consensus patrum
26 Апрель 2024, 12:12:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4
  Печать  
Автор Тема: Поклонение и почитание  (Прочитано 30137 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #15 : 24 Март 2009, 17:16:57 »

Хорошо, но каким образом ипостась Христа появилась в иконе? Вернее, на каком основании мы отождествляем образ на иконе с образом Христа? Только из-за соответствующей надписи? Если же надписи нет, то как тогда? Руководствуясь внутренним убеждением, что изображен именно Христос?

Это вопрос больше сюда:   http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=96.new#new    хочу, чтобы на него ответил Азамат
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #16 : 24 Март 2009, 17:19:57 »

Спасибо за ссылку, будет время - посмотрю. Может быть, для начала определиться со следующими терминами. Что есть:
- ипостась;
- характир;
- ипостасная идиома;
- акциденция?
Просто у меня есть свое мнение по поводу этих терминов, но, может быть оно неправильное. Поэтому хочу сравнить его с Вашим.

Только в ЖЖ по поводу "ипостаси" море тем было.

В общем по всем этим терминам определения даёт преп. И.Дамаскин здесь: http://pagez.ru/lsn/0234.php
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #17 : 24 Март 2009, 17:22:01 »

Спасибо, эту книгу преп. Иоанна Дамаскина знаю, когда-то давно читал, но, видимо, уже все из головы выветрилось, надо заново перечитать.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #18 : 24 Март 2009, 17:31:18 »


Спасибо за ссылку, будет время - посмотрю. Может быть, для начала определиться со следующими терминами. Что есть:
- ипостась;
- характир;
- ипостасная идиома;
- акциденция?
Просто у меня есть свое мнение по поводу этих терминов, но, может быть оно неправильное. Поэтому хочу сравнить его с Вашим.

Кстати, по поводу "характИра" у К.Шенборна есть целая глава, при чём не просто, что это такое, а какие значения оно принимало в истории богословия иконы. Да у Шенборна и другие термины разбираются тоже...
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #19 : 24 Март 2009, 21:41:56 »

Может быть, для начала определиться со следующими терминами. Что есть:
- ипостась;
- характир;
- ипостасная идиома;
- акциденция?
Просто у меня есть свое мнение по поводу этих терминов, но, может быть оно неправильное. Поэтому хочу сравнить его с Вашим.

если совсем кратко,чтобы не мучиться,то

1. ипостась-это конкретный частный субъект или объект какой-либо общей природы.
например: Сын,Пётр,лошадь,стул...

2. характир-признак ипостаси. в аспекте иконы под характиром принято называть нематериальный образ ипостаси.
например:стирая изображение Иисуса,стираются краски,но не обоженный Его характир.

3. ипостасная идиома-особенность именно этой ипостаси,отличающей её от другой ипостаси в данной природе.
например,Сын отличается от Отца и Духа идиомой рождённости и воплощённости,
а от людей отличается целым набором под-особенностей (земная биография,конституция тела...)

4. акциденция-тоже особенность ипостаси. делится на неотделимую акц. (=идиома) и отделимую акц.
например: отпечатки пальцев-это неотделимая акциденция, а движение пальца-отделимая акциденция.
« Последнее редактирование: 24 Март 2009, 21:47:02 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #20 : 24 Март 2009, 21:50:04 »

Спасибо, Азамат! Значит, я правильно толковал эти термины, что радует! Улыбающийся
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #21 : 26 Апрель 2010, 16:44:20 »

похоже нынче вовсю процветает иконоборчество.

Кирилл Кострыкин лишает икону единства поклонения с изображённой ипостасью:

http://vkontakte.ru/topic-4938_20468452#offset=2040

там же некий Сергей Герман противопоставляет поклонение почитанию (отвергая поклонение иконам) вместо того,чтобы исповедовать различные значения поклонения: служебное и почитательное.

их арсенал -- это такие выдающиеся богословы,как Кураев,Осипов,Смирнов,Гундяев...

а свв.отцы в пылу полемики всё преувеличили. ведь богословие развивается,а отцы устарели. куда им до современных профессоров МДА...
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #22 : 26 Апрель 2010, 20:07:07 »

да, они еще и тебя обвинили в ереси. я в таких случаях (когда начинают обвинять) делаю очень просто - привожу цитаты из свв. отцов, а потом так издевательски говорю - простите, а Вы что, со святыми отцами не согласны? может, Вы считаете себя себя умнее их? Или, может святые отцы для Вас еретики? так давайте мы Вас вместо них в иконостас поставим  Смеющийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #23 : 26 Апрель 2010, 20:41:49 »

да, они еще и тебя обвинили в ереси. я в таких случаях (когда начинают обвинять) делаю очень просто - привожу цитаты из свв. отцов

о,я там привёл столько цитат! но это как об стенку горох.

Сергей Герман в ответ на цитаты св.Феодора Студита:

"РАЗДЕЛЕНИЕ понятий "поклонение" и почитание" близких по сути, но отличающихся степенью почтения, появилось не сразу, а с развитием Богословия. если бы вы почитали лекции проф. Осипова, и не высокомерствовали "о попсе" - вы об этом бы знали.

Церковь призывает нас обращаться к опыту современных нам святых прежде опыта обращения к старине. (Патриарх Кирилл)
"Иконам мы не поклоняемся - мы их почитаем" (Св. прав. Иоанн Кроншатдский). цитата Прот. Д. Смирнова на тк. "Спас".

почитайте ещё Св. Григория Двоеслова. а для начала почитайте того же Осипова."
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #24 : 27 Апрель 2010, 14:06:18 »

Цитировать
их арсенал -- это такие выдающиеся богословы,как Кураев,Осипов,Смирнов,Гундяев...

а свв.отцы в пылу полемики всё преувеличили. ведь богословие развивается,а отцы устарели. куда им до современных профессоров МДА...

Это беда какая-то сейчас когда современные православные в дискуссии отрицают Святых Отцов, и противопоставляют им лжемнения Болотова, Карташёва, Мейендорфа, Меня, Кураева, Осипова или начинают толковать Святых Отцов через призму перечисленных мной теологов, которые сами же еретичествуют в догматике.

Или начинают применять дешёвый приём - мол, ты мирянин  ничего не знашь, а он профессор, у него богословское образование. Почему-то сложилось штампованное мнение, что мирянин в богословии должен быть безграмотным.
« Последнее редактирование: 27 Апрель 2010, 14:08:24 от Денис В.С. » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #25 : 27 Апрель 2010, 16:41:37 »

все-таки, имхо, надо быть осторожнее с поклонением-почитанием

ни 7 Вс. соб, ни св. Ф. Студит не отрицали различия в поклонении и почитании в смысле: "поклоняемся Божеству, иконы -- почитаем"

разница с современными (и не очень) криптоиконоборцами ("умеренным иконоборчеством") состоит в том, что иконопочитатели не отделяют Божества, присутствующего в иконе от Божества-Самого-по-Себе (иначе получилось бы идолопоклонничество), для них это тот же самый Бог, Которому подобает поклонение (а почитаются иконы для них в том же самом смысле, в которым почитаются вообще священные предметы в храме)

а криптоиконоборцы отрицают реальное присутствие Божества в иконе, поэтому для них ни в каком смысле нельзя говорить о поклонении в отношении иконы
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #26 : 27 Апрель 2010, 22:47:32 »

Цитата: azamat
2. характир-признак ипостаси. в аспекте иконы под характиром принято называть нематериальный образ ипостаси.
например: стирая изображение Иисуса, стираются краски, но не обоженный Его характир.

Не поняла. Можно пояснить?

Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #27 : 28 Апрель 2010, 11:00:36 »

характир - это совокупность свойств, которые созерцаются в первообразе, а краски - это вещество. с помощью которого характир обозначается в образе
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #28 : 28 Апрель 2010, 11:09:33 »

св. Феодор Студит, из "Письма Платону":

Итак, покланяющийся изображению покланяется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности, т.е. не веществу изображения он покланяется, но начертанному на нем, - и в отношении тождества поклонения изображение неотделимо от первообраза, ибо в отношении подобия изображение тождественно первообразу. Поэтому и Василий Великий говорит, что царем называется и изображение царя, хотя, однако, не два царя, ибо ни сила не рассекается, ни слава не разделяется. Ибо как правящее нами господство - одно, и власть - одна, так и воссылаемое нами славословие одно, а не многие. Поэтому честь изображения переходить к первообразу. Если же она переходит к первообразу, то не разное, но одно и то же бывает почитание и поклонение, как один и тот же первообраз, которому воздается поклонение и в изображении.

Это надо четко помнить - "в отношение подобия образ тождествен первообразу". мы говорим об ипостасном тождестве образа и первообраза. но это ипостасное тождество имеет иной смысл и характер. нежели ипостасное тождество божественной и человеческой природ во Христе ипостасное тождество божественной и человеческой природ во Христе - по восприятию чел. прирды в ипостась Бога Слова, но природу иконы (вещества досок, красок и т.д.) Христос не воспринимал. Здесь тождество образа и первообраза не по восприятию, а по подобию. То есть по  тождеству именования и (или) характира, созерцаемого в образе и в первообразе. через единое именование и (или) характир первообраз присутствует в образе

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #29 : 28 Апрель 2010, 11:39:54 »

правда, здесь есть один неясный момент. характир, наблюдаемый в образе - он тожественен характиру, созерцаемому в первообразе, или только неразлично подобен ему?

Почему этот вопрос возник. Дело в том, что сама формулировка святого отца

"в отношении подобия изображение тождественно первообразу" предполагает как-бы два момента, тождество и подобие. это "тождество по подобию" звучит само по себе парадоксально, т.к. подобие -  это полное сходство, но еще не тождество

Второе - это то, что у Феодора встречается выражение - "первообраз, присутствующий в образе". "присутствующий в образе" и "тождественный образу" - это немного разные вещи.

Кто что думает об этом? Улыбающийся
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2010, 11:43:55 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: 1 [2] 3 4
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!