Кураев:
"Нам не открыто это, и потому достаточно нам только веровать, что будет с ними так, как этого требует Божественная Любовь и Божественная Правда. Когда о вопросах подобного рода размышлял преп. Антоний Великий, ему не было открыто ничего по существу этих вопросов, а только сказано было свыше: "Антоний! себе внимай!", то есть позаботься о своем собственном спасении, а спасение остальных людей предоставь Промыслу Божию, который неполезно тебе знать в настоящей жизни. Этим откровением нужно ограничиваться и нам в пределах нашей земной жизни”40.
Напомню также случай из “Древнего Патерика”. “Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел, стал пред дверьми кельи его, и говорил: Не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: Какая сему причина? – Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего барта? – Авва тотчас повергся на земле, говоря: согрешил, прости меня!”41.Пусть каждый из нас представит себя на месте аавы Исаака. И вот Ангел приносит на твой суд душу новопреставленного католика и спрашивает: “куда велишь Мне бросить падшего брата?”. Каков будет наш ответ?..
Поэтому все-таки лучше не брать на себя служения распределения последних судеб. Именно к этому – к осторожности и молчанию - я и призываю. И совсем не проповедую доктрины “всеобщего спасения”42. Всё же призыв к молчанию и проповедь некоего учения – это разные вещи… Богослову же вообще не стыдно говорить: “Не знаю”.
И чего уж точно не утверждается в моей книге – так это того, что благодать, остающаяся у неправославных христиан (если только она у них остается), может оказаться достаточной для спасения. Утверждения этого в книге “Вызов экуменизма” нет, а есть прямое отрицание43. Кроме того, глава “Почему вне Церкви нет спасения” из моей же книги “Если Бог есть любовь” как раз призвана объяснить, почему именно Православная Церковь настаивает на том, что вне ее таинств нет спасения. Жаль, что о. Рафаил не совместил эти два моих текста."
---------------
40 Духовник Царской семьи Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник, М., 1996, С.329-330.
41 Древний Патерик. М., 1899. С.144.
42 Архимандрит Рафаил из моего вопроса – не питают ли благодатные токи, пусть и ослабленно, инославных? - сделал странные выводы. Во-первых, он написал, будто я развиваю "концепцию о возможности спасения в ереси" (Указ. соч. с. 61). Во-вторых, сказал, что "либералы довольны. Они сразу же шестым чувством учуяли здесь дорогой для них дух "оригенизма" (всеспасения)" (там же). Интересно - где именно о. Рафаил встречал либералов, довольных моей книгой "Вызов экуменизма"? Положительные отклики на эту книгу в либеральной прессе мне не попадались…
http://dl.biblion.realin.ru/text/8_Biblioteka_Bakulina/Bolshaya_Biblioteka/Kuraev/rafail.html