AlexanderS
Новичок
Offline
Сообщений: 15
|
|
« Ответ #27 : 23 Февраль 2016, 20:19:20 » |
|
И в качестве примера Пролог из "Антирритика" и выдержки из Первой (против помыслов чревоугодия) и Второй (против помыслов блуда) книг.
*** 1. Среди словесных природ, бывающих под небесем (Еккл. 1, 13), иные сражаются, иные приходят на помощь сражающимся, а иные борются с теми, кто сражается, развязывая и с силою воздвигая против них брань. Те, кто сражаются - люди; их помощники - ангелы Божии; а их противники - злые бесы. Но если в [людях] уменьшается и исчезает познание Божие (Притч. 2, 5), [то случается это не] от жестокой силы врагов или по небрежению помощников, а скорее от расслабленности тех, кто сражаются.
2. Наш Господь Иисус Христос, давший нам все необходимое для спасения, даровал нам и власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лук. 10, 19). И вместе со всем Своим учением передал нам то, что Он Сам совершал, искушаемый сатаной (ср. Мф. 4, 1-11; Лук. 4, 1-13), [дабы] во время брани, когда бесы, сражаясь с нами, метают в нас свои стрелы (Еф. 6, 16), мы противоречили им от Писаний. И тем самым нечистые помыслы не задерживались бы в нас, порабощая душу через грех, совершаемый делом, не осквернили ее и не ввергли ее в смерть, причиненную грехом. Душа, яже согрешит, та умрет (Иез. 18, 4). [Ведь] если в уме не водружен твердый помысел, способный ответить на слово лукавства, [то] грех совершается легко и быстро.
3. Это являет нам мудро Екклисиаст, когда говорит: яко несть пререкания бывающаго творящым лукавое вскоре (Екк. 8, 11). Также и Соломон говорит в своих притчах: не отвещай безумному по безумию его, да не подобен ему будеши: но отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе (Притч. 26, 4-5). Тот, кто совершает безумие и гневается на своего брата, отвечает посредством своего дела безумному по безумию его (Притч. 26, 4), и становится похожим на бесов, ибо гнев их подобен ярости змиев (ср. Втор. 32, 33). Но кто терпелив и говорит «написано: престани от гнева и остави ярость (Пс. 36, 8 )», [тот] ответил безумному по безумию его (Притч. 26, 5); таковой обличил беса в его безумии и показал ему, что научен тому, что существует врачевство [против него] согласно Писаниям.
4. Однако слова потребные для отвечания нашим врагам, жестоким бесам, не могут быть быстро найдены в час брани, так как они рассеяны по Писаниям и с трудом обретаемы. Поэтому мы тщательно извлекли их из Священных Писаний, так чтобы смогли вооружить себя ими и изгнать филистимлян силой (ср. Исх. 13, 17), крепко стоя в брани, как воины и доблестные ратоборцы нашего непобедимого царя Иисуса Христа.
5. Но мы знаем, возлюбленные, что чем более мы противостоим бесам в брани и противоречим им, тем более они будут озлоблены на нас. Этому мы научились от Иова, который сказал: егда начну глаголати, бодут мя (Иов. 6, 4). И также от Давида: егда глаголах им, боряху мя туне (Пс. 119, 7). Но мы не должны быть смущаемы ими; напротив, мы должны противостоять им, полагаясь на силу нашего Спаса. Ибо, если мы верим во Христа (Ин. 14, 1) и храним Его заповеди (Ин. 15, 10), мы пересечем Иордан и возьмем [Иерихон], град финическ (ср. Суд. 3, 13: Втор. 34, 3).
6. В этой брани нам потребны оружия духовные (ср. Еф. 6, 11-13), которыми являются правая вера, а после учение, [состоящее из] совершенного поста, добытых с трудом побед, смирения, безмолвия редко нарушаемого или вовсе не нарушаемого и непрестанной молитвы (ср. 1 Сол. 5, 17). Я был бы удивлен, если кто-то мог сражаться в брани, которая происходит в уме и увенчаться венцом правды (ср. 1 Тим. 4, 7-8), и в то же время входить в общение с еретиками и насыщать себя хлебом и водой, что быстро разжигает его гнев и заставляет его гнушаться и пренебрегать молитвой. Поскольку святой Павел говорит: всяк же подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25) и являет всегдашнюю кротость ко всем людям (ср. Тит. 3, 2), воздевая преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8 ).
7. Поэтому прилично нам, когда мы посвящаем себя этому деланию быть облеченными в оружия духа (ср. Еф. 6, 11-13) и показать филистимлянам, что мы будем подвизаться против греха даже до крови (ср. Евр. 12, 4), уничтожая злые приражения и всяко возношение взимающееся на разум Божий (2 Кор. 10, 5). Ведь если мы усердны, то явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор. 5, 10) не просто монахом [по внешнему человеку], но умом-монахом. Поскольку [внешний] человек является монахом, если уклонился от греха, совершаемого делом и действием, тогда как ум является монахом, если уклонился от греха, что восстает от помыслов в нашем уме, и во время молитвы зрит свет Святой Троицы.
8. Настало время силою Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 4) сразиться с помыслами беса чревоугодия, а после того с помыслами прочих семи бесов, которых я последовательно перечислил в начале книги о монашеской жизни. С принуждением уста моя отверзох (Пс. 118, 131), чтобы беседовать с Богом, его святыми ангелами и своей сокрушенной душой и открыто показать, чем является монашеская жизнь, которую Святой Дух преподал Давиду через псалмы и блаженные отцы передали нам.
9. То, о чем я говорю на протяжении всей книги, будет для нас бранью с помыслами, внушаемыми нам каждым из восьми бесов. Но против каждого помысла я написал противоречие от Священного Писания, способное его уничтожить.
***
11. Против помысла, который озлобляет меня от жизни в горькой бедности: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22, 1).
12. Против помысла, который под предлогом странноприимства даже в отсутствии скудости запасает хлеба больше, чем требуется: Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы (Пс. 36, 25).
13. Против помысла, который заботится о пище и одеянии, но отвергает заботу об истине: Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем (Пс. 37, 19).
14. Против помыслов, которые советуют нам и говорят – «не живи столь сурово, ибо посредством поста и постоянного рукоделия ты изнуришь свое ослабевшее тело»: И утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающыя (Пс. 48, 9-11).
15. Против помысла, который говорит мне – «не изнуряй и не утесняй безжалостно свою душу, совершая бдение»: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
16. Против помысла, который беспокоится о пище и питии и усердствует в том, где бы раздобыть их: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23).
17. Против помысла, который внушает мне – «совершение бдения не приносит тебе никакой пользы; напротив, оно лишь умножает в тебе помыслы»: Бдех и бых яко птица особящаяся на зде (Пс. 101, 8 ).
18. Против помысла, который упрекает нас, потому что мы воздерживаемся от елея, и не помнит, что это делал Давид и говорил: Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради (Пс. 108, 24).
19. Против помыслов, которые препятствуют нашему образу жизни, вселяя в нас страх и говоря – «от строгого поста проистекает неприглядная смерть»: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня (Пс. 117, 17).
20. Против помыслов, которые убеждают меня прекратить на некоторое время совершение частых бдений и дать немного отдыха ослабевшему телу: Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю (Пс. 131, 3-5).
21. Против помысла, который предсказывает нам, что скоро грядет голод или сильная нужда: Не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит (Притч. 10, 3).
22. Против помысла, который вызывает во мне желание вина под предлогом, что вода вредит печени и селезенке: Иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынех оставит безчестие (Притч. 12, 11).
23. Против помысла, который ограничивается заботой о пропитании и отвергает попечение о достижении добродетели: Во всяцем пекущемся есть изобилие: любосластный же и безпечальный в скудости будет (Притч. 14, 23).
24. Против помысла, который тоскует из-за простой пищи и засохшего хлеба: Лучше укрух хлеба со сластию в мире, нежели дом исполнен многих благих и неправедных жертв со бранию (Притч. 17, 1).
25. Против помысла, который убеждает нас в праздничный день проявить некоторое снисхождение к нашему телу и предложить ему немного вкусного: Не пользует безумному сладость, и аще раб начнет с досаждением обладати (Притч. 19, 10).
26. Против помысла, который в отсутствие серьезной болезни уговаривает нас выпить вина и пророчествует нам о боли в желудке и пищеварительном тракте: Невинно вино, укоризненно же пиянство, и всяк пребываяй в нем не будет премудр (Притч. 20, 1).
27. Против помысла, который завладел нашими умом, чтобы в отношении нашего поста и наших подвижнических деланий мы связали себя обетами, чем-то, что чуждо монашескому образу жизни: Сеть мужеви скоро нечто от своих освящати: по обете бо раскаяние бывает (Притч. 20, 25).
28. Против помысла, который препятствует нам [подать милостыню], внушая, что мы не можем дать от нашего хлеба тем, кто пребывает в нужде и, говорит мне – «этот человек может [найти милостыню] где-нибудь еще, а у нас нет возможности постучаться в чужую дверь»: Милуяй нищаго сам препитается: от своих бо хлебов даде убогому (Притч. 22, 10).
29. Против помысла, который осторожно приближается к нам в праздник и говорит нам, что за длительный промежуток времени дозволительно однажды попробовать мяса и вина: Не буди винопийца, ниже прилагайся к сложением и купованием мяс: всяк бо пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная и в рубища всяк сонливый (Притч. 23, 20-21).
30. Против помысла, который воскрешает в памяти удовольствия прошлого и напоминает о хороших винах и чашах, что мы держали в наших руках, когда возлежали за столом и пили: Аще бо на чаши и сткляницы вдаси очи твои, последи же яко от змиа уязвен прострется, и якоже от кераста разливается ему яд (Притч. 23, 31-32).
31. Против помыслов, которые побуждают нас насытить наше чрево хлебом и водой: Не приводи нечестиваго на пажить праведных, ниже прельщайся насыщением чрева (Притч. 24, 15)
***
1. Против помысла блуда, который живописует в моем уме замужнюю женщину: Не пожелай жены искренняго твоего (Исх. 20, 17).
2. Против помысла печали, который возникает в нас из-за многих блудных искушений, что находят на нас, и лишает нас надежды, говоря нам: «Какое благо ожидаешь ты после всего этого труда?»: Аще слухом послушаеши гласа Моего и сотвориша вся, елика реку тебе, враг буду врагом твоим и сопротивлюся сопротивником твоим. Пойдет бо ангел Мой насталяяй тя и введет тя ко Аморрею и Хеттею, и Ферезею и Хананею, и Гергесею и Евею и Иевусею, и потреблю их от лица вашего (Исх. 23, 22-23).
3. Против помысла, который полагает, что злые помыслы блуда через час отбегут от него: Не изжену их в лете единем, да не будет земля пуста, и мнози будут на тя звери земнии: помалу помалу изжену их от тебе, дондежи возрастеши и наследиши землю (Исх. 23, 29-30).
4. Против помысла, который происходит от блуда и говорит: «Молодость никогда не престанет от блудных похотений и не принесет Богу чистых от них помыслов»: Всяк входяй в пресмотрение от двадесяти лет и вышше, да дадут дань Господу (Исх. 30, 14)
5. Против помысла блуда, который говорит: «Молодость неповинна и не заслуживает порицания, если она блудодействует или если она охотно принимает нечистые помыслы»: и рече Господь к Моисею: аще кто согреши предо Мною, изглажу его из книги Моея (Исх. 32, 33).
6. Против ума, который не совершает отважных усилий для хранения себя от блуда, что укоренился внутри него, но охотнее говорит и впадает в скверну с женщиной, которая живописуется перед его очами: И послушай, Израилю, и снабди творити, да благо ти будет, и да умножитеся зело, якоже глагола Господь Бог отец ваших, дати тебе землю кипящую млеком и медом (Втор. 6, 3).
7. Против помысла, который через непотребное похотение ищет сближения с бесом блуда: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, к Нему прилепишися, и именем Его клянешися (Втор. 6, 13).
8. Против души, которая день и ночь мучимая блудными помыслами, потеряла надежду одержать над ними победу: Аще же речеши во уме твоем: яко язык сей множае паче мене, како возмогу Аз потребити я; не убоишися их: памятию да помянеши, елика сотвори Господь Бог твой фараону и всем египтяном (Втор. 7, 17-18).
10. Против помыслов, которые быстро обращаются к пище, всякий раз как дух блуда, играя с ними, дает им небольшое временное облегчение и тем самым они полагают, что достигли места целомудрия: Да не сотворите тамо всех, елика вы творите зде днесь, кийждо угодное пред собою: не придосте бо до ныне в покой и в наследие, еже Господь Бог ваш дает вам (Втор. 12, 8-9).
11. Против души, которая устрашена и дрожит от беса, который касается ее членов; те, кто был искушаем этим бесом, разумеют, о чем говорится: защитит помощник твой, и мечь хвала твоя: и солжут тебе врази твои, и ты на выю их наступиши (Втор. 33, 29).
12. Против души, которая из-за печали впадает в уныние и не может дольше выносить нечистых помыслов, что оскверняют ее молитву: Востани, яко сей день, в оньже предаде Господь Сисару в руку твою, зане Господь изыдет пред тобою (Суд. 4, 14).
13. Против ума, который сражается с блудными помыслами, но не желает оттрястись от них полностью и не сознает оковы греха и стратегию злых бесов: И рече Далида: иноплеменницы на тя, Сампсоне. И возбудися от сна своего и рече: изыду якоже и прежде, и отрясуся. И не разуме, яко Господь отступи от него. И яша его иноплеменницы, и избодоша ему очи, и введоша его в Газу, и оковаше его путы медяны: и бяше меля в храмине темничней (Суд. 16, 20-21).
14. К Ангелу Господню, который внезапно появился в моем уме, охладил помысел блуда и изгнал из него [ума] все помыслы, что осаждали его: утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишися уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем (1 Цар. 2, 1).
15. Против нечистого беса блуда, который является ко мне ночью в непотребном видении в образе женщины, но не может принудить мою душу своими нечистыми похотениями: лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою: исполненнии хлеба лишишася, и алчущие пришелствоваша землю (1 Цар. 2, 4-5).
16. Против души, которая не желает избавиться от нечистого похотения, но коснеет в помысле Нааса Аманитянина, этот Наас переводится как «змей»: И реша вси мужие иависстии к Наасу Аманитянину: положи нам завет, и поработаем ти. И рече к ним Наас Аманитянин: сей завет положу вам, изверчу комуждо вас око десное, и положу поношение на Израиля (1 Цар. 11, 1-2).
17. Против беса блуда, который желает погубить и осквернить мое целомудрие посредством помыслов: Да не будет мне от Господа Бога моего дати наследие отцев моих тебе (3 Цар. 21, 3).
18. Против души, которая полагает, что она искушаема бесом блуда свыше ее силы: Тогда нача земля поддана быти, еже даяти сребро по словеси фараонову: и кийждо по силе истязаше сребро и злато от людий земли, еже даяти фараону Нехао (2 Пар. 36, 4; ср. 4 Цар. 23, 35)
19. К Господу о блудных помыслах, которые показуют нам ночью гнусные видения: И рекох: Господи Боже мой, стыждуся и срамляюся воздвигнути лице мое к Тебе, яко беззакония наша умножишася паче глав наших, и прегрешения наша возрастоша даже до небесе: от дний отец наших в преступлении велицем есмы даже до дне сего (1 Езд. 9, 6-7).
20. Против души, которая после жестоких браней с помыслами блуда достигла целомудрия и чистоты: Земля, на нюже вы входите наследити ю, земля нечиста есть, по нечистоте людий языческих, в мерзости их, имиже наполниша ю от уст даже до уст во сквернениих своих (1 Езд. 9, 11)
21. К Господу о множестве нечистых помыслов, которые беспокоят и огорчают нас, и пленяют наш ум различными ликами: Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой ecи, слава моя и возносяй главу мою (Пс. 3, 2-4).
22. Против души, которая не знает, что яростная сила [души] противостоит помыслу блуда, поскольку ярость происходит по природе от огня, а нечистые помыслы порождаются водой: Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Пс. 4, 5).
23. Против нечистых помыслов, что задерживаются в нас и часто живописуют в нас непотребные образы, которые сковывают наш ум похотливыми страстями в наших срамных членах: Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият (Пс. 6, 9-10).
24. К Господу о бесе блуда, который когда он не может опорочить нас через похоть нашего тела, то показует нам в нашем уме монаха, совершающего непотребный грех блуда: Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает (Пс. 9, 7-8).
26. К душе, которая полагает, что блудные помыслы более сильны, чем заповеди Божии, данные нам для искоренения этой страсти: И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я (Пс. 17, 43).
27. К Господу о бесе, который внезапно нападает на тело, но не может победить ум нечистыми помыслами, которыми атакует его: Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся (Пс. 29, 12-13).
28. Против помысла, который говорит мне: «Бес блуда опозорит тебя, если ты противостанешь ему в брани»: Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс. 34, 4).
29. Против помысла, который угрожает мне: «Другой бес блуда – более тяжелый, бесстыдный и сильный, чем первый, – будет послан к тебе, он легко подчинит твою душу и приведет ее к греху совершаемому делами»: Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их: да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их (Пс. 34, 5-6).
|