consensus patrum
01 Апрель 2020, 17:54:11 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: О Лосском-3  (Прочитано 11438 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Stanislav
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 17


« Ответ #30 : 23 Март 2010, 18:47:12 »

безусловно нет. Потому что нет субъекта бытия, нет того, которого природа, а есть индвидуальная субстанция.

можно уточнить - Вы различаете понятия "природа" и "субстанция"?

Да, субстанция это нечто индвидуально существующее(а точнее сказать так нарекаемое). Один факел, одна капля, один стол и т.д. Природа стола - же общее для многих столов. Субстанция же природа+индвидуальные свойства. Отличия в данном случае то, что камень не имеет субъекта бытия, у кошки субъект бытия есть.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #31 : 23 Март 2010, 19:38:46 »

Вы можете подтвердить свою точку об отличии "субстанции" от "природы" цитатами из свв. отцов?

Я, например, нахожу совсем иную точку зрения у Иоанна Дамаскина - он в "Философских главах" прямо утверждает, что различение "природы" и "субстанции" характерно для языческой философии, свв. отцы же отбросили это различение, отождествив без различия оба эти понятия:

Глава XXX.  О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси. Языческие философы, как уже было сказано, различали субстанцию (ousia) и природу (fusis). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же — субстанцию, определенную ее существенными разностями и соединявшую с бытием вообще качественную определенность бытия: разумную или неразумную, смертную или бессмертную, или, как сказали мы, неизменное и непреложное начало, причину, силу, вложенную в каждый вид Творцом для движения: ангелам — для разумения н сообщения друг другу своих мыслей, без помощи произносимого слова; людям — для разумения, размышления и сообщения друг другу, при помощи произносимого слова, своих внутренних мыслей; у неразумных животных — силу жизни, ощущения и дыхания; у растений — способность питания, произрастания и рождения; у камней — способность нагреваться и охлаждаться, а также свойственное неодушевленным предметам перемещение с места на место, под действием другого движения. Это они назвали природой, т. е. самые низшие виды (ta eidikwtata eidh), например, ангела, человека, лошадь, собаку, вола и т.п., — которые отличаются большею общностью, чем ипостаси, и обнимают их, заключаясь в каждой обнимаемой ими ипостаси равным и неизменимым образом. Таким образом, ипостасью они назвали более частное; более же общее и обнимающее ипостаси они назвали природой; наконец, существование вообще они назвали субстанцией.

Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (fusin) и формой (morfhn), — например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia — субстанция - происходит от (глагола) einai, а fusis — природа — от глагола pefukenai, но einai и pefukenai означают одно и то же — быть, существовать. Равным образом слова eidos — вид и morfh — форма — имеют значение одинаковое со словом fusis — природа. Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это -  акциденции, характеризующие ипостась.


т.е., природой, или субстанцией, с индивиуальными свойствами называется ипостась.

Мнение же о частных (индивидуальных) сущностях Иоанна Филопона было осуждено Церковью на 6-м всел. соборе, как ведущие к тритеизму.



Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Stanislav
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 17


« Ответ #32 : 23 Март 2010, 20:14:50 »

Андрей, я же написал индивидуальная субстанция, а не просто субстанция. Вы, неужели сразу не понимаете о чем я говорю и для чего сразу отделил это от термина Ипостась в разговоре, хотя святые отцы их часто соединяют?
Святого Иоанна я читал и не один раз, нужды приводить его в примере нет - я задал вопрос, который имеет некую философскую подоплеку, на которую можно ответить, а можно не отвечать, ответить можно и святоотеческим и своими словами, если они отвечают на вопрос, а можно сказать что на вопрос ответить нельзя. Вопрос от этого не меняется и идея остается.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #33 : 23 Март 2010, 21:20:26 »

Андрей, я же написал индивидуальная субстанция, а не просто субстанция. Вы, неужели сразу не понимаете о чем я говорю и для чего сразу отделил это от термина Ипостась в разговоре, хотя святые отцы их часто соединяют?

Почему я должен Вас сразу понимать? Спокойнее, плз

я не понял - Вы различаете понятие "индивидуальная субстанция" как от понятия "природа", так и от понятия "ипостась"?




Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!