consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:24:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: Помыслы, последствия помыслов и борьба с помыслами  (Прочитано 7823 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« : 17 Февраль 2016, 21:38:04 »

Перед тем как здесь зарегистрироваться, открыл эту тему на форуме Исихазм. Но там что то встретили ее в штыки.
Все мы миряне, которые практикуют Иисусову молитву умом произносимую. Наша молитва не может быть чистой по той простой причине, что мы живем среди страстей нас окружающих и самое важное - отсутствием послушания, мы живем по своеволию. Святые отцы пишут о том, что только смиренные не подвержены страстям. Практика учит тому, что своими силами не смириться, а если кто считает что это возможно, тот не имеет молитвы. Лишь обучительная благодать Божия через череду скорбей и искушений как внешних, так и внутренних постепенно стирает наше самолюбие. Это долгий путь, скорбный и болезненный. Когда я начал молиться умом (словесной), для меня стало открытием что где произносятся слова молитвы, там и мысли мои копошатся. По мере усвоения умом произносимой молитвы, помыслы мне житья не давали. Стоило сосредоточить внимание на слова молитвы, как мысль моя чудным образом оказывалась в другом месте и уже участвовала в том спектакле, где я не был режиссер. Осознав происшедшее, я возвращал внимание в слова молитвы и вновь ум с невероятной скоростью разжевывал то, что ему предлагали но без моего участия. Вот так я и познакомился на практике с бесами.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 17 Февраль 2016, 21:49:37 »

Когда я начал молиться умом (словесной), для меня стало открытием что где произносятся слова молитвы, там и мысли мои копошатся... Стоило сосредоточить внимание на слова молитвы, как мысль моя чудным образом оказывалась в другом месте

Здесь вроде бы противоречие? В том же или другом месте?
Записан
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« Ответ #2 : 17 Февраль 2016, 22:09:07 »

Здесь вроде бы противоречие? В том же или другом месте?
Евгений! Здесь нет противоречия, потому что скорость сатаны равна скорости нашей мысли. Когда мы "варимся в своих мыслях", то перевариваем часто не свое, а вложенное в нас. Поэтому никогда не верьте своим мыслям, лишь Заповедями отделяйте на "свой" "чужой". Я не ошибся когда написал о том, что "мысль моя чудным образом оказывалась в другом месте". Все это познается на практике каждым из нас ежедневно, просто мы на это особо не обращаем внимания.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #3 : 18 Февраль 2016, 00:14:43 »

Наша молитва не может быть чистой по той простой причине, что мы живем среди страстей нас окружающих и самое важное - отсутствием послушания, мы живем по своеволию.
Наша молитва может быть чистой, если стремиться и прикладывать усилия жить не по своеволию, но в послушании заповедям. Не чистота сердца, а стремление к чистоте распахивает двери чистой молитвы. Ибо не бывает сердца чистого, но есть милость Господа, который видит намерение и по намерению и горячности веры милует.

 …двумя способами дается дарование откровений умного созерцания. Ибо иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда - за делание заповедей и за чистоту. По благодати, как блаженным апостолам, которые не деланием заповедей очистили ум и сподобились откровения созерцания, но горячею верою, потому что в простоте уверовали во Христа и несомненно, с воспламененным сердцем последовали за Ним  (Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнеческие. Слово 55)

У аввы Исаии есть хороший совет, как жить в послушании и не по своеволию.

8. Внемли себе тщательно, — чтоб, как пред лицем Бога сущему, ничего без воли Его не делать, даже до малейшаго чего. Что бы ни захотел, — сказать ли, или сделать, или сходить к кому, или поесть, или напиться, или лечь спать, или другое что захотел бы ты сделать, дознай прежде, по Богу ли то, и исповедуй причину, почему хочешь того, — и тогда делай то, как подобает пред Богом. Так во всех делах и словах исповедуйся Богу, чтоб стяжать большее свыкновение с Ним и большее к Нему дерзновение.

Такое непрестанное делание - исповедование Господу причины намерения, прежде, чем что-то начать делать - это не просто. но это и есть истинное послушание. Исповедовать надо не словами типа "я хочу сделать то, потому что ...". Исповедовать надо Иисусовой молитвой. Это сильное делание во время дневной молитвы постепенно переходит в незабвенную молитву и непрестанное памятование о Боге.

Кто не верит, что наша молитва может быть чистой, тому она и не дается по маловерию.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #4 : 18 Февраль 2016, 00:41:20 »

Здесь вроде бы противоречие? В том же или другом месте?
Евгений! Здесь нет противоречия, потому что скорость сатаны равна скорости нашей мысли. Когда мы "варимся в своих мыслях", то перевариваем часто не свое, а вложенное в нас. Поэтому никогда не верьте своим мыслям, лишь Заповедями отделяйте на "свой" "чужой". Я не ошибся когда написал о том, что "мысль моя чудным образом оказывалась в другом месте". Все это познается на практике каждым из нас ежедневно, просто мы на это особо не обращаем внимания.
Это не противоречие. а обычное рассеяние ума во время молитвы на чуждые помыслы.
Борьба с помыслами не только в том. чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы. Борьба с чуждыми помыслами будет эффективна, если во время молитвы ум блуждает в помыслах о Боге. Этому помогает чтение и богомыслие не только аскетической литературы, но и богословской, как. например, творения прп.Максима, который пишет на пределе  и выше предела понимания разума и устремляет ум к богомыслию и молитве, через которую и приходит понимание трудных мест у прп. Максима. Вот и Сергию богомыслие помогает в борьбе с помыслами блудной похоти, а от них избавиться ой как трудно.

Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины, есть точное размышление2 (Или "точная мысль". ) о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой. Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы. От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним. (прп.Исаак. О Божественных тайнах. Беседа 15)

Чтение источник чистой молитвы. (прп.Исаак. Слово 40)
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #5 : 18 Февраль 2016, 01:00:42 »

У Евагрия есть очень хорошие советы о борьбе с помыслами. Мне понравился его совет о расформатировании ума:

Из умопредставлений одни накладывают свое отпечатление на наше владычественное начало и придают ему определенную форму, а другие - нет, сообщая ему только ведение. Ибо, например, слова: "В начале было Слово, и Слово было у Бога" (Ин. 1,1) только влагают в сердце некую мысль, но не оставляют в нем своего отпечатления и не формируют его. А слова: "Взял хлеб" (Мф. 26, 26) формируют ум, так же как и слово "преломил" (Там же) оставляет отпечатление на нем. Подобным же образом оставляет отпечатление и фраза: "Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесение" (Исх. 6, 1), за исключением слов "видех Господа", поскольку, как кажется, само это изречение оставляет отпечатление в уме, а то, что оно обозначает, - нет. Ибо Исайя пророческим оком видел, как разумное естество, вознесенное горе посредством духовного делания, восприняло в себя ведение Бога. Ведь говорится, что Бог восседает там, где Он познается. Потому и чистый ум называется "престолом Божиим". А "престолом бесчестия" называется "жена" (то есть душа), ненавидящая правду (Притч. 11, 16). Поэтому мысль о Боге не может быть причислена к тем умопредставлениям, которые оставляют свое отпечатление в уме, но ее следует причислить к тем умопредставлениям, которые не оставляют это отпечатление. И молящийся должен всячески отстраняться от умопредставлений, оставляющих свое отпечатление в уме.

Богомыслие не форматирует ум.
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2016, 11:05:08 от Neovitos » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #6 : 18 Февраль 2016, 20:45:55 »


Это не противоречие. а обычное рассеяние ума во время молитвы на чуждые помыслы.
Борьба с помыслами не только в том. чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы. Борьба с чуждыми помыслами будет эффективна, если во время молитвы ум блуждает в помыслах о Боге. Этому помогает чтение и богомыслие не только аскетической литературы, но и богословской, как. например, творения прп.Максима, который пишет на пределе  и выше предела понимания разума и устремляет ум к богомыслию и молитве, через которую и приходит понимание трудных мест у прп. Максима. Вот и Сергию богомыслие помогает в борьбе с помыслами блудной похоти, а от них избавиться ой как трудно.

Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины, есть точное размышление2 (Или "точная мысль". ) о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой. Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы. От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним. (прп.Исаак. О Божественных тайнах. Беседа 15)

Чтение источник чистой молитвы. (прп.Исаак. Слово 40)

Я тоже думаю, что богомыслие -- разновидность молитвы, памятование о Боге. Но все же это разные виды, одновременно и то и другое недопустимо (речь, конечно, о начальных стадиях). Это противоречит трезвению. Прп. Исаак, по-моему, излагает здесь какой-то не совсем традиционный подход. Или речь не о начальных стадиях
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2016, 22:37:09 от Евгений » Записан
Олегъ
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #7 : 18 Февраль 2016, 21:44:15 »


Это не противоречие. а обычное рассеяние ума во время молитвы на чуждые помыслы.
Борьба с помыслами не только в том. чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы. Борьба с чуждыми помыслами будет эффективна, если во время молитвы ум блуждает в помыслах о Боге. Этому помогает чтение и богомыслие не только аскетической литературы, но и богословской, как. например, творения прп.Максима, который пишет на пределе  и выше предела понимания разума и устремляет ум к богомыслию и молитве, через которую и приходит понимание трудных мест у прп. Максима. Вот и Сергию богомыслие помогает в борьбе с помыслами блудной похоти, а от них избавиться ой как трудно.

Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины, есть точное размышление2 (Или "точная мысль". ) о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой. Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы. От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним. (прп.Исаак. О Божественных тайнах. Беседа 15)

Чтение источник чистой молитвы. (прп.Исаак. Слово 40)

Я тоже думаю, что богомыслие -- разновидность молитвы, памятование о Боге. Но все же это разные виды, одновременно и то и другое недопустимо (речь, конечно, о начальных стадиях). Это противоречит трезвению. Прп. Исаак, по-моему, излагает здесь какой-то не совсем традиционный подход

Или митр. Иларион предлагает нам не совсем адекватный перевод. Нельзя ли узнать мнение специалистов по сирийскому языку?
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #8 : 18 Февраль 2016, 22:31:09 »


Это не противоречие. а обычное рассеяние ума во время молитвы на чуждые помыслы.
Борьба с помыслами не только в том. чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы. Борьба с чуждыми помыслами будет эффективна, если во время молитвы ум блуждает в помыслах о Боге. Этому помогает чтение и богомыслие не только аскетической литературы, но и богословской, как. например, творения прп.Максима, который пишет на пределе  и выше предела понимания разума и устремляет ум к богомыслию и молитве, через которую и приходит понимание трудных мест у прп. Максима. Вот и Сергию богомыслие помогает в борьбе с помыслами блудной похоти, а от них избавиться ой как трудно.

Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины, есть точное размышление2 (Или "точная мысль". ) о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой. Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы. От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним. (прп.Исаак. О Божественных тайнах. Беседа 15)

Чтение источник чистой молитвы. (прп.Исаак. Слово 40)

Я тоже думаю, что богомыслие -- разновидность молитвы, памятование о Боге. Но все же это разные виды, одновременно и то и другое недопустимо (речь, конечно, о начальных стадиях). Это противоречит трезвению. Прп. Исаак, по-моему, излагает здесь какой-то не совсем традиционный подход

Или митр. Иларион предлагает нам не совсем адекватный перевод. Нельзя ли узнать мнение специалистов по сирийскому языку?
Олег, в чем вы усмотрели неадекватность? Уточните.
Записан
Олегъ
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #9 : 18 Февраль 2016, 23:12:33 »


Это не противоречие. а обычное рассеяние ума во время молитвы на чуждые помыслы.
Борьба с помыслами не только в том. чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы. Борьба с чуждыми помыслами будет эффективна, если во время молитвы ум блуждает в помыслах о Боге. Этому помогает чтение и богомыслие не только аскетической литературы, но и богословской, как. например, творения прп.Максима, который пишет на пределе  и выше предела понимания разума и устремляет ум к богомыслию и молитве, через которую и приходит понимание трудных мест у прп. Максима. Вот и Сергию богомыслие помогает в борьбе с помыслами блудной похоти, а от них избавиться ой как трудно.

Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины, есть точное размышление2 (Или "точная мысль". ) о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой. Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы. От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним. (прп.Исаак. О Божественных тайнах. Беседа 15)

Чтение источник чистой молитвы. (прп.Исаак. Слово 40)

Я тоже думаю, что богомыслие -- разновидность молитвы, памятование о Боге. Но все же это разные виды, одновременно и то и другое недопустимо (речь, конечно, о начальных стадиях). Это противоречит трезвению. Прп. Исаак, по-моему, излагает здесь какой-то не совсем традиционный подход

Или митр. Иларион предлагает нам не совсем адекватный перевод. Нельзя ли узнать мнение специалистов по сирийскому языку?
Олег, в чем вы усмотрели неадекватность? Уточните.


Я не могу ни в чем усмотреть неадекватность, так как не знаю сирийского языка. Но может быть, какие-то нюансы переданы неверно. Хотя сравнение с англ. и франц. переводами того же отрывка говорит скорее в пользу того, что перевод вл. Илариона правильный.
Но: так или иначе, можно ли доказывать что-то ссылкой на одного отца, да еще из той части его творений, которая не реципиирована православным Преданием, при том, что это что-то находится в явном несогласии с определенными высказываниями Отцов, несомненно выражающих общепринятую традицию?
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #10 : 19 Февраль 2016, 00:54:36 »

Нет никакого противоречия. Приведу усиление образа правильной молитвы (там же):

++Когда разум бывает совершенно без мысли или помысла, это молчание разума, а не чистота молитвы. Одно дело чисто молиться, и совершенно другое - чтобы разум был умолкнувшим от всякого блуждания или прозрения в слова молитвы, и чтобы оставался без движений. Ни один человек не будет настолько неразумен, чтобы благодаря борьбе и силе воли желать обрести это; ибо это дар откровения ума - это превышает меру чистой молитвы и неподвластно воле.4 ++

Молчание ума (безмыслие) - это состояние созерцания Света, которому предшествует чистая молитва. Поэтому неподвластно воле держать ум во время молитвы без движения. Движением ума является мышление или умопостижение. Блуждание свойственно мышлению. Прозрение свойственно умопостижению. Поэтому даже на ранних этапах молитвы средством борьбы с чуждыми помыслами является не просто внимание словам молитвы, но прозрение в слова молитвы.

Прозрение в слова молитвы – это не словесные размышления, дополняющие слова молитвы в развернутые мысленные предложения. Во время молитвы ум углубляется в смысл слов на основе  размышлений, которым ум предавался до молитвенного правила.  Человек размышляет до молитвы, а во время молитвы ум озаряется Духом и  прозревает  в единый простой смысл (логос), сокрытый в каждом слове молитвы. Этому способствует чтение и богомыслие до молитвы. Такое прозрение порождает смирение, Страх Божий и благоговение во время молитвы, которые по словам отцов являются крыльями молитвы. У святых отцов можно встретить такие рекомендации - вставая на молитву представь к Кому ты обращаешься и кто ты! . Это и есть начальный этап прозрения в слова молитвы. Представить не возможно без богомыслия. И чем оно более глубокое, тем глубже прозрение, которое на этапах сердечной молитвы порождает откровения и озарения ума Духом Святым. А на этапе чистой молитвы ум пребывает в бессловесных движениях, но внимает движениям Духа и постигает логосы мира бестелесного. Поэтому даже и в чистой молитве ум продолжает блуждать вслед за движениями духа.

++8. Ибо помимо этого, двумя вышеупомянутыми способами возможно разуму блуждать в молитве - или в помышлении о прошениях своих, или в созерцании <сказанного в> в Писании и мудром помышлении о Боге, Господе всего, <которое совершается> неким разумным образом. +++

О каких таких прошениях говорит Исаак? есть такое понятие "испрашивать чистой молитвой" сокровенные тайны. Чистая молитва – это не итог молитвенного пути, а начало истинного покаяния. Потому и пишут отцы, что духовное рассуждение дается через испрашивание чистой молитвой:

++ А еще не получивший сего дарования [смиренномудрия], отнюдь не должен утверждать своего разумения, или слова, или дела без вопрошения (опытных), твердой веры и чистой молитвы, без которых не может он достигнуть неложного рассуждения ++   (свмч.Петр Дамаскин «Творения», т.1, Об истинном рассуждении).

Можно ли иметь рассуждение о духовном с помощью мышления? Конечно, нет. Духовное рассуждение становится доступно, когда ум восхищается в чистую молитву, творимую Духом. Тогда Духом и дается истинное рассуждение, которое осознается умом (умопостигается), но не может быть выражено словесно. Потому и начальная чистая молитва есть всего лишь начало духовного просвещения. Просвещение есть ведение, которое начинается не с откровений о небесном жительстве, а с ведения своей греховности, которое испрашивается чистой молитвой.

Без такого прозрения в слова молитвы борьба с помыслами неэффективна особенно для русской традиции, когда слова молитвы  произносятся медленно. даже растяжно, давая время к прозрению ума и умилению словам молитвы (см. выше цитату св.Игнатия). В афонской традиции (например, Харлампий) борьба с помыслами для новоначальных строится на очень быстром произнесении  слов. Русскую традицию можно сравнить с прицельными выстрелами из снайперской винтовки. А афонскую традицию - с пулеметной очередью. Обе  техники направлены против вражьих помыслов. И обе достигают цели. Но в отличие от винтовки и пулемета, ум должен смотреть не в сторону врага, а в сторону Бога. И тогда каждое слово становится оборонительным щитом от помыслов лукавого.

И еще для убедительности.

++ 9. Кто как-либо по-иному мыслит о чистоте помыслов и собранности разума, <думая>, что есть другой <способ> обрести их, тот недугует в неведении своем и ограничен грубостью своего образа мыслей.5
10. Ты же, о мудрый, неподвижности в молитве не требуй от разума, ..., ибо этого нельзя ожидать от естества. Но старайся, как делают мудрые, обрести прекрасные движения во время молитвы, а именно помышление о прозрениях Духа6 и утонченное сознание, которое в час молитвы помышляет об угождении воле Того, Кто есть Создатель всего: это вершина7 всякой добродетели и всякой молитвы.8
++

 
« Последнее редактирование: 19 Февраль 2016, 01:38:41 от Neovitos » Записан
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« Ответ #11 : 23 Февраль 2016, 12:03:08 »

Хотелось немножко поговорить и о практическом делании Иисусовой молитвы. Впервые с помыслами я столнулся тогда, когда перешел с практики устной на умом произносимую молитву. Для меня стало полной неожиданностью то, что где формируются и "варятся" мои мысли, там и произносятся слова молитвы. Когда мы читаем утреннее или вечернее правило устами, то читаем молитвослов как бы поверхностно (с целью побыстрее отделаться). А вот если это же правило начать читать с закрытыми устами (про се6я), то первоначально слова молитвы не будут укладываться (охватываться умом) по причине привычки читать устами бегло. Именно это и будет означать что мы не совсем правильно до этого молились. Надо переучиваться, отказавшись от устной практики. И приучать свой ум "держать" молитву, навязывая ему в течение дня любые краткие молитовки. Если он весь день  будет занят тем, что мы ему предлагаем, то постепенно от слов, произносимых умом, начнет постепенно возгреваться сердце и реагировать умилением. Вот этого сатана больше всего боится и всячески начинает "вставлять палки" с одной лишь целью - отвлечь ум от слов молитвы. Когда мы молимся устами, сатана мило похрапывает и нежится, посмеиваясь над внешними молитвенниками. Лишь стоит перейти на молитву умом произносимую, как в "зоне сатаны" загорается красная лампочка тревоги и он со помощниками бросается к защите захваченного им внутреннего пространства, которое находится в зоне между умом и мыслью. А место им выбрано прекрасное. Отсюда он контролирует ход наших мыслей и направляет их в том русле, которое сам же и выкопал. А как он это делает? А очень просто - скорость сатаны равна скорости нашей мысли, поэтому он и вкладывает в них свое. И как можно различить где чье? Только Заповедями Божиими, которыми мы должны научиться отделять добро от зла, начиная эту борьбу с наших мыслей, которые или принимаем, или отвергаем.
Записан
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« Ответ #12 : 23 Февраль 2016, 12:13:06 »

Наша молитва может быть чистой, если стремиться и прикладывать усилия жить не по своеволию, но в послушании заповедям.Кто не верит, что наша молитва может быть чистой, тому она и не дается по маловерию.
Не совсем согласен и тому есть причина. Дело в том, что мы живем в миру и нас со всех сторон окружают страсти как внешние, так и внутренние. Феолипт, митрополит Филадельфийский, учит, что сердце, то есть ум, раскрывается, когда человек живет как безмолвник. "Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвизаться к делам и словам духовным" (Добр. Т.5. С.166). Святой призывает отказаться от общения и бороться против внешних помыслов, пока мы не обретем место чистой молитвы - дом, где обитает Христос. "Итак, прекрати беседы внешние и со внешними, пока обретешь место чистой молитвы и дом, в коем обитает Христос" (там же, с.166)
Записан
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« Ответ #13 : 23 Февраль 2016, 12:23:35 »

Борьба с помыслами не только в том, чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы.
Здесь Neovitos не совсем так. Нам необходима борьба с помыслами как возможность познать свою немощь и безсилие совладать с нам неподвластным. Все зависит от нашего упрямства, гордыни и тщеславия. А вот когда совсем выбьешься из сил, вот тогда и поймешь что без Бога ты ничто. У меня на это ушло несколько лет чтобы я все это прочувствовал. А когда осознаешь, тогда и припадешь в покаянии к Господу и откажешься от самого себя от своеволия и начнешь умолять Милость Божию "Сам во мне Живи, Сам Говори, Сам Действуй". Это и есть начало нашего смирения, начало правильного покаяния.

Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #14 : 23 Февраль 2016, 14:08:51 »

Борьба с помыслами не только в том, чтобы внимать словам молитвы и не отвлекаться на посторонние помыслы. Это не эффективно и вы не заметите, как ослабло ваше внимание к молитве и переключилось на чуждые ей помыслы.
Здесь Neovitos не совсем так. Нам необходима борьба с помыслами как возможность познать свою немощь и безсилие совладать с нам неподвластным. Все зависит от нашего упрямства, гордыни и тщеславия. А вот когда совсем выбьешься из сил, вот тогда и поймешь что без Бога ты ничто. У меня на это ушло несколько лет чтобы я все это прочувствовал. А когда осознаешь, тогда и припадешь в покаянии к Господу и откажешься от самого себя от своеволия и начнешь умолять Милость Божию "Сам во мне Живи, Сам Говори, Сам Действуй". Это и есть начало нашего смирения, начало правильного покаяния.
Виктор, вы переключились на тему покаяния. Я же говорил о борьбе с помыслами в рамках открытой вами темы. Суть моего ответа в том, что нельзя внимать чуждым помыслам, откликаться на них. противиться, рассуждать о них и т.д. Единственный способ - это отвернуться от них и переключить внимание на благое - внимание и прозрение в слова молитвы, чтение и богомыслие. Но ничто так не защищает от чуждых помыслов, как богомыслие (и в том числе во время молитвы).
Записан
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!