам свв. Иоанна Лесвичника и Исаака Сирина, должен оставить противоречие, как не свойственное его чину.
AlexanderS, еще раз внимательно перечитал ваш пост о противоречии помыслам и вспомнилась беседа наместника Оптиной пустыни Венедикта (Пенькова). Его беседы предназначены в основном для паломников, которые приезжают потрудиться во славу Божью (видеозаписи бесед представлены в интернете).  Так вот, в одной из бесед он рассказывает о методе противоречия. Суть его совета для паломников состоит в том. что надо читая Священное Писание, выписывать в тетрадь заповеди Божьи и запоминать их. Это практикуется в Оптиной для монахов. Как говорит Венедикт, монахи обычно помнят наизусть несколько сотен заповедей, а некоторые и более тысячи заповедей. Это же он советует делать и приехавшим мирянам, которые еще не приступали к умному деланию.  Заповеди запоминаются с целью противоречия помыслам. Как приходит помысел, следует обратиться к слову Божьему и вспомнить соответствующую заповедь. И далее Венедикт приводил примеры противоречия помыслам аналогично Евагрию.

Наместник Венедикт предлагает эту практику не для тех, кто практикует умное делание и продвинулся до сердечной молитвы, когда начинают быть видны прелоги, а для тех, кто ведет деятельную борьбу со страстями. Да, помыслы обнаруживаются уже на стадии сочетания  и появления желания их исполнения. Но это не значит, что на этой стадии метод противоречия не применим. В любом случае надо противоречить и бороться с возникшими греховными движениями. И в этой борьбе Слово Божье является единственным оружием, которое способно обратить бесов в бегство и укротить возгоревшуюся страсть.

Метод противоречия основан прежде всего на осознании того, что без Бога я немощен и не способен сопротивляться бесам и страстям. И даже само обращение внимания к слову Божьему, отвращает внимание от бесовских наваждений,  смиряет дух подвижника и устремляет ум к Богу. Суть противоречия состоит не в противоречии бесам своей самостью, а в переключении внимания от бесов к Богу, в смирении своей гордыни и прошении защиты у Господа. Когда в памяти уже заготовлены заповеди на соответствующие страстные движения, как у Евагрия, то подвижнику легче быстро найти соответствующее Слово.  Но даже и тогда, когда подвижник не помнит соответствующую заповедь из Писания, то отцы советуют при возникновении страстных вожделений взять Евангелие, открыть на любой странице и начать внимательно читать. Господь поругаем не бывает и видя такое смиренное противоречие приходит на помощь, а подвижник познает свою немощь и сокрушительную силу Слова Божьего.

Поэтому метод противоречия помыслам, описанный Евагрием, скорее всего начинал применяться иноками в самом начале пути инока наряду с чтением, изучением наизусть Псалтири и упражнением в молитве. Так приобретается устный навык различения и противоречия  помыслам, который со временем переходит в навык ума и используется в умном делании. На этапе сердечной молитвы противоречие развернутыми предложениями не свойственно чину молитвы, но помыслы все равно возникают. В этом случае молящемуся в сердце бывает достаточно вспомнить единую суть противоречия (логос Слова Божьего) и в одно мгновение отсечь прелог не своей силой, но силой божественного логоса.



« Последнее редактирование: 27 Февраль 2016, 12:07:33 от Neovitos » Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #34 : 26 Февраль 2016, 21:02:25 »

Неовитос, большое спасибо за информацию. Применял схожий метод, но не всегда строгими цитатами Писания, а собственными словами, выражающими их смысл. Иногда одним - двумя словами.

Важно. Нужна краткость в противоречии помыслам врага. Как резкий удар по помыслу врага. С повторением слов, соответствующих Писанию, или непосредственно дословных слов Писания (в этом особая сила и уверенность), по способу творения ИМ. Длинные тексты Писания ведь трудно повторять на манер ИМ.

Метод эффективный, но все равно борьба выматывает. Поэтому лучше иметь в себе безмолвную (но звучащую в сердце непременно, о чем точно знаешь) краткую молитву, которая просто не дает вражьим помыслам возникать в зародыше. Дойти до брани с помыслами, осознавая их, осознанным чтением слов Писания против них - это уже как отступление с первого рубежа обороны и рукопашная схватка.
Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!