consensus patrum
15 Ноябрь 2019, 14:28:33 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 4 5 [6]
  Печать  
Автор Тема: Вопросы по исихии  (Прочитано 19026 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #75 : 15 Март 2012, 12:11:04 »

У человека нет от природы органов для созерцания божественного. Бог в нем является органом, объектом и субъектом созерцания (ср. "во Свете Твоем узрим Свет" и проч.) "Единая энергия Бога и святых" св. Максима об этом. У Каллиста тоже есть об этом, но не, насколько я помню, в "О божественном единении". Искать сейчас где и что конкретно им сказано, не хочется.

Насчет органа и объекта - это нормально. Насчет субъекта - нет. Субъект созерцания - человек. Иначе получается растворение в Боге с потерей лица. А со стороны Бога получается нарциссизм.

Различение лиц не упраздняется ни на каком глубинном уровне. Различение без разделения ("Все мое - твое").


Цитировать
В обожении действует только божественная воля, это и есть настоящая свобода, а движение по своей воле всегда не свободно

Не стоит противопоставлять божественное и свое. В обоженном человеке  своя обоженная воля свободно хочет того же что и Бог (качество самовластия сохраняется).
« Последнее редактирование: 15 Март 2012, 12:14:51 от seksta » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #76 : 15 Март 2012, 15:11:31 »

Верно ли я понимаю, что ум, когда он несколько приучится к неложному круговому (или спиралевидному) движению и начнет восходить к Богу, то Единый является такому уму соответственно одному из Имен Божиих**.
...поначалу Бог может представать уму подвижника (возможно) или как Свет, или как проявление иных Имен

Про круговое движение я, вроде бы, не говорил. Речь (в целом) идет о том, чтобы стоять умом в сердце с использованием (может быть) каких-нибудь технических приемов. Вообще Бог (периодически)является в душе всем (христианам), но замечают это только те, кто готов к этому появлению и ожидает Его.

Бог может явится как Свет (невидимый, но опытно ощущаемый в сердце), как божественный Мрак (когда совлекаются с ума подвижника все образы мира и он пребывает в безмолвии и неподвижности), как Любовь (тонко действующая в сердце, но такая, что подвижнику кажется, что он жизнь готов отдать за любое существо), как самодействующая Молитва, когда ее слова сами проговариваются в сердце, совершенно отчетливо и не очень внятно, как Источник воды, текущий в жизнь вечную, как Огонь, но не обжигающий, а прохлаждающий составы души, как умное Солнце, просвещающее и делающее видимым остальные составы души. Он может являться сначала одним образом, потом другим или скрываться на время, чтобы мы Его взыскали в свете своего ума, который тогда, как луна, светит отраженным (от этого Солнца) светом ("Сотворил еси луну во времена, Солнце позна запад свой")  и т. д.


+++И если тогда этот ум устремится "к этому Единому вкупе со всеми силами души и достигнеть в Нем единения с Ним", то ум в этом единении как бы "влипает", "замерзает" и останавливается, начиная созерцать "умными очами".

Как-то, наверно, так

+++– насколько сильно должно нудить ум и все силы души на это устремление? Не может ли произойти некий надрыв от чрезмерного устремления?

Может произойти, надо соблюдать осторожность. Но меру и тому, и другому (осторожности и ревности по Богу) всем одинаковую дать нельзя. Это зависит от образа жизни и предрасположенности того или иного человека

+++– можно ли полагать такую "остановку ума в единении" –  началом истинного безмолвия? Началом умной созерцательной молитвы (поскольку молитва и и в этой "остановке" продолжается, хотя уже вовсе без слов и даже без намека на мысли)?

Ну да, остановка ума в Боге -- это и есть истинное безмолвие, сопровождающееся подаваемыми от Бога и в одному Ему известных мерах созерцаниями божественного
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #77 : 15 Март 2012, 16:13:04 »

Вот, кстати, по теме о "естественном созерцании"

+++Братья и сёстры, обьясните пожалуйста, что на практике означает выражение заключать ум в слова молитвы и как этого достигнуть http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=591064.new#new


На практике (хотя и отдаленно), имхо, это состояние знакомо чтецам в храме, когда им приходится (например, Великим Постом) читать длинные тексты из Писания.

Оно означает (в более продвинутом смысле), что при таком длительном монотонном (без выражения и без вдумывания во внешний смысл читаемого -- это надо делать в другое время) чтении, ум постепенно успокаивается, останавливается (в исходящем от Писания божественном свете) и начинает созерцать скрытый в нем духовный смысл (логосы Писания) или логосы творения. Но это, так сказать, предел и вершина такого способа созерцания.

В среднем более распространенном варианте заключением ума в слова молитвы называют такую остановку ума, когда слова Писания прочитываются, а ум пребывает неподвижным и как бы в эти слова заключается, не достигая самого созерцания.

Соответственно, достигается такое состояние долгой и упорной (восходящей к древним отцам) практикой прочитывания больших объемов священных текстов за раз. Например, чтением всей Псалтири за раз в течение длительного времени (годы)
Записан
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #78 : 29 Июнь 2012, 07:55:48 »

Но что со мной сделалось, друзья, свидетели тайны и подобные мне любители истины? Я шел с тем, чтобы постигнуть Бога; с этой мыслью, отрешившись от вещества и вещественного, погрузившись, насколько мог, сам в себя, восходил я на гору. Но когда простер взор, едва увидел сзади Бога (Исх.33:22–23) и то покрытого «Камнем»

 Выделенные мною слова стоит понимать только как некий поэтический приём и всё то происходило по несказанному Действию Божию?

 Или человек может вот так вот сесть, погрузиться умом в сердце, и через "круговое движение ума" восходить к неизреченным созерцаниям, возвышаясь и над самим собой?

1. Думаю, это не поэтический прием, но рецепт действий желающего познать Бога. Заодно описание устройства твари.

2. К "неизреченным созерцаниям" восходят пребыванием в должном. В Образе.


Простите ...
Записан

Прошу ваших молитв
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #79 : 29 Июнь 2012, 09:04:03 »

Предпочитаю не употреблять термин "исихия", но "Иисусова молитва", объясняя это тем, что целью упражнений является общение с Богом во Христе.


Простите ...

Записан

Прошу ваших молитв
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #80 : 29 Июнь 2012, 09:16:54 »

Быт.1.26.

26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.

***

Думаю, Иисусову молитву можно представить, как предстояние Богу в Его образе. Троицы в Единице.

Целый человек предстоит целому Богу. Полагаю, в этом случае человек воспринимает максимально возможный для себя поток божественного света (действия, энергии).

***

Молитва в разделе "рыбы морские" обычно называют ведением, а в разделе "птицы небесные" - созерцанием.



Простите ...
Записан

Прошу ваших молитв
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #81 : 29 Июнь 2012, 09:54:31 »


Предпочитаю не употреблять термин "исихия", но "Иисусова молитва", объясняя это тем, что целью упражнений является общение с Богом во Христе.


греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность

***

Полагаю, 22 псалом сообщает полезные сведения о месте Иисусовой молитвы (на воде покойне) и исихии ("покойне", как момента молитвы) в божественном промысле (Господь пасет мя и т. д.).

1 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.
2 На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.
3 Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради своего.
4 Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста.
5 Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша твоя упоявающи мя, яко державна.
6 И милость твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний.


***

Цель Иисусовой молитвы - воспитание духа человека, которое содержит:

обращение души к Богу (душу мою обрати),
праведность (настави мя на стези правды),
познание божественного имени (имене ради своего).





Простите ...
Записан

Прошу ваших молитв
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #82 : 29 Июнь 2012, 11:30:23 »

Быт.1.26.

26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.



Образ и подобие


В отношении отражения, полагаю, можно говорить о  степени точности отражения.

Образ всякой вещи, думаю, меньше самой вещи, хотя бы как причины.

Думаю, когда говорят «по образу», то имеют в виду совокупность признаков, в которых образ тождествен вещи, а когда говорят «по подобию», то имеют в виду, что совокупность признаков, входящих в образ, не исчерпывает полноту вещи.


Простите ...
Записан

Прошу ваших молитв
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #83 : 30 Июнь 2012, 13:36:58 »

Образ и подобие в умно-сердечной молитве

Бог=Отец+Сын+Дух.

Единица в Троице, и Троица в Единице.

***

В умно-сердечной молитве человек предстоит Богу в единстве:  чувства сердца, разумении смысла и внимании ума.

Прит.2.

1 Сыне, аще приим глагол моея заповеди, скрыеши в себе,
2 послушает премудрости твое ухо, и приложиши сердце твое к разуму: приложиши же е в наказание сыну твоему.
3 Аще бо премудрость призовеши и разуму даси глас твой, чувство же взыщеши великим гласом,
4 и аще взыщеши ея яко сребра, и якоже сокровища испытаеши ю:
5 тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши:


***

Простите ...
Записан

Прошу ваших молитв
Страниц: 1 ... 4 5 [6]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!