consensus patrum
29 Март 2024, 15:30:03 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
Автор Тема: посмертная участь анафематствованнных еретиков  (Прочитано 11878 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« : 27 Июль 2009, 01:25:45 »

1.
а) Иоанн Мосх. Луг Духовный 26. Жизнь брата Феофана и его дивное видение.
Старец, великий пред Богом, именем Кириак, жил в лавре Каламонской, около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат чужестранец, из страны Дора, по имени Феофан, спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: "Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Heбудь этого — я бы остался навсегда с тобой"! Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился ко святой кафолической и апостольской Церкви.
— Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.
— Отче, возражал брат, да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. He знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.
Старец радостно выслушал слова брата.
- Оставайся в моей келье, — сказал он. — Я имею упование на Бога, что Он по Своему милосердию откроет тебе истину.
И оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: "поди и познай истину"! И взяв его, ведет в место мрачное, смрадное и испускающее пламя и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлипария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: "вот это место уготовано еретикам, и тем, кто нечестиво учат о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следуют их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не желаешь вкусить такого наказания, обратись к св. кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадет в это место". — При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат разсказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к св. кафолической апостольской Церкви. Оставшись к Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире.

б) "Арий безумный и Македоний паки мерзок явлься, в геенне огненней равно мучаются со еллины" (Служба отцам шести Вселенских соборов)


2. Пс.-(?) Иоанн Златоуст. О том, что не должно проклинать ни живых ни умерших
Хотите ли знать, что сказал один святой муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин - и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присваивая себе достоинство Сына Божия [Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 4–6]. Или вы считаете маловажным - прежде времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно отлучает от Христа. Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе дьявола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетной лестью ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший разделение в церкви, - разумея Павлина или Аполлинария. Различия между тем и другим они по большей части не касаются, ловко избегая нового разделения и служа доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах грубейшего предубеждения. Но ты поучай, "с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:25-26). Простри сеть любви, не для того, чтобы хромлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и, таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом.

Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он сподобил с властью служить братьям своим. Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он "перед своим Господом стоит, или падает (Римл. 14:4), не находясь более под властью человеческой. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры.
Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении.

Подобный взгляд разделяется также Феодором Вальсамоном.

----------------------
Возникает вопрос: что такое анафематствование: 1) отлучение от Царствия Небесного и обречение на вечную погибель? 2) констатация этого факта (см. п. 1)  3) констатация, что человек находится вне Церкви, подобно язычникам (ср. Мф. 18, 17) и его вечная жизнь - тайна Божия, так же как и вечная жизнь язычников, которые также вне Церкви?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 27 Июль 2009, 01:49:22 »

я по-любому за 3 пункт.

описание мучения еретиков в Луге,мне кажется,носит педагогический смысл.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #2 : 27 Июль 2009, 02:20:39 »

позиция Златоуста, как кажется, более согласуется с аскетической установкой "обличать грех и не осуждать грешника", чем то, что пишет Мосх
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #3 : 31 Июль 2009, 13:03:17 »

Анафематствование - это по-любому 1) сохранение в чистоте церковного учения  и 2) урок, наказание еретикам (если они живы). Если они умерли, то только первый пункт.

А что касается самих еретиков, то это, по-моему, вопрос того же порядка, что и о самоубийстве в случае угрозы насилия или надругательства - никак не возьму в толк, как здесь можно рассуждать объективированно. Сердце этого еретика или самоубийцы видит только Бог. Поэтому о том, какова будет посмертная участь еретика или человека, принявшего яд - ведает только Бог.


Канонизация в случае самоубийства под угрозой надругательства - это опять же констатация факта, что человек пошел на смерть за Христа, то есть мотив для самоубийства был сильнее мотива сохранения жизни.

(анафематствование - это событие обратного порядка, то есть констатация факта, что еретик лжет против Христа).

Мне кажется, что в случае самоубийства за Христа грех просто не является грехом (объективированно самоубийство - грех) .

Таких случаев навалом. Взять юродивых, которые по видимости (объективированно) сожительствуют с блудницами. На самом-то деле все наоборот. Но это видно только Богу (и тем, кому это еще может быть открыто).
Или взять убийства по воле Божией, в Ветхом Завете.


Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #4 : 31 Июль 2009, 13:09:08 »

из Диминых пунктов конечно 3).
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #5 : 31 Июль 2009, 15:49:39 »

Вот еще такой вопрос возник: что означает анафема еретикам для каждого члена Церкви?

по-моему, означает только то, что его трудами, если такие есть, нельзя руководствоваться в церковной жизни, в деле спасения. Тем не менее читать их, изучать никто не запрещает, как я понимаю.

Анафема - это отсечение от общения только евхаристического.

От личного общения анафема не отсекает. Церковь - это же не пионерская организация, где кричат "ату его ату", и не секта, где отсекают от личного общения. Правильно я понимаю?

Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #6 : 31 Июль 2009, 16:29:44 »

Вот еще такой вопрос возник: что означает анафема еретикам для каждого члена Церкви?

по-моему, означает только то, что его трудами, если такие есть, нельзя руководствоваться в церковной жизни, в деле спасения. Тем не менее читать их, изучать никто не запрещает, как я понимаю.

Анафема - это отсечение от общения только евхаристического.

От личного общения анафема не отсекает. Церковь - это же не пионерская организация, где кричат "ату его ату", и не секта, где отсекают от личного общения. Правильно я понимаю?



Конечно, анафема - это отлучение от евхаристического общения. только в тоталитарных сектах отлучают от личного общения.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #7 : 31 Июль 2009, 17:11:58 »

вопрос не только в личном общении.

Зачастую к еретикам (или к тем, кого причисляют к таковым) относятся как к прокаженным, погибшим безвозвратно, забывая, что приговоры Церкви действительны только во время Ее земного плавания, до Страшного Суда.

окончательная посмертная участь всех без исключения находится не в руках Церкви, а в руках Высшего Судии.

Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 31 Июль 2009, 21:41:54 »

ещё нашёл.

Серафим (Соболев):

"Из слов Христа: Елика аще свяжете на земли, будутъ связана на небеси явствует, что анафема на еретиков, т. е. отлучение их от Церкви, переходит в будущую жизнь и что все еретики после смерти идут в адские муки.
Весьма поучительно в этом случае откровение, бывшее великому угоднику, Христа ради юродивому, Симеону. Бог открыл ему, что душа знаменитого ученого богослова Оригена погибла и находится в адских муках за его еретические учения [19]. Подобное откровение имел инок Феофан, как об этом повествуется в известной книге блаженного Иоанна Мосха «Луг Духовный». Он видел в огненном пламени того же Оригена, Ария, Нестория и многих других еретиков [20]. Как ненавистна Богу ересь, об этом свидетельствует видение, бывшее преп. Кириаку Отшельнику. Божия Матерь, явившаяся ему с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, не соизволила войти к нему в келлию, несмотря на все его мольбы, только за то, что у него в числе других, была книга, в конце которой находились два слова еретика Нестория [21]."
-------------------------------------------------------------------------
19. Книга житiи святыхъ на месяцъ iулiй. М., 1898, 21 день, с. 489-490.

20. Бл. Iоаннъ Мосхъ. Лугъ Духовный. Свято—Троицкая Сергiева Лавра, 1915, гл. XXVI, с. 32.

21. Там же, гл. ХLVI, с. 61-62.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 31 Июль 2009, 23:02:54 »

да, хорошие слова, спасибо, Азамат.

для меня вот очень важно личное отношение, межчеловеческое - о том, что ненависть ко греху не должна переноситься на грешника (еретика).
И лично человек не может восхищать суд Божий о нем.
Церкви дано вязать и решить, но суд остается за Богом.

Кроме этих видений, о том, как души еретиков горят в адском огне, можно привести и другие видения, о том, например, как подвижник осудил какого-то грешника, и ему явился Христос и сказал: "куда прикажешь мне бросить этого согрешившего?" (там с одной стороны озеро огненное было, с другой ров с драконом рыкающим или что-то в этом роде). Подвижник после этого всю оставшуюся жизнь каялся, потому что осознал, насколько велик грех осуждения.
А в грех осуждения впадает всякий, кто скажет брату своему "рака".

И чем более человек согрешил, тем более сострадательное отношение к нему должно быть.



Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #10 : 31 Июль 2009, 23:39:24 »

полностью согласен с Вами,Татьяна.

как раз я что-то помнил,что в Предании было о том,что Христос кого-то спрашивал куда бросить еретика,но не мог вспомнить точно как там было написано.

спасибо.  меня сильно когда-то поразил этот текст из Предания.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #11 : 31 Июль 2009, 23:40:58 »

архиеп.Серафим (Соболев),как мы видим,исповедовал "теорию выключателя",что по мнению многих православных,является той ещё ересью.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 01 Август 2009, 21:10:38 »

т.е.Соболев толкует анафему как соборное проклятие человека. типа,иди в ад жариться.

но,кажется,Брянчанинов (когда читал книгу про анафему и там фигурировал Брянчанинов то ли как автор,то ли просто были его цитаты) толковал анафему просто как констатацию факта отпадения из Церкви обратно в языческое состояние.

причём отпадение уже давно состоялось,а Церковь лишь засвидетельствовала это.
« Последнее редактирование: 01 Август 2009, 21:12:27 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #13 : 01 Август 2009, 21:13:52 »

да, хорошие слова, спасибо, Азамат.

для меня вот очень важно личное отношение, межчеловеческое - о том, что ненависть ко греху не должна переноситься на грешника (еретика).
И лично человек не может восхищать суд Божий о нем.
Церкви дано вязать и решить, но суд остается за Богом.

Кроме этих видений, о том, как души еретиков горят в адском огне, можно привести и другие видения, о том, например, как подвижник осудил какого-то грешника, и ему явился Христос и сказал: "куда прикажешь мне бросить этого согрешившего?" (там с одной стороны озеро огненное было, с другой ров с драконом рыкающим или что-то в этом роде). Подвижник после этого всю оставшуюся жизнь каялся, потому что осознал, насколько велик грех осуждения.

Таня, а ты не помнишь, откуда это?
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #14 : 01 Август 2009, 21:20:30 »

да, хорошие слова, спасибо, Азамат.

для меня вот очень важно личное отношение, межчеловеческое - о том, что ненависть ко греху не должна переноситься на грешника (еретика).
И лично человек не может восхищать суд Божий о нем.
Церкви дано вязать и решить, но суд остается за Богом.

Кроме этих видений, о том, как души еретиков горят в адском огне, можно привести и другие видения, о том, например, как подвижник осудил какого-то грешника, и ему явился Христос и сказал: "куда прикажешь мне бросить этого согрешившего?" (там с одной стороны озеро огненное было, с другой ров с драконом рыкающим или что-то в этом роде). Подвижник после этого всю оставшуюся жизнь каялся, потому что осознал, насколько велик грех осуждения.

Таня, а ты не помнишь, откуда это?

к сожалению, не помню, даже в какой стороне искать  Грустный. врезалось в память просто очень сильно. но если вспомню, конечно скажу
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #15 : 01 Август 2009, 21:31:24 »

Кураев:

"Нам не открыто это, и потому достаточно нам только веровать, что будет с ними так, как этого требует Божественная Любовь и Божественная Правда. Когда о вопросах подобного рода размышлял преп. Антоний Великий, ему не было открыто ничего по существу этих вопросов, а только сказано было свыше: "Антоний! себе внимай!", то есть позаботься о своем собственном спасении, а спасение остальных людей предоставь Промыслу Божию, который неполезно тебе знать в настоящей жизни. Этим откровением нужно ограничиваться и нам в пределах нашей земной жизни”40.

Напомню также случай из “Древнего Патерика”. “Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел, стал пред дверьми кельи его, и говорил: Не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: Какая сему причина? – Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего барта? – Авва тотчас повергся на земле, говоря: согрешил, прости меня!”41.

Пусть каждый из нас представит себя на месте аавы Исаака. И вот Ангел приносит на твой суд душу новопреставленного католика и спрашивает: “куда велишь Мне бросить падшего брата?”. Каков будет наш ответ?..

Поэтому все-таки лучше не брать на себя служения распределения последних судеб. Именно к этому – к осторожности и молчанию - я и призываю. И совсем не проповедую доктрины “всеобщего спасения”42. Всё же призыв к молчанию и проповедь некоего учения – это разные вещи… Богослову же вообще не стыдно говорить: “Не знаю”.

И чего уж точно не утверждается в моей книге – так это того, что благодать, остающаяся у неправославных христиан (если только она у них остается), может оказаться достаточной для спасения. Утверждения этого в книге “Вызов экуменизма” нет, а есть прямое отрицание43. Кроме того, глава “Почему вне Церкви нет спасения” из моей же книги “Если Бог есть любовь” как раз призвана объяснить, почему именно Православная Церковь настаивает на том, что вне ее таинств нет спасения. Жаль, что о. Рафаил не совместил эти два моих текста."
---------------
40 Духовник Царской семьи Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник, М., 1996, С.329-330.
41 Древний Патерик. М., 1899. С.144.
42 Архимандрит Рафаил из моего вопроса – не питают ли благодатные токи, пусть и ослабленно, инославных? - сделал странные выводы. Во-первых, он написал, будто я развиваю "концепцию о возможности спасения в ереси" (Указ. соч. с. 61). Во-вторых, сказал, что "либералы довольны. Они сразу же шестым чувством учуяли здесь дорогой для них дух "оригенизма" (всеспасения)" (там же). Интересно - где именно о. Рафаил встречал либералов, довольных моей книгой "Вызов экуменизма"? Положительные отклики на эту книгу в либеральной прессе мне не попадались…

http://dl.biblion.realin.ru/text/8_Biblioteka_Bakulina/Bolshaya_Biblioteka/Kuraev/rafail.html
« Последнее редактирование: 01 Август 2009, 21:33:25 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #16 : 01 Август 2009, 21:36:59 »

все-таки здесь не про ересиархов или еретиков, а про падшего монаха.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #17 : 01 Август 2009, 21:52:32 »

это да. а я ещё точно помню такую историю:

один православный братец злорадствовал тому,что еретики идут в ад.

и открылось видение: он увидел разверзающуюся землю и ад.

там горели еретики.

но потом сошёл туда Христос и достал одного еретика за руку и стал поднимать,обратившись с упрёком к тому брату....

а дальше я не помню что сказал Христос с упрёком (
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #18 : 01 Август 2009, 21:54:33 »

вроде что-то такое было в книге "Старец Силуан" Софр. Сахарова.
Записан
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!