consensus patrum
13 Июль 2024, 00:46:44 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: В обожении синергия прекращается.  (Прочитано 7285 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 05 Февраль 2010, 23:26:35 »

В концепции св.Максима Исповедника есть три стадии: усия-динамис-энергия.

В обожении чел.природа не упраздняется,а значит стадию усии сохраняем.

В эсхатологической перспективе прекращается деятельность тварного естества,а значит уже не будет третьей стадии:энергии.

Более того,если до падения не было жительства по тварной энергии,но была возможность (сила,динамис) такого вещественного бытия тварной природы, то в успении святых упраздняется сама возможность для такого жительства.

Т.е. до падения было усия-динамис, а в Царстве Божьем из тварного будет только усия.

Давайте сюда кидать цитаты о том,что в обожении тварное естество (ум,душа и тело) не только перестаёт действовать,но и уже даже не может действовать.

В обожении синергия прекращается. Синергия должна быть до обожения.

МИ. Амбигва 7, 1076 С:

"образ восходит к Первообразу (святые ко Христу-прим.моё) и больше и не будет способен перемещаться в другом направлении (т.е.от Христа вниз-прим.моё), а яснее и истиннее сказать, даже и не будет способен хотеть, потому что он захвачен божественной энергией, а точнее, он обожением стал Богом и обильно наслаждается, в исступлении (выходе,вы-ступлении) из того, что естественно соответствует ему из числа сущего и умопостигаемого, благодаря препобедившей его благодати Духа. Поэтому образ (святой-прим.моё) будет показывать единого действующего Бога, так что будет одна и во всех отношениях единая энергия -- энергия Бога и достойных Бога, а точнее, одного Бога, потому что Он всецелый во всецелых достойных Его благолепно взаимопроникает."
« Последнее редактирование: 06 Февраль 2010, 00:07:03 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 05 Февраль 2010, 23:48:56 »

Кавасила. 4 слово:

"Лучшее осиливает слабейшее и Божественное овладевает человеческим"

"Каков же ум наш, когда владеет нами ум Божественный, каково желание наше, когда присутствует хотение блаженное, какова персть, когда препобеждает ее оный огонь?А что сие бывает так, показывает Павел, говоря, что он не имеет ни своего ума, ни хотения, ни жизни, но все сие в нем Христос, ибо говорит, мы ум Христов имамы (1 Кор. 2: 16) и искушения ищете глаголющаго во мне Христа (2 Кор. 13: 3) и мнюся бо и аз Духа Божия имети (1 Кор. 7: 40), и люблю вас утробою Иисус Христовою (Флп. 1: 8 ), откуда явно, что иметь одно и то же с Ним хотение, и все совокупляя, говорить: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20)."

"А теперь и то и другое вместе; таким образом, с одной стороны соединяется и сродняется с людьми, как с однородными, с другой может превысить и победить естество и переменить в Себя. Ибо большие силы не позволяют меньшим силам оставаться тем же, когда соединятся с ним, и железо ничего железного не сохраняет, сходясь с огнем, и земля и вода, будучи подвержены действию огня, переменяют свои свойства в свойства огня. Если в однородных силах лучшие так действуют на худшие, что должно думать об оной выше естественной силе? Ясно, что когда изливается в нас Христос и соединяет с нами Себя Самого, Он переменяет и в Себя преобразует нас, как бы малую каплю воды, влитую в беспредельное море мира; ибо миро столько имеет силы над впавшими в него каплями, что не просто делает их благоуханными, и только пахнущими миром, но самым благоуханием, природой самого излиянного на нас мира. Христово бо, - сказано, - благоухание есмы (2 Кор. 2: 15)."

Кавасила говорит так о тех,кто ещё не обожен,но направлен к сему:

7 слово:

"любящему Бога, когда ещё природа не преложилась и не переменилась в божественное, так чтобы оно пребывало в самой природе его, когда желание и любовь перенесены от своего к Богу, ничто не препятствует иметь совершенную радость о Нем, как будто бы он и переменился уже. Ибо хотя природу имеет еще человеческую, и по естеству не соединяется с божественным, как со своим собственным, но все желание свое имеет уже там, и оно так существенно, чтобы можно было радоваться истинно, и такую имеет силу в нас, чтобы удержать оное удовольствие."

А теперь Кавасила пишет о тех,кто уже обожился,поскольку они уже переменились в божественное и человеческое не имеют ничего,а только сверхъестественное удовольствие:

"как человек, отвергнув не только тело и жилище, но и себя самого, идет к Богу, который заменяет для него и тело, и душу, и собственность, и друзей, и всё, то необходимо, чтобы удовольствие превосходило всякое человеческое удовольствие, необходимо получить такое удовольствие, которое было бы сообразно с божественным блаженством и соответствовало такой перемене. Посему и говорится, что они радуются радостью Христовой, ибо о чем радуется Он, таковую же и им дарует радость; ибо радуется о Себе Самом; а когда могущее увеселить есть одно и то же, следует, что и удовольствие одно и то же, и о сем не догадываться только и рассуждать можно, но основательно знавать сие, по ясному слову Спасителя. Ибо когда полагал Он законы о любви, и убеждал учеников до конца сохранять неизменную любовь к Нему, сказал им: сия глаголах вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша исполнится (Ин.15:11). Для того, - сказано, - повелеваю любить, чтобы когда любовь сделается всеобщим для вас, вы имели совершенно одно и то же со Мной удовольствие о Мне и Моём. Ибо умросте, - сказано, - и живот ваш сокровен со Христом в Бозе (Кол.3:3), равно и радость, и все иное, и человеческого в них нет ничего."

"кого купил Христос, невозможно, чтобы сей оставался своим"

"Спаситель купил всего человека"

"Он купил всего человека, следственно, купил и желание (волю), и преимущественно его. Ибо всего прочего Он был владыка и владел всей природой нашей, а в чем мы можем убежать рабства, - это желание, и чтобы купить его, Он соделал всё. Ибо потому, что искал воли, не сделал Он ничего насильственного, не похитил, но купил."

1 слово:

"принадлежащее Главе делается и нашим. И теперь посредством сей воды мы переменяемся в безгрешных, посредством мира участвуем в Его благодеяниях, посредством Трапезы живём одной с Ним жизнью, и в будущем веке мы боги чрез Бога и наследники одного и того же с Ним, царствующие в одном с Ним Царстве".

5 слово:

"Итак, совершитель (иерарх), поискав, какое из тел сообразнее подлежало бы миру, не нашел ничего приличнее мученических костей, и помазав их миром, и помазанные приложив к трапезе, вполне освящает жертвенник. Ибо таинствам Христовым нет ничего сродственнее мучеников, ибо у них с самим Христом общее все и тело, и дух, и образ смерти. Он и при жизни их соприсутствовал с ними и скончавшихся не оставляет мертвыми, но, будучи соединен с душами их, и бренности сей соприсутствует, и примешивается персти, и если в чем-либо из видимого можно найти и иметь Спасителя, то конечно при сих костях. Посему, приходя к храму, теми словами ("...внидет Царь Славы") отверзает для них врата, как бы вводил Самого Христа, и во всем прочем почитает их наравне со священными Дарами. Подлинно истинный храм Божий и жертвенник суть кости сии".
« Последнее редактирование: 06 Февраль 2010, 00:07:37 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 05 Февраль 2010, 23:49:34 »

из жж Олега Мосолова.

Преп. Никита Стифат. Житие преп. Симеона Нового Богослова, 69-70:

"И он увидел, что свет постепенно охватил все тело его, сердце и внутренности, сделав его самого всецело огнем и светом. Как прежде забыл он о доме, так и теперь свет заставил его забыть форму и положение, плотскую природу и внешний вид тела, и он перестал плакать. А из света дошел до него голос: "Так надлежит измениться живым и оставшимся святым, при последнем звуке трубы, и, став таковыми, будут они восхищены", как говорит и Павел (1 Фес. 4:16-17)...
Ведь, как было сказано, он понимал, что весь вместе с телом сделался светом - безвидным, бесформенным, нематериальным. И он чувствовал, что тело присуще ему, но какое-то бестелесное и как бы духовное, ибо он не ощущал, что оно обладает весом или плотностью, и был изумлен, видя себя во плоти словно бесплотного
."

Св. Григорий Палама
"О божественном и обоживающем причастии или о божественной и сверхъестественной простоте":

"21... Неужели еще сможет кто-нибудь сказать, что не присущего природе Бога и нетварного действия причащаются все святые, по своей воле отлагающие природное и познавемые по одной благодати, по которой выкажут столько силы, сколько Бог-по-природе, воплотившись, принял от нашей слабости - ибо Он знал, что обожение спасаемых благодатью будет соразмерно Его умалению? Как может быть иначе, если они унаследуют Царство Божие, которое есть "уделение по благодати блага, принадлежащего природе Бога"? Он позволяет им целиком войти в Себя и уделяет от собственной славы и сияния, так что совершенно невозможно отличить Его от них - подобно прозрачному воздуху, целиком просвещенному светом, или скорее подобно неподдельному словесному золоту, прокаленному невещественным Божественным огнем: "обожением они стали богами и препобедившей благодатью Духа усвоили себе одно только Божественное действие, так что одно и то же во всех отношениях действие Бога и достойных Бога", говоря боговдохновенными словами Максима, "когда Бог полностью и целиком охватил достойных, как подобает Благому."

Св. Григорий Палама
Триады 2, 3, 25:

"И вот если созерцание умных вещей не отступает от своей сверхчувственности, хотя и видимо, то неужели созерцание достигших христоподобного удела не будет сверхчувственным из-за того, что видимо? Зримое то богоявление не только сверхчувственно, но и сверхразумно, как пояснил святой Максим, который говорит: «Через обожение дух дарует нам тогда успокоение от всех телесных и умственных природных действований, так что Бог явится через посредство и души, и тела». Свет стало быть будет воспринят и умом и чувством, каждым, конечно, соразмерно самому себе, но — сверх чувства и ума. А то, что Ареопагит называет «зримым богоявлением» и «единением превыше ума», не слишком отличается одно от другого; да и во всяком случае поскольку мы согласно боговидцам не будем там нуждаться в воздухе и пространстве , зачем станем нуждаться в чувственном свете?"

Триады 2, 3, 39:

"Нет, в блаженнейшей жизни нескончаемого века сыны Воскресения не будут нуждаться ни в чем, составляющем жизнь века нынешнего, «ни в воздухе, ни в свете, ни в пространстве и подобном, но вместо всего этого будет нам божественная природа», по Григорию Нисскому; и по святому Максиму обожение души и тела дарует тогда прекращение всех умственных и чувственных природных действований, так что «Бог будет являться посредством души и тела, ибо все природные признаки пересилит изобилие Его славы». Что же есть этот свет, сверх всякого природного знания зримый телесными очами без воздуха и без чувствования? Разве не озаряющая и просветляющая слава Божия? И что действует в нас, давая нам созерцание сверх всякого чувства и ума? Разве не Дух Божий, делающий тогда не только наш ум, но и наше тело духовным?"
« Последнее редактирование: 06 Февраль 2010, 00:07:58 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #3 : 06 Февраль 2010, 00:12:14 »

Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства".
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 06 Февраль 2010, 01:28:15 »

классная цитата. спасибо!
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Isolophey
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 137


Меня же для чего-то сшили...


WWW
« Ответ #5 : 17 Май 2010, 23:17:18 »

Прп. Максим Исповедник. Марину, преподобнейшему пресвитеру (TP 1: PG 91: 9-37; пер. А.Шуфрина с нек. изменениями).

"<...> Что же касается выражения "единая энергия", встречающегося в седьмой главе [моих] "Трудных мест великого Григория", то смысл его прозрачен. Ведь у Бога и у святых одна энергия, обоживающая всех святых, я утверждал, описывая ожидаемое состояние святых в будущем..., имея в виду: изначально Божия - по сущности, энергией же святых ставшая по благодати. Добавил же: "вернее, только Божия", так как это результат только Божественного действия - обожение святых по благодати, так как способность к этому по природе в нас не вложена. А к чему в нас нет [природной] способности, того мы и не делаем, поскольку деятельность - это природная способность в полноте осуществления <...> Но обожение - не из тех вещей, что по природе получают от нас бытие соответственно способности, так как оно не из того, что в нашей власти; ведь у того, что превышает природу, никакого основания [логоса] в природе нет. Значит обожение - это деятельность не являющаяся признаком нашей способности (способности к ней у нас по природе нет), но только Божественной способности (δυναμις), так как оно - не воздаяние святым за праведные дела, но доказательство щедрости Сотворившего, Который любящих его прекрасно сделал по [сыно]положению (или: усыновлению) тем же, чем Сам является... изначально по природе. <...> Итак, я не отказал тем, кто будет это испытывать, в природной энергии (представив ее упокоившейся от дел, которые ей свойственно по природе совершать, и испытывающей только наслаждение благами); но указал на сверхсущную силу как единственную, способную производить обожение, и по благодати ставшую принадлежностью обоженных. <...>"
Записан

Dilectus meus mihi, et ego illi…
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #6 : 17 Май 2010, 23:37:43 »

Я вот такую нашел, это по теме??

Свт.Григорий Палама
Омилия 21. На Вознесеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа; въ ней же говорится и о томъ, какъ исполняется законная (ветхозавѣтная) Суббота
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0121

Цитировать
Его тело имело нетление после Воскресения и не нуждалось в пище, но Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение и чтобы показать, что Его нынешнее тело есть то же самое, которое вкушало с ними пищу прежде Страстей. Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но — божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а безсмертныя тела не нуждаются в пище для своего существования.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #7 : 18 Май 2010, 10:32:08 »

Прп. Максим Исповедник. Марину, преподобнейшему пресвитеру (TP 1: PG 91: 9-37; пер. А.Шуфрина с нек. изменениями).

"<...> Что же касается выражения "единая энергия", встречающегося в седьмой главе [моих] "Трудных мест великого Григория", то смысл его прозрачен. Ведь у Бога и у святых одна энергия, обоживающая всех святых, я утверждал, описывая ожидаемое состояние святых в будущем..., имея в виду: изначально Божия - по сущности, энергией же святых ставшая по благодати. Добавил же: "вернее, только Божия", так как это результат только Божественного действия - обожение святых по благодати, так как способность к этому по природе в нас не вложена. А к чему в нас нет [природной] способности, того мы и не делаем, поскольку деятельность - это природная способность в полноте осуществления <...> Но обожение - не из тех вещей, что по природе получают от нас бытие соответственно способности, так как оно не из того, что в нашей власти; ведь у того, что превышает природу, никакого основания [логоса] в природе нет. Значит обожение - это деятельность не являющаяся признаком нашей способности (способности к ней у нас по природе нет), но только Божественной способности (δυναμις), так как оно - не воздаяние святым за праведные дела, но доказательство щедрости Сотворившего, Который любящих его прекрасно сделал по [сыно]положению (или: усыновлению) тем же, чем Сам является... изначально по природе. <...> Итак, я не отказал тем, кто будет это испытывать, в природной энергии (представив ее упокоившейся от дел, которые ей свойственно по природе совершать, и испытывающей только наслаждение благами); но указал на сверхсущную силу как единственную, способную производить обожение, и по благодати ставшую принадлежностью обоженных. <...>"

Недавно прочитал блж.Августина о предопределении святых. Вообще,мне показалось,что на него некоторые патрологи напрасно наезжают. Он во многом совпадает с МИ (а точнее,МИ с ним совпадает),хотя и выражает мысли по "западному": на "юридическом" языке. Просто мы привыкли либо к католическим трактовкам Августина (Петра Могилы и ко),либо к восточной критике Августина. На мой взгляд,Августина следует читать через МИ. Тогда не будет ощущаться "запах" кальвинизма,филиоквизма,экуменизма и пр.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #8 : 18 Май 2010, 15:18:24 »

Макарий Великий (Беседа 1) в толковании на (Иезек. 1, 5-28):

"Душа, желающая жить у Бога в вечном упокоении и свете, по сказанному прежде, должна приступить к истинному Архиерею Христу, претерпеть заклание и умереть для мира и для прежней жизни лукавой тьмы, преставиться же в иную жизнь для божественного воспитания. Если умирает кто в городе, — не слышит ни голоса, ни речей, ни шума живущих там, но как скоро умер, — переносится в другое место, где нет ни гласов, ни воплей того города: так и душа, как скоро предается на заклание и умирает в том граде вредных страстей, в котором жила и проводила время, не слышит уже в себе гласа бесед тьмы, не раздается уже в ней говор и вопль суетного беседования и мятежа духов тьмы, но преселяется она в град, исполненный благости и мира, в град Божественного света; и там живет и слышит, там гражданствует, разглагольствует и беседует, там совершает дела духовные и достойные Бога.

9. Посему и мы будем молиться, чтобы силою Его приять нам заклание и умереть для лукавого века тьмы, чтобы истреблен был в нас дух греха, чтобы душа восприяла в себя небесного Духа, облеклась в Него, преселилась из греховной тьмы во свет Христов, и целые веки упокоевалась в жизни. Как на ристалище колесницы несутся, и опередившая задерживает другую, мешает и препятствует ей ехать вперед и предвосхитить победу: так в человеке проносятся душевные и греховные помышления, и если греховному помышлению случится упредить, задерживает оно душу, мешает и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом. А где восседает и правит душею сам Господь, там всегда одерживает Он победу, искусно и постоянно правя браздами и путеводствуя колесницу души к небесному и божественному образу мыслей. Не ведет Он брани со грехом, но, как полномочный и полновластный, всегда Сам решает победу. Посему-то Херувимы несутся, не куда сами желают идти, но куда путеводствует Восседающий на них и Правящий ими; куда Ему угодно, туда и шествуют они, и сам Он носит их; ибо сказано: рука человеча была под ними. Святые души носятся и путеводствуются Духом Христовым, Который правит, куда Ему угодно. И когда угодно Ему, — носятся в небесных помыслах; а когда угодно, — и в теле. Где угодно Ему, там и служат Ему. Как птице ногами служат крылья; так небесный свет Духа восприемлет крыла достойных души помыслов, путеводствуя и правя, куда Ему известно.

Посему, как скоро слышишь это, обрати внимание на себя самого, в самом ли деле и подлинно ли приобретено сие душею твоею? Ибо это не слова, просто произносимые, но дело, поистине в душе совершаемое. И если не приобрел ты таких духовных благ, то ... ты еще мертв для царства"

Вообще Беседа вся эта важна, так как в ней достаточно подробно (в отличие от других отцов) описан образ почивания Бога в человеческой душе, которое в видении предзрел еще прор. Иезекииль.

Если ближе к теме обсуждения, то фразы вроде:

"преселяется она в град, исполненный благости и мира, в град Божественного света; и там живет и слышит, там гражданствует, разглагольствует и беседует, там совершает дела духовные и достойные Бога"
"Как птице ногами служат крылья; так небесный свет Духа восприемлет крыла достойных души помыслов, путеводствуя и правя, куда Ему известно"

говорят, скорее, о том, что у души в таком состоянии все-таки могут быть (временами) "достойные Бога" собственные помыслы и стремления к совершенству (ведь и ангелы не престают совершенствоваться в Небесном царстве, -- Лествичник), которым содействуют другие насельники Царства или которые восприемлет сам Дух, "путеводствуя и правя, куда Ему известно"

Насколько такая собственная активность человеческой природы простирается до самых пределов обожения, сказать трудно. Возможно, и по всеобщем Воскресении будет возможно совершенствование и соответствующая собственная (виде стремления к совершенству) активность человеческой природы
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!