consensus patrum
06 Декабрь 2024, 02:32:37 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 6
  Печать  
Автор Тема: О том,когда зародыш становится человеком.  (Прочитано 60218 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #15 : 13 Октябрь 2010, 00:26:48 »

надо смотреть что говорили отцы об абортах, они говорили что это убийство человека

Это тема не об абортах. Я сам считаю,что аборт - это убийство самого близкого человека и форма самоубийства.

Цитировать
Правило 21 Анкирского собора: "Женам, от прелюбодеяния зачавшым, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых таин до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным".

Правило 91 6-го Всел. Собора "Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы".

А теперь сопоставьте это с правилами,в которых отцы отличали изображенный и неизображенный плод и давали РАЗНЫЕ эпитимии.

Цитировать
Правило 2-е св. Василия Великого: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства.
Правило 8-е св. Василия Великого: "… дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы".

Тот же свт.Василий Великий. Против Евномия. Книга 2. О Сыне:

"нигде не видно, чтобы кто-нибудь называл дитя свое порождением; и это по той явной причине, что сын и чадо суть имена приличные существам одушевленным, а слово порождение редко к ним прилагается. Порождением можно назвать и выкидыш, еще не получивший образа; но он не достоин называться чадом. Порождениями именуется и плоды земные, но не чадами. Не буду пить, сказал Господь, от порождения винограда этого (Мф. 26:29). А об одушевленных существах редко где найдем употребляемым это название; и где употребяется оно в этом смысле, там говорится, как всякий может видеть, о таком животном, которое предано на поругание и представляется в пример злости. Ибо сказано: змеи, отродье змеиное! (Мф. 23:33). Посему-то, думаю, и общее употребление речи находит это наименование низким, и божественное Писание явно отвращается от него, особенно в отношении к единородному Сыну Божьему. Писание не допускает даже и названия чадо, так как в нем заключается много человеческого. Апостол повсюду именует Господа Сыном, а также и другими различными наименованиями прославляет Его, называя и Первородным (Рим. 8:29; Евр. 1:6), и Образом (2 Кор. 4:4), и Сиянием (Евр. 1:3); но избегает названия порождение."

Цитировать
Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния".

Вот это самое разумное отношение. Здесь запрещаются аборты на любых стадиях,т.к.мы не знаем когда возникнет там младенец. Здесь в случае,если младенец (человек) так и не был создан Богом в утробе,то мать обвиняется не за убийство,а за навет на себя (способ самоубийства). Здесь же проводится отличие между таким погублением плода,о котором точно известно,что он изображён,а значит что это уже другая ипостась (ребёнок).

Цитировать
Требник, чин исповеди: "Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, (здесь речь идет не только об аборте, но и о противозачаточных средствах) или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца.

Отсюда видно,что "убийца есть" понимается в том же смысле,как и оскопивший себя.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #16 : 13 Октябрь 2010, 00:40:45 »

Тогда почему она была в квадратных скобках?


В "Путеводителе" преп. Анастасия Синаита много таких цитат.

Цитировать
Вы опять почему-то приравниваете Христа к обычным людям.


Чем ?

Цитировать
Ведь в ТИПВ Дамаскин чётко пишет,что Он воплотился не так,как все люди.


Конечно.

Цитировать
Особенностью явилось не только непорочное зачатие от Духа,но и то,что субстанция тела была создана в утробе Девы сразу человекоОБРАЗной.

Не только это, а самое главное, что не человеческая плоть (ипостась) была образована в утробе Богородицы, а то, что в утробу Богородицы вселился и зачался Сам Бог Слово и при Своём зачатии соединил Себе в Ипостась нашу плоть от Пресвятой Богородицы.
Именно на зачатии и вынашивании Самого Бога Слова акцентировали внимание Святые Отцы, так как это действительно чудесно.
И по этой причине в Православной Церкви используется выражение Единая воплощённая природа Бога Слова, обозначающее Единую Богочеловеческую Реальность вочеловечившегося Бога Слова.


"Итак, на самом деле были: зачатие Бога от Девы, Его рождение, Его сходство с нами во всем, Его страдание, проповедь во тьме и сени (сидящим), Его Воскресение и, наконец, вознесение на небо. Невместимый, приняв плоть от Марии, определяет заключиться в девическом чреве."

Святитель Кирилл Александрийский "О воплощении Бога Слова"



"Если кто говорит, что Христос, как через трубу, прошел через Деву, а не образовался в ней Божески вместе и человечески: Божески, как родившийся без мужа, человечески, как родившийся по закону чревоношения, то и он также безбожен."

Святитель Григорий Богослов "Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария - первое"



"И Онъ соделался по-истине человекомъ со времени этого высочайшаго зачатія отъ пресвятой Девы. Онъ благоволилъ быть и называться человекомъ, чтобы подобнымъ было очищено подобное, и однороднымъ спасено однородное, и сроднымъ прославлено сродное. Поэтому Дева избирается святая, освящается и тело и душа ея, и такимъ образомъ она служитъ воплощенію Творца, какъ чистая, невинная и непорочная. Итакъ Богъ Слово воплощается, какъ свойственно намъ, не чрезъ соединеніе съ прежде созданной плотію, или чрезъ соединеніе съ прежде образованнымъ и самостоятельно существовавшимъ до того времени теломъ, или чрезъ соединеніе съ прежде существовавшею душею; напротивъ они тогда только получили свое бытіе, когда съ ними соединился самъ Богъ Слово; естественно, что они соединились одновременно съ началомъ своего существованія и сами по себе до истиннейшаго снисхожденія къ нимъ Слова никогда не существовали, но имеютъ существованіе, совпадающее (по началу) съ естественнымъ снисхожденіемъ Слова; ни на мгновеніе ока существованіе ихъ не предшествовало снисхожденію Его, какъ это шумно выражаетъ (βόμβει) Павелъ самосатскій и Несторій[/color]. (Плоть Іисуса Христа) вместе (соделалась) и плотію (просто) и вместе плотію Бога Слова; вместе (просто) одушевленною разумною плотію, вместе также и одушевленною разумною плотію Бога Слова. Въ Немъ (получила) она свое бытіе и не имела бытія сама по себе. Все это (чтó входитъ въ составъ человеческой природы въ Іисусе Христе) приведено было въ бытіе одновременно съ зачатіемъ Слова и соединилось Ему въ Ипостась одновременно съ темъ, какъ приведено было въ бытіе, — бытіе истинное, а не частичное, не допускающее деленія, не принимающее ни измененія, ни сліянія. Имъ (Іисусомъ Христомъ) оно приведено въ бытіе, въ Немъ и съ Нимъ получило существованіе и вместе съ Нимъ составлено. Оно не допускаетъ решительно нисколько времени, въ которое бы оно имело существованіе прежде неслитнаго и нераздельнаго соединенія."

Святитель Софроній Іерусалимскій "Соборное посланіе"
  
 
Цитировать
В образовании младенца предшествует плоть матери (=зародыш).


Нет, душа передаётся вместе с телом от родителей, так что ни душа, ни тело не позже и не раньше друг друга.

"Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нем телесное, а потом другое, Напротив того, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом, согласно с изложенным несколько выше учением, приведена в бытие вся полнота человеческого естества, как свидетельствует об этом пророчество, которое говорит, что Бог ведает вся прежде бытия их (Дан. 13, 42). В сотворении же каждой части не предпоставляем одного другому и души телу, и наоборот, чтобы человек, разделяемый разностью во времени, не был поставляем в разлад с самим собой. Поскольку, по учению апостольскому, естество наше представляется двояким, иным в человеке видимом, и иным — в потаенном (1 Пет. 3, 4), то, если одно предсуществовало, а другое произошло после, сила Создателя окажется какой-то несовершенной, недостаточной, чтобы произвести все сразу, но раздробляющей дело и трудящейся особо над каждою половиной. Но, как о пшеничном зерне или о другом каком семени говорим, что оно в возможности заключает все относящееся к колосу: зелень, стебель, колена на стебле, плод, ости, — и утверждаем, что из всего этого но закону природы в естестве семени ничто не предсуществует или не происходит прежде, но по естественному порядку обнаруживается скрытая в семени сила и не вмешивается в дело чуждая природа: по такому же закону и о человеческом осеменении предполагаем, что с первым началом состава всевается естественная сила, которая развивается и обнаруживается с некоторой естественной последовательностью, поступая к совершению целого, ничего не заимствуя извне в средство к этому совершению, но сама себя последовательно возводя к совершенству; так что несправедливо было бы утверждать, будто произошла душа прежде тела, или тело без души, но одно начало обоих, по высшему закону — положенное первым Божиим изволением, а по другому закону -состоящее в способах рождения. Как в том, что посевается для зачатия тела прежде его образования невозможно видеть членораздельности, так в этом же самом невозможно представлять себе душевных свойств, пока не начнут действовать. И, как никто не усомнится, что это всеянное образует из себя различные члены и внутренности не иной какой-либо прившедшей силой, скрытой в семени и естественно приведенной в деятельность, так, согласно с этим, тоже можно подразумевать и о душе, что, хотя никакими деятельностями не открывает себя в видимом, но тем не менее есть уже во всеянном, потому что и отличительный вид человека, который из этого составится, заключается в этом по возможности, но скрыт но невозможности сделаться явным прежде неизбежной последовательности, а также и душа есть в семени, но неприметна, явит же себя свойственною ей естественной силой, сообразуясь с телесным возрастом. Поскольку сила к зачатию отделяется не от мертвого, но от одушевленного и живого тела, то признаем поэтому основательной ту мысль, что исходящее от живого в начало жизни не есть что-либо мертвое и неодушевленное. Ибо неодушевленное во плоти, без сомнения, мертво. Мертвенность же происходит от утраты души. Никто же не скажет при этом, что лишение возможно прежде обладания, но это говорит утверждающий, что неодушевленное, т.е. мертвенность, старше души."

Свт. Григорий Нисский "Об устроении человека"

Цитировать
Когда вдыхается душа,тогда и ОБРАЗуется одновременно с душой тело нового индивида чел.вида (ребёнка). Душа и ОБРАЗует тело. Та масса,которая была частью тела матери,становится после вдыхания Богом души телом ребёнка. Таким образом,и душа,и тело_ребёнка происходят одновременно. В этом только и состоит аналогия,приводимая прп.Анастасием.

В том и дело, что душа не вдувается в уже существующее тело. Наоборот, сложная человеческая ипостась образуется из начатков души и тела передаваемых от родителей. У преп. Анастасия в "Путеводителе" это объясняется мыслью Аристотеля : "Человек порождает человека."
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2010, 00:49:19 от Денис В.С. » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #17 : 13 Октябрь 2010, 01:00:29 »

В "Путеводителе" преп. Анастасия Синаита много таких цитат.

Вы так и не узнали что значит то,что в скобках? "При зачатии" - это не слова самого прп.Анастасия.

Цитировать
Чем?

Тем,что отождествляете Его зачатие с зачатием людей. Между тем как у прп.Анастасия говорится лишь об одновременности происхождения тела и души. Вы идёте дальше и делаете вывод,который он не делал. Если отождествлять так,как это делаете Вы,то все младенцы будут сразу совершенными по своей изображённости. А это не так. В этом одно из отличий зачатия Христа от зачатий людей. А у Вас всё одним миром мазано.

Вам привести слова Василия Великого и Дамаскина о том,какое было тело Бога с первого же мгновения своего бытия? Или Вы думаете,что было время,когда оно было бесформенным?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #18 : 13 Октябрь 2010, 01:04:15 »

Свт. Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово:

«"Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Мф 1:20). Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не "зачатое", но "родившееся"

ТИПВ 3,2:

"Тогда осенил ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога, единосущный Отцу, и из непорочных и чистейших ее кровей образовал Себе начаток нашего состава – плоть, оживленную душею мыслящею и разумною, – не через оплодотворение семенем, но творчески, через Святаго Духа. При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился."
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #19 : 13 Октябрь 2010, 01:07:15 »


Тем,что отождествляете Его зачатие с зачатием людей.


Я провожу аналогию между христологией и антропологией вслед за Святыми Отцами, так как общего в данных двух догматах действительно очень много, НО не говорю о их тождестве.

Цитировать
Между тем как у прп.Анастасия говорится лишь об одновременности происхождения тела и души.

Само собой.

Цитировать
Вы идёте дальше и делаете вывод,который он не делал.

Какой ?

Цитировать
А у Вас всё одним миром мазано.

Нет. Просто надо внимательно читать, что я пишу.

Цитировать
Вам привести слова Василия Великого и Дамаскина о том,какое было тело Бога с первого же мгновения своего бытия?

Я знаю эти слова.

Цитировать
Или Вы думаете,что было время,когда оно было бесформенным?

Конечно я так не думаю, потому что это не просто тело и разумная душа, а Сама Предвечная Ипостась Бога Слова Реализовавшая бытие Своей Божественной Ипостаси в утробе Богородицы по человеческому естеству.
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2010, 01:11:26 от Денис В.С. » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #20 : 13 Октябрь 2010, 01:11:08 »

В том и дело, что душа не вдувается в уже существующее тело. Наоборот, сложная человеческая ипостась образуется из начатков души и тела передаваемых от родителей.

Душа - это простое существо,которое не может делиться,передаваться. Каким образом Вы представляете "начаток души"? Рождение происходит через тело,а душа творится по однажды сказанному творческому слову Божьему и вдувается в тело. Первородный грех переходит от тела на душу.
Таким образом,например,решалась проблема крещения детей крещёными родителями св.Николаем Кавасилой.
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2010, 01:18:10 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #21 : 13 Октябрь 2010, 01:16:22 »

Конечно я так не думаю

Ну слава Богу. Значит Вы всё-таки понимаете,что у Христа истинно человеческая природа с самого мгновения воплощения именно потому,что тело было сразу же человекообразным,так?  Потому что если бы Он воплотился в неизображенное тело,то не был бы и человеком. То есть произошло бы воплощение без вочеловечения.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #22 : 13 Октябрь 2010, 01:18:07 »

Душа - это простое существо,которое не может делиться,передаваться. Каким образов Вы представляете "начаток души"?

Не надо придираться к словам. Мы говорим о реальности, которая превышает наше понимание, поэтому неточности в словах могут быть.
Понятно, что душа проста и неделима, но она таинственным образом передаётся от родителей вместе с телом, в котором уже пребывает и по мере роста тела постепенно проявляет свои силы.
Это раз и навсегда установленный Богом закон, что человек, созданный из души и тела, порождает по природе единосущного себе, то есть такого же человека из разумной души и тела.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #23 : 13 Октябрь 2010, 01:22:31 »

Понятно, что душа проста и неделима, но она таинственным образом передаётся от родителей вместе с телом, в котором уже пребывает и по мере роста тела постепенно проявляет свои силы.
Это раз и навсегда установленный Богом закон, что человек, созданный из души и тела, порождает по природе единосущного себе, то есть такого же человека из разумной души и тела.

У нас с Вами извечный спор традукционистов (это Вы) и креационистов (это я). Разумеется,я не считаю Вашу теорию верной и соответствующей истине. Душа не обладает свойством рождать. И она не передаётся.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #24 : 13 Октябрь 2010, 01:55:27 »

Святитель Кирилл Александрийский

Вот Вы считаете его величайшим Учителем Церкви (и правильно). Но что он считал по этому вопросу (не о зачатии Христа,а о зачатии людей)?

Митр.Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие:

"Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению Православной Церкви, «в  то время, когда тело уже образуется и соделается способным к принятию оной» (Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учители Церкви:  Кирилл Александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: аще кто поразит жену непраздну, и изъидет младенец ея неизображен: тщетою да отщетится.  Аще же изображен будет, да даст душу за душу, око за око (Исх. 21, 22-24)."

Судя по педантизму и обстоятельности митр.Макария,он вряд ли врал.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #25 : 13 Октябрь 2010, 02:25:11 »

"...И, как никто не усомнится, что это всеянное образует из себя различные члены и внутренности не иной какой-либо прившедшей силой, скрытой в семени и естественно приведенной в деятельность, так, согласно с этим, тоже можно подразумевать и о душе, что, хотя никакими деятельностями не открывает себя в видимом, но тем не менее есть уже во всеянном, потому что и отличительный вид человека, который из этого составится, заключается в этом по возможности, но скрыт по невозможности сделаться явным прежде неизбежной последовательности, а также и душа есть в семени, но неприметна, явит же себя свойственною ей естественной силой, сообразуясь с телесным возрастом. Поскольку сила к зачатию отделяется не от мертвого, но от одушевленного и живого тела, то признаем поэтому основательной ту мысль, что исходящее от живого в начало жизни не есть что-либо мертвое и неодушевленное. Ибо неодушевленное во плоти, без сомнения, мертво. Мертвенность же происходит от утраты души. Никто же не скажет при этом, что лишение возможно прежде обладания, но это говорит утверждающий, что неодушевленное, т.е. мертвенность, старше души..."

Свт. Григорий Нисский "Об устроении человека"

Это хорошая цитата. Особенно заинтересовали слова: "...о душе, что, хотя никакими деятельностями не открывает себя в видимом, но тем не менее есть уже во всеянном, потому что и отличительный вид человека, который из этого составится, заключается в этом по возможности, но скрыт по невозможности сделаться явным прежде неизбежной последовательности, а также и душа есть в семени, но неприметна, явит же себя свойственною ей естественной силой, сообразуясь с телесным возрастом..."

Т.е. свт.Григорий считает массу (всеянное) сразу изображенным в возможности,а следовательно одушевленным в самом семени (в зиготе,вероятно). Зафиксирую. Спасибо.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #26 : 13 Октябрь 2010, 14:23:56 »

Т.е. свт.Григорий считает массу (всеянное) сразу изображенным в возможности,а следовательно одушевленным в самом семени (в зиготе,вероятно).

Да, свт. Григорий считает, что душа уже существует в только что созданном теле и преп. Анастасий Синаит и преп. Максим Исповедник в антропологии следовали как раз за свт. Григорием Нисским.
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2010, 14:38:23 от Денис В.С. » Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #27 : 13 Октябрь 2010, 14:36:24 »

Но что он считал по этому вопросу (не о зачатии Христа,а о зачатии людей)?

Митр.Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие:

"Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению Православной Церкви, «в  то время, когда тело уже образуется и соделается способным к принятию оной» (Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учители Церкви:  Кирилл Александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: аще кто поразит жену непраздну, и изъидет младенец ея неизображен: тщетою да отщетится.  Аще же изображен будет, да даст душу за душу, око за око (Исх. 21, 22-24)."

Судя по педантизму и обстоятельности митр.Макария,он вряд ли врал.

Давно убедился на собственном опыте, что некоторые высказывания современных Святых, а тем более патрологов нужно проверять самому по древним Святым Отцам.
Сам хочу найти свидетельства свт. Кирилла Александрийского по вопросу происхождения души, то есть знать какой версии он держался : вдувания души Богом или передачи души через родителей.
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2010, 14:38:00 от Денис В.С. » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #28 : 13 Октябрь 2010, 16:16:23 »

Сам хочу найти свидетельства свт. Кирилла Александрийского по вопросу происхождения души, то есть знать какой версии он держался : вдувания души Богом или передачи души через родителей.

Ага. Было бы хорошо найти его прямые слова.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #29 : 13 Октябрь 2010, 16:20:39 »

У меня вопрос сторонний, но, на мой взгляд, имеющий отношение к данной теме.

Душа, если брать ее цельно - это осуществованая жизнь. Предназначение зачинаемого человека - совершить выбор (к Богу, или нет). Есть ли такая возможнось у зачатых, но неродившихся?

Как видеть их судьбу?

Как мне кажется Бог творит не "субстанцию души", Он творит сразу всю жизненную плоть, всю судьбу, включая и исторические обстоятельства, ее сопровождающие. Это отсюда (из времени) мы видим последовательно зародыш, формирование плода, роды, возрастание, смерть... Бог видит сразу все.

Бог творит то, что изначально замкнуто на собственный конец. Если нет возможности "замыкания", то и душа (человеческая) не возникает. Ей не в чем осуществоваться, нет реальной  области действования (для нас - будущей, для Творца - настоящей).  

И тогда вопрос можно поставить так: где тот порог, за которым возникает для души реальная возможность исполнить свое предназначение (с учетом того, что это не просто животная душа, а разумная человеческая душа).

Можно видеть таким порогом достижение зародышем человеческой стадии развития (миновав всякие жабры, хвосты и т.д.).  

Цитата: Григорий Нисский
отличительный вид человека, который из этого составится, заключается в этом по возможности, но скрыт по невозможности сделаться явным прежде неизбежной последовательности

Стоит учитывать вариант, что "неизбежной последовательности" (возможности для плода достигнуть  человеческой стадии ) - ее вообще в принципе может не быть (внематочная беременность и т.д.) От нас это сокрыто, а от Бога - нет.

В сотворенном мире есть чисто природный план существования, а есть особая высшая часть тварного, наделенная потенциалом  богообщения. Эти два плана перекрываюся. Для нас трудно разобраться где именно "точка перехода" одного качества тварного в другое.  


« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2010, 16:44:13 от seksta » Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 6
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!