consensus patrum
25 Апрель 2024, 02:24:59 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6
  Печать  
Автор Тема: вопрос о генезисе страсти  (Прочитано 36398 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #45 : 08 Март 2012, 18:01:17 »

Кстати, вот такой вопрос возник: а каков механизм голода у животных? На сколько я понимаю, воля это атрибут личности. Животные не являются личностями, так как же они тогда без воли голод утоляют? Или у них тоже есть воля? Тогда не понятно: воля чего (или кого)?
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #46 : 08 Март 2012, 18:42:09 »

Цитировать
Здравствуйте, Елена!

Признаюсь вы немного обидели меня этим сообщением. Дело в том, что в моем случае эти слова являлись не плодом эмоций и работы подсознания, а плодом многолетнего дискурсивного процесса.

Простите. Не хотела.  Улыбающийся Вижу, что вы основательно обо всем размышляли...

А вообще, тут всплывает вопрос о том, что направляет этот дискурсивный процесс. Почему у одного ум работает на доказательство одного мнения, а у другого - совершенно противоположного...

Еретики - это те, кто глупей (кто некачественно мыслит), или тут скрыто иное...

Простите.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #47 : 08 Март 2012, 18:51:36 »

Цитата: Монах Иоанн
Вообще-то еда без чувства голода, - это обжорство. Это уже греховная страсть.

Не обязательно. Можно есть по обязанности - просто ради того, чтобы поддержать силы организма, можно даже через силу (когда стресс, или болезнь). Тогда это не страсть. 
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #48 : 08 Март 2012, 18:58:46 »

Вижу некоторое принципиальное различие типов страстности.

Страсть, направляемая желанием выйти из  состояния страдания, мучения - она, на мой взгляд, более извинительна.
Есть еще страсть, инициированная желанием получить удовольствие.

Святоотеческое разделение страстей на укорительные и неукорные - оно совпадает с этим различением? Если нет, то что является водоразделом укорных и неукорных страстей?
Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #49 : 08 Март 2012, 20:52:07 »

Цитировать
Здравствуйте, Елена!

Признаюсь вы немного обидели меня этим сообщением. Дело в том, что в моем случае эти слова являлись не плодом эмоций и работы подсознания, а плодом многолетнего дискурсивного процесса.

Простите. Не хотела.  Улыбающийся Вижу, что вы основательно обо всем размышляли...


Да не стоит извинений. Это я типа пошутил  Смеющийся . А на счет основательности, хотелось бы услышать основательные возражения.
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #50 : 08 Март 2012, 20:58:08 »

Вижу некоторое принципиальное различие типов страстности.

Страсть, направляемая желанием выйти из  состояния страдания, мучения - она, на мой взгляд, более извинительна.
Есть еще страсть, инициированная желанием получить удовольствие.

Святоотеческое разделение страстей на укорительные и неукорные - оно совпадает с этим различением? Если нет, то что является водоразделом укорных и неукорных страстей?

На мой вгляд укорные страсти это движения души направленные на творение зла (именно поэтому они греховные). Но не все удовольствия обязательно являются греховными. Есть же духовные удовольствия. Потом бывают и естественные удовольствия (от приема пищи, от общения с человеком, любовь и т.д.). Бог вообще-то нас сотворил для счастья. Не помню у кого из святых читал, например, о том, что нормально получить удовольствие от приема пищи (вкусовые и т.д.), но ненормально обжорство и т.д..
Мне кажется разделительная граница проходит там где проходит граница между благом и злом, а не между удовольствием и страданием.
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #51 : 09 Март 2012, 12:49:07 »

Цитата: Монах Иоанн
На мой вгляд укорные страсти это движения души направленные на творение зла (именно поэтому они греховные). Но не все удовольствия обязательно являются греховными. Есть же духовные удовольствия. Потом бывают и естественные удовольствия (от приема пищи, от общения с человеком, любовь и т.д.).

На мой взгляд, страсть - это направленность души и духа на удовольствие "как таковое". Ищется возможность получения оного. Это вольное устремление. Оно из нейтрального состояния.

В случаем мучений имеем вынужденное устремление души и духа. Пребывать в мучении - противоестественно. 
Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #52 : 09 Март 2012, 16:41:20 »

Цитата: Монах Иоанн
На мой вгляд укорные страсти это движения души направленные на творение зла (именно поэтому они греховные). Но не все удовольствия обязательно являются греховными. Есть же духовные удовольствия. Потом бывают и естественные удовольствия (от приема пищи, от общения с человеком, любовь и т.д.).

На мой взгляд, страсть - это направленность души и духа на удовольствие "как таковое". Ищется возможность получения оного. Это вольное устремление. Оно из нейтрального состояния.

В случаем мучений имеем вынужденное устремление души и духа. Пребывать в мучении - противоестественно. 

Тогда нужно прояснить само понятие удовольствия, что это такое? И почему плохо искать удовольствий?
Но, все же, главный момент который нужно обсуждать в этой теме, это вопрос о необходимости неукорных страстей во Христе. Имела она место или нет? Если имела то почему это плохо? КАк быть с голодом у животных, у которых нет воли? Получается они утоляют голод не в силу необходимости? И т.д.
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Любопытный
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 58



« Ответ #53 : 10 Март 2012, 21:32:55 »

процесс воления и его его согласованность с деятельностью других душевно-телесных  составов человека по МИ -- этот вопрос еще очень далек от окончательной ясности; не ясно даже, насколько согласовано в этом отношении учение МИ, изложенное в его различных работах (хотя есть веские основания полагать, что оно должно быть, по идее, согласовано)

Евгений, как я понимаю, нет никаких работ, где сопоставлялись бы стадии волевого акта по Максиму
βούλησις, ζήτησις, σκέψις, ßouλευσις, κρισις, διάθεσις, προαίρεσις, ορμή, χρήσις ("мы желаем, мы ищем, мы рассматриваем, мы обдумываем, мы судим, мы склоняемся, мы делаем выбор, мы стремимся, мы используем") - и стадии развития страсти, опять же по Максиму ?..
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #54 : 10 Март 2012, 21:41:25 »

процесс воления и его его согласованность с деятельностью других душевно-телесных  составов человека по МИ -- этот вопрос еще очень далек от окончательной ясности; не ясно даже, насколько согласовано в этом отношении учение МИ, изложенное в его различных работах (хотя есть веские основания полагать, что оно должно быть, по идее, согласовано)

Евгений, как я понимаю, нет никаких работ, где сопоставлялись бы стадии волевого акта по Максиму
βούλησις, ζήτησις, σκέψις, ßouλευσις, κρισις, διάθεσις, προαίρεσις, ορμή, χρήσις ("мы желаем, мы ищем, мы рассматриваем, мы обдумываем, мы судим, мы склоняемся, мы делаем выбор, мы стремимся, мы используем") - и стадии развития страсти, опять же по Максиму ?..

я не знаю таких работ, но я не специалист, может, что-нибудь такое уже есть
Записан
Любопытный
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 58



« Ответ #55 : 10 Март 2012, 21:47:26 »

я не знаю таких работ, но я не специалист, может, что-нибудь такое уже есть

Но у Вас наверняка есть какие-то свои идеи?..
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #56 : 10 Март 2012, 21:57:21 »

я не знаю таких работ, но я не специалист, может, что-нибудь такое уже есть

Но у Вас наверняка есть какие-то свои идеи?..

я опасаюсь сейчас рассуждать на темы богословия, так как тут надо поддерживать себя всегда  в форме
а меня сейчас больше интересуют другие вопросы, такие какие рассматриваются в параллельной теме
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #57 : 10 Март 2012, 22:05:17 »

Цитата: Монах Иоанн
Животные не являются личностями, так как же они тогда без воли голод утоляют?

В этом случае работают инстинкты - определенные биологические программы. Их рассмотреть было бы тоже,  наверно, полезно, поскольку это весомая составляющая грехопадшего человеческого естества (Пс 48. ... человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им). Это могло бы помочь понять начальный этап формирования некоторых страстей.
Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #58 : 11 Март 2012, 02:01:35 »

процесс воления и его его согласованность с деятельностью других душевно-телесных  составов человека по МИ -- этот вопрос еще очень далек от окончательной ясности; не ясно даже, насколько согласовано в этом отношении учение МИ, изложенное в его различных работах (хотя есть веские основания полагать, что оно должно быть, по идее, согласовано)

Евгений, как я понимаю, нет никаких работ, где сопоставлялись бы стадии волевого акта по Максиму
βούλησις, ζήτησις, σκέψις, ßouλευσις, κρισις, διάθεσις, προαίρεσις, ορμή, χρήσις ("мы желаем, мы ищем, мы рассматриваем, мы обдумываем, мы судим, мы склоняемся, мы делаем выбор, мы стремимся, мы используем") - и стадии развития страсти, опять же по Максиму ?..

А почему вы решили, что данные вопросы вообще могут входить в поле богословия?
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #59 : 11 Март 2012, 02:05:52 »

Цитата: Монах Иоанн
Животные не являются личностями, так как же они тогда без воли голод утоляют?

В этом случае работают инстинкты - определенные биологические программы. Их рассмотреть было бы тоже,  наверно, полезно, поскольку это весомая составляющая грехопадшего человеческого естества (Пс 48. ... человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им). Это могло бы помочь понять начальный этап формирования некоторых страстей.


Вопрос состоит в том, могут ли действие неукорных страстей в человеке проявляться без волевого участия, как у животных? Если да, то можно ли назвать такое действие необходимостью?
Если опять да, то тогда неукорные страсти всегда действуют с необходимостью, в том числе у во Христе они действовали с необходимостью. И от этого уже никуда не денешься.
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!