Romeo
|
|
« Ответ #15 : 24 Март 2009, 17:16:57 » |
|
Хорошо, но каким образом ипостась Христа появилась в иконе? Вернее, на каком основании мы отождествляем образ на иконе с образом Христа? Только из-за соответствующей надписи? Если же надписи нет, то как тогда? Руководствуясь внутренним убеждением, что изображен именно Христос?
Это вопрос больше сюда: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=96.new#new хочу, чтобы на него ответил Азамат
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Romeo
|
|
« Ответ #16 : 24 Март 2009, 17:19:57 » |
|
Спасибо за ссылку, будет время - посмотрю. Может быть, для начала определиться со следующими терминами. Что есть: - ипостась; - характир; - ипостасная идиома; - акциденция? Просто у меня есть свое мнение по поводу этих терминов, но, может быть оно неправильное. Поэтому хочу сравнить его с Вашим. Только в ЖЖ по поводу "ипостаси" море тем было. В общем по всем этим терминам определения даёт преп. И.Дамаскин здесь: http://pagez.ru/lsn/0234.php
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #17 : 24 Март 2009, 17:22:01 » |
|
Спасибо, эту книгу преп. Иоанна Дамаскина знаю, когда-то давно читал, но, видимо, уже все из головы выветрилось, надо заново перечитать.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Romeo
|
|
« Ответ #18 : 24 Март 2009, 17:31:18 » |
|
Спасибо за ссылку, будет время - посмотрю. Может быть, для начала определиться со следующими терминами. Что есть: - ипостась; - характир; - ипостасная идиома; - акциденция? Просто у меня есть свое мнение по поводу этих терминов, но, может быть оно неправильное. Поэтому хочу сравнить его с Вашим. Кстати, по поводу "характИра" у К.Шенборна есть целая глава, при чём не просто, что это такое, а какие значения оно принимало в истории богословия иконы. Да у Шенборна и другие термины разбираются тоже...
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #19 : 24 Март 2009, 21:41:56 » |
|
Может быть, для начала определиться со следующими терминами. Что есть: - ипостась; - характир; - ипостасная идиома; - акциденция? Просто у меня есть свое мнение по поводу этих терминов, но, может быть оно неправильное. Поэтому хочу сравнить его с Вашим.
если совсем кратко,чтобы не мучиться,то 1. ипостась-это конкретный частный субъект или объект какой-либо общей природы. например: Сын,Пётр,лошадь,стул... 2. характир-признак ипостаси. в аспекте иконы под характиром принято называть нематериальный образ ипостаси. например:стирая изображение Иисуса,стираются краски,но не обоженный Его характир. 3. ипостасная идиома-особенность именно этой ипостаси,отличающей её от другой ипостаси в данной природе. например,Сын отличается от Отца и Духа идиомой рождённости и воплощённости, а от людей отличается целым набором под-особенностей (земная биография,конституция тела...) 4. акциденция-тоже особенность ипостаси. делится на неотделимую акц. (=идиома) и отделимую акц. например: отпечатки пальцев-это неотделимая акциденция, а движение пальца-отделимая акциденция.
|
|
« Последнее редактирование: 24 Март 2009, 21:47:02 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #20 : 24 Март 2009, 21:50:04 » |
|
Спасибо, Азамат! Значит, я правильно толковал эти термины, что радует!
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #21 : 26 Апрель 2010, 16:44:20 » |
|
похоже нынче вовсю процветает иконоборчество. Кирилл Кострыкин лишает икону единства поклонения с изображённой ипостасью: http://vkontakte.ru/topic-4938_20468452#offset=2040там же некий Сергей Герман противопоставляет поклонение почитанию (отвергая поклонение иконам) вместо того,чтобы исповедовать различные значения поклонения: служебное и почитательное. их арсенал -- это такие выдающиеся богословы,как Кураев,Осипов,Смирнов,Гундяев... а свв.отцы в пылу полемики всё преувеличили. ведь богословие развивается,а отцы устарели. куда им до современных профессоров МДА...
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #22 : 26 Апрель 2010, 20:07:07 » |
|
да, они еще и тебя обвинили в ереси. я в таких случаях (когда начинают обвинять) делаю очень просто - привожу цитаты из свв. отцов, а потом так издевательски говорю - простите, а Вы что, со святыми отцами не согласны? может, Вы считаете себя себя умнее их? Или, может святые отцы для Вас еретики? так давайте мы Вас вместо них в иконостас поставим
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #23 : 26 Апрель 2010, 20:41:49 » |
|
да, они еще и тебя обвинили в ереси. я в таких случаях (когда начинают обвинять) делаю очень просто - привожу цитаты из свв. отцов о,я там привёл столько цитат! но это как об стенку горох. Сергей Герман в ответ на цитаты св.Феодора Студита: "РАЗДЕЛЕНИЕ понятий "поклонение" и почитание" близких по сути, но отличающихся степенью почтения, появилось не сразу, а с развитием Богословия. если бы вы почитали лекции проф. Осипова, и не высокомерствовали "о попсе" - вы об этом бы знали. Церковь призывает нас обращаться к опыту современных нам святых прежде опыта обращения к старине. (Патриарх Кирилл) "Иконам мы не поклоняемся - мы их почитаем" (Св. прав. Иоанн Кроншатдский). цитата Прот. Д. Смирнова на тк. "Спас". почитайте ещё Св. Григория Двоеслова. а для начала почитайте того же Осипова."
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #24 : 27 Апрель 2010, 14:06:18 » |
|
их арсенал -- это такие выдающиеся богословы,как Кураев,Осипов,Смирнов,Гундяев...
а свв.отцы в пылу полемики всё преувеличили. ведь богословие развивается,а отцы устарели. куда им до современных профессоров МДА... Это беда какая-то сейчас когда современные православные в дискуссии отрицают Святых Отцов, и противопоставляют им лжемнения Болотова, Карташёва, Мейендорфа, Меня, Кураева, Осипова или начинают толковать Святых Отцов через призму перечисленных мной теологов, которые сами же еретичествуют в догматике. Или начинают применять дешёвый приём - мол, ты мирянин ничего не знашь, а он профессор, у него богословское образование. Почему-то сложилось штампованное мнение, что мирянин в богословии должен быть безграмотным.
|
|
« Последнее редактирование: 27 Апрель 2010, 14:08:24 от Денис В.С. »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #25 : 27 Апрель 2010, 16:41:37 » |
|
все-таки, имхо, надо быть осторожнее с поклонением-почитанием
ни 7 Вс. соб, ни св. Ф. Студит не отрицали различия в поклонении и почитании в смысле: "поклоняемся Божеству, иконы -- почитаем"
разница с современными (и не очень) криптоиконоборцами ("умеренным иконоборчеством") состоит в том, что иконопочитатели не отделяют Божества, присутствующего в иконе от Божества-Самого-по-Себе (иначе получилось бы идолопоклонничество), для них это тот же самый Бог, Которому подобает поклонение (а почитаются иконы для них в том же самом смысле, в которым почитаются вообще священные предметы в храме)
а криптоиконоборцы отрицают реальное присутствие Божества в иконе, поэтому для них ни в каком смысле нельзя говорить о поклонении в отношении иконы
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #26 : 27 Апрель 2010, 22:47:32 » |
|
2. характир-признак ипостаси. в аспекте иконы под характиром принято называть нематериальный образ ипостаси. например: стирая изображение Иисуса, стираются краски, но не обоженный Его характир. Не поняла. Можно пояснить?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #27 : 28 Апрель 2010, 11:00:36 » |
|
характир - это совокупность свойств, которые созерцаются в первообразе, а краски - это вещество. с помощью которого характир обозначается в образе
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #28 : 28 Апрель 2010, 11:09:33 » |
|
св. Феодор Студит, из "Письма Платону":
Итак, покланяющийся изображению покланяется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности, т.е. не веществу изображения он покланяется, но начертанному на нем, - и в отношении тождества поклонения изображение неотделимо от первообраза, ибо в отношении подобия изображение тождественно первообразу. Поэтому и Василий Великий говорит, что царем называется и изображение царя, хотя, однако, не два царя, ибо ни сила не рассекается, ни слава не разделяется. Ибо как правящее нами господство - одно, и власть - одна, так и воссылаемое нами славословие одно, а не многие. Поэтому честь изображения переходить к первообразу. Если же она переходит к первообразу, то не разное, но одно и то же бывает почитание и поклонение, как один и тот же первообраз, которому воздается поклонение и в изображении.
Это надо четко помнить - "в отношение подобия образ тождествен первообразу". мы говорим об ипостасном тождестве образа и первообраза. но это ипостасное тождество имеет иной смысл и характер. нежели ипостасное тождество божественной и человеческой природ во Христе ипостасное тождество божественной и человеческой природ во Христе - по восприятию чел. прирды в ипостась Бога Слова, но природу иконы (вещества досок, красок и т.д.) Христос не воспринимал. Здесь тождество образа и первообраза не по восприятию, а по подобию. То есть по тождеству именования и (или) характира, созерцаемого в образе и в первообразе. через единое именование и (или) характир первообраз присутствует в образе
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #29 : 28 Апрель 2010, 11:39:54 » |
|
правда, здесь есть один неясный момент. характир, наблюдаемый в образе - он тожественен характиру, созерцаемому в первообразе, или только неразлично подобен ему? Почему этот вопрос возник. Дело в том, что сама формулировка святого отца "в отношении подобия изображение тождественно первообразу" предполагает как-бы два момента, тождество и подобие. это "тождество по подобию" звучит само по себе парадоксально, т.к. подобие - это полное сходство, но еще не тождество Второе - это то, что у Феодора встречается выражение - "первообраз, присутствующий в образе". "присутствующий в образе" и "тождественный образу" - это немного разные вещи. Кто что думает об этом?
|
|
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2010, 11:43:55 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
|