consensus patrum
29 Апрель 2024, 08:07:28 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: Роль искусства в духовной жизни человека  (Прочитано 14449 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #15 : 29 Сентябрь 2009, 00:38:03 »

Цитата: Ioann22
мне кажется,это мнение противоречит Константинопольскому Собору 1082 г.

А в чем противоречит? Уточните, пожалуйста. Буду разбираться.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #16 : 29 Сентябрь 2009, 05:34:16 »

До определенного момента шло два параллельных процесса богопознания - по логике Откровения и по языческой логике "собственной инициативы".
И до определенного этапа эти две области не должны были быть смешиваемы.

богопознание по откровению-это в собственном смысле богопознание,познание Самого Бога,
а познание "чрез рассматривание творений"-это косвенное "богопознание",т.е.познание о Боге,но не Самого Бога.

Бога возможно было познавать и вне иудейства,как все те,кто жил до ветхого закона или вне области влияния иудеев.

это возможно было через восхождение от простого созерцания видимых творений к небесному Логосу,Который обретается в сердце каждого человека в качестве нетварного логоса.

ведь логосы,укоренённые в Божестве,как бы вложены в тварную природу,как семена.

потому Тертуллиан говорил,что душа человека-христианка.

Христа познавали все обоженные,начиная с Еноха. а это и до воплощения,и до ветхого закона,и до Ноя.

то,что было открыто иудеям (а это истинное православие) просто обязано было влиять на язычников,и они обязаны были принимать веру иудеев (т.е.православие),как некогда Корнилий,выросший в язычестве,молился истинному Богу православных иудеев.

Цитировать
Не зря какие-то аспекты новозаветного смысла открылись легче язычникам, чем иудеям. Какой-то важный опыт (в масштабе всего человечества) был накоплен именно там (в языческой среде).

истинное православие-это и есть раскрученная иудейская вера,а потому на любых порах откровения (до закона,после закона,с нового завета) возможно было черпать опыт богообщения,т.к.там заключались все тайны,включая Его троичность,кеносис,обожение христиан,почитание икон и т.д.

именно в ветхом завете заключена тайна троичности и почитание икон, а не в язычестве.
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2009, 05:40:17 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #17 : 29 Сентябрь 2009, 20:01:42 »

Цитата: Ioann22
именно в ветхом завете заключена тайна троичности и почитание икон, а не в язычестве.

Согласна.

Мне интересно ваше мнение - почему, на ваш взгляд, из воспитанных в Ветхом Завете, лишь единицы восприняли эти тайны, а язычники смогли воспринять в "массовом порядке"?

Я имела ввиду не сами божественные тайны, а общие "религионо-психологические черты" израильского народа (употребляю в очень переносном смысле это словосочетание).
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #18 : 29 Сентябрь 2009, 20:08:32 »

Цитата: Ioann22
то,что было открыто иудеям (а это истинное православие) просто обязано было влиять на язычников,и они обязаны были принимать веру иудеев (т.е.православие),как некогда Корнилий,выросший в язычестве,молился истинному Богу православных иудеев.

Мы о разном говорим. Корнилий - это уже новозаветный персонаж.

В реальности Ветхого Завета  язычникам часто не предоставляли возможности исповедать что-то... Их просто вырезали под корень. И это имело смысл - "хирургическое отсечение" источника заразы.

Новозаветные времена - это уже другая реальность, другая "политика". Апостольство, призыв к внешней проповеди.

Но мы уклонились от темы. И дала возможность съехать я. Простите. Может вернуться к предмету обсуждений? А данный вопрос или оставить, или рассмотреть на другой площадке.
 
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2009, 20:10:45 от seksta » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #19 : 29 Сентябрь 2009, 21:10:40 »

Мне интересно ваше мнение - почему, на ваш взгляд, из воспитанных в Ветхом Завете, лишь единицы восприняли эти тайны, а язычники смогли воспринять в "массовом порядке"?

у язычников был духовный голод и разочарование,а у иудеев стол,накрытый яствами (бери--не хочу).

так часто бывало и так по сей день происходит.

лишь единицы ("малое стадо") воспринимают тайны Нового завета,в то время как почти весь мир лежит по мраке в плане веры,обманутый суррогатами.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #20 : 02 Октябрь 2009, 08:06:16 »

Но мы уклонились от темы. И дала возможность съехать я. Простите.

Вы зря так переживаете, seksta. Если кто-то из модераторов увидит, что возник серьезный офф, этот офф просто будет выделен в отдельную тему. Пока Вы находитесь внутри тематики форума, можете спокойно продолжать говорить о том, что Вас в данный момент волнует. Из такого офф-топа может образоваться новая интересная тема.
Если офф-топ Вас все-таки сильно волнует, можно открыть другую тему.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #21 : 24 Октябрь 2009, 17:24:16 »

Цитата: azamat
у язычников был духовный голод и разочарование, а у иудеев стол, накрытый яствами (бери - не хочу).

В чем-то схоже с моим мнением. Но не совсем.

Отречься идолов ради полноты Истины много легче, чем сделать усилие преодоления и выхода из  границ уже имеющегося Откровения, чтобы воспринять бОльшую полноту этого Откровения.

Идолы язычников  - это действительно ничто. То, что имели иудеи - нечто ценное.  Стол, накрытый яствами, от которого они питались.

Иудеи, на мой взгляд, споткнулись об идею Боговоплощения. И это же явилось камнем преткновения для философов.

А язычники  среагировали на Откровение личного человеческого присутствия в земной истории Воплощенного Бога (это очень сильно может воздействовать). Тогда как в сознание иудея здесь было внедрено предшествующей традицией определенное "табу".

« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2009, 21:07:09 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #22 : 24 Октябрь 2009, 21:28:46 »

ПРО МУЗЫКУ И ПРО ГЛЕНА ГУЛЬДА.

Музыка - это особый мир, сотворенный из подсобного мусора - хаотичных "шумовых" звуков. Звучание проинтонировано, наделено смыслом, одухотворено. Множество людей (профессиональных музыкантов) вошли и прожили это в качестве основной жизненной реальности. Внутри ее - все те же процессы, что и в любой другой человеческой области. Есть зоны разгула чувственности, есть места присутствия духа.

В музыке есть свои "монахи", последовательно бегущие от мира. Глен Гульд, например. Пианист середины 20 века. 32 лет от роду,  в день, когда ЮНЕСКО признает его лучшим пианистом мира, он отрекается от карьеры концертирующего музыканта:

Цитата: Глен Гульд
В концертных залах я чувствовал себя как на водевиле. Музыка умирает там, где рождается личность, а быть публичным концертирующим музыкантом - значит в первую очередь быть личностью, попадая в зависимость от собственного имиджа и человеческих ожиданий.


На 16 лет удаляется в некую хижину у озера (монашество?) где экспериментирует со звукозаписью. Вот кусочки его высказываний (мозаикой):

Цитата: Глен Гульд
- Даже полностью находясь в музыке, вы не сможете не замечать людей, не подыгрывать их настроению. Этого достаточно, чтобы в музыку проникла совершенно чуждая ей струя.

- Вот начало Гольдберговских вариаций. Первые два такта. Я могу играть эти два такта долго, бесконечно долго, пока не почувствую, что из обломков моих разнообразных настроений не покажется краешек внечеловеческого, а это и есть настоящее исполнительство. Обнажить вечное, выработав в себе абсолютную беспристрастность. Итак, я беру два такта и пытаюсь стереть свое всяческое к ним отношение. Пытаюсь их обессмыслить, прогнать через сито, когда уже ничего не остается, только музыка.

- В музыке я пытаюсь уйти от индивидуального и выразить абстрактное. Для этого я стараюсь забыть, какого композитора играю. В сущности композитора не существует. Существует Время, и оно будет существовать всегда. Поэтому я пытаюсь выразить Время, принцип Времени и то, что оно делает с вещами.

Потом Глен Гульд то пытался выступать, то опять отправлялся в затворничество.

За несколько месяцев до смерти (в 50 лет)  он решил окончательно порвать с жизнью отшельника, даже создал под себя камерный оркестр. С этим оркестром была сделана только одна запись. Во время очередной репетиции Глена Гульда настиг сердечный приступ. Смерть оказалась мгновенной. Он положил голову на клавиши и больше ее не поднял.
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2009, 21:31:01 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #23 : 24 Октябрь 2009, 21:49:46 »

Люди, владеющие музыкальным языком, имеют возможнось какие-то вещи воспринимать и осмыслять иначе, чем все. Одно дело слушать (пассивно), другое - видеть суть, понимать, как устроено, т.е. владеть, иметь власть творить, распоряжаться. Тут (как и в любом творчестве) задействованы возможности, отнятые у человека в грехопадшей реальности.

Музыкальное произведение – это ожившее душевное «нечто», которое временно поселяется в нашей душе. Пока музыка звучит, пребываем в состоянии сродни одержимости (пассивное подчинение). Есть возможность выйти из этого подчиненного зависимого состояния – умом воспринять смысл,  понять, как музыка  «устроена».  Тогда  - самовластные хозяева этого мира,  имеем возможность осмысленно проживать музыкальный процесс, свободно направлять его. Для того существуют теоретические дисциплины – чтобы достичь этой музыкальной «свободы самовластья».

Люди, имеющие серьезное музыкальное образование иначе воспринимают мир. Томас Манн, например. Ему принадлежит мысль о врожденной нечувственности, более того - античувственности музыки, о ее тайной тяге к аскезе. Дальше цитирую:

Цитата: Т.Манн
Ведь музыка и вправду самое духовное из искусств! Это видно из того, что форма и содержание в ней взаимопоглощаются, то есть попросту друг с другом свпадают. Говорят, что музыка "обращена к слуху", но ведь это говорится лишь условно, лишь постольку, поскольку слух, как и остальные наши чувства, опосредующе подменяет собою несуществующий орган для восприятия чисто духовного.

Возможно, что таково сокровенное желание музыки: быть вовсе не слышимой даже не видимой, даже не чувствуемой. А если б то было мыслимо, воспринимаемой уже по ту сторону чувсв и разума, в сфере чисто духовной. Но, прикованная к миру чувств, она вынуждена стремиться к еще более сильной и обольщающей чувственности, - Кундри, не ведающая того, что творит...

Получается, музыка - это возможность вхождения духовного не через ум, а через органы чувств. Духовное, существующее в чувственной форме.

Интересно про музыку выразился Шопенгауэр, что она - скрытое упражнение в метафизике души, не сознающей того, что она философствует.
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2009, 22:16:25 от seksta » Записан
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!