consensus patrum
29 Апрель 2024, 09:34:32 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Роль искусства в духовной жизни человека  (Прочитано 14450 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« : 25 Сентябрь 2009, 10:04:26 »

Тема о рок-музыке к сожалению даже не успела подойти к своей сути.

Тем не менее, психологи и теоретики искусства (Выготский, например) писали о том, что чтобы понять воздействие искусства на психику человека, необходимо обращаться к сфере бессознательного.

Выготский писал в своей «Психологии искусства»:

«Совершенно серьезно психоаналитики утверждают, как говорит Мюллер Фрейенфельс, что Шекспир и Достоевский потому не сделались преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности. При этом искусство оказывается чем то вроде терапевтического лечения{31} для художника и для зрителя – средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз.»


Когда Достоевский выпустил на страницы своих произведений все силы ада - он наверное сильно не угодил своим современникам-ревнителям благочестия, поскольку не выводил лубочных картинок, а изображал неприукрашенную реальность падшего мира.

Он, кстати, говорил, что необходимо выплескивать все то темное, что есть в человеке, через искусство, чтобы оно не выплеснулось в объективную реальность. Здесь он выступал как пророк, предвидя фашизм и войны будущего столетия.

Искать «плохие» и «хорошие» направления в искусстве не придет в голову мыслящему человеку.

Между прочим, истинным образом Божьим обладает лишь человеческий голос. Совершенно справедливо в богослужении Православной Церкви не используются никакие музыкальные инструменты. Потому что глас любого музыкального инструмента - глас этого мира.

Можно ли говорить о духовности/недуховности того или иного вида искусства? Например, сооружение языческих храмов и статуй в Греции - Парфенона, Эрехтейона - это духовное или недуховное в искусстве? Если духовное, то какого рода?



Существуют ли какие-то высказывания современных святых отцов об искусстве и его роли в жизни человека?
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #1 : 25 Сентябрь 2009, 12:41:19 »

Помню, в сов. время была книжка, и там были переводы Аверинцева из ВВ и м.б. кого-нить других отцов про феномен музыки (в "Толковании на псалмы" у ВВ об этом что ли?).
Еще есть целая книга Бычкова про музыку у Августина.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #2 : 26 Сентябрь 2009, 17:44:28 »

Цитата: tatiana
сооружение языческих храмов и статуй в Греции - Парфенона, Эрехтейона - это духовное или недуховное в искусстве

Сооружение храмов - оно может рассматриваться в разных плоскостях. Как  строительная деятельность, как служение языческим богам, как область прикладного применения архитектурного искусства.

В архитектуре очень большой утилитарный компонент - она заниматеся полезным строительством.  Собственно к искусству тут может быть отнесен принцип служения красоте, задача через утилитарное явить гармонию и соразмерность. Это от человеческого творческого избытка. И здесь, конечно, налицо устремление духа - вывести существование из приземленной сугубо-практической области, приподняться над этим.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #3 : 27 Сентябрь 2009, 16:05:03 »


Очень уж глобально в теме задан угол обзора - все искусство, плюс духовная жизнь...

В искусстве в наличии множество планов, множество целей. Какой срез видения предпочесть?

Можно так видеть, что человек собирает тварные вещи в переживании в свою душу, преображая в иное качество и унося с собой в вечность.

Музыка, например, - это умозрение о времени (исследование текучести вещей). Живопись - умозрение о пространстве (цельный взгляд на сочетания различного).

И во всем том, что есть настоящее творчество - опыт свободы как преодоления, как жизнь низшего по законам высшего. Художество добродетели - тоже отсюда (из области творчества).
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #4 : 27 Сентябрь 2009, 16:19:09 »

Цель творения - в том числе и умножение уровней бытия. Это богатство, которое не упраздняется по достижении обОжения.

Для меня плоть - это реальность времени и пространства. Которые, будучи определенным образом организованы, могут являть смысл (=слово).

Мы среднее звено творения. Важно не потерять срединную "точку схода", увлекшись ангельским небожительством.  Ум можем обустроить по ангельскому образцу трудом молитвы. Но, преодолев область слова, важно, на мой взгляд, обратно в него вернуться - для целей творчества.

Человек - существо словесное. Качество словесности относится к его сути.

Слово можно понимать очень широко - не только как знак, которым пользуются для передачи того или иного понятия.  Прежде всего оно - содержание, которое разумно самоопределяется и, воплощаясь, говорит о себе (определение Лосского).

Искусство (включая музыку, живопись...) - это род словесности получается.
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2009, 16:24:05 от seksta » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #5 : 27 Сентябрь 2009, 18:04:25 »


Очень уж глобально в теме задан угол обзора - все искусство, плюс духовная жизнь...


согласна. Помогите конкретизировать  Улыбающийся.

Записан
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #6 : 27 Сентябрь 2009, 18:51:52 »

Так куда поедем - в Афины или в Иерусалим? Улыбающийся
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #7 : 28 Сентябрь 2009, 10:03:52 »

Seksta, спасибо, Вы очень интересно мыслите.


Так куда поедем - в Афины или в Иерусалим? Улыбающийся

а разве есть нужда выбирать?  Улыбающийся

Вопрос стоит, наверное, только о том, чтО раньше - Афины или Иерусалим...
Записан
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #8 : 28 Сентябрь 2009, 10:25:52 »

Ехать в Иерусалим через Афины - это, конечно, крюк. Но лучше так, чем никак.
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 28 Сентябрь 2009, 10:34:09 »

Ехать в Иерусалим через Афины - это, конечно, крюк. Но лучше так, чем никак.

а почему именно так?

Мне ближе другой путь - из Иерусалима в Афины. Не в смысле профанирования, понижения, а - для переосмысления "афинейской мудрости", и ее отбрасывания, или (что более вероятно) - отведения этой "мудрости" определенного места, ей подобающего.

Рваться на иерусалимские вершины (пытаться в суете мира слиться с Богом в односложной молитве, например) - неумно, на мой взгляд. Необходимо последовательное движение, как у ракеты - она, взлетая, отбрасывает свои ступени, и они сгорают в воздушных слоях, но для взлета-то они были необходимы...
Записан
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #10 : 28 Сентябрь 2009, 12:20:25 »

Cогласен - можно и так, и так. Свт. Василий Великий с иерусалимских высот дал здравую оценку языческим сочинениям в известном трактате. В то же время многие наши современники благодаря лучшему из Афин приходят к Богу. Главное - не зациклиться на Афинах. Всему свое место.
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #11 : 28 Сентябрь 2009, 13:21:23 »

мне еще кажется, что этот путь - из Иерусалима в Афины и вновь в Иерусалим - не должен выглядеть как взлет в субъективном смысле.

Взлет, воспарение в духовной жизни - вещи соблазнительные и неполезные и исключений здесь вроде и нет. (Исключительные случаи восхищений до третьего неба сейчас опустим).

Субъективно (для человека) духовный рост равен духовному самоумалению. Иначе это будет не рост, а соблазн.

Взлет в духовной жизни (на пути из Иерусалима в Афины и вновь в Иерусалим) может пониматься лишь в онтологическом смысле, но такой взлет и рост Бог обычно скрывает от человека, как неусовершившегося еще окончательно.
Записан
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #12 : 28 Сентябрь 2009, 15:15:10 »

Как говорил один мой знакомый про Летова - в восьмом классе нравилось, как он ругается матом, в институте - как ругает Совдепию, а лет в 30 - что он говорит о смысле жизни.
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #13 : 28 Сентябрь 2009, 17:49:34 »

Цитата: npomonon
Ехать в Иерусалим через Афины - это, конечно, крюк.

Не крюк - но какое-то важное суммирование. Из Иерусалима иудейского из Афин языческих - в Небесный Иерусалим.

То, что Новозаветная Церковь, зародившись в иудейской среде, в итоге там не привилась - это,  на мой взгляд, не случайно.  До определенного момента шло два  параллельных процесса богопознания - по логике Откровения и по языческой логике "собственной инициативы". На этом - на изоляции и разграничении -  основан путь Ветхого Завета. И до определенного этапа эти две области не должны были быть смешиваемы.

Не зря какие-то аспекты новозаветного смысла открылись легче язычникам, чем иудеям. Какой-то важный опыт (в масштабе всего человечества) был накоплен именно там (в языческой среде).

Оба эти  опыта (до какой-то поры несовместимых между собой) были задействованы в Новозаветном Домостроительстве. Итог явился "безумием" для одних, "соблазном" для других. Услышал и принял тот, кто смог подняться над антиномиями.

« Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2009, 18:04:29 от seksta » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #14 : 28 Сентябрь 2009, 22:32:12 »

До определенного момента шло два  параллельных процесса богопознания - по логике Откровения и по языческой логике "собственной инициативы". На этом - на изоляции и разграничении -  основан путь Ветхого Завета. И до определенного этапа эти две области не должны были быть смешиваемы.

Не зря какие-то аспекты новозаветного смысла открылись легче язычникам, чем иудеям. Какой-то важный опыт (в масштабе всего человечества) был накоплен именно там (в языческой среде).

Оба эти  опыта (до какой-то поры несовместимых между собой) были задействованы в Новозаветном Домостроительстве. Итог явился "безумием" для одних, "соблазном" для других. Услышал и принял тот, кто смог подняться над антиномиями.

мне кажется,это мнение противоречит Константинопольскому Собору 1082 г.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!