Верно ли я понимаю, что ум, когда он несколько приучится к неложному круговому (или спиралевидному) движению и начнет восходить к Богу, то Единый является такому уму соответственно одному из Имен Божиих**.
...поначалу Бог может представать уму подвижника (возможно) или как Свет, или как проявление иных Имен
Про круговое движение я, вроде бы, не говорил. Речь (в целом) идет о том, чтобы стоять умом в сердце с использованием (может быть) каких-нибудь технических приемов. Вообще Бог (периодически)является в душе всем (христианам), но замечают это только те, кто готов к этому появлению и ожидает Его.
Бог может явится как Свет (невидимый, но опытно ощущаемый в сердце), как божественный Мрак (когда совлекаются с ума подвижника все образы мира и он пребывает в безмолвии и неподвижности), как Любовь (тонко действующая в сердце, но такая, что подвижнику кажется, что он жизнь готов отдать за любое существо), как самодействующая Молитва, когда ее слова сами проговариваются в сердце, совершенно отчетливо и не очень внятно, как Источник воды, текущий в жизнь вечную, как Огонь, но не обжигающий, а прохлаждающий составы души, как умное Солнце, просвещающее и делающее видимым остальные составы души. Он может являться сначала одним образом, потом другим или скрываться на время, чтобы мы Его взыскали в свете своего ума, который тогда, как луна, светит отраженным (от этого Солнца) светом ("Сотворил еси луну во времена, Солнце позна запад свой") и т. д.
+++И если тогда этот ум устремится "к этому Единому вкупе со всеми силами души и достигнеть в Нем единения с Ним", то ум в этом единении как бы "влипает", "замерзает" и останавливается, начиная созерцать "умными очами".
Как-то, наверно, так
+++– насколько сильно должно нудить ум и все силы души на это устремление? Не может ли произойти некий надрыв от чрезмерного устремления?
Может произойти, надо соблюдать осторожность. Но меру и тому, и другому (осторожности и ревности по Богу) всем одинаковую дать нельзя. Это зависит от образа жизни и предрасположенности того или иного человека
+++– можно ли полагать такую "остановку ума в единении" – началом истинного безмолвия? Началом умной созерцательной молитвы (поскольку молитва и и в этой "остановке" продолжается, хотя уже вовсе без слов и даже без намека на мысли)?
Ну да, остановка ума в Боге -- это и есть истинное безмолвие, сопровождающееся подаваемыми от Бога и в одному Ему известных мерах созерцаниями божественного