npomonon
|
|
« : 22 Ноябрь 2009, 17:23:14 » |
|
До сих пор я разделял в этом вопросе т.зр. свт. Игнатия. Но, прочитав VI письмо МИ, как-то поколебался. Он вроде говорит иначе. Кто что может сказать по этому поводу?
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #1 : 22 Ноябрь 2009, 18:10:49 » |
|
о бестелесности души писал и Дамаскин, правда, он оговаривался, что душа бестелесна в сравнении с грубостью материи, а не в абсолютном смысле
А что свт. Игнатий писал о телесности души? я только помню, что по нему ангелы, кажется, имеют газообразное тело.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #2 : 22 Ноябрь 2009, 19:57:24 » |
|
Свт. Игнатий, когда говорит о телесности души, ссылается на Макария Египетского.
А вот что говорит св. Макарий:
Преп. Макарий Египетский. Беседа 4, гл.9
«всякая тварь – и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей есть тело (сноска 1), потому что, хотя и утонченны они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело. Так и душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему, языком, которым говорит, и рукою, и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные отправления».
(сноска 1: сие разуметь должно в смысле не отрешенном, но относительном. Иоанн Дамаскин (ТИПВ, кн.2, гл 3) говорит: «Ангел есть существо бестелесное… Бестелесным и невещественным же называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно»)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #3 : 22 Ноябрь 2009, 20:07:01 » |
|
Свт. Игнатий в своем "Слове о смерти" повторяет во многом Макария Великого:
"ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, суть тела. Они - тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждою для тонкого тела - души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела [4].Когда душа разлучается с телом посредством смерти, она совлекается его, как бы одежды. Святой Макарий говорит, что совершеннейшие из христиан, очищенные и просвещенные Святым Духом, видят образ души, но такого совершенства и видения достигают между святыми весьма редкие [5]. Этот великий Отец утверждает, что у молящихся молитвою Духа душа во время молитвы иногда выходит из тела особенным непостижимым действием Святого Духа [6]. И в тот век, в который процветал в пустыне Египетского Скита Великий Макарий, в век высокого подвижничества монашеского, весьма редкие между святыми иноками сподоблялись видеть образ души; тем реже они ныне. Но и ныне они встречаются, по великой милости Божией и по неложному обетованию Господа Иисуса пребывать с верными учениками Своими до скончания века. По личному свидетельству такого избранника Божия, внезапно узревшего душу свою при обильнейшем благодатном действии молитвы, исшедшею из тела и стоящею на воздухе, она - эфирное, весьма тонкое летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица - словом, полное сходство с ним. Не только силы ума и сердца были при душе, но при ней была вся жизнь, а тело оставалось на стуле, как мертвое, как скинутая одежда, доколе, по мановению Божию, не возвратилась в него душа так же непостижимо, как непостижимо вышла из него [7]. Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы - словом, полное подобие видимого человека в его теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых Ангелов; этот характер напечатлен на лицах и добродетельнейших христиан. Отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между человеками. Так поведают видевшие Ангелов света и ангелов тьмы. Ангел и душа называются бесплотными, как не имеющие нашей плоти называются духом, как существа тонкие, совершенно отличающиеся от предметов, составляющих вещественный мир. Так называются они и на обыкновенном языке человеческом, и в Священном Писании, и в писаниях святых Отцов [8]: вещество их несравненно тоньше вещества земных предметов, нами видимых."
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #4 : 22 Ноябрь 2009, 20:35:25 » |
|
что касаемо Письма 6 МИ, то мне, навскидку, кажется, что у МИ и ИД дополняющие точки зрения, как бы изложенные не об одном и том же, а о разном.
Ведь и сам ИД в другом месте ТИПВ несомненно утверждает что душа бестелесна:
"Каждый в отдельности человек, состоя из двух естеств - из души и тела - и имея их в себе в неизменном виде, справедливо может называться (состоящим из) двух естеств, ибо и после соединения (души и тела) сохраняет естественное свойство каждого из них. Ибо тело (и после соединения с душой) не бессмертно, но тленно; также и душа (и после соединения с телом) не смертна, но бессмертна; и тело не становится невидимым, равно и душа не становится видимою телесными очами. Душа имеет способность понимания, одарена разумом, бестелесна; тело же грубо, видимо и неразумно. А что противоположно между собою по своей сущности, то - не одного естества. Итак, душа и тело - не одной сущности."
(книга 3 глава 16)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #5 : 22 Ноябрь 2009, 22:50:01 » |
|
Получается, что свт. Игнатий + свт. Феофан = принцип дополнительности? Но свт. Феофан уж как-то схоластически пишет...
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #6 : 22 Ноябрь 2009, 22:54:29 » |
|
это две философские парадигмы души, которые сказались в патристике - стоическая (Тертуллиан, Макариевский корпус) и платоническая (Ориген, ГрН, МИ и т.д. и т.п.)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #8 : 22 Ноябрь 2009, 23:46:29 » |
|
свт. Игнатий + свт. Феофан = принцип дополнительности? слово "дополняют" означало, что это разные теории, исходящие из разных посылок. Сами в себе, думаю, они не нуждаются в дополнении. Они дополняют не друг друга, а картину мироздания, если так можно выразиться.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #9 : 22 Ноябрь 2009, 23:56:24 » |
|
Я имел в виду, что либо оба правы, либо кто-то из них неправ.
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #10 : 22 Ноябрь 2009, 23:59:10 » |
|
А за статью - отдельная благодарность!
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #11 : 23 Ноябрь 2009, 01:13:17 » |
|
вообще гря, была такая тема Мейендофа, что в патристике была семитская линия антропологии Макария (понимаемая в духе стоической) и неоплатоническая Евагрия, а св. Григорий Палама их синтезировал (Мейндорф проводит эту мысль, в частн., в своей книжке про Паламу). Однако это схема подвергается критике, напр. Антонио Риго в статье в "Символе", который тут где-то висит. Однако другой схемы Риго не предлагает. Т.е. линии-то такие в натуре есть, но как именно они живут и взаимодействуют - вот вопрос.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #12 : 23 Ноябрь 2009, 01:17:47 » |
|
Да, вопрос интересный. Должна же быть между ними какая-то корреляция.
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #13 : 23 Ноябрь 2009, 12:14:31 » |
|
До сих пор я разделял в этом вопросе т.зр. свт. Игнатия. А что это за точка зрения, в каком труде она представлена? Можно ссылку?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #14 : 23 Ноябрь 2009, 12:32:01 » |
|
Елена, я очень рада Вашему возвращению
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|