Г е о р г и й
|
 |
« Ответ #60 : 05 Май 2009, 13:17:44 » |
|
Я имел ввиду, что без Божиего призвания мирянину проповедовать нежелательно, так как служителям своим Он дает силу для проповеди и несения в люди Слова Божиего. Также, лично я, против храмовой проповеди мирян параллельно с проповедью священства. Но, если мирянин имеет желание и способность к проповеди и учительству, ему надо становиться служителем. А если не хочет, то прежде всего мирянину надо «учить» окружающих своей добродетельной жизнью во Христе, а уже потом уже и словом вне храма.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
 |
« Ответ #61 : 05 Май 2009, 13:50:14 » |
|
Есть два вида словесной проповеди: 1. проповедь пастырская, произносимая священником в храме. Эта проповедь обращена к уже уверовавшим людям. Именно произносить такие проповеди воспрещает мирянам 6 Вселенский собор, а также воспрещает выступать мирянам в качестве духовных пастырей с речами на духовную тематику перед большими народными собраниями (здесь, видимо, также имеются ввиду уже уверовавшие люди). 2. проповедь миссионерская, обращенная к тем людям, которые еще не уверовали. Данная сфера не регулируется определенными канонами, которые однозначно запрещали бы мирянам проповедовать и передавали бы дело миссионерства исключительно в руки священников. Следовательно, канонических запретов для миссионерской проповеди мирян не имеется.
Кроме этих двух видов словесной проповеди есть еще много других видов: проповедь делами, проповедь через искусство (живопись, музыку, поэзию, архитектуру), через определенное поведение, через ношение благочестивой одежды, даже проповедь жестами (например, поклоны, крестное знамение, воздевание рук, опускание на колени и т.д.). Есть еще такой необычный вид проповеди: ехать в транспорте и читать духовную книгу (а заодно расположить ее так, чтобы было видно сидящим рядом людям, о чем там написано).
|
|
« Последнее редактирование: 05 Май 2009, 14:04:52 от Кирилл Кострыкин »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Г е о р г и й
|
 |
« Ответ #62 : 05 Май 2009, 14:14:49 » |
|
Есть два вида словесной проповеди: 1. проповедь пастырская, произносимая священником в храме. Эта проповедь обращена к уже уверовавшим людям. Именно произносить такие проповеди воспрещает мирянам 6 Вселенский собор, а также воспрещает выступать мирянам в качестве духовных пастырей с речами на духовную тематику перед большими народными собраниями (здесь, видимо, также имеются ввиду уже уверовавшие люди). 2. проповедь миссионерская, обращенная к тем людям, которые еще не уверовали. Данная сфера не регулируется определенными канонами, которые однозначно запрещали бы мирянам проповедовать и передавали бы дело миссионерства исключительно в руки священников. Следовательно, канонических запретов для миссионерской проповеди мирян не имеется.
Кроме этих двух видов словесной проповеди есть еще много других видов: проповедь делами, проповедь через искусство (живопись, музыку, архитектуру), через определенное поведение, через ношение благочестивой одежды, даже проповедь жестами (например, поклоны, крестное знамение, воздевание рук, опускание на колени и т.д.). Есть еще такой необычный вид проповеди: ехать в транспорте и читать духовную книгу (а заодно расположить ее так, чтобы было видно сидящим рядом людям, о чем там написано).
Да, все правильно. И я говорю тоже, что для мирянина прежде всего важна и «безопасна» вот эти определенные Вами «другие виды проповеди». Вид № 2 возможен при определенном состоянии мирянина, о котором я говорил Выше. Во страстях и грехах и без призвания Божиего «проповедовать» мирянину небезопасно. Вспомните, например вот это: "Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян.19:14-16). Ведь проповедь неверующим без призвания Божия и силы Его – это тоже попытка изгнать бесов, отобрать у них «своё», как они считают. Но если Вы чувствуете силу и помощь Божию в своем деле, - то действуйте.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
 |
« Ответ #63 : 05 Май 2009, 15:20:16 » |
|
Во страстях и грехах и без призвания Божиего «проповедовать» мирянину небезопасно.
Мне кажется, что человек, не чувствующий в себе призвания Божиего, и не будет заниматься каким-то определенным служением или рано или поздно сам почувствует, что это "не его". А с другой стороны, возможно ли миссионерство по послушанию, когда не хочешь, но для смирения - надо? (Представляю себе такую картину: приходит в монастырь к своему старцу-духовнику какая-нибудь матушка во всем черном и с бледным постническим лицом, а он ей:" Знаешь что, мать, поезжай-ка ты на Новую Гвинею к папуасам нести святую православную веру. Это твое послушание и даю тебе мое благословение. А денег на поездку тебе Господь пошлет").  Жаль, что мало таких старцев и в реальности это едва ли возможно... У нас больше благословляют на тысячу поклонов... А кроме того, апостолы разве не несли свое служение именно по послушанию? И разве они были такими уж безгрешными? Помните слова:"что не хочу, то делаю, а что хочу, то не делаю"? А апостол Иоанн как говорил: "если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас".
|
|
« Последнее редактирование: 05 Май 2009, 15:36:39 от Кирилл Кострыкин »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Г е о р г и й
|
 |
« Ответ #64 : 05 Май 2009, 15:38:26 » |
|
Во страстях и грехах и без призвания Божиего «проповедовать» мирянину небезопасно.
Мне кажется, что человек, не чувствующий в себе призвания Божиего, и не будет заниматься каким-то определенным служением или рано или поздно сам почувствует, что это "не его". А с другой стороны, возможно ли миссионерство по послушанию, когда не хочешь, но для смирения - надо? (Представляю себе такую картину: приходит в монастырь к своему старцу-духовнику какая-нибудь матушка во всем черном и с бледным постническим лицом, а он ей:" Знаешь что, мать, поезжай-ка ты на Новую Гвинею к папуасам нести святую православную веру. Это твое послушание и даю тебе мое благословение. А денег на поездку тебе Господь пошлет").  Жаль, что мало таких старцев и в реальности это едва ли возможно... У нас больше благословляют на тысячу поклонов... А кроме того, апостолы разве не несли свое служение именно по послушанию? И разве они были такими уж безгрешными? Помните слова:"что не хочу, то делаю, а что хочу, то не делаю"? А апостол Иоанн как говорил: "если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас". Апостолы были призваны Богом для проповеди Слова. Апостолы рукополагали призванных для служения Слова. И монахи – это не миряне. И Вы, - если Ваш духовник благословит Вас, например, на миссионерство на форумах, видя Ваше расположение и способности, - можете, я думаю, смело миссионерствовать на форумах, потому что, я думаю, что православное миссионерство (чувствующих внутреннее стремление и призвание к этому) в сети на христианских форумах – это благословение Божие. Но опять же, всё это надо делать со смирением, постоянным покаянием, и стремлением максимально очиститься от скверн. Только тогда возможна помощь Божия. Иначе, как бы не посрамиться нам самим от злых сил.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
 |
« Ответ #65 : 05 Май 2009, 15:46:16 » |
|
И Вы, - если Ваш духовник благословит Вас, например, на миссионерство на форумах, видя Ваше расположение и способности, - можете, я думаю, смело миссионерствовать на форумах, потому что, я думаю, что православное миссионерство (чувствующих внутреннее стремление и призвание к этому) в сети на христианских форумах – это благословение Божие.
Нету у меня духовника. Вернее, духовник-то есть, священник, у которого я исповедуюсь, но не духовный отец ( я думаю, вы имели ввиду духовного отца). Я просто пока не нашел себе духовного отца. Да и кроме того, я сейчас перешел в другой храм (по ряду причин, о которых здесь не место говорить), но не хочу первого попавшегося батюшку избирать в духовные отцы. Нужно, чтобы была душевная гармония между мной и им, но я недостаточно его знаю пока.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Г е о р г и й
|
 |
« Ответ #66 : 05 Май 2009, 15:54:32 » |
|
Нету у меня духовника. Вернее, духовник-то есть, священник, у которого я исповедуюсь, но не духовный отец ( я думаю, вы имели ввиду духовного отца). Я просто пока не нашел себе духовного отца. Да и кроме того, я сейчас перешел в другой храм (по ряду причин, о которых здесь не место говорить), но не хочу первого попавшегося батюшку избирать в духовные отцы. Нужно, чтобы была душевная гармония между мной и им, но я недостаточно его знаю пока.
А сейчас и у многих нету. Но, я думаю, что если Вы уже начали православное миссионерство по внутреннему призванию и чувствуете Божию помощь в этом, - то без сомнения надо продолжать, но еще более упорствуя в борьбе с грехом и греховными страстями.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
 |
« Ответ #67 : 06 Май 2009, 17:49:37 » |
|
Интервью с о. Даниилом Сысоевым как раз на тему миссионерства: "Люди тратят свою энергию и время на совершенно глупые вещи: например, рассуждают, был ли святым Иван Грозный или не был? Зачем спорить по поводу этого вопроса, если ты пока даже азы не знаешь? Будто у нас Церковь так хорошо образована, что можно о каком-то высоком богословии говорить. У нас ведь в Церкви часто люди не знают, что такое Троица. Я даже не говорю про мифологическую троицу — Спаситель, Божья Матерь и Николай Чудотворец. Это миф на самом деле. А то, что Духа Святого в массах считают безликой силой, — это правда. То, что 70% православных христиан не верит в воскресение плоти, которая умерла, — это правда. Верят, что только душа бессмертна, а тело не воскреснет. То есть сердцевину христианства люди не понимают. Отсюда — суеверия, невежество, глупость, ереси. Все это происходит из-за того, что поставили на массовое крещение, массовое требоисполнительство, поставили на воскресные школы, которые занимаются высотами без базы. Это всё равно что пытаться построить дом, начиная не с фундамента, а со стены. Поэтому Православие воспринимается, как набор ритуалов, имеющих некий смысл, но не имеющих никакого мировоззрения. Поэтому часто люди интеллектуальные не воспринимают Православие как нечто интересное для человека. Они думают, что это — для бабушек, для глупых, что это только традиция, но никакую философию на этом не построишь. «Мировоззрения цельного у Православия нет», — считают они." http://www.pravkniga.ru/intervews.html?id=817
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #68 : 11 Май 2009, 17:14:57 » |
|
А проповедь, вообще-то, основная должна быть жизнью своей. Ведь мы никогда не узнаем, что происходит в сердце и уме другого человека, что бы он ни говорил. И какое влияние на него оказывают наши поступки и слова. Очень может случиться так, что молчание может быть лучше всякой словесной проповеди. здесь есть one moment. допустим православный хочет скрыть свои добродетели внешне неблаговидными поступками,т.е.юродствует. в таком случае нельзя сказать,что его жизнь является проповедью для окружающих,которые часто и почти даже всегда судят внешне )
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
tatiana
|
 |
« Ответ #69 : 11 Май 2009, 19:24:01 » |
|
А проповедь, вообще-то, основная должна быть жизнью своей. Ведь мы никогда не узнаем, что происходит в сердце и уме другого человека, что бы он ни говорил. И какое влияние на него оказывают наши поступки и слова. Очень может случиться так, что молчание может быть лучше всякой словесной проповеди. здесь есть one moment. допустим православный хочет скрыть свои добродетели внешне неблаговидными поступками,т.е.юродствует. в таком случае нельзя сказать,что его жизнь является проповедью для окружающих,которые часто и почти даже всегда судят внешне ) очень важный момент Вы подметили, Азамат. Но надо, по-моему, тогда более точно определить слово "проповедь". Я бы сказала, что проповедь - это несение Благой вести. Проповедь жизнью может идти в прямой перспективе (как пример добродетельной жизни, стремления к смирению и т.д. и т.п., который христиане должны являть друг другу). А может идти и в обратной перспективе (что мне лично как-то ближе), когда проповедь идет через юродствование или юродство. (они несколько разнятся, но речь не об этом). я, кстати, встречала определение юродивого как человека-иконы, человека обратной перспективы (надо будет проговориться об этом в теме о подвиге юродства)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
 |
« Ответ #70 : 16 Май 2009, 00:10:56 » |
|
Пробыв в протестантской общине много лет, я и в Православной Церкви как-то не сразу избавилась от "комплекса миссионера": стремления подходить к каждому человеку в приходе, улыбаться, знакомиться. А уж если увидишь новенькую какую девушку или растерянно стоящего в храме человека, тут же к нему подбежать, обаять своим вниманием и братской заботой. Вот не смейтесь, честное слово, приходилось себя удерживать, чтобы так не поступать, потому что я прекрасно понимаю, что в православном храме такое поведение не принято и на меня посмотрят как на ненормальную.
жаль, что такое поведение не принято - все больше чопорные все какие-то. Чем же такое поведение плохо - "подбежать, обаять своим вниманием и братской заботой" - по-моему. абсолютно ничем, наоборот. Меня вот религиозный индивидуализм просто сводит с ума. Как пришел так и ушел. Какое высокое предназначение у людей пришедших на Литургию: "иже херувимы тайно образующе" - все стоящие в храме несут Царя, образуют место пребывания Божества, Царь пребывает между ними. как херувимы в ветхозаветном храме охраняли крышку Ковчега Завета, называвшуюся очистилищем, место пребывания Божества. побывав на Небе, на земле грешной уже можно и не общаться друг с другом? теплое внимание друг к другу, даже и незнакомых людей, совсем не помешает. Если люди были вместе на Литургии, какое еще знакомство нужно...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Наталия
Новичок
Offline
Сообщений: 41
|
 |
« Ответ #71 : 16 Май 2009, 23:20:57 » |
|
Ну, Татиана, слава Богу, многие уже теплеют. У нас в храме так. Ну, потихонечку. Хороший, теплый и добрый человек батюшка, женщины тоже добрые и разумные, что помогают. Про мужчин как раз могу сказать, что они всегда держатся немножко в стороне, да их и маловато как-то. 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #72 : 17 Май 2009, 13:32:27 » |
|
лично я бы не хотел стать объектом активного миссионерства )
мне кажется,что и классическая музыка отнюдь не стремится стать доступной массам.
наоборот,совершенствуется настолько,что ей наплевать на "тёмный народ".
это же касается и техники,да и любого прогресса.
как говорил опальный иконописец Зинон: нужно не Церковь принижать до народа (переводить богослужение на русский язык,менять календарную систему...), а,наоборот,народ поднимать до Церкви.
в Церкви ведь всё миссионерствует,всё Предание,вся литургика,весь богослужебный круг,иконопись,книги,проповеди...
не думаю,что Православная Церковь меньше миссионерствует,нежели католики,протестанты,сектанты...
что мне не нравится,так это отсутствие у нас добротной катехизации перед Крещением, как это делают католики.
до того,как покреститься в КЦ,я проходил катехизацию целый год,часто посещал по субботам монахиню,которая вела лекции по закону Божьему в храме "Непорочного Зачатия",с которой я позволял себе спорить,вопрошать...
когда в первый раз я задал ей вопрос:как я могу покреститься и когда, она сказала: зачем мне это надо,не хочу ли я пойти креститься в ПЦ,что если желаю креститься в КЦ,надо год посещать катехизические курсы.
это,несомненно,плюс у католиков.
|
|
« Последнее редактирование: 17 Май 2009, 13:44:23 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Наталия
Новичок
Offline
Сообщений: 41
|
 |
« Ответ #73 : 17 Май 2009, 15:04:24 » |
|
лично я бы не хотел стать объектом активного миссионерства ) А субъектом?  мне кажется,что и классическая музыка отнюдь не стремится стать доступной массам.
наоборот,совершенствуется настолько,что ей наплевать на "тёмный народ".
это же касается и техники,да и любого прогресса.
как говорил опальный иконописец Зинон: нужно не Церковь принижать до народа (переводить богослужение на русский язык,менять календарную систему...), а,наоборот,народ поднимать до Церкви. Сказано здорово, а как на практике это делать? Просто стоять в стороне, осознавать свою "просвещенность", свою интеллектуальность и всяческую духовную высоту по отношению к "темным" и считать, что само как-нибудь, ведь в Церкви ведь всё миссионерствует,всё Предание,вся литургика,весь богослужебный круг,иконопись,книги,проповеди... , так что ли?  Пример с классической музыкой как раз характеризует "элитарное" мышление приведшего этот пример. Мол, истинное Богопознание - не для всех. И если у тебя с культурным уровнем не очень сложилось (в силу многих причин), то и путь к Богу, получается, для тебя закрыт.  И что остается человеку, желащему, стремящемуся сердцем к Богу? Идти в секты, ведь там все такие простые-душевные? Ну грустно. И совершенно неправильно. По-моему. Извините.  что мне не нравится,так это отсутствие у нас добротной катехизации перед Крещением, Да, вот это верно. Мне тоже не нравится.
|
|
« Последнее редактирование: 17 Май 2009, 15:10:51 от Наталия »
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #74 : 17 Май 2009, 15:13:45 » |
|
у нас,вот,пытаются как-то попроще подать богословие.
вон,Кураев старается,Осипов,Карелин...
но ведь это не то.
первый-экуменист,второй-несторианин,третий-имяборец.
что мешает тёмному народу читать самих святых отцов?
ладно там патрологи. у них язык сложный,надо быть подкованным.
но ведь большинство питается этими тремя китами,лидерами-ораторами.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|