seksta
|
 |
« Ответ #15 : 23 Ноябрь 2009, 12:33:10 » |
|
Я тоже соскучилась. 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
 |
« Ответ #16 : 23 Ноябрь 2009, 12:55:12 » |
|
До сих пор я разделял в этом вопросе т.зр. свт. Игнатия. А что это за точка зрения, в каком труде она представлена? Можно ссылку? свт. Игнатий Брянчанинов "Слово о смерти"
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #17 : 23 Ноябрь 2009, 18:01:47 » |
|
Из "Слова о смерти": Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы - словом, полное подобие видимого человека в его теле. Все с этим согласны? свт. Игнатий + свт. Феофан = принцип дополнительности? А где представлена позиция свт.Феофана?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
 |
« Ответ #18 : 23 Ноябрь 2009, 18:10:54 » |
|
свт. Феофан затворник "Душа и ангел - не тело, но дух"
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #19 : 23 Ноябрь 2009, 18:20:27 » |
|
это две философские парадигмы души, которые сказались в патристике - стоическая (Тертуллиан, Макариевский корпус) и платоническая (Ориген, ГрН, МИ и т.д. и т.п.) Есть еще одна парадигма. Библейская. На библейском языке «душа» - это не некая субстанция, не некая сущность, а синоним самого САМОДВИЖНОГО И РАЗУМНО-СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРИРОДЫ, некоего субъекта. Максим Исповедник где-то дает определение в подобном ключе: душа - осуществованная жизнь. Само это деление человека на составы (дихотомия, трихотомия) - оно в чем-то условное. Можно и нужно использовать эти схематические построения для рассматривания каких-то вещей, но получении результата соит возвращаться к библейскому пониманию человека как "души живой". Это какое-то цельное понятие. В человеке нет "составов" как таковых. Это все определенные срезы той многомерной реальности, которой человек является. Душа от тела не может быть окончательно отлучена. Вне опыта тела не имеет жизни. Смерть - это не разлучение души от тела (хотя как образ это верно) - душа и и по исходе из тела живет "телесно", плотью - памятованием опыта, приобретенного в земном существовании. Смерть - это успение души, невозможность продолжить свое существование, невозможность прибавить что-то к земному опыту, поскольку НЕ ЧЕРЕЗ ЧТО. Жизнь - это когда при звуках труб нам возвращена будет телесность, чтобы предстать на Суд. Можно душу видеть стоящей над телом: не содержащейся в теле, а обнимающей тело: не душа находится внутри тела, а тело внутри души. И будучи объемлемо бессмертной душой, телу самому сообщается воскресение, прообразом которого служит нетление в мощах.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Ноябрь 2009, 18:32:56 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #20 : 23 Ноябрь 2009, 18:25:10 » |
|
На эту тему есть интересное высказывание Аверинцева. Он вскрывает разницу подходов. Интересно значение, которое в европейской традиции приобретает догмат о бессмертии души. Разумеется, христианство предполагает учение о бессмертии души; я никоим образом не собираюсь это отрицать, но ведь, например, в Символе веры не говорится «верую в бессмертие души», а говорится «чаю воскресения мертвых». А в другом древнем символе веры говорится о воскресении плоти, resurrecio carnis: это так называемый Апостольский Символ веры, принятый в западной традиции с древних времен — еще с времен неразделенной Церкви, но неизвестный на Востоке.
Воскресение плоти, воскресение мертвых, судный день — вот библейская эсхатология.
Но когда уже в Новое время в Европе распространяется список четырех истин, которые непременно нужно знать всякому христианину (этот список был выработан в католическом мире, но нашел распространение во всех вероисповеданных сферах, включая православие), то в этот список входит уже не воскресение мертвых, а бессмертие души. Можно сказать, что есть целый ряд моментов, никоим образом не противоречащих Библии, но дающих другие акценты.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Ноябрь 2009, 18:28:50 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
 |
« Ответ #21 : 23 Ноябрь 2009, 19:04:26 » |
|
это две философские парадигмы души, которые сказались в патристике - стоическая (Тертуллиан, Макариевский корпус) и платоническая (Ориген, ГрН, МИ и т.д. и т.п.) Есть еще одна парадигма. Библейская. На библейском языке «душа» - это не некая субстанция, не некая сущность, а синоним самого САМОДВИЖНОГО И РАЗУМНО-СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРИРОДЫ, некоего субъекта. если это библейская парадигма, то приведите, плиз, цитаты из Библии, на которые Вы опирались. Спрашиваю, потому что нигде в Библии слов, выделенных Вами большими буквами, нет.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #22 : 23 Ноябрь 2009, 19:06:06 » |
|
"Душа и ангел - не тело, но дух" ? Не поняла. Душа и дух - это принципиально разное. Дух - то что в самом себе завершено, движение духа - круговое (у Дионисия Ареопагита об этом есть). Потому так сложно ответить на вопрос о местопребывании ангелов, об их временнОй реальности - это управляется иными, чем материальные, законами. Движение души разомкнуто на плоть, т.е. протяженно, развернуто в реалиях времени и пространства. Вот интересное мнение на этот счет (современное, человека, который внутри святоотеческой традиции, внутри молитвенной созерцательной практики): Как мне кажется: Чисто духовное существо неизменно, дух его движется по кругу и в каждой точке этого движения тождествен сам себе. Если разомкнуть круг, прибавлением плоти, то круг трансформируется в спираль и является то, что мы ощущаем, как время.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Ноябрь 2009, 19:11:16 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #23 : 23 Ноябрь 2009, 19:10:42 » |
|
если это библейская парадигма, то приведите, плиз, цитаты из Библии, на которые Вы опирались. Вот: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и СТАЛ ЧЕЛОВЕК ДУШЕЮ ЖИВОЮ. Здесь нет о душе как об отдельном составе. Здесь весь человек - душа.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
 |
« Ответ #24 : 23 Ноябрь 2009, 19:17:03 » |
|
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и СТАЛ ЧЕЛОВЕК ДУШЕЮ ЖИВОЮ. Здесь нет о душе как об отдельном составе. Здесь весь человек - душа. эти библейские слова мне известны. А где в Библии встречается подтверждение вот этим Вашим словам: На библейском языке «душа» - это не некая субстанция, не некая сущность, а синоним самого САМОДВИЖНОГО И РАЗУМНО-СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРИРОДЫ, некоего субъекта
?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
 |
« Ответ #25 : 23 Ноябрь 2009, 19:21:38 » |
|
Елена, поймите меня правильно, я не пытаюсь Вас достать, что называется, но если Вы продолжите в том же духе, то, боюсь, схватите более серьезный бан, и это будет печально  .
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
 |
« Ответ #26 : 23 Ноябрь 2009, 19:42:53 » |
|
похоже, что Елена хочет сказать о библейском языке, том, на котором весь человек называется "душой", а в других местах Библии - еще и "плотью".
"да молчит всякая плоть человеча" и т.д. и т.п.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #27 : 24 Ноябрь 2009, 00:15:10 » |
|
А где в Библии встречается подтверждение вот этим Вашим словам: "На библейском языке «душа» - это не некая субстанция, не некая сущность, а синоним самого САМОДВИЖНОГО И РАЗУМНО-СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРИРОДЫ, некоего субъекта" Приведенная цитата - она подтверждает высказанное мною положение. На мой взгляд, одно из другого вытекает. схватите более серьезный бан, и это будет печально Это событие действительно расценю, как печальное. Надеюсь, что этого не произойдет. Настроена на долгое плодотворное общение. А там уж как Бог даст... P.S. Насчет самой формулировки - она не моя. Выудила где-то в интернете. Из разговора одного священника. Мне она показалась удачной и отражающей библейское понимание души. настолько, что запомнила. Текст Ветхого Завета организован по законам образной речи, там нет богословских определений. Душа - там действительно образ, он используется достаточно свободно (когда о запрете на кровь, например: "в крови - душа"; и тут же в сноске, что душа=жизнь). Идея бессмертной души - она ведь греческая, не еврейская. И сама эта идея - не редкость, она принадлежит многим религиям и философским школам. А в библейских текстах схвачен важный аспект цельности человеческой души, который уникален именно для иудео-христианской традиции.
|
|
« Последнее редактирование: 24 Ноябрь 2009, 04:08:58 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #28 : 24 Ноябрь 2009, 00:16:26 » |
|
похоже, что Елена хочет сказать о библейском языке, том, на котором весь человек называется "душой", а в других местах Библии - еще и "плотью".
"да молчит всякая плоть человеча" и т.д. и т.п. Похоже так...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
 |
« Ответ #29 : 25 Ноябрь 2009, 00:56:39 » |
|
Ангел и душа называются бесплотными, как не имеющие нашей плоти называются духом, как существа тонкие, совершенно отличающиеся от предметов, составляющих вещественный мир. Так называются они и на обыкновенном языке человеческом, и в Священном Писании, и в писаниях святых Отцов [8]: вещество их несравненно тоньше вещества земных предметов, нами видимых." Про человеческую душу судить трудно - это сложный состав. Но вот мнение про ангелов в моей голове не укладывается в христианскую концепцию мироустройства. По Григорию Нисскому все сотвоpенное делится на yмственное и чyвственное. Эти виды бытия во всем pазличны междy собой: в естестве существ не может оставаться ничего неподходящего под это разделение. Эти-то виды существ различаются между собой великой бездной, так что ни чувственное не имеет признаков умственных, ни умственное — чувственных, а, напротив того, каждое отличается противоположными чертами. Ибо естество умственное есть нечто бесплотное, неосязаемое, не имеющее вида, а чувственное по самому имени подлежит наблюдению чувств. Вещественность и пространственность, какой бы она ни была "тонкой" - это уже из области чувственного, на мой взгляд.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|