Евгений
|
|
« : 14 Февраль 2016, 01:15:44 » |
|
Когда деление сил души по типу ум-разум(слово)-дух более уместно, чем деление ее на мыслительную, раздражительную и пожелательную способности, об этом убедительно пишет прп. Каллист Ангеликуд. Речь у него в нижеприведенной главе идет о высоких аскетических этапах. Вообще весь этот замечательный текст достоин самого пристального рассмотрения и отдельного обсуждения
Прп. Каллист Ангеликуд. Главы о божественном единении и созерцательной жизни, гл. 34 (см. далее)
|
|
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2016, 01:35:51 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #1 : 14 Февраль 2016, 01:16:45 » |
|
Троичность пресущественного Божества сводится преестественно в единичное, ибо Бог есть триипостасная единица. Поэтому невозможно душе быть сходственным образом подобием Божиим, если и сама, будучи трехчастною, сверхъестественно не станет единою в себе. Называю же я душу трехчастною не по началам: разумному, страстному и пожелательному, ибо душа тройственна существенно не в этом. Ведь не особенно склонна разумная душа к пожеланию и раздражительности, ибо эти начала заимствованы из неразумной части тварей, привходя [в душу] вследствие настоящей животнообразной жизни, как неразумные и темные по себе. Но душа разумна и природа ее полна мысленного света. И принадлежностью ее главным образом следует считать те начала, без которых она не может проявлять свою собственную деятельность. Но она действует и без раздражительного начала и без пожелания, и в особенности тогда она истинно и действует, когда действует без них. Следовательно, в действительности это не ее части, но, как я сказал, это – привходящие в нее силы животнообразного и низменного случая. Ведь разумная душа, мысленно созерцающая горнее, представляющая себе умозрительное, простираясь превыше себя и, так сказать, делая прыжок вверх, бросает куда-то далеко, как пустой вздор пожелание и раздражительность, не имея предмета, к которому бы их применить там, где простота, безвидное, безoбразное, не имеющее цвета и очертания, и все прочее такое, что требует ума свободного [от страстей] и совершенно простого. Но сообразно со своею простотою, душа – трехчастна, будучи умом, пользуясь словом и духом, что наиболее свойственно ей и вовсе не нарушает ее простоты, потому что и троичность единоначального Божества, подобный образ Которого есть душа, не мешает своему единству и простоте, но Божество есть и вполне простое единое пресущественное и в то же время, тем не менее, столь же незыблемо – Троица. Итак, душа или ум (ибо она есть ум и вообще ум есть душа), слово и дух преестественно составляющие единое, представляют нам истинное подобие Триипостасного единого Божества. Это может быть не иначе, как только через взирание и созерцание преестественной Троичной Единицы. Она создала душу таковою. [Она же] и возводит ее к этому [подобию] по отпадении, и без взирания к Ней и созерцания душе невозможно достигнуть этого. Если же этого не произошло, если подобие не восстановлено, то мы окажемся недостаточными в этом отношении и притом в созерцательной части и в истине, которые заслуживают наибольшего усердия и без которых нам невозможно достигнуть бесстрастного устроения. Ибо нам как подобает быть деятельными во благом, чтобы быть бесстрастными, так и созерцательными по отношению к истине, чтобы быть боговидными, служа Богу, превосходящему все, и стремясь стать богами по положению и быть ими по законному подобию первообразу. Если же нам необходимо стать единым по подобию первообразного премирного единого, – а это естественно происходит с нами при воззрении к самому премирному единому, созерцании, простирании горе, мысленном обращении и неуклонном взирании к самому единому, – то, следовательно, всячески следует стараться взирать на премирное единое, превышающее разум, и к нему всецело следует расположить самих себя со всяким тщанием, всем сердцем и душой и лелеять в себе любовь к премирному простейшему, единому и единственному, чтобы сама любовь к нему могла быть вместо святых крыльев для мысленного возношения нашего к нему горе. И таким образом мы всегда будем как бы на воздухе и в безвидном устроении, единовидном с Господом, истинно единым, воспевая Троицу тройчески: мысленно, словесно и духовно, и к Ней, как подобает, устремляясь и восторгаясь и единовидно соединяясь собственным единением в себе с единым превыше всякого единения.
|
|
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2016, 20:23:43 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #2 : 14 Февраль 2016, 13:58:29 » |
|
Когда деление сил души по типу ум-разум(слово)-дух более уместно, чем деление ее на мыслительную, раздражительную и пожелательную способности, об этом убедительно пишет прп. Каллист Ангеликуд. Речь у него в нижеприведенной главе идет о высоких аскетических этапах.
Прп.Каллист пишет - Итак, душа или ум (ибо она есть ум и вообще ум есть душа), слово и дух преестественно составляющие единое, представляют нам истинное подобие Триипостасного единого Божества. Это может быть не иначе, как только через взирание и созерцание преестественной Троичной Единицы. Она создала душу таковою. [Она же] и возводит ее к этому [подобию] по отпадении, и без взирания к Ней и созерцания душе невозможно достигнуть этого. Евгений, как вы понимаете термин преестественно? И что вы относите к высоким аскетическим этапам - устроение души ум-слово-дух или единство этих трех частей?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #3 : 14 Февраль 2016, 14:42:47 » |
|
Прп.Каллист пишет - Итак, душа или ум (ибо она есть ум и вообще ум есть душа), слово и дух преестественно составляющие единое, представляют нам истинное подобие Триипостасного единого Божества. Это может быть не иначе, как только через взирание и созерцание преестественной Троичной Единицы. Она создала душу таковою. [Она же] и возводит ее к этому [подобию] по отпадении, и без взирания к Ней и созерцания душе невозможно достигнуть этого.
как вы понимаете термин преестественно? И что вы относите к высоким аскетическим этапам - устроение души ум-слово-дух или единство этих трех частей?
Несколько не в тему: под "словом" можно понимать также "разум", т. к. скорее всего за ними стоит одно и тоже греческое слово "логос". Ум-разум-дух -- такое устроение можно использовать с самого начала, понимая под духом определенный способ присутствия божественных энергий (тропос), и здесь более уместно русское слово "разум". Подвижник проходит через различны аскетические этапы, которым соответствует разный тропос, способ присутствия божественных энергий. (В Боге нет разделения, но есть различия, например, в божественных энергиях). Наконец. он достигает особого этапа -- (преддверия) обожения, и энергия которая его туда вводит называется Единое. Это своего рода (вторая) завеса, вводящего подвижника во внутритроичную жизнь. Под действием этой энергии его устроение ум-слово-дух достигает "преестественного" единства по подобию Св. Троицы (и здесь уместен более термин "слово", как указание на Логос). Слово "преестественное" указывает и на преестественное подобие Св. Троице, и на окончание всего того, что еще относилось в созерцании подвижника к естеству, то есть "естественного созерцания". Заодно и на то, что в дальнейшем (за этой завесой) его созерцание будет богословским, целиком преестественным. Кроме того, это указание на преестественную внутритроичную жизнь Отца, Логоса и Духа, в которую теперь подвижник оказывается включенным, и теперь он уже не созерцает естественное и преестественное извне, а живет этой преестественной жизнью, становясь Отцу сыном и будучи способен вместе с Сыном сказать: "Отец Мой творит и Я творю". А что он творит и что это за жизнь прп. Каллист описывает, например, в гл. 75: "Как Бог, почивши, почил не от всех Своих дел, но только от тех, какие Он начал творить , — не почил Он однако от дел безначальных, и несозданных, и как бы сродных Ему, —так одинаково богоподражательно и ум, прошедши, и испы- тав всю видимую тварь при помощи божественного Слова и животворящего Духа, и проникнув сквозь нее, вовсе не почи- вает от дел, сродных ему, и всего менее от тех, которые не имеют ни начала, ни конца, но он почивает от дел видимых, начинающихся и оканчивающихся. Вследствие этого, тогда как телесный отдых у окончившего труд наступает вслед за неподвижностию, нечто противоположное бывает следствием устроения ума. Ибо если бы он не стал приснодвижным от животворящего беспрерывного дыхания Духа в познавательном взирании на видимое, то он даже не знал бы, существует ли духовный покой, приснодвижно единовидно существующий только вокруг Бога и обоживающий причастника своего среди невыразимого и несказанного отдохновения во Христе".Иначе говоря, его жизнью и творением являются (не "сотворенные" уже логосы сущего, а "творимые" им в Боге) логосы промысла и суда, так как "Отец не судит, а весь суд отдал Сыну". А также, наверно, еще и много чего такого, о чем мы и помыслить не можем
|
|
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2016, 14:50:48 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Андрей_в
Пользователь
Offline
Сообщений: 62
|
|
« Ответ #4 : 18 Февраль 2016, 06:23:17 » |
|
Когда деление сил души по типу ум-разум(слово)-дух более уместно, чем деление ее на мыслительную, раздражительную и пожелательную способности
Спасибо, хорошая цитата. По сути, в ней говорится о том же, о чем и у свт. Григория Паламы (150 гл, 35), но более четко. И на мой взглял, это просто разные деления, не противоречащие друг другу: деление на мыслительную, раздражительную и пожелательную способности - более общее, а деление ум-слово-дух - это деление мыслительной способности, которая по преимуществу и есть разумная душа в собственном смысле.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #5 : 18 Февраль 2016, 20:22:27 » |
|
Когда деление сил души по типу ум-разум(слово)-дух более уместно, чем деление ее на мыслительную, раздражительную и пожелательную способности
Спасибо, хорошая цитата. По сути, в ней говорится о том же, о чем и у свт. Григория Паламы (150 гл, 35), но более четко. И на мой взглял, это просто разные деления, не противоречащие друг другу: деление на мыслительную, раздражительную и пожелательную способности - более общее, а деление ум-слово-дух - это деление мыслительной способности, которая по преимуществу и есть разумная душа в собственном смысле. "Ведь не особенно склонна разумная душа к пожеланию и раздражительности, ибо эти начала заимствованы из неразумной части тварей, привходя [в душу] вследствие настоящей животнообразной жизни, как неразумные и темные по себе. Но душа разумна и природа ее полна мысленного света. И принадлежностью ее главным образом следует считать те начала, без которых она не может проявлять свою собственную деятельность. Но она действует и без раздражительного начала и без пожелания, и в особенности тогда она истинно и действует, когда действует без них. Следовательно, в действительности это не ее части, но, как я сказал, это – привходящие в нее силы животнообразного и низменного случая. Ведь разумная душа, мысленно созерцающая горнее, представляющая себе умозрительное, простираясь превыше себя и, так сказать, делая прыжок вверх, бросает куда-то далеко, как пустой вздор пожелание и раздражительность, не имея предмета, к которому бы их применить там, где простота, безвидное, безoбразное, не имеющее цвета и очертания, и все прочее такое, что требует ума свободного [от страстей] и совершенно простого"Я все же думаю, что ум-слово-дух -- устройство души по подобию, когда она подвергается обожению, и тогда такое ее устройство "превосходит" ее прежнее устройство (на умную-раздражительную-пожелательную части), не отменяя его. Прежнее устройство, по образу, "покоится", а в подвижнике тогда целиком действует то, что по подобию
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей_в
Пользователь
Offline
Сообщений: 62
|
|
« Ответ #6 : 20 Февраль 2016, 07:04:19 » |
|
Я все же думаю, что ум-слово-дух -- устройство души по подобию, когда она подвергается обожению, и тогда такое ее устройство "превосходит" ее прежнее устройство (на умную-раздражительную-пожелательную части), не отменяя его. Прежнее устройство, по образу, "покоится", а в подвижнике тогда целиком действует то, что по подобию
Дело в том, что, если "по образу" - описывает устройство человека - сущности и силы, то "по подобию" - уже не само устройство, а его реалиацию, не силы, а действия. Но любое действие имеет в своей основе соотв. силу, без которой оно невозможно. Устройство души при достижении подобия не изменяется, но лишь проявляет то, что было скрыто до того. " не особенно склонна разумная душа к пожеланию и раздражительности, ибо эти начала заимствованы из неразумной части тварей, привходя [в душу] вследствие настоящей животнообразной жизни" - это о том, что речь именно об устройстве разумной части, а не о страстной. " она действует и без раздражительного начала и без пожелания, и в особенности тогда она истинно и действует, когда действует без них. Следовательно, в действительности это не ее части, но, как я сказал, это – привходящие в нее силы животнообразного и низменного случая" - о том, что страстные силы не входят в состав разумной части души, а именно разумная часть есть душа по преимуществу. " те начала, без которых она не может проявлять свою собственную деятельность" - эти начала, это и есть составляющие разумной части души, которые и проявляются в деятельности подвижника. " Но сообразно со своею простотою, душа – трехчастна, будучи умом, пользуясь словом и духом, что наиболее свойственно ей и вовсе не нарушает ее простоты, потому что и троичность единоначального Божества, подобный образ Которого есть душа, не мешает своему единству и простоте" - выражение "подобный образ" как раз и говорит о том, что это устройство заложено в образе и реализовано в подобии. " Итак, душа или ум (ибо она есть ум и вообще ум есть душа), слово и дух преестественно составляющие единое, представляют нам истинное подобие Триипостасного единого Божества. Это может быть не иначе, как только через взирание и созерцание преестественной Троичной Единицы. Она создала душу таковою. [Она же] и возводит ее к этому [подобию] по отпадении" - т.е. "ум-слово-дух" - это устройство души ("создала душу таковою"), а их преестественное единение - это образ действия души, соответствующий логосу благобытия, т.е. подобие. Т.о., я все же думаю, что "ум-слово-дух" - это устройство разумной части души, созданной по образу Пресвятой Троицы, а подобие состоит в их преестественном единении.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #7 : 20 Февраль 2016, 12:03:39 » |
|
Я все же думаю, что ум-слово-дух -- устройство души по подобию, когда она подвергается обожению, и тогда такое ее устройство "превосходит" ее прежнее устройство (на умную-раздражительную-пожелательную части), не отменяя его. Прежнее устройство, по образу, "покоится", а в подвижнике тогда целиком действует то, что по подобию
Дело в том, что, если "по образу" - описывает устройство человека - сущности и силы, то "по подобию" - уже не само устройство, а его реалиацию, не силы, а действия. Но любое действие имеет в своей основе соотв. силу, без которой оно невозможно. Устройство души при достижении подобия не изменяется, но лишь проявляет то, что было скрыто до того. Т.о., я все же думаю, что "ум-слово-дух" - это устройство разумной части души, созданной по образу Пресвятой Троицы, а подобие состоит в их преестественном единении. Присоединяюсь к вашему рассуждению об устройстве умной части души. Но и Евгений прав, когда говорит об устройстве души. Ведь при обожении душа будет жить только умной частью, а другие упокоятся. Так что вы оба правы.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|