tatiana
|
|
« : 25 Сентябрь 2009, 10:04:26 » |
|
Тема о рок-музыке к сожалению даже не успела подойти к своей сути.
Тем не менее, психологи и теоретики искусства (Выготский, например) писали о том, что чтобы понять воздействие искусства на психику человека, необходимо обращаться к сфере бессознательного.
Выготский писал в своей «Психологии искусства»:
«Совершенно серьезно психоаналитики утверждают, как говорит Мюллер Фрейенфельс, что Шекспир и Достоевский потому не сделались преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности. При этом искусство оказывается чем то вроде терапевтического лечения{31} для художника и для зрителя – средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз.»
Когда Достоевский выпустил на страницы своих произведений все силы ада - он наверное сильно не угодил своим современникам-ревнителям благочестия, поскольку не выводил лубочных картинок, а изображал неприукрашенную реальность падшего мира.
Он, кстати, говорил, что необходимо выплескивать все то темное, что есть в человеке, через искусство, чтобы оно не выплеснулось в объективную реальность. Здесь он выступал как пророк, предвидя фашизм и войны будущего столетия.
Искать «плохие» и «хорошие» направления в искусстве не придет в голову мыслящему человеку.
Между прочим, истинным образом Божьим обладает лишь человеческий голос. Совершенно справедливо в богослужении Православной Церкви не используются никакие музыкальные инструменты. Потому что глас любого музыкального инструмента - глас этого мира.
Можно ли говорить о духовности/недуховности того или иного вида искусства? Например, сооружение языческих храмов и статуй в Греции - Парфенона, Эрехтейона - это духовное или недуховное в искусстве? Если духовное, то какого рода?
Существуют ли какие-то высказывания современных святых отцов об искусстве и его роли в жизни человека?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #1 : 25 Сентябрь 2009, 12:41:19 » |
|
Помню, в сов. время была книжка, и там были переводы Аверинцева из ВВ и м.б. кого-нить других отцов про феномен музыки (в "Толковании на псалмы" у ВВ об этом что ли?). Еще есть целая книга Бычкова про музыку у Августина.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #2 : 26 Сентябрь 2009, 17:44:28 » |
|
сооружение языческих храмов и статуй в Греции - Парфенона, Эрехтейона - это духовное или недуховное в искусстве Сооружение храмов - оно может рассматриваться в разных плоскостях. Как строительная деятельность, как служение языческим богам, как область прикладного применения архитектурного искусства. В архитектуре очень большой утилитарный компонент - она заниматеся полезным строительством. Собственно к искусству тут может быть отнесен принцип служения красоте, задача через утилитарное явить гармонию и соразмерность. Это от человеческого творческого избытка. И здесь, конечно, налицо устремление духа - вывести существование из приземленной сугубо-практической области, приподняться над этим.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #3 : 27 Сентябрь 2009, 16:05:03 » |
|
Очень уж глобально в теме задан угол обзора - все искусство, плюс духовная жизнь...
В искусстве в наличии множество планов, множество целей. Какой срез видения предпочесть?
Можно так видеть, что человек собирает тварные вещи в переживании в свою душу, преображая в иное качество и унося с собой в вечность.
Музыка, например, - это умозрение о времени (исследование текучести вещей). Живопись - умозрение о пространстве (цельный взгляд на сочетания различного).
И во всем том, что есть настоящее творчество - опыт свободы как преодоления, как жизнь низшего по законам высшего. Художество добродетели - тоже отсюда (из области творчества).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #4 : 27 Сентябрь 2009, 16:19:09 » |
|
Цель творения - в том числе и умножение уровней бытия. Это богатство, которое не упраздняется по достижении обОжения.
Для меня плоть - это реальность времени и пространства. Которые, будучи определенным образом организованы, могут являть смысл (=слово).
Мы среднее звено творения. Важно не потерять срединную "точку схода", увлекшись ангельским небожительством. Ум можем обустроить по ангельскому образцу трудом молитвы. Но, преодолев область слова, важно, на мой взгляд, обратно в него вернуться - для целей творчества.
Человек - существо словесное. Качество словесности относится к его сути.
Слово можно понимать очень широко - не только как знак, которым пользуются для передачи того или иного понятия. Прежде всего оно - содержание, которое разумно самоопределяется и, воплощаясь, говорит о себе (определение Лосского).
Искусство (включая музыку, живопись...) - это род словесности получается.
|
|
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2009, 16:24:05 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #5 : 27 Сентябрь 2009, 18:04:25 » |
|
Очень уж глобально в теме задан угол обзора - все искусство, плюс духовная жизнь...
согласна. Помогите конкретизировать .
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #6 : 27 Сентябрь 2009, 18:51:52 » |
|
Так куда поедем - в Афины или в Иерусалим?
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #7 : 28 Сентябрь 2009, 10:03:52 » |
|
Seksta, спасибо, Вы очень интересно мыслите. Так куда поедем - в Афины или в Иерусалим? а разве есть нужда выбирать? Вопрос стоит, наверное, только о том, чтО раньше - Афины или Иерусалим...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #8 : 28 Сентябрь 2009, 10:25:52 » |
|
Ехать в Иерусалим через Афины - это, конечно, крюк. Но лучше так, чем никак.
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #9 : 28 Сентябрь 2009, 10:34:09 » |
|
Ехать в Иерусалим через Афины - это, конечно, крюк. Но лучше так, чем никак.
а почему именно так? Мне ближе другой путь - из Иерусалима в Афины. Не в смысле профанирования, понижения, а - для переосмысления "афинейской мудрости", и ее отбрасывания, или (что более вероятно) - отведения этой "мудрости" определенного места, ей подобающего. Рваться на иерусалимские вершины (пытаться в суете мира слиться с Богом в односложной молитве, например) - неумно, на мой взгляд. Необходимо последовательное движение, как у ракеты - она, взлетая, отбрасывает свои ступени, и они сгорают в воздушных слоях, но для взлета-то они были необходимы...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #10 : 28 Сентябрь 2009, 12:20:25 » |
|
Cогласен - можно и так, и так. Свт. Василий Великий с иерусалимских высот дал здравую оценку языческим сочинениям в известном трактате. В то же время многие наши современники благодаря лучшему из Афин приходят к Богу. Главное - не зациклиться на Афинах. Всему свое место.
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #11 : 28 Сентябрь 2009, 13:21:23 » |
|
мне еще кажется, что этот путь - из Иерусалима в Афины и вновь в Иерусалим - не должен выглядеть как взлет в субъективном смысле.
Взлет, воспарение в духовной жизни - вещи соблазнительные и неполезные и исключений здесь вроде и нет. (Исключительные случаи восхищений до третьего неба сейчас опустим).
Субъективно (для человека) духовный рост равен духовному самоумалению. Иначе это будет не рост, а соблазн.
Взлет в духовной жизни (на пути из Иерусалима в Афины и вновь в Иерусалим) может пониматься лишь в онтологическом смысле, но такой взлет и рост Бог обычно скрывает от человека, как неусовершившегося еще окончательно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #12 : 28 Сентябрь 2009, 15:15:10 » |
|
Как говорил один мой знакомый про Летова - в восьмом классе нравилось, как он ругается матом, в институте - как ругает Совдепию, а лет в 30 - что он говорит о смысле жизни.
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #13 : 28 Сентябрь 2009, 17:49:34 » |
|
Ехать в Иерусалим через Афины - это, конечно, крюк. Не крюк - но какое-то важное суммирование. Из Иерусалима иудейского из Афин языческих - в Небесный Иерусалим. То, что Новозаветная Церковь, зародившись в иудейской среде, в итоге там не привилась - это, на мой взгляд, не случайно. До определенного момента шло два параллельных процесса богопознания - по логике Откровения и по языческой логике "собственной инициативы". На этом - на изоляции и разграничении - основан путь Ветхого Завета. И до определенного этапа эти две области не должны были быть смешиваемы. Не зря какие-то аспекты новозаветного смысла открылись легче язычникам, чем иудеям. Какой-то важный опыт (в масштабе всего человечества) был накоплен именно там (в языческой среде). Оба эти опыта (до какой-то поры несовместимых между собой) были задействованы в Новозаветном Домостроительстве. Итог явился "безумием" для одних, "соблазном" для других. Услышал и принял тот, кто смог подняться над антиномиями.
|
|
« Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2009, 18:04:29 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #14 : 28 Сентябрь 2009, 22:32:12 » |
|
До определенного момента шло два параллельных процесса богопознания - по логике Откровения и по языческой логике "собственной инициативы". На этом - на изоляции и разграничении - основан путь Ветхого Завета. И до определенного этапа эти две области не должны были быть смешиваемы.
Не зря какие-то аспекты новозаветного смысла открылись легче язычникам, чем иудеям. Какой-то важный опыт (в масштабе всего человечества) был накоплен именно там (в языческой среде).
Оба эти опыта (до какой-то поры несовместимых между собой) были задействованы в Новозаветном Домостроительстве. Итог явился "безумием" для одних, "соблазном" для других. Услышал и принял тот, кто смог подняться над антиномиями. мне кажется,это мнение противоречит Константинопольскому Собору 1082 г.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|