consensus patrum
29 Март 2024, 02:33:49 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Исповедь и крестная жертва  (Прочитано 16937 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« : 17 Февраль 2009, 22:20:37 »

Прошу простить меня за глупый вопрос, но я не совсем понимаю связь между крестной жертвой Христа за наши грехи и Таинством исповеди. Почему участие в исповеди избавляет нас от грехов? Как прощение и разрешение в исповеди связаны с тем, что Христос вознес все наши грехи на древо?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 18 Февраль 2009, 00:11:45 »

Мне кажется, это не глупый вопрос, а наоборот, целый ряд довольно сложных вопросов.

+++Почему участие в исповеди избавляет нас от грехов

Не знаю, насколько это правильно, но я бы ответил так. Покаяние -- это возобновление крещения. То есть смысл таинства покаяния сводится (в общих чертах) к смыслу таинства крещения. Смысл таинства крещения (насколько я понимаю учение св. Максима Исповедника в этом вопросе) состоит в исцелении (вызванной грехопадением) неустойчивости человеческой ("ипостасной") воли к Благу. Иначе говоря, в результате грехопадения прародителей (и падений каждого отдельного человека) наша воля приобретает неустойчивость к благому, но устойчивое стремление ко греху, и вообще устремленность не к Богу, а в тварное.

Вот от этой неустойчивости избавляет таинство крещения (и покаяния), придавая человеческой воле устойчивое стремление к Богу (хотя возможность согрешить остается).

В этом смысле и говорится, что таинство покаяния избавляет нас от грехов. То есть оно, во-первых, избавляет нас от последствий наших прошлых грехов, выражающихся в неустойчивости нашей воли. А во-вторых, придавая нашей воле устойчивое стремление  к благу, избавляет нас и от будущих грехов, если мы твердо решили не согрешать.

Чтобы не растягивать сообщение, остановимся пока на этом ответе, а потом, по мере сил, ответим и на другие поставленные выше вопросы, и, может, кто-нибудь еще подключится к обсуждению.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 18 Февраль 2009, 02:03:16 »

+++Как прощение и разрешение в исповеди связаны с тем, что Христос вознес все наши грехи на древо?

Кратко можно ответить так:

тем, что Он не только их вознес два тысячелетия тому назад в Иерусалиме, но таинственным образом возносит их здесь и сейчас в сердце каждого христианина, который присоединил себя к этому предвечно совершаемому таинству покаянием.

Иначе говоря, историческая Голгофа совершается и в вечности. И через эту вечность -- в сердце каждого христианина. Чтобы обновить это таинство в себе и необходимо покаяние.

Устойчивое стремление ко греху, о котором мы говорили ранее, побеждается непреложностью произволения Спасителя через наше соучастие в Его Кресте. От нас нужно только произволение на это соучастие, которое выражается в покаянии.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #3 : 18 Февраль 2009, 09:17:35 »

То есть, если немного обобщить, участие в Таинстве покаяния соделывает нас способными сораспяться Христу, правильно ли я вас понял?
Тогда вопрос такой: в какой момент происходит совершение Таинства, когда прощаются грехи, в момент нашего предварительного покаяния (потому что, как мне кажется, исповедь следует за покаянием), в момент произнесения священником формулы "и аз недостойный, властию Его мне данной, прощаю и разрешаю..." или же все-таки в тот момент, когда была совершена Голгофская жертва? Прошу прощения, если это покажется схоластикой, но меня действительно это интересует. Или же все-таки нельзя в точности сказать, когда Господь прощает грехи, это тайна Божия, недоступная нашему пониманию?

Еще один вопрос: все-таки, не совсем понимаю связь между произнесением разрешительной формулы священником и Голгофской жертвой. Получается, ведь, что прощает и разрешает грехи Господь, а священник лишь свидетель? Но зачем тогда нужны слова "властию Его мне данною прощаю и разрешаю"?
Благодарю заранее за ответы!
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2009, 09:19:57 от Брат Кирилл » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #4 : 18 Февраль 2009, 10:22:44 »

+++То есть, если немного обобщить, участие в Таинстве покаяния соделывает нас способными сораспяться Христу, правильно ли я вас понял

не только способными потенциально, но участвующими в сораспятии актуально -- на деле, через то, что совершается внутри нас

+++Тогда вопрос такой: в какой момент происходит совершение Таинства, когда прощаются грехи, в момент нашего предварительного покаяния (потому что, как мне кажется, исповедь следует за покаянием), в момент произнесения священником формулы "и аз недостойный, властию Его мне данной, прощаю и разрешаю..." или же все-таки в тот момент, когда была совершена Голгофская жертва? Прошу прощения, если это покажется схоластикой, но меня действительно это интересует. Или же все-таки нельзя в точности сказать, когда Господь прощает грехи, это тайна Божия, недоступная нашему пониманию

скорее, в момент причащения. Вся литургия (богослужебный круг) -- этапы одного предвечно совершаемого таинства. Как и во всем, что совершается в вечности, в них есть различие, но нет разделения. То есть можно сказать, что означает тот или иной этап, но что он совершает -- нельзя.

+++Еще один вопрос: все-таки, не совсем понимаю связь между произнесением разрешительной формулы священником и Голгофской жертвой. Получается, ведь, что прощает и разрешает грехи Господь, а священник лишь свидетель? Но зачем тогда нужны слова "властию Его мне данною прощаю и разрешаю"?

Это такой свидетель, в котором присутствует Христос. Об этом присутствии и говорят слова "властию Его". Сам Христос через священника воздвигает в нас Крест, на котором совершается прощение и разрешение наших грехов. Об этом, как я полагаю, говорит приведенная выше формула.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #5 : 18 Февраль 2009, 13:50:26 »

Спаси Господи за ответ! Теперь более-менее прояснилось...))
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #6 : 18 Февраль 2009, 13:55:18 »

Хотя, вот еще что хотелось спросить. Интересно, почему только в Русской Церкви существует традиция исповеди перед Причастием? Насколько важно исповедоваться перед Причащением?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #7 : 18 Февраль 2009, 15:57:02 »

Хотя, вот еще что хотелось спросить. Интересно, почему только в Русской Церкви существует традиция исповеди перед Причастием? Насколько важно исповедоваться перед Причащением?

1Кор.11:27-31

С ув., Роман.
http://apologiya.orthodoxy.ru
http://orthodox-man.livejournal.com
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #8 : 18 Февраль 2009, 16:36:40 »

Да, но почему этого нет, скажем, в Элладской или Антиохийской Церквях?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #9 : 18 Февраль 2009, 18:26:00 »

Хотя, вот еще что хотелось спросить. Интересно, почему только в Русской Церкви существует традиция исповеди перед Причастием? Насколько важно исповедоваться перед Причащением?

Это именно прибамбасы нашей поместной Русской Церкви.  канонически отсутствует такое установление как  исповедь в качестве обязательного условия при каждом причащении.

Обязательная исповедь имела бы смысл при нечастой практике причащения несколько раз в год, хотя сама эта практика опять же противоречит святоотеческой традиции:

"Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного." (9 ап. прав.)

"Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения." (Трулл., 80)

"... При сем воспомяните, что в предшествовавшее время отцы наши определили: аще кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не приидет в собрание, да будет удален от общения церковного." (Сард, 11)

о том, почему исторически так сложилось, можно почитать, напр., доклад Шмемана:

http://www.liturgica.ru/bibliot/ispoved.html
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2009, 18:39:39 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #10 : 18 Февраль 2009, 18:38:32 »

Обязательная исповедь имела бы смысл при нечастой практике причащения несколько раз в год

Так как причащающийся, скажем, четыре раза в большие посты + в день своего Ангела по правилам свв. отцов считается отлученным от общения, ему нужно воссоединиться с Церковью через покаяние. Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #11 : 18 Февраль 2009, 18:46:03 »

Получается, что большая часть Русской Церкви в Синодальный период была отлучена от Церкви, сама того не осознавая. Улыбающийся
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #12 : 18 Февраль 2009, 18:57:45 »

Получается, что большая часть Русской Церкви в Синодальный период была отлучена от Церкви, сама того не осознавая. Улыбающийся

Улыбающийся Аха. А на таких духовных максималистов, как святитель Игнатий Брянчанинов, который еще в юности взял за правило причащаться каждое воскресенье, смотрели как на не вполне нормальных Улыбающийся

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #13 : 18 Февраль 2009, 19:00:30 »

Если не ошибаюсь, по-моему Петр Первый установил, что достаточно причащаться раз в год...
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #14 : 18 Февраль 2009, 19:21:42 »

Обязательная исповедь имела бы смысл при нечастой практике причащения несколько раз в год

Так как причащающийся, скажем, четыре раза в большие посты + в день своего Ангела по правилам свв. отцов считается отлученным от общения, ему нужно воссоединиться с Церковью через покаяние. Улыбающийся

 да, и такое покаяние (в добровольном уклонении себя от причащения), кстати, прямо предписывает 2-й канон Антиохийского собора:

"Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном."

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!