consensus patrum
07 Июль 2020, 14:43:05 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: посмертная участь анафематствованнных еретиков  (Прочитано 7317 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« : 27 Июль 2009, 01:25:45 »

1.
а) Иоанн Мосх. Луг Духовный 26. Жизнь брата Феофана и его дивное видение.
Старец, великий пред Богом, именем Кириак, жил в лавре Каламонской, около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат чужестранец, из страны Дора, по имени Феофан, спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: "Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Heбудь этого — я бы остался навсегда с тобой"! Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился ко святой кафолической и апостольской Церкви.
— Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.
— Отче, возражал брат, да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. He знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.
Старец радостно выслушал слова брата.
- Оставайся в моей келье, — сказал он. — Я имею упование на Бога, что Он по Своему милосердию откроет тебе истину.
И оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: "поди и познай истину"! И взяв его, ведет в место мрачное, смрадное и испускающее пламя и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлипария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: "вот это место уготовано еретикам, и тем, кто нечестиво учат о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следуют их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не желаешь вкусить такого наказания, обратись к св. кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадет в это место". — При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат разсказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к св. кафолической апостольской Церкви. Оставшись к Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире.

б) "Арий безумный и Македоний паки мерзок явлься, в геенне огненней равно мучаются со еллины" (Служба отцам шести Вселенских соборов)


2. Пс.-(?) Иоанн Златоуст. О том, что не должно проклинать ни живых ни умерших
Хотите ли знать, что сказал один святой муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин - и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присваивая себе достоинство Сына Божия [Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 4–6]. Или вы считаете маловажным - прежде времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно отлучает от Христа. Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе дьявола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетной лестью ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший разделение в церкви, - разумея Павлина или Аполлинария. Различия между тем и другим они по большей части не касаются, ловко избегая нового разделения и служа доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах грубейшего предубеждения. Но ты поучай, "с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:25-26). Простри сеть любви, не для того, чтобы хромлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и, таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом.

Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он сподобил с властью служить братьям своим. Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он "перед своим Господом стоит, или падает (Римл. 14:4), не находясь более под властью человеческой. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры.
Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении.

Подобный взгляд разделяется также Феодором Вальсамоном.

----------------------
Возникает вопрос: что такое анафематствование: 1) отлучение от Царствия Небесного и обречение на вечную погибель? 2) констатация этого факта (см. п. 1)  3) констатация, что человек находится вне Церкви, подобно язычникам (ср. Мф. 18, 17) и его вечная жизнь - тайна Божия, так же как и вечная жизнь язычников, которые также вне Церкви?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 27 Июль 2009, 01:49:22 »

я по-любому за 3 пункт.

описание мучения еретиков в Луге,мне кажется,носит педагогический смысл.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #2 : 27 Июль 2009, 02:20:39 »

позиция Златоуста, как кажется, более согласуется с аскетической установкой "обличать грех и не осуждать грешника", чем то, что пишет Мосх
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #3 : 31 Июль 2009, 13:03:17 »

Анафематствование - это по-любому 1) сохранение в чистоте церковного учения  и 2) урок, наказание еретикам (если они живы). Если они умерли, то только первый пункт.

А что касается самих еретиков, то это, по-моему, вопрос того же порядка, что и о самоубийстве в случае угрозы насилия или надругательства - никак не возьму в толк, как здесь можно рассуждать объективированно. Сердце этого еретика или самоубийцы видит только Бог. Поэтому о том, какова будет посмертная участь еретика или человека, принявшего яд - ведает только Бог.


Канонизация в случае самоубийства под угрозой надругательства - это опять же констатация факта, что человек пошел на смерть за Христа, то есть мотив для самоубийства был сильнее мотива сохранения жизни.

(анафематствование - это событие обратного порядка, то есть констатация факта, что еретик лжет против Христа).

Мне кажется, что в случае самоубийства за Христа грех просто не является грехом (объективированно самоубийство - грех) .

Таких случаев навалом. Взять юродивых, которые по видимости (объективированно) сожительствуют с блудницами. На самом-то деле все наоборот. Но это видно только Богу (и тем, кому это еще может быть открыто).
Или взять убийства по воле Божией, в Ветхом Завете.


Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #4 : 31 Июль 2009, 13:09:08 »

из Диминых пунктов конечно 3).
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #5 : 31 Июль 2009, 15:49:39 »

Вот еще такой вопрос возник: что означает анафема еретикам для каждого члена Церкви?

по-моему, означает только то, что его трудами, если такие есть, нельзя руководствоваться в церковной жизни, в деле спасения. Тем не менее читать их, изучать никто не запрещает, как я понимаю.

Анафема - это отсечение от общения только евхаристического.

От личного общения анафема не отсекает. Церковь - это же не пионерская организация, где кричат "ату его ату", и не секта, где отсекают от личного общения. Правильно я понимаю?

Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #6 : 31 Июль 2009, 16:29:44 »

Вот еще такой вопрос возник: что означает анафема еретикам для каждого члена Церкви?

по-моему, означает только то, что его трудами, если такие есть, нельзя руководствоваться в церковной жизни, в деле спасения. Тем не менее читать их, изучать никто не запрещает, как я понимаю.

Анафема - это отсечение от общения только евхаристического.

От личного общения анафема не отсекает. Церковь - это же не пионерская организация, где кричат "ату его ату", и не секта, где отсекают от личного общения. Правильно я понимаю?



Конечно, анафема - это отлучение от евхаристического общения. только в тоталитарных сектах отлучают от личного общения.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #7 : 31 Июль 2009, 17:11:58 »

вопрос не только в личном общении.

Зачастую к еретикам (или к тем, кого причисляют к таковым) относятся как к прокаженным, погибшим безвозвратно, забывая, что приговоры Церкви действительны только во время Ее земного плавания, до Страшного Суда.

окончательная посмертная участь всех без исключения находится не в руках Церкви, а в руках Высшего Судии.

Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 31 Июль 2009, 21:41:54 »

ещё нашёл.

Серафим (Соболев):

"Из слов Христа: Елика аще свяжете на земли, будутъ связана на небеси явствует, что анафема на еретиков, т. е. отлучение их от Церкви, переходит в будущую жизнь и что все еретики после смерти идут в адские муки.
Весьма поучительно в этом случае откровение, бывшее великому угоднику, Христа ради юродивому, Симеону. Бог открыл ему, что душа знаменитого ученого богослова Оригена погибла и находится в адских муках за его еретические учения [19]. Подобное откровение имел инок Феофан, как об этом повествуется в известной книге блаженного Иоанна Мосха «Луг Духовный». Он видел в огненном пламени того же Оригена, Ария, Нестория и многих других еретиков [20]. Как ненавистна Богу ересь, об этом свидетельствует видение, бывшее преп. Кириаку Отшельнику. Божия Матерь, явившаяся ему с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, не соизволила войти к нему в келлию, несмотря на все его мольбы, только за то, что у него в числе других, была книга, в конце которой находились два слова еретика Нестория [21]."
-------------------------------------------------------------------------
19. Книга житiи святыхъ на месяцъ iулiй. М., 1898, 21 день, с. 489-490.

20. Бл. Iоаннъ Мосхъ. Лугъ Духовный. Свято—Троицкая Сергiева Лавра, 1915, гл. XXVI, с. 32.

21. Там же, гл. ХLVI, с. 61-62.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 31 Июль 2009, 23:02:54 »

да, хорошие слова, спасибо, Азамат.

для меня вот очень важно личное отношение, межчеловеческое - о том, что ненависть ко греху не должна переноситься на грешника (еретика).
И лично человек не может восхищать суд Божий о нем.
Церкви дано вязать и решить, но суд остается за Богом.

Кроме этих видений, о том, как души еретиков горят в адском огне, можно привести и другие видения, о том, например, как подвижник осудил какого-то грешника, и ему явился Христос и сказал: "куда прикажешь мне бросить этого согрешившего?" (там с одной стороны озеро огненное было, с другой ров с драконом рыкающим или что-то в этом роде). Подвижник после этого всю оставшуюся жизнь каялся, потому что осознал, насколько велик грех осуждения.
А в грех осуждения впадает всякий, кто скажет брату своему "рака".

И чем более человек согрешил, тем более сострадательное отношение к нему должно быть.



Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #10 : 31 Июль 2009, 23:39:24 »

полностью согласен с Вами,Татьяна.

как раз я что-то помнил,что в Предании было о том,что Христос кого-то спрашивал куда бросить еретика,но не мог вспомнить точно как там было написано.

спасибо.  меня сильно когда-то поразил этот текст из Предания.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #11 : 31 Июль 2009, 23:40:58 »

архиеп.Серафим (Соболев),как мы видим,исповедовал "теорию выключателя",что по мнению многих православных,является той ещё ересью.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 01 Август 2009, 21:10:38 »

т.е.Соболев толкует анафему как соборное проклятие человека. типа,иди в ад жариться.

но,кажется,Брянчанинов (когда читал книгу про анафему и там фигурировал Брянчанинов то ли как автор,то ли просто были его цитаты) толковал анафему просто как констатацию факта отпадения из Церкви обратно в языческое состояние.

причём отпадение уже давно состоялось,а Церковь лишь засвидетельствовала это.
« Последнее редактирование: 01 Август 2009, 21:12:27 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #13 : 01 Август 2009, 21:13:52 »

да, хорошие слова, спасибо, Азамат.

для меня вот очень важно личное отношение, межчеловеческое - о том, что ненависть ко греху не должна переноситься на грешника (еретика).
И лично человек не может восхищать суд Божий о нем.
Церкви дано вязать и решить, но суд остается за Богом.

Кроме этих видений, о том, как души еретиков горят в адском огне, можно привести и другие видения, о том, например, как подвижник осудил какого-то грешника, и ему явился Христос и сказал: "куда прикажешь мне бросить этого согрешившего?" (там с одной стороны озеро огненное было, с другой ров с драконом рыкающим или что-то в этом роде). Подвижник после этого всю оставшуюся жизнь каялся, потому что осознал, насколько велик грех осуждения.

Таня, а ты не помнишь, откуда это?
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #14 : 01 Август 2009, 21:20:30 »

да, хорошие слова, спасибо, Азамат.

для меня вот очень важно личное отношение, межчеловеческое - о том, что ненависть ко греху не должна переноситься на грешника (еретика).
И лично человек не может восхищать суд Божий о нем.
Церкви дано вязать и решить, но суд остается за Богом.

Кроме этих видений, о том, как души еретиков горят в адском огне, можно привести и другие видения, о том, например, как подвижник осудил какого-то грешника, и ему явился Христос и сказал: "куда прикажешь мне бросить этого согрешившего?" (там с одной стороны озеро огненное было, с другой ров с драконом рыкающим или что-то в этом роде). Подвижник после этого всю оставшуюся жизнь каялся, потому что осознал, насколько велик грех осуждения.

Таня, а ты не помнишь, откуда это?

к сожалению, не помню, даже в какой стороне искать  Грустный. врезалось в память просто очень сильно. но если вспомню, конечно скажу
Записан
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!