azamat
|
|
« Ответ #30 : 28 Апрель 2010, 13:17:33 » |
|
(а почитаются иконы для них в том же самом смысле, в которым почитаются вообще священные предметы в храме) всё же не могу согласиться. почитание св.воды,св.мира и прочих нехарактирных предметов "ниже" почитания иконы и имеют не тот же смысл, т.к.вода и миро почитаются по почивающей на них благодати,а иконы почитаются "сильнее",ввиду тождества поклонения с изображённым лицом. деление на служебное поклонение и почитательное поклонение относится к различиям природ иконы и изображённого лица, в то время как нет и не может быть никакого различия в поклонении,когда говорим о поклонении ипостаси,не важно изображена ли она или нет. это одно (нумерически) поклонение. в этом ипостасном смысле икона Христа выше и более икон святых,хотя по природе все иконы подводятся под один разряд почитательного поклонения. Студит различает степени почитания священных предметов,ставя икону Христа выше креста настолько,насколько Христос более креста. а когда речь идёт о природном отличии,тогда икона Христа и крест должны ставиться на один уровень почитательного поклонения.
|
|
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2010, 13:20:16 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #31 : 28 Апрель 2010, 13:26:58 » |
|
правда, здесь есть один неясный момент. характир, наблюдаемый в образе - он тожественен характиру, созерцаемому в первообразе, или только неразлично подобен ему? Почему этот вопрос возник. Дело в том, что сама формулировка святого отца "в отношении подобия изображение тождественно первообразу" предполагает как-бы два момента, тождество и подобие. это "тождество по подобию" звучит само по себе парадоксально, т.к. подобие - это полное сходство, но еще не тождество Второе - это то, что у Феодора встречается выражение - "первообраз, присутствующий в образе". "присутствующий в образе" и "тождественный образу" - это немного разные вещи. Кто что думает об этом? думаю,что характир по подобию. причём степени подобия различаются. характиры на канонических иконах подобнее характирам Христа и святых,нежели на неканонических иконах. а вот тождество совершает имяначертание. тут уже нет степеней. это полное тождество. поэтому образ и первообраз -- это одна и та же ипостась. икона получает имя изображённой ипостаси и принимает одно с ним поклонение (служебное Христу,почитательное святым),участвуя в той же самой славе и чести,что и изображённая ипостась. поэтому слава иконы Христа выше славы креста и выше славы святых.
|
|
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2010, 13:32:18 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Александр А.С.
|
|
« Ответ #32 : 28 Апрель 2010, 15:34:38 » |
|
Азамат, а почему слава иконы Христа выше славы креста? На кресте ведь Христос изображен...
|
|
|
Записан
|
Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #33 : 28 Апрель 2010, 16:12:28 » |
|
Азамат, а почему слава иконы Христа выше славы креста? На кресте ведь Христос изображен... имеется ввиду сам голгофский Крест и его образы: кресты. об этом во "Втором опровержении иконоборцев" св.Феодора Студита.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Александр А.С.
|
|
« Ответ #34 : 28 Апрель 2010, 16:36:41 » |
|
А если говорить о крестах, на которых изображен Христос и есть Его имя, то к ним применима та же логика, что и к иконам Христа?
|
|
|
Записан
|
Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20).
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #35 : 28 Апрель 2010, 23:11:06 » |
|
характир - это совокупность свойств, которые созерцаются в первообразе В одном умном разговоре мне как-то сказали, что характир - это умопостигаемая идея. Это легитимно - так рассуждать? В том смысле, что изобразительный ряд иконы - это всего лишь хаос материальных признаков (штрихов, линий, пятен и т.д.) - это требует прочтения, собирания в образ. Читает УМ.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #36 : 28 Апрель 2010, 23:36:15 » |
|
а вот тождество совершает имяначертание. тут уже нет степеней. это полное тождество. поэтому образ и первообраз -- это одна и та же ипостась. икона получает имя изображённой ипостаси и принимает одно с ним поклонение (служебное Христу,почитательное святым),участвуя в той же самой славе и чести,что и изображённая ипостась. Что больше является иконой - Спас Рублева с полуразрушенным красочным слоем и без всякого имяначертания, или слащавая картинка-новодел, в которой соблюдены все формальные правила и имя в наличии?(это можно определить словом "прелесть") Как на ваш взгляд... Икона Рублева - плод молитвенного делания. Помню, именно через нее впервые поняла, что такое исихия. Не формальные признаки делают икону иконой. А элемент преображения. "Небо на земле". Я почему и спросила про "обоженный характир". стирая изображение Иисуса, стираются краски, но не обоженный Его характир. Спрошу еще раз. Что такое "обоженный характир"?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #37 : 29 Апрель 2010, 00:51:59 » |
|
А если говорить о крестах, на которых изображен Христос и есть Его имя, то к ним применима та же логика, что и к иконам Христа?
да. вот у св.Феодора Студита: "20. Православный. И я согласен (с этим). Однако, хотя теперь и не совершаются знамения, тем не менее подобие получает поклонение общее с первообразом; равно как и наоборот, - первообраз (получает поклонение общее) с подобием, и тому и другому бывает одно поклонение, соответственно тому, что сказано относительно животворящего креста и его (рельефного) изображения. Признание изображения есть признание животворящего креста, равно как и отрицание (изображения есть отрицание) животворящего креста. Соответственным образом понимай и относительно изображения Христа и Самого Христа. Еретик. Это хорошо сказано и представляется совершенно естественным относительно божественного креста и его (рельефного) изображения, а не в отношении ко Христу и Его изображению. Эго - пример не подходящий, ибо икону должно сравнивать с иконой, и рельефное изображение с рельефом. 21. Православный. Для подтверждения соответствия достаточно, почтеннейший, того, что совершенно ясно сказано раньше. Но, в свою очередь, выслушай небольшой вопрос. Что выше и заслуживает большего почитания - Христос или крест? Еретик. Очевидно, что - Христос, так как крест освящен во Христе. 22. Православный. Изображение Христа больше и почтеннее, чем (рельефное) изображение креста? Еретик. Невозможно и сомневаться (в этом) тому, кто хотя бы немного может размышлять, потому что (в противном случае) подобия не различались бы соответственно различию первообразов; изображение Христа гораздо превосходнее, чем образ креста. 23. Православный. После того как правильно рассмотрено меньшее и уступающее в отношении чести, было бы неразумно говорить, что большее и почетнейшее не должно быть правильно и хорошо оценено. Что, например, ближе к изображению Христа, как не образ креста, так как икона имеет одно и то же значение с рельефным изображением? Ведь мы по неточному словоупотреблению иконою (εικων) животворящего креста называем и его рельефное изображение (εκτυπωμα), а равно рельефное изображение (εκτυπωμα) Христа называем Его иконою (εικωνα). Ибо η εικων по словопроизводству означает το εοικος; εοικος же означает подобное; подобное же и мыслится, и называется, и усматривается как в иконе, так и в выпуклом изображении."
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #38 : 29 Апрель 2010, 00:59:36 » |
|
Спрошу еще раз. Что такое "обоженный характир"? отпечаток,признак,печать,образ,особенности... ну,например,тело ап.Петра было исполнено Святого Духа. но на этом действие Духа не остановилось. необязательно можно было прикоснуться к телу ап.Петра,чтобы получить исцеление. даже характир (тень) ап.Петра был проводником благодати. св.Иоанн Дамаскин. Слово против порицающих св.иконы: " А что и святые суть боги, сказано: Бог ста в сонме богов (Пс. 81, 1), и что Бог стоит посреди богов, распределяя по заслугам, как говорит божественный Григорий [Богослов; Беседа 40]. Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по кончине их благодать Святого Духа неотлучно пребывает и от душ, и от тел во гробах, и от характиров и от святых икон их—не по сущности, но благодатию и энергией."
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #39 : 29 Апрель 2010, 01:06:17 » |
|
Что больше является иконой - Спас Рублева с полуразрушенным красочным слоем и без всякого имяначертания, или слащавая картинка-новодел, в которой соблюдены все формальные правила и имя в наличии очевидно,что Спас Рублёва имел имяначертание. и от того,что оно со временем стёрлось,не превращает Спаса в простого мужчину с бородой. Спас Рублёва ближе к характиру Спасителя,подобнее Ему,потому что одухотворённее. конечно,если изображение будет неблагочестивым и весьма далёким от характира Христа,то даже пририсовав имя,мы не получим икону Христа, потому что святейшее имя Христа будет контрастировать с неодухотворённым образом и получится нарушение третьей заповеди.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #40 : 29 Апрель 2010, 11:57:53 » |
|
даже характир (тень) ап.Петра был проводником благодати. Это подтверждает мысль, что характир, по сути, - это умопостигаемая идея. Тень - это не есть вещь, предмет, присутствие чего-то. Тень - это абрис пространства, в котором нет света, не привязанный к определенному месту в пространстве. То, что как некий знак прочитывается человеком, который осознает, что это "световое отсутствие" есть след присутствия праведника и который, поэтому, тянется приобщиться к этому знаку.
|
|
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2010, 12:13:06 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #41 : 29 Апрель 2010, 12:01:07 » |
|
очевидно,что Спас Рублёва имел имяначертание. и от того,что оно со временем стёрлось,не превращает Спаса в простого мужчину с бородой. Эту икону в том виде, как она сейчас существует (без имяначертания), можно почитать?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #42 : 29 Апрель 2010, 12:05:25 » |
|
- Спрошу еще раз. Что такое "обоженый характир"?
- отпечаток,признак,печать,образ,особенности... Тогда сформулирую вопрос так: чем отличается "просто характир" от "обоженого характира"? Что в этом словосочетании означает "обоженый"? Обоженый признак бывает?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр А.С.
|
|
« Ответ #43 : 29 Апрель 2010, 12:46:07 » |
|
Тогда сформулирую вопрос так: чем отличается "просто характир" от "обоженого характира"?
Что в этом словосочетании означает "обоженый"? Обоженый признак бывает?
Я так понимаю, обоженность характира определяется обоженностью ипостаси, которой принадлежит данный характир. Сам по себе характир не может быть обожен.
|
|
|
Записан
|
Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #44 : 30 Апрель 2010, 01:02:02 » |
|
даже характир (тень) ап.Петра был проводником благодати. Это подтверждает мысль, что характир, по сути, - это умопостигаемая идея. Тень - это не есть вещь, предмет, присутствие чего-то. Тень - это абрис пространства, в котором нет света, не привязанный к определенному месту в пространстве. То, что как некий знак прочитывается человеком, который осознает, что это "световое отсутствие" есть след присутствия праведника и который, поэтому, тянется приобщиться к этому знаку. Но всё-таки тень -- это не умопостигаемая идея. Ведь не только в нашем уме она созерцается,но и вне ума объективно сопровождает тварный свет как его антипод. Например,св.Иоанн Дамаскин так определяет тьму: " Огонь есть одна из четырех стихий; он легок, более других стихий стремится вверх, имеет одновременно и силу жечь, и силу освещения. Огонь был создан Творцом в первый день, ибо божественное Писание говорит: И рече Бог: да будет свет: и бысть свет (Быт. 1, 3). Огонь, по мнению некоторых, есть не что иное, как свет; однако, другие утверждают, что мировой огонь – называемый у них эфиром – находится выше воздуха. Итак, в начале, т.е. в первый день, Бог создал свет – это убранство и украшение всего видимого творения. В самом деле, отыми свет – и все станется во тьме не различимым и не будет в состоянии показать свойственной ему красоты. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь (Быт. 1, 5). Тьма же не есть какая-либо субстанция, но акциденция. В самом деле, она есть лишение света, так как последний не заключается в существе воздуха. Итак, самое отсутствие света в воздухе Бог назвал тьмою: не субстанция воздуха составляет тьму, но тьму производит лишение света, что скорее означает акциденцию, чем субстанцию. И не ночь была названа первою, но день, так что день прежде, а ночь потом. Таким образом, ночь следует за днем; и от начала дня до другого дня – одни сутки; ибо в Писании сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5)." (ТИПВ 2,7) Свет как сущность создан до человека. И акциденция света (=тьма) тоже имела место до человека,до нашего ума. Относительно характира я пока не знаю что ответить.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|