Хотел бы обратить внимание на
один ЖЖ, где автор чаще всего критикует богословие Осипова и др. некот. современных богослов. Кроме конструктивной критики автор субъективно высмеивает факт обоженности ветхозаветних святых:
Идея о возможности спасение до пришествия Христа очевидно является богохульной. В таком случае хулится наш Господь, Иисус Христос, Его вочеловечение, Его Крестная смерть, Его преславное Воскресенье. Значит не нужно было Искупление, значит отвергается Догмат Искупления, отвергаются слова святых Отцов Церкви.
Но всё же почему они ссылаются на ветхозаветных праведников?
Ведь ВСЕ без исключения ветхозаветные праведники Ветхого Завета после смерти шли в АД. ВСЕ без исключения.
- см.
http://orthodoxy33.livejournal.com/67497.htmlУвы, автор ограничил доступ в свой журнал Нефрендам, а френдит очень редко... Поскольку в своих темах автор пытается критиковать кого-не-лень на основании СвятоОтеческого учения, предлагаю здесь на этом форуме фильтровать его критику, оставляя один конструктив и отсеивая субъективные мнения автора.
Напр., в
другой теме на слова о.Олега Давыденкова
"Если предположительно мы и говорим, что спасение возможно для тех, кто находится вне Церкви, то отсюда никак не следует, что спасение в принципе возможно без Церкви и помимо Христа, что существуют какие-то иные пути спасения. Мы не утверждаем, что те, кто во время своей земной жизни находились вне Церкви, не спасутся. Но если даже они и спасутся, то, конечно, не благодаря, а вопреки своим заблуждениям; спасутся именно через Церковь, через Христа, даже если их встреча с Ним состоится уже за пределами их земной жизни."
автор реагирует следующим образом:
вот он апофеоз богословской мысли!
чтобы как-то уйти от очевидной ереси проповедуемой Осиповым (о спасении вне Церкви) пришлось изощрятся.
выход найден: к Церкви, оказывается, можно присоединиться после смерти! дикость этого утверждение, по-моему, очевидна. но для кого-то не очень.
Итак, автор не может допустить той мысли, что ВЗ-святые могли избавляться от перв.греха и спасатся ДО Христа, но не без Христа. Ему кажется дикой мысль о том, что хронологически до Христа ВЗ-святые были причастны Жертве Христовой, Жертве Агнца, закланного прежде создания мира. Что они были крещены во Христа (кто как), были причастны Христа, были богами по благодати...
О Мелхиседеке писали преп.МИ, свт.Г.Палама (не помню за Г.Богослова)
О Богородице писали многие, наипаче свт. Н.Кавасила.
об Иоанне Крестителе писал как мин. Палама в 40-й Омилии
о крещении в облаке, море и т.д. писал преп. И.Дамаскин
о причащении духовном писал свт. Г.Богослов
о соединении со Христом после смерти мне недавно попадались слова Паламы, попытаюсь найти.
Н и все помнят пример с Траяном, описанный свт. Марком Эфесским, но вот попытка опровергнуть это автором журнала:
что касается Траяна: ну если устный и очень отдаленный пересказ даже, не жития, а апокрифа на основании жития свт.Григория Двоеслова является для о.Олега преданием, тогда всё возможно...
вот как начинается сие повествование: "Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Траяна была освящена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей".
Далее идет апокриф, который имеет своим основанием древнее житие св. Григория Диалога, но исковерканное и переиначенное. Там говорится, что святой Григорий Двоеслов, узнав о строительных работах в Риме, произведенных за полтысячи лет назад императором Траяном, решил отблагодарить его и дерзновенно помолился о душе Траяна, и Господь открыл св. Григорию, что Траян избавлен от адских мучений, но при этом предупредил римского первосвященника, чтобы он больше никогда не молился за некрещеных.
Никакого намека о крещении души Траяна слезами святого Григория в первоисточнике нет. Даже в самом апокрифе не сказано об этом, а выражение "крещен слезами св. Григория" было комментарием неизвестного английского монаха из Уитби. У Святых Отцов есть выражение о крещении через слезы, но здесь подразумевается распокаяние грешников в своих грехах, которое не повторяет, а возобновляет благодать Крещения.
см.
http://orthodoxy33.livejournal.com/66390.htmlЯ предлагаю скидывать сюда соотв. цитаты Св.Отцов, какие у кого на слуху. А потом ознакомим автора со святоотеческим учением...