Т.е. противоречие не свойственно новоначальным, поскольку блудный помысел (как и любой иной) они фиксируют в себе уже на поздних стадиях его развития, а потому сам метод неприменим. Остается только очень трудная борьба с ним посредством молитвы. Другими словами, с осторожностью этот метод можно начинать применять при переходе от умной (молитва произносится в груди как описывает прп. Никифор Исихаст и автор сочинения "Трезвенное созерцание") к умно-сердечной молитве и далее на ряде этапов умно-сердечной молитвы. Продвинувшийся далее в умно-сердечной молитве, по словам свв. Иоанна Лесвичника и Исаака Сирина, должен оставить противоречие, как не свойственное его чину.
AlexanderS, еще раз внимательно перечитал ваш пост о противоречии помыслам и вспомнилась беседа наместника Оптиной пустыни Венедикта (Пенькова). Его беседы предназначены в основном для паломников, которые приезжают потрудиться во славу Божью (видеозаписи бесед представлены в интернете). Так вот, в одной из бесед он рассказывает о методе противоречия. Суть его совета для паломников состоит в том. что надо читая Священное Писание, выписывать в тетрадь заповеди Божьи и запоминать их. Это практикуется в Оптиной для монахов. Как говорит Венедикт, монахи обычно помнят наизусть несколько сотен заповедей, а некоторые и более тысячи заповедей. Это же он советует делать и приехавшим мирянам, которые еще не приступали к умному деланию. Заповеди запоминаются с целью противоречия помыслам. Как приходит помысел, следует обратиться к слову Божьему и вспомнить соответствующую заповедь. И далее Венедикт приводил примеры противоречия помыслам аналогично Евагрию.
Наместник Венедикт предлагает эту практику не для тех, кто практикует умное делание и продвинулся до сердечной молитвы, когда начинают быть видны прелоги, а для тех, кто ведет деятельную борьбу со страстями. Да, помыслы обнаруживаются уже на стадии сочетания и появления желания их исполнения. Но это не значит, что на этой стадии метод противоречия не применим. В любом случае надо противоречить и бороться с возникшими греховными движениями. И в этой борьбе Слово Божье является единственным оружием, которое способно обратить бесов в бегство и укротить возгоревшуюся страсть.
Метод противоречия основан прежде всего на осознании того, что без Бога я немощен и не способен сопротивляться бесам и страстям. И даже само обращение внимания к слову Божьему, отвращает внимание от бесовских наваждений, смиряет дух подвижника и устремляет ум к Богу. Суть противоречия состоит не в противоречии бесам своей самостью, а в переключении внимания от бесов к Богу, в смирении своей гордыни и прошении защиты у Господа. Когда в памяти уже заготовлены заповеди на соответствующие страстные движения, как у Евагрия, то подвижнику легче быстро найти соответствующее Слово. Но даже и тогда, когда подвижник не помнит соответствующую заповедь из Писания, то отцы советуют при возникновении страстных вожделений взять Евангелие, открыть на любой странице и начать внимательно читать. Господь поругаем не бывает и видя такое смиренное противоречие приходит на помощь, а подвижник познает свою немощь и сокрушительную силу Слова Божьего.
Поэтому метод противоречия помыслам, описанный Евагрием, скорее всего начинал применяться иноками в самом начале пути инока наряду с чтением, изучением наизусть Псалтири и упражнением в молитве. Так приобретается устный навык различения и противоречия помыслам, который со временем переходит в навык ума и используется в умном делании. На этапе сердечной молитвы противоречие развернутыми предложениями не свойственно чину молитвы, но помыслы все равно возникают. В этом случае молящемуся в сердце бывает достаточно вспомнить единую суть противоречия (логос Слова Божьего) и в одно мгновение отсечь прелог
не своей силой, но силой божественного логоса.